Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии
Оценка 4.8

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии

Оценка 4.8
docx
02.03.2020
Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии
коррекционная работа.docx

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

 

Ошкина Марина Владимировна

старший воспитатель МКДОУ «Детский сад «Снежинка»

 

Оборудование: магнитофон, диск с расслабляющей музыкой, подушки для сидения по количеству участников, листы бумаги формата А-4, цветные карандаши.

Методические приемы: словесный (вопросы), игровой, беседа, внушение, релакспауза.

   Структура занятия:

1. Ритуал - приветствие.

2. Упражнения и игры со сказкой на уровне слова.

3. Работа со сказкой на уровне художественного образа, сказка как система знаний о мире и о себе.

4. Заключительная игра.

 

   Ход занятия.

1.Вводная игра – ритуал «Я – в образе». Модификация игры Фопеля «Я – кот Мур-Мур».

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Дети встают в круг вместе с педагогом, каждый, начиная с педагога, представляет себя в каком-либо образе и сопровождает свое представление движением, передающим этот образ (например, «ручеек» - волнообразные движения рук), остальные повторяют хором и согласованными движениями его приветствие.

 

2. Работа со сказкой на уровне слова.

Загадка на тему сказки (образное сравнение, эпитеты, понятийное мышление).

-«Ребята, наша гостья, мудрая Совушка-Сова, принесла для вас загадку: кто загадку отгадает - прямо в сказку попадает…»:

Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
 -Это...(гном)

 

Пальчиковая гимнастика «Веселые гномики»: конструируется образ на основе воссоздающего воображения:

-«Представим, ребята, что ваши пальчики – это гномики и расскажем и покажем про них стишок…»

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

3. Работа со сказкой на уровне художественного образа и системы знаний о мире и о себе.

Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.

-«Вот такие веселые гномики жили в расчудесном домике…»

   Включение музыкального образа сказки «Веселый гном»

Этап слушания и восприятия сказки.

Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки в настольном театре.

Цель: устранение демонстративной агрессивности.

Мы с вами весело поиграли, немного устали, а теперь устраивайтесь на подушках поудобнее и послушайте волшебную сказку, которая называется «Смелый гномик».

Сказка «Смелый гномик»

Направленность: повышенная тревожность, общая боязливость.

В одном лесу на опушке жил маленький гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш гномик Баба-Яги, живущей в соседнем лесу. И вот однажды мама попросила гномика сходить в лес за орехами. Гномик сначала хотел попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Баба – Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый и пошел в лес один. Гуляя по лесу целый день, гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это наверное злая Баба- Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжил поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому- то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Баба- Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку. К его удивлению, Баба – Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки и гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня,- промолвила Баба- Яга, - я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала». Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало жалко бедную, разболевшуюся Бабу- Ягу и он ее спросил: «Чем я могу помочь тебе?»

- Принеси мне пожалуйста из леса еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь. Наутро гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Баба- Яги. Спасибо тебе».

Дома мама и Тролль встретили гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».

Вопросы: «Почему Гномик отправился в лес один?», «что бы вы сделали на месте Гномика, увидев Бабу- Ягу?», «Помогли бы вы ей?», «Почему Гномик перестал бояться Баба- Яги?»

Цель: закрепление и осознание прослушанной истории.

Ребята, вы прослушали сказку о гномике. Сейчас, я попрошу хорошо подумать и нарисовать рисунок,  иллюстрирующий эту сказку.  Предлагаю сесть за стол и нарисовать сказку на бумаге.

Обсуждение нарисованного.

4. Заключительная игра «Звезда» (Фопель «С головы до пят»), символизирующая ритуал выхода из сказки:

Участники игры встают в круг, вытягивают левую руку и кладут ладошку на ладонь педагога, правую руку вытягивают в сторону, образуя, таким образом, фигуру «звезды». Не расцепляя ладоней, надо покружиться общей фигурой, передать свои «лучики любви» через правую ручку окружающему миру.

       Как итог, позволяющий закрепить эффект сказкотерапевтического занятия, детям дается домашнее задание по сказке: рассказать сказку маме, показать иллюстрацию по сказке (нарисованную на занятии). На этом этапе работы важна совместная деятельность ребенка и родителя, позволяющая родителю узнать особенности мировосприятия ребенка, создать отношения эмоционального контакта с ребенком.


 

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии

Представим, ребята, что ваши пальчики – это гномики и расскажем и покажем про них стишок…»

Представим, ребята, что ваши пальчики – это гномики и расскажем и покажем про них стишок…»

Гномик от отчаяния прислонился к какому- то дереву и заплакал

Гномик от отчаяния прислонился к какому- то дереву и заплакал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2020