Коррекционная работа при формировании звукопроизношения
у детей с дизартрией
Система логопедического воздействия при дизартрии
имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается
с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической
стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание
с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой,
логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей
лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Используется принцип индивидуального подхода. В первую очередь
для коррекции отбираются те фонемы, которые в определённых
контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные
координации наиболее просты. Перед вызыванием и постановкой звуков важно
добиваться их различения на слух. Необходима тренировка слухового
восприятия, ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу
между своим произношением и нормализованным звуком. При формировании
звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой
коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи
логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков,
формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой
над её выразительностью. Работа проводится путём подражания. Ребёнка
учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания
высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять
паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов. Работа
над звукопроизношением строится с учётом следующих положений:
1) Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития
и возраста ребёнка.
2) Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребёнка.
3) Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения.
4) Развитие дифференциального слухового восприятия и звукового анализа.
5) Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
6) Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребёнка более сохранна.
7) При тяжёлых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов.
8) У детей
с поражением центральной нервной системы важное значение имеет
предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической
работой в доречевом периоде.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.