Коррекционная работа по развитию устной речи у
детей с ОВЗ на уроках мир природы и человека
Выполнила учитель начальных классов
ГКОУ «С(КО)ШИ»
Померанцева Ольга Николаевна
Цель уроков ознакомления с окружающим и развития речи - коррекция недостатков общего и речевого развития детей с ОВЗ, их познавательной деятельности.
Задачи уроков:
- повышение речевой мотивации учащихся;
- коррекция недостатков общего и речевого развития обучающихся;
расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
-развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти;
Актуальность проблемы
- дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать свои мысли затрудняют процесс обучения детей с ОВЗ;
- нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, способствует речевой замкнутости, неуверенности в себе.
Направления работы по коррекции недостатков развития речи обучающихся:
- лексическая работа;
- работа над предложением;
-развитие связной речи.
Основные направлениях формирования словаря обучающихся :
- обогащение словаря (его пополнение новыми, ранее неизвестными ученикам словами);
уточнение словарного запаса (расширение понимания значения слов, наполнение содержанием слов, имеющихся в словаре, усвоением
многозначности, синонимики и т.п.);
- активизация лексики (перевод слов пассивного словаря в активный, включение слов в словосочетания, предложения).
Упражнения для работы по формированию словаря обучающихся:
1.Называние предметов и их частей.
2.Называние действия или состояния изучаемых предметов.
3.Называние признаков.
4.Работа с загадками.
5.Сравнение предметов на основе определенных признаков или характерных действий.
6.Анализ и синтез: расчленение предмета на части и узнавание целого по его частям.
7.Классификация предметов по основному признаку
8.Работа с антонимами и синонимами.
9.Подбор однокоренных слов.
Упражнения для овладения умением составлять предложения :
-упражнения по образцу
(составление предложений, аналогичных по структуре данному);
-конструктивные
(восстановление деформированного предложения, ступенчатое распространение предложения, соединение двух простых предложений в одно сложное, редактирование предложений);
-творческие
(составляются по опорным словам, по предметным картинкам , по сюжетной картинке ,на основе имеющихся у детей представлений).
Мнемотехника - использование символов, заместителей, графических аналогий, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций.
Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
.
Заключение
Проводимая коррекционная работа по развитию устной речи помогает детям с ОВЗ связно излагать свои мысли в процессе обучения по всем предметам, способствует полноценному общению с людьми, преодолению речевой замкнутости, неуверенности в себе, помогает успешной социализации детей в общество.
,
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.