Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в школе, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционная направленность инновационных технологий в коррекционной школе в
условиях введения ФГОС.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются
особые коррекционноразвивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться
положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами
школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся
познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно
воспитательном процессе.
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных
технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя
и обучающихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение обучающихся, вызывая у них
обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют
познавательную активность. В школе одним из путей модернизации традиционных
технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции
информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительноиллюстративные технологии применяются в классноурочной системе и во
внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил
учителей и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний.
Технология разноуровневого обучения направлена на организацию учебно
воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и
способностей обучающихся. Применение данной технологии позволяет формировать
адаптивные, социальноактивные черты обучающихся, чувства взаимопонимания,
сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей
деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от
учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей,
которыми располагает ребенок. В концепции образования РФ сотрудничество трактуется
как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной
взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом
учитель–
хода и результатов этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения
ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как
в центре стоит ученик, личность.
Игровые технологии единство развивающих возможностей игровых технологий для
формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации
разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом
психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ,
имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. На таких занятиях
складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.
Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.
Здоровьесберегающие технологии, цель которых обеспечить школьнику возможность
сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это
рациональная организация урока. Использование данной технологии позволяет без каких
либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и
повысить эффективность учебного процесса. Коррекционноразвивающие технологии это
такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какойлибо психической
деятельности.
―Инновационные технологии
Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап
мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого
подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации
зависит результативность всего урока.
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами
компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Paint,
PowerPoint, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения
поставленной задачи, из множества источников, работать с отобранной информацией,
выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
В ходе наблюдений было выявлено, что достоинствами компьютерных технологий
являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы
обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности,
особенно процессов мышления.
Использование компьютерных и аудио – визуальных технологий в организации внеклассных
воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса,
значительно повышающего его качество, делают его более современным, разнообразным и
насыщенным.
Обучение работе на компьютере способствует повышению общей культуры обучающихся,
развитию мелкой моторики, ориентированию в пространстве. Успешное выполнение (с
помощью учителя) учебных заданий на компьютере способствует повышению самооценки,
осознанию компьютера как рабочего инструмента, а не дорогой игрушки, формированию
учебной мотивации.
Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию обучающихся,
повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую
ставит перед собой коррекционная школа для обучающихся с особыми образовательными
возможностями.
Метод проектов это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся
по достижению определенного результата. Конечно, дети в силу своих особенностей над
проектами работают совместно с учителями, т.е. учителя выступают в роли тьютора,
который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех
дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько
объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных
интересов детей.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности
педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если
большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных
компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного
материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно
особенные.
1. Необходимо наличие проблемы (значимой задачи) – информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,
иными словами – с проектирования самого проекта.
3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет
обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом, является продукт.
В настоящее время на учебных, коррекционноразвивающих занятиях, занятиях по
дополнительному образованию широко применяются технологии Арттерапии(музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия) являются
эффективными в учебновоспитательном процессе.
Фольклорная арттерапия предусматривает органичное сочетание разнообразных видов
деятельности: народные попевки быстро налаживают координацию голоса и слуха.
Интонирование развивает лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Свободное движение
активизирует музыкальнотворческие способности детей, развивает ассоциативное
мышление, фантазию. Дети во время фольклорной арттерапии «сбрасывают» зажимы.
Музыкотерапия заключается в ощущении музыки связками, мышцами, движением,
дыханием. Основной акцент ставится на приобщение обучающихся к произведениям
высокого музыкального искусства. Наблюдения показывают, что музыка, сопровождаемая
просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание
аудиозаписей «звучащей природы» положительно влияют на психоэмоциональное
состояние обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей
на музыку. С этой целью активно внедряются в учебновоспитательный процесс технологии
дидактической игры: обучающиеся воображают себя музыкантами, играющими на разных
инструментах; дирижерами, управляющими оркестром; образами. Нужный
психотерапевтический эффект достигается на практических занятиях по музыкотерапии.
Улыбкотерапия важна для ребёнка: он поёт и улыбается. Звук посылается в пространство,
губы растягиваются, за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. В
результате улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок с ней смотрит на
мир и на людей.
Ритмотерапия повышает умственную работоспособность детей, предупреждает
преждевременное наступление утомления, снимает мышечное статистическое напряжение.
В системе проводятся физкультминутки в музыкальном сопровождении. Это песниигры:
«Если весело живётся», «Буги Вуги», «Хлопайхлопай». Особенно любима
физкультминутка «Кузнечик» В.Шаинского. Она направлена на концентрацию внимания,
жестикуляцию: жестикулируя руками, дети собирают все свои силы и внимание для
дальнейшей работы. Музыкальноритмические движения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и
утомление.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся,
позволяют с помощью стимулирования художественнотворческих проявлений
осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и
отклонений в личностном развитии.
Изотерапия в коррекционноразвивающей работе с детьми стала одной из наиболее
распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики,
которые неразрывно связны.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности,
их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и
трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и
мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно
соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного
процесса, способы повышения учебной мотивации обучающихся и качества обучения.
Коррекционноразвивающие технологии, применяемые в школе, содержат в себе сочетание
инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает
новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная
деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающиетребованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).