Коррекционная работа по развитию устной речи у детей с ОВЗ на уроках мир природы и человека.

  • ppt
  • 23.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа по развитию устной речи.ppt





Коррекционная работа по развитию устной речи у
детей с ОВЗ на уроках мир природы и человека

Выполнила учитель начальных классов
ГКОУ «С(КО)ШИ»
Померанцева Ольга Николаевна

Цель уроков ознакомления с окружающим и развития речи - коррекция недостатков общего и речевого развития детей с ОВЗ, их познавательной деятельности.
Задачи уроков:
- повышение речевой мотивации учащихся;
- коррекция недостатков общего и речевого развития обучающихся;
расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
-развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти;

Актуальность  проблемы

- дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать свои мысли затрудняют процесс обучения детей с ОВЗ;
- нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, способствует речевой замкнутости, неуверенности в себе.

Направления работы по коррекции недостатков развития речи обучающихся:

- лексическая работа;

- работа над предложением;

-развитие связной речи.

Основные направлениях формирования словаря обучающихся :

- обогащение словаря (его пополнение новыми, ранее неизвестными ученикам словами);
уточнение словарного запаса (расширение понимания значения слов, наполнение содержанием слов, имеющихся в словаре, усвоением
многозначности, синонимики и т.п.);
- активизация лексики (перевод слов пассивного словаря в активный, включение слов в словосочетания, предложения).

Упражнения для работы по формированию словаря обучающихся:

1.Называние предметов и их частей.

2.Называние действия или состояния изучаемых предметов.

3.Называние признаков.

4.Работа с загадками.

5.Сравнение предметов на основе определенных признаков или характерных действий.

6.Анализ и синтез: расчленение предмета на части и узнавание целого по его частям.

7.Классификация предметов по основному признаку

8.Работа с антонимами и синонимами.

9.Подбор однокоренных слов.

Упражнения для овладения умением составлять предложения :
-упражнения по образцу
(составление предложений, аналогичных по структуре данному);
-конструктивные
(восстановление деформированного предложения, ступенчатое распространение предложения, соединение двух простых предложений в одно сложное, редактирование предложений);
-творческие
(составляются по опорным словам, по предметным картинкам , по сюжетной картинке ,на основе имеющихся у детей представлений).

Мнемотехника - использование символов, заместителей, графических аналогий, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

.

Мнемодорожки

Цвет

Форма

Размер

Вкус

Где растёт

Употребление в пищу

Мнемодорожки


?
________________________

________________________


В


ЗА


НА

Мнемодорожки

Картинный план

Куклотерапия

Заключение

Проводимая коррекционная работа по развитию устной речи помогает детям с ОВЗ связно излагать свои мысли в процессе обучения по всем предметам, способствует полноценному общению с людьми, преодолению речевой замкнутости, неуверенности в себе, помогает успешной социализации детей в общество.
,

.