Коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский Зоной повышенного внимания и ответственности взрослых являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Медленно, но развивается система раннего выявления детей с отклонениями в развитии для проведения своевременной коррекции, абилитации и реабилитации. Сегодня не существует никаких ограничений прав инвалидов на обучение в любом образовательном учреждении. Наше дошкольное образовательное учреждение принимает в свои «объятия» детей с различными патологиями, оказывая квалифицированную помощь. Специфика специальной помощи, оказываемой детям с ограниченными возможностями, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). Ее оказывают тесно взаимодействующие педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники.
Иконка файла материала Коррекционная помощь детям Галкина, Татаринцева.doc
Коррекционная помощь детям  с ограниченными возможностями здоровья Галкина Н.А., учитель­логопед, Татаринцева И.Н., старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 36, город Осинники Детство ­ важнейший период человеческой  жизни, не подготовка к будущей жизни, а  настоящая, яркая, самобытная,  неповторимая жизнь. И от того, как  прошло детство, кто вел ребенка за руку в  детские годы, что вошло в его разум и  сердце из окружающего мира,­ от этого в  решающей степени зависит, каким  человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский Зоной   повышенного   внимания   и   ответственности   взрослых   являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Медленно, но развивается система раннего выявления детей с отклонениями в развитии для проведения своевременной   коррекции,   абилитации   и   реабилитации.   Сегодня   не существует   никаких   ограничений   прав   инвалидов   на   обучение   в   любом образовательном учреждении. Наше дошкольное образовательное учреждение принимает   в   свои   «объятия»   детей   с   различными   патологиями,   оказывая квалифицированную помощь.  Специфика  специальной  помощи,  оказываемой   детям  с  ограниченными возможностями,   прежде   всего,   заключается   в   ее   комплексности   (психолого­ педагогическая и медико­социальная). Ее оказывают тесно взаимодействующие педагоги­психологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники. Судьбу личности решает не сам дефект, а его социальные последствия. Л.С. Выготский   (1995)   подчеркивал,   что   органический   дефект   вызывает «социальный вывих». Так зрительный дефект, имеющий различную этиологиюи   различные   проявления,     отрицательно   сказывается   на   развитии   психики ребенка,   на   его   адаптации   к   современному   миру.   Недостаток   зрения заставляет   ребенка   перейти   в   особую   социальную   позицию,   когда   его отношение с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у нормально видящих, окраску. Снижение  или  слабость  зрительных     функций  в  период дошкольного детства приводит к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно   выполнять   свою   роль:   ориентировочную,   познавательную, контролирующую.   Недостатки   зрительного   восприятия,   способствуют формированию   нечетких,   недифференцированных   образов   представлений, отрицательно   влияют   на   развитие   мыслительных   операций   (анализ,   синтез, сравнение, обобщение и так далее), что значительно затрудняет деятельность. В   процессе   различных   видов   деятельности   (познавательной,   практической,   экспериментальной,   учебной)   дети   с игровой, нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета,   коммуникативной, формы, величины и пространственного расположения предметов, во владении практическими,   графическими   и   измерительными   навыками   выполнения конкретных действий, ориентировки на своем теле, рабочей поверхности, в   Такие   дети   нуждаются   в   дополнительной   помощи пространстве. дефектологов и специально организованном воспитательно­образовательном процессе.  Мы  не «останавливаемся на золотниках болезни, не замечая пудов здоровья». Наша задача заключается в активизации сохранных анализаторов для сглаживания имеющихся у детей физических недостатков. Исходные   теоретические   положения   по   вопросам   компенсации   и коррекции   нарушенных   функций,   изучения   ведущей   роли   обучения   и воспитания   в   развитии   аномального   ребенка   были   разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой и другими. Таким   образом,   работа   с   детьми   позволяет   выделить   следующее противоречие: с одной стороны ­  необходимость формирования зрительноговосприятия   как   основы   восприятия   и   познания   мира,   с   опорой   на интеллектуальную и эмоциональную сферу, а с другой – интеллектуальная и эмоциональная   сферы   не   могут   служить   полноценной   опорой   в   силу отставания   в   развитии   из­за   дефекта   зрительного   восприятия.   Такая взаимообусловленность   требует   комплексного   решения   обозначенной проблемы. Необходимы такие методики коррекционной работы, которые бы имели не только коррекционный, образовательный эффект, но и обогащали бы чувственный, эмоциональный опыт ребенка. В отличие от традиционных методик развития зрительного восприятия, ориентированных   на   работу   с   предметом   (всестороннее   его   наблюдение, обследование  с помощью  всех   анализаторов,  объединение     всех  сенсорных функций   в   процессе   обследования   объекта),   мы   используем   для   развития зрительного   восприятия   театрально­игровую   деятельность.   Данный   выбор обусловлен тем, что полифункциональность театрализованной деятельности существенно   обогащает   процесс   воспитания   и   обучения,   оказывает психотерапевтическое   воздействие   на   аффективную   и   когнитивную   сферы ребенка, способствует коррекции имеющихся вторичных отклонений на фоне зрительного   дефекта.   Театрализованная   деятельность   позволяет   избежать многократных   однотипных   тренировок,   и   сделать   работу   над   различными признаками предметов не самоцелью, а средством для игры. Игровая   деятельность   влияет   на   формирование   произвольности   всех психологических процессов – от элементарных до самых сложных. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию дефектолога. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что­ то,   сдержать   импульсивное   движение   –   раньше   и   легче   всего   осваивается ребенком с нарушением зрения в игре.  Таким образом:  театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии; разностороннее   влияние   этой   деятельности   на   личность   ребёнка позволяет использовать  её как одно из эффективных педагогических средств;  театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;  театрализованные   игры   развивают   эмоциональную   сферу   ребенка,   сопереживать заставляют   его   сочувствовать   персонажам, разыгрываемые события;  театрализованная игра –  важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е.   способности   распознавать   эмоциональное   состояние   человека   по мимике,   жестам,   интонации,   умения   ставить   себя   на   его   место   в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;  театрализованная   деятельность   позволяет   формировать   опыт социальных   навыков   поведения   благодаря   тому,   что   каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда   имеют   нравственную   направленность   (дружба,   доброта, честность, смелость и др.).  Литература 1. Григорьева   Г.В.   Особенности   владения   невербальными   средствами общения дошкольниками с нарушением зрения. // Дефектология – 1998 ­ № 5 ­ с.76­87. 2. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Учебно­методическое пособие. М., 1990. 3. Ельникова   Е.А.   Коррекционно­педагогическая   работа   по   развитию музыкально­ритмических   движений   у   дошкольников   с   косоглазием   иамблиопией. Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пе.наук 13.00.03 – кор.пед. Науч.рук. Д.М.Маллаев, Л.И.Плаксина ­ М., 2000. – 19. 4. Кащенко   Т.П.,   Григорян   Л.А.   Комплексное   лечение   косоглазия   и амблиопии   в   сочетании   с   медико­педагогическими   мероприятиями   в специальных дошкольных учреждениях. М. 1994.