Коррекционная работа по развитию устной речи
у детей с ОВЗ на уроках мир природы и человека.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи, речевого общения.
Учебный предмет «Ознакомление с окружающим и развитие речи» является специфическим для обучения младших школьников с ОВЗ. Занятия по этому предмету рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Основными задачами этих уроков являются следующие:
-повышение речевой мотивации учащихся;
-коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся;
-обогащение пассивного и активного словаря;
-совершенствование уже сформировавшихся функций и форм речи (в частности диалогической речи);
-формирование коммуникативно-речевых умений;
-учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);
-обучать творческому рассказыванию;
-расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать свои мысли затрудняют процесс обучения детей с ОВЗ. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, способствует речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения детей с ОВЗ по всем учебным предметам. Это обуславливает актуальность проблемы построения наиболее эффективной коррекционной работы по развитию устной речи у таких детей.
Учитывая своеобразие речевого развития детей с ОВЗ, была разработана система коррекционных мероприятий по преодолению речевых нарушений в учебно-воспитательном процессе.
Ставились следующие задачи:
- определить уровень речевого развития учащихся, поступивших в 1 класс;
- провести анализ нарушений звукопроизносительной стороны речи у каждого ребенка;
- выяснить влияние нарушения звукопроизносительной стороны речи на особенности их общения.
Использовались следующие методы:
- изучение специальной литературы;
- изучение анамнестических данных и педагогических характеристик;
- наблюдение за учащимися на уроках и во внеурочное время;
- беседы со школьным логопедом и психологом.
Результаты диагностики показали, что у всех детей низкий уровень речевого развития. Словарный запас ограничен. В их речи преобладают слова, обозначающие конкретные предметы, почти нет слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия. Лексический запас стереотипен, часто употребляются одни и те же слова. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры, сравнения, слова с переносным значением вообще детям не понятны. Сведения о себе и об окружающем мире ограничены. Загадок почти не знают и не умеют их отгадывать. Все затрудняются составлять предложения. Если составляют, то из 2-3 слов. Все предложения однотипные и примитивные. А составлять рассказ вообще не может никто. Могут только отвечать на поставленные учителем вопросы. Произносительная сторона речи у многих детей не сформирована.
К. Д. Ушинский говорил, что «процесс мышления весь совершается в словах». Иными словами, мы мыслим при помощи слов. Если у ребенка плохо с пониманием слов, вряд ли у него в голове родятся связные мысли. Такой ребенок больше будет жить ощущениями, подобно животному. Моя задача состоит в том, чтобы развить сознание ребенка, его рассудок. Убогость слова порождает убогость рассудка. Поэтому первостепенное внимание уделяю пониманию слов.
Формирование словаря учащихся провожу в трёх основных направлениях:
- обогащение словаря (его пополнение новыми, ранее неизвестными ученикам словами);
- уточнение словарного запаса (расширение понимания значения слов, наполнение содержанием слов, имеющихся в словаре, усвоением многозначности, синонимики и т.п.);
- активизация лексики (перевод слов пассивного словаря в активный, включение слов в словосочетания, предложения).
Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:
1.Называние предметов и их частей.
2.Называние действия или состояния изучаемых предметов. 3.Называние признаков.
4.Работа с загадками.
5.Сравнение предметов на основе определенных признаков (цвет, форма, размер и т. д.) или характерных действий.
6.Анализ и синтез: расчленение предмета на части и узнавание целого по его частям.
7.Классификация предметов по основному признаку (местонахождению, материалу, форме, принадлежности к тому или иному родовому понятию).
8.Работа с антонимами и синонимами.
9. Подбор однокоренных слов.
В словарной работе применяю тематический подход, т.е. тематическое объединение слов, связанных ситуативной близостью. Знакомство на занятии с группой тематически близких слов облегчает учащимся их усвоение и запоминание.
Основными принципами организации уроков является наглядность и предметность преподавания, то есть организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект по возможности был воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Необходимо систематизировать, упорядочить чувственный опыт аномальных детей, приобретенный в процессе наблюдения. Здесь важно показать ученикам последовательность описания объекта и основной словарь, необходимый для этого.
Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках развития речи и как подготовка к овладению учащимися связной речью. Фактически предложение служит тем строительным материалом, из которого создаётся сложное целое – текст. Упражнения для овладения умением составлять предложения различаются по степени самостоятельности их выполнения – это упражнения по образцу, конструктивные и творческие.
Упражнения по образцу предполагают составление предложений, аналогичных по структуре данному, но с заменой некоторых слов. Этот вид работы широко применяю в различных дидактических играх, когда учащимся приходится поочередно отвечать на один и тот же вопрос.
Отработка предложений по аналогии может осуществляться и при составлении загадок.
К этой же группе упражнений можно отнести составление ответов на вопросы, когда вопрос служит основой для выбора конструкции и словаря.
В группу конструктивных упражнений входят следующие:
1.Восстановление деформированного предложения.
2.Ступенчатое распространение предложения.
3.Соединение двух простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
4. Редактирование предложений, содержащих речевые и смысловые ошибки.
Эти упражнения готовят школьников к составлению текста, но не организуют его.
Одним из приёмов, побуждающих школьников с ОВЗ к высказыванию, постановке вопроса, участию в диалоге, развитию коммуникативной функции речи является использование мнемодорожек или мнемотехники. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, мнемотехники. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи, облегчающим запоминание и увеличивающим объём памяти, что и составляет суть детей с ОВЗ. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов. Например, работая по теме «Овощи» или «Фрукты» использую такую:
|
Цвет |
Форма |
Размер |
|
|
|
|
|
Вкус |
Где растет |
Употребление в пищу |
|
|
|
|
Не умея читать, первоклассники, зрительно глядя на схему, дают подробное описание предмета, используя в своей речи прилагательные, то есть у учащихся формируются первичные навыки связного рассказа без наводящих вопросов. В своей речи первоклассники не умеют употреблять предлоги, глаголы. Как их научить употреблять? Так при прохождении темы урока «Посуда» я использую схему:
|
|
|
|||||||
|
?
|
за в на |
Предложение будет звучать примерно так: зелёная кастрюля стоит в шкафу. Синяя кастрюля стоит на столе. Белая кастрюля стоит за чайником. Вызывая ученика, показываю указкой цвет, предмет, даю возможность выбора действий (упала, лежит, разбилась), предлог и картинку. Все эти графические схемы помогают аномальным детям строить и моделировать фразу, что способствует развитию связной устной речи, составлению развёрнутой фразы, опираясь на наглядность. Учащиеся приобретают навык воспринимать графические схемы.
Приём мнемотехники использую также и при работе с текстом.
Например, по теме «Кошка» для рассказа об этом животном предлагаю такую мнемодорожку:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с текстом требует применения и других приемов, которые обеспечивают его смысловую цельность и языковую связность.
Для устранения однообразия в работе по составлению текста, использую различные виды планов, модифицируя их. Картинный план помогает детям точно передать содержание рассказа, употребив необходимые глаголы. Например, по теме «Собака» в первом классе даётся такой рассказ:
«У собаки были щенки. Они спали на траве около будки. Пришёл петух и закукарекал. Щенята испугались и спрятались в будку. Пришла собака и выгнала петуха».
![]()
![]()

![]()

![]()
![]()
![]()
![]()

По данному картинному плану дети с удовольствием пересказывают рассказ.
По картинному плану можно составлять и сказки.
Трудно переоценить роль искусства в развитии устной речи детей.
На уроках развития
речи часто применяю арт-терапевтические технологии, в частности приемы
куклотерапии. Куклотерапия может применяться в различных формах. Одна из самых действенных форм работы
- "кукольный театр". "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе.
Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.
Театрально-игровая
деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы
ребёнка. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать
стихи, сказки, рассказы, мини-сценки. Ребёнок с удовольствием берёт в руки
персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Любимые
герои становятся образцами для подражания. Опосредуя с куклами взаимодействие с
другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли
персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели
социального поведения. Подражая героям кукол, говорят правильно, эмоционально,
выразительно.
В процессе организованного наблюдения за изменениями в природе реальным становится использование интонации как средства оформления своего высказывания, так как именно реальное явления и натуральные предметы стимулируют у школьников данной категории эмоции удивления, восторга, радости. Именно наблюдая за солнцем, небом, травой ученики познают логику природы, оформляя свои впечатления в доступной им речевой форме.
В настоящее время эффективность уроков зависит от использования компьютерных презентаций. Стараюсь чаще их использовать в работе. Изучение нового и повторение пройденного с помощью презентаций весьма увлекательно, так как может включать самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, тексты, картины, видео- и аудиофрагменты, элементы анимации.
Перечисленные формы работы, направленные на развитие речи детей с ОВЗ, не исчерпывают всех путей преодоления общего недоразвития речи учеников. Только пристальное внимание учителя как каждый школьник участвует в беседе, комментирует выполненную работу, насколько он грамотно и полно высказывается, позволит оказать ему необходимую и своевременную помощь в овладении всеми компонентами речи.
Проводимая коррекционная работа по развитию устной речи помогает детям с ОВЗ связно излагать свои мысли в процессе обучения по всем предметам, способствует полноценному общению с людьми, преодолению речевой замкнутости, неуверенности в себе, помогает успешной социализации детей в общество.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.