Коррекционная работа по развитию устной речи у детей с ОВЗ на уроках мир природы и человека.

  • docx
  • 23.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коррекционная работа по развитию устной речи.docx

Коррекционная работа по развитию устной речи

 у детей с ОВЗ на уроках мир природы и человека.

  Одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи, речевого общения.

Учебный  предмет «Ознакомление с окружающим и развитие речи» является специфическим для обучения младших школьников с ОВЗ. Занятия по этому предмету рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Основными задачами этих уроков являются следующие:

 -повышение речевой мотивации учащихся;

-коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся;

-обогащение пассивного и активного словаря;

-совершенствование уже сформировавшихся функций и форм речи (в частности диалогической речи);

-формирование коммуникативно-речевых умений;

-учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);

-обучать творческому рассказыванию;

-расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать свои мысли затрудняют процесс обучения детей с ОВЗ. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, способствует речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения детей с ОВЗ по всем учебным предметам. Это обуславливает  актуальность  проблемы построения наиболее эффективной коррекционной работы по развитию устной речи у таких детей.

Учитывая своеобразие речевого развития детей с ОВЗ, была разработана система коррекционных мероприятий по преодолению речевых нарушений в учебно-воспитательном процессе.

Ставились следующие задачи:

- определить уровень речевого развития учащихся, поступивших в 1 класс;

- провести анализ нарушений звукопроизносительной стороны речи у каждого ребенка;

- выяснить влияние нарушения звукопроизносительной стороны речи на особенности их общения.

 Использовались следующие методы:

- изучение специальной литературы;

- изучение анамнестических данных и педагогических характеристик;

- наблюдение за учащимися на уроках и во внеурочное время;

- беседы со школьным логопедом и психологом.

Результаты диагностики показали, что у всех детей низкий уровень речевого развития. Словарный запас ограничен. В их речи преобладают слова, обозначающие конкретные предметы, почти нет слов, обозначающих  отвлеченные и обобщающие понятия. Лексический запас стереотипен, часто употребляются одни и те же слова. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры, сравнения, слова с переносным значением вообще детям не понятны. Сведения о себе и об окружающем мире ограничены. Загадок почти не знают  и не умеют их отгадывать. Все затрудняются составлять предложения. Если составляют, то из 2-3 слов. Все предложения однотипные и примитивные. А составлять рассказ вообще не может никто. Могут только отвечать на поставленные учителем вопросы. Произносительная сторона речи у многих  детей не сформирована.

К. Д. Ушинский говорил, что «процесс мышления весь совершается в словах». Иными словами, мы мыслим при помощи слов. Если у ребенка плохо с пониманием слов, вряд ли у него в голове родятся связные мысли. Такой ребенок больше будет жить ощущениями, подобно животному. Моя задача состоит в том, чтобы развить сознание ребенка, его рассудок. Убогость слова порождает убогость рассудка. Поэтому первостепенное внимание уделяю пониманию слов.

Формирование словаря учащихся провожу в трёх основных направлениях:

- обогащение словаря (его пополнение новыми, ранее неизвестными ученикам словами);

- уточнение словарного запаса (расширение понимания значения слов, наполнение содержанием слов, имеющихся в словаре, усвоением многозначности, синонимики и т.п.);

- активизация лексики (перевод слов пассивного словаря в активный, включение слов в словосочетания, предложения).

Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:

1.Называние предметов и их частей.

2.Называние действия или состояния изучаемых предме­тов. 3.Называние признаков.

4.Работа с загадками.

5.Сравнение предметов на основе определенных признаков (цвет, форма, размер и т. д.) или характерных действий.

6.Анализ и синтез: расчленение предмета на части и узнавание целого по его частям.

7.Классификация предметов по основному признаку (место­нахождению, материалу, форме, принадлежности к тому или иному родовому понятию).

8.Работа с антонимами и синонимами.

9. Подбор однокоренных слов.

     В словарной работе применяю тематический подход, т.е. тематическое объединение слов, связанных ситуативной близостью. Знакомство на занятии с группой тематически близких слов облегчает учащимся их усвоение и запоминание.     

Основными принципами организации уроков является наглядность и предметность преподавания, то есть организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект по возможности был воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием,  обонянием,  тактильными ощущениями.  Необходимо систематизировать, упорядочить чувственный опыт аномальных детей,  приобретенный в процессе наблюдения.  Здесь важно показать ученикам последовательность описания объекта и основной словарь, необходимый для этого.

       Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках развития речи и как подготовка к овладению учащимися связной речью. Фактически предложение служит тем строительным материалом, из которого создаётся сложное целое – текст. Упражнения для овладения умением составлять предложения различаются по степени самостоятельности их выполнения – это упражнения по образцу, конструктивные и творческие.

Упражнения по образцу предполагают составление предло­жений, аналогичных по структуре данному, но с заменой неко­торых слов. Этот вид работы широко применяю в различных дидактических играх, когда учащимся приходится поочередно от­вечать на один и тот же вопрос.

Отработка предложений по аналогии может осуществляться и при составлении загадок.

 К этой же группе упражнений можно отнести составление от­ветов на вопросы, когда вопрос служит основой для выбора конструкции и словаря.

В  группу конструктивных упражнений  входят следующие:

1.Восстановление деформированного предложения.

2.Ступенчатое распространение предложения.

3.Соединение двух простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

4. Редактирование предложений, содержащих речевые и смысловые ошибки.

Эти упражнения готовят школьников к составлению текста, но не организуют его.

  Одним из приёмов, побуждающих школьников с ОВЗ к высказыванию, постановке вопроса, участию в диалоге, развитию коммуникативной функции речи является использование мнемодорожек или мнемотехники. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, мнемотехники. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи, облегчающим запоминание и увеличивающим объём памяти, что и составляет суть детей с ОВЗ. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов. Например, работая по теме  «Овощи» или  «Фрукты» использую такую:

 

 

Цвет

Форма

Размер

    

Вкус

Где растет

Употребление в пищу

      

        

                 

    

      

 

 

Не умея читать,  первоклассники, зрительно глядя на схему,  дают подробное  описание предмета, используя в своей речи прилагательные, то есть у учащихся формируются первичные навыки связного рассказа без наводящих вопросов. В своей речи первоклассники не умеют употреблять предлоги,  глаголы. Как их научить употреблять? Так при прохождении темы урока «Посуда» я использую схему:

 

 

 

 

?

 

 

 

 


за  

в

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение будет звучать    примерно так: зелёная кастрюля стоит в шкафу. Синяя кастрюля стоит на столе. Белая кастрюля стоит за чайником. Вызывая ученика, показываю указкой цвет, предмет, даю возможность выбора действий  (упала, лежит, разбилась), предлог и картинку. Все эти графические схемы помогают аномальным детям строить и моделировать фразу, что способствует развитию связной устной речи,  составлению развёрнутой фразы,  опираясь на наглядность. Учащиеся приобретают навык воспринимать графические схемы.

 Приём мнемотехники использую также и при работе с текстом.

Например, по теме «Кошка» для рассказа об этом животном предлагаю такую  мнемодорожку:

 

 

 

 

 

 

 Работа с текстом требует приме­нения и других приемов, которые обеспечивают его смыс­ловую цельность и языковую связность.

Для устранения однообразия в работе по составлению текста,  использую различные виды планов, модифицируя их. Картинный план помогает детям точно передать содержание рассказа, употребив необходимые глаголы. Например, по теме «Собака» в первом классе даётся такой рассказ:

«У собаки были щенки. Они спали на траве около будки. Пришёл петух и закукарекал. Щенята испугались и спрятались в будку. Пришла собака и выгнала петуха».

                            

                                 осока

По данному картинному плану дети с удовольствием пересказывают рассказ.

По картинному плану можно составлять и сказки.

    Трудно переоценить роль искусства в развитии устной речи детей.

      На уроках развития речи часто применяю арт-терапевтические технологии, в частности приемы куклотерапии. Куклотерапия может применяться в различных формах. Одна из самых действенных форм работы  -  "кукольный театр". "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.
Театрально-игровая деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки. Ребёнок с удовольствием берёт в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Любимые герои становятся образцами для подражания. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Подражая героям кукол, говорят правильно, эмоционально, выразительно.

        В процессе организованного наблюдения за изменениями в природе реальным становится использование интонации как средства оформления своего высказывания,  так как именно реальное явления и натуральные предметы стимулируют у школьников данной категории эмоции удивления,  восторга,  радости. Именно наблюдая за солнцем, небом,  травой ученики познают логику природы, оформляя свои впечатления в доступной им речевой форме.

В настоящее время эффективность уроков зависит от использования компьютерных презентаций. Стараюсь чаще их использовать в работе. Изучение нового и повторение пройденного с помощью презентаций весьма увлекательно, так как может включать самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, тексты, картины, видео- и аудиофрагменты, элементы анимации.

Перечисленные формы работы, направленные на развитие речи детей с ОВЗ,  не исчерпывают всех путей преодоления общего недоразвития речи учеников. Только пристальное внимание учителя как каждый школьник участвует в беседе,  комментирует выполненную работу,  насколько он грамотно и полно высказывается, позволит оказать ему необходимую и своевременную помощь в овладении всеми компонентами речи.

Проводимая коррекционная работа по развитию устной речи помогает детям с ОВЗ связно излагать свои мысли в процессе обучения по всем предметам, способствует полноценному общению с людьми, преодолению речевой замкнутости, неуверенности в себе, помогает успешной социализации детей в общество.