Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Зоной повышенного внимания и ответственности взрослых являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Медленно, но развивается система раннего выявления детей с отклонениями в развитии для проведения своевременной коррекции, абилитации и реабилитации. Сегодня не существует никаких ограничений прав инвалидов на обучение в любом образовательном учреждении. Наше дошкольное образовательное учреждение принимает в свои «объятия» детей с различными патологиями, оказывая квалифицированную помощь.
Специфика специальной помощи, оказываемой детям с ограниченными возможностями, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). Ее оказывают тесно взаимодействующие педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники.
Коррекционная помощь детям
с ограниченными возможностями здоровья
Галкина Н.А.,
учительлогопед,
Татаринцева И.Н.,
старший воспитатель
МБДОУ Детский сад № 36,
город Осинники
Детство важнейший период человеческой
жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная,
неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира, от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Зоной повышенного внимания и ответственности взрослых являются
дети с ограниченными возможностями здоровья. Медленно, но развивается
система раннего выявления детей с отклонениями в развитии для проведения
своевременной коррекции, абилитации и реабилитации. Сегодня не
существует никаких ограничений прав инвалидов на обучение в любом
образовательном учреждении. Наше дошкольное образовательное учреждение
принимает в свои «объятия» детей с различными патологиями, оказывая
квалифицированную помощь.
Специфика специальной помощи, оказываемой детям с ограниченными
возможностями, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого
педагогическая и медикосоциальная). Ее оказывают тесно взаимодействующие
педагогипсихологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники.
Судьбу личности решает не сам дефект, а его социальные последствия.
Л.С. Выготский (1995) подчеркивал, что органический дефект вызывает
«социальный вывих». Так зрительный дефект, имеющий различную этиологиюи различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики
ребенка, на его адаптации к современному миру. Недостаток зрения
заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его
отношение с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную,
чем у нормально видящих, окраску.
Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного
детства приводит к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет
качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную,
контролирующую. Недостатки зрительного восприятия, способствуют
формированию нечетких, недифференцированных образов представлений,
отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение и так далее), что значительно затрудняет деятельность.
В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической,
экспериментальной,
учебной) дети с
игровой,
нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета,
коммуникативной,
формы, величины и пространственного расположения предметов, во владении
практическими, графическими и измерительными навыками выполнения
конкретных действий, ориентировки на своем теле, рабочей поверхности, в
Такие дети нуждаются в дополнительной помощи
пространстве.
дефектологов и специально организованном воспитательнообразовательном
процессе. Мы не «останавливаемся на золотниках болезни, не замечая пудов
здоровья». Наша задача заключается в активизации сохранных анализаторов
для сглаживания имеющихся у детей физических недостатков.
Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и
коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и
воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны
Л.С. Выготским, Т.А. Власовой и другими.
Таким образом, работа с детьми позволяет выделить следующее
противоречие: с одной стороны необходимость формирования зрительноговосприятия как основы восприятия и познания мира, с опорой на
интеллектуальную и эмоциональную сферу, а с другой – интеллектуальная и
эмоциональная сферы не могут служить полноценной опорой в силу
отставания в развитии изза дефекта зрительного восприятия. Такая
взаимообусловленность требует комплексного решения обозначенной
проблемы. Необходимы такие методики коррекционной работы, которые бы
имели не только коррекционный, образовательный эффект, но и обогащали бы
чувственный, эмоциональный опыт ребенка.
В отличие от традиционных методик развития зрительного восприятия,
ориентированных на работу с предметом (всестороннее его наблюдение,
обследование с помощью всех анализаторов, объединение всех сенсорных
функций в процессе обследования объекта), мы используем для развития
зрительного восприятия театральноигровую деятельность. Данный выбор
обусловлен тем, что полифункциональность театрализованной деятельности
существенно обогащает процесс воспитания и обучения, оказывает
психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы
ребенка, способствует коррекции имеющихся вторичных отклонений на фоне
зрительного дефекта. Театрализованная деятельность позволяет избежать
многократных однотипных тренировок, и сделать работу над различными
признаками предметов не самоцелью, а средством для игры.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех
психологических процессов – от элементарных до самых сложных. В условиях
игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому
заданию дефектолога. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что
то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего осваивается
ребенком с нарушением зрения в игре.
Таким образом:
театрализованная игра является для дошкольников формой организации
жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии; разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка
позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических
средств;
театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких
переживаний, приобщает к духовным ценностям;
театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка,
сопереживать
заставляют его сочувствовать персонажам,
разыгрываемые события;
театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей эмпатии,
т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по
мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в
различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;
театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое
литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста
всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и др.).
Литература
1. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами
общения дошкольниками с нарушением зрения. // Дефектология – 1998 № 5
с.7687.
2. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного
восприятия у детей с нарушением зрения: Учебнометодическое пособие. М.,
1990.
3. Ельникова Е.А. Коррекционнопедагогическая работа по развитию
музыкальноритмических движений у дошкольников с косоглазием иамблиопией. Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пе.наук 13.00.03 – кор.пед.
Науч.рук. Д.М.Маллаев, Л.И.Плаксина М., 2000. – 19.
4. Кащенко Т.П., Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и
амблиопии в сочетании с медикопедагогическими мероприятиями в
специальных дошкольных учреждениях. М. 1994.