Коррекционная работа с детьми с расстройствами
эмоционально – волевой сферы и поведения.
Введение
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.
Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.
Воля - сознательная само регуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к само детерминации, само мобилизации и само регуляции.
Эмоционально - волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия - это наличие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой само регуляции.
1. Характеристика нарушения
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке. В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении. Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при 6 поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.
Нарушение эмоционально-волевой сферы можно разделить на 2 группы по типу нарушения: I группа – нарушения поведения, обусловленные социальными факторами; II группа – нарушения поведения (гиперактивное, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и др.), обусловленные биологическими факторами.
Одно из наиболее распространенных нарушений эмоционально – волевой сферы - синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). Его показатели: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность. Нарушение можно разделить на следующие группы: I группа – дети с преимущественной гиперактивностью; II группа – дети с преимущественным нарушением внимания; III группа – дети с гиперактивностью и нарушением внимания. Основные особенности нарушения:
- ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
- трудности концентрации внимания приводят к отказу от сложных заданий;
- ребенок с энтузиазмом берется за задание, но не может закончить его;
- часто забывает задание, инструкции и др.;
- при словесном обозначении предметов и др. может продуцировать различные варианты; - часто не соблюдает нормы общения и поведения.
Специфические особенности: сверх активность (двигательное беспокойство, говорливость); импульсивность (резкие смены настроения, трудности с организацией собственной деятельности); легко отвлекается шумом и др.; отвечает прежде, чем закончен вопрос; действует, как «заведенный»; вмешивается в разговор или деятельность других; снижено избирательное внимание; часто теряет вещи, в которых нуждается.
Другое довольно распространенное нарушение эмоционально-волевой сферы – аутизм (от лат. autos – погружение в себя - частичное или полное нарушение связи и контактов с внешним миром). Нарушение можно разделить на следующие виды: РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра), Расстройства аутистического характера, Аутистические признаки, Аутистическая реакция.
Основные особенности нарушения: новая информация вызывает стресс, переживания, перевозбуждение; запоминает учебный материал механически, без осмысления; избирательный интеллектуальный интерес (абсолютная грамотность, способность к языкам и точным наукам); освоенные навыки и знания - прочные; окружающее воспринимает фрагментарно, буквально и прямолинейно; использует свернутые стереотипные речевые клише; встает, ходит, играет во время урока; при видимой рассеянности или возбуждении способен усваивать и воспроизводить материал; неорганизованность, отсутствие самоконтроля; может реагировать и отвечать правильно, но невпопад или не вовремя. Специфические особенности: повышенная чувствительность; с трудом вступает во взаимодействие с учителем, одноклассниками; не воспринимают окружающих как социальных партнеров; стереотипия в действиях и поведении; невозможность переноса действия в другую ситуацию; брезгливость; страхи, негативизм связанные с предыдущими неудачами и нажимом взрослых; похвала, соревнование не всегда является регулятором поведения; моторная неловкость
2. Характеристика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия - это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия - это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия - разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию - прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание - как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
2. Эмоционально - расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. 3. Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, и боятся обратить на себя внимание. Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии
3. Особые образовательные потребности детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Особые образовательные потребности детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены.
Особые образовательные потребности: позитивная установка в отношениях с ребенком – похвала, подчеркивание успехов; сдержанная, спокойная, доверительная речь, совместное решение возникших трудностей; избегание повторения слова «нет», «нельзя»; поручение всего одного задания на короткий промежуток времени, чтобы ребенок мог его завершить; для подкрепления устных инструкций - зрительная стимуляция; поощрение ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания; ведение дополнительной системы вознаграждений; избегание повышенных или пониженных требований, постановка задач, соответствующих способностям; определение вместе с ребенком рамок поведения – что ему можно на уроке и чего нельзя; привитие аккуратности, навыков самоорганизации, развитие ответственности за собственные поступки; привитие уважения к окружающим людям, правильного речевого общения, контроля собственных эмоций и поступков; определение сильных сторон личности ребенка и хорошо развитых у него высших психических функций и навыков с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей; избегание утомления ребенка, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; позволение расходовать избыточную энергию в заранее продуманной форме.
Дополнительные рекомендации преподавателю:
Посадите ребенка за первую парту - он меньше будет отвлекаться.
Расписание занятий должно учитывать ограниченные возможности ученика сосредотачиваться на восприятии материала: в день можно проводить 1-2 занятия.
Виды деятельности на уроке должны быть структурированными для ученика в виде карты четко сформулированных действий.
Указания должны быть короткими и четкими, повторяться несколько раз.
Ученику трудно сосредоточиться, потому его необходимо несколько раз подтолкнуть к выполнению, контролировать этот процесс до его завершения, адаптировать задания таким образом, чтобы ученик успевал работать в темпе всего класса.
Требуйте выполнения задания и проверяйте его.
Находите различные возможности для выступления ученика перед классом (например, как выполнял задание, что делал во время дежурства, как готовил творческую работу и др.).
Учебный материал необходимо по возможности сделать наглядным настолько, чтобы он удержал внимание и был максимально информативным.
Хвалите ребенка, используйте обратную связь, эмоционально реагируйте на небольшие достижения, повышайте его самооценку, статус в коллективе.
Постоянно заинтересовывайте ученика, реже указывайте на недостатки, находите корректные способы указывать на ошибки.
Вырабатывайте позитивную мотивацию в обучении.
Опирайтесь на сильные стороны ученика, отмечайте его особые успехи, особенно в деятельности, к которой он проявляет интерес.
В случае неадекватных проявлений или действий ученика, придерживайтесь тактики поведения, выбранной специалистами и переданной вам родителями ребенка.
Как можно тесно и часто общайтесь и сотрудничайте с родителями ученика.
Дети с СДВГ могут успешно обучаться инклюзивно в школе. При организации совместного обучения детей требуется соблюдение следующего требования к комплектованию группы: его общая численность не должна превышать 6 детей, при этом из них один ребенок с СДВГ, остальные обучающиеся – без нарушений. Преподаватель должен пройти профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инклюзивного образования, изучить особенности нарушения и особые образовательные потребности ребенка, использовать индивидуальный специализированный подход к ребенку, разрабатывая индивидуальные задания, наладить тесный контакт с родителями или сопровождающими лицами обучающегося.
Заключение
Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формирования сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения. Кроме того, развитие детей в данной системе понимается не как развитие отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, а как общее развитие личности: развитие воли, эмоций и чувств. Для положительного эмоционально-волевого воспитания детей, необходимо заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания; обеспечивать эмоциональной насыщенностью игровую и самостоятельную деятельность детей, объединяющих сохранение и развитие положительных эмоций ребенка; создавать специальные ситуаций самопознания, самовоспитания; целенаправленно работать по воспитанию волевых качеств школьника; использовать в педагогическом процессе игровые формы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.