В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.
Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и воспитательных задач.
Коррекционная педагогика
Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики,
изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с
различными психофизическими нарушениями для достижения
максимально возможного уровня личностного развития, образования и
готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов,
изучающих условия обучения и воспитания детей с определенным
нарушением развития (глухих и слабослышащих; слепых и
слабовидящих; детей с нарушением интеллекта; эмоционального
развития; функций опорно-двигательного аппарата; задержкой
психического развития, сложной структурой нарушений).
Главной задачей педагогики является разработка методологических,
теоретических и методических основ систем специального обучения и
воспитания.
В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными
ценностями специального образования применительно к каждому
возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути
нормального психического развития, предупреждение и коррекция
вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного
развития, образования и жизненной компетенции.
Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики
является поиск путей разрешения противоречия между
необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку
социальный и культурный опыт, поскольку в случаях нарушения
развития перестают действовать или оказываются недостаточно
состоятельными традиционные способы решения традиционных
образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого возникает
задача разработки "обходных путей" и специфичных средств решения
традиционных образовательных и воспитательных задач
применительно к каждому этапу развития.
Основной задачей современного этапа является научное обеспечение
процесса перехода к системе специального образования нового типа.
Приоритетными направлениями исследований являются:Разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни
ребенка) выявления отклонений в развитии детей и "гибкой" системы
ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи детям
с нарушениями развития;
Развитие систем дошкольного воспитания и обучения детей с
различными нарушениями развития с учетом нового базиса системы
специального образования и многообразия форм организации
дошкольной подготовки; разработка содержания и методов
взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с
нарушениями в развитии; переосмысление соотношения стандартов
образования и жизненной компетенции, определяющее новое
содержание личностно ориентированного специального обучения
детей школьного возраста с различными нарушениями развития,
разработка специальной педагогической поддержки процессов
социально-эмоционального развития, становления самосознания детей
с различными нарушениями развития на всех возрастных этапах;
разработка методов и технологий качественной индивидуализации
специального образования,определение роли и функций
информационных технологий в решении центральных проблем
коррекционного обучения; разработка научных основ создания
компьютерно опосредованных технологий специального обучения
разных категорий детей, разработка содержания и методов
психологического сопровождения детей с различными нарушениями в
развитии в процессе образования, разработка технологий
взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в
процессе образования. Разработка научных основ интегрированного
обучения и новых форм взаимодействия массового и специального
образования.
Перед коррекционной (специальной) педагогикой, накопившей в
процессе своего исторического развития бесценный опыт разработки
дифференцированных систем специального образования разных
категорий детей, стоит задача его целостного системного осмысления.
Одним из ключевых и играющих особую роль в укреплении целостности
современной коррекционной (специальной) педагогики как области
научного знания является понятие "ребенок с особымиобразовательными потребностями". Развитие этого понятия в
контексте теории Л.С.Выготского открывает возможность
опережающего проектирования общей модели системы специального
образования нового типа, на основе которой можно проектировать пути
ее реализации применительно к обучению разных, ранее не охваченных
системой специального образования категорий детей, а также
совершенствовать ранее созданные системы. «Самым главным и в то
же время самым трудным в начальной работе со слепоглухим ребенком
является выработка средств общения с ним (контакта). Говорить о
какой бы то ни было форме речи, при помощи которой можно было бы с
ним общаться в такой мере, чтобы можно было установить
взаимопонимание, не приходится».