Коррекционная программа

  • Работа в классе
  • docx
  • 02.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала план-схема коррекц. онр 2017.docx
Утверждаю _______05.09.2018 г.                                                                                                                                  МБОУ  «Первомайская СОШ»  Самохвалов А. Ю. директор ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛ А Н ­ С Х Е М А    КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  при ОНР. Составил    учитель – логопед  Зайцев А.В.Программа коррекционного обучения ОНР. Пояснительная записка. Цели и задачи: работа по преодолению отклонения речевого развития у детей, обусловленного общим недоразвитием речи.  1.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение  словарного запаса  как путем накопления новых слов, относящихся к  различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно  пользоваться различными способами словообразования. 2.Уточнение,   развитие   и   совершенствование   грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в   моделями   предложений   различных   синтаксических предложении, конструкций.   Совершенствование   умения   строить   и   перестраивать предложения адекватно замыслу.  Нормативные документы: Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000г. 27­901в. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000г. «О работе логопунктов» 1.Справочник учителя­логопеда. О.А.Степанова. 2009г. 2.Программа   разработана   на   основании   пособия   Ефименковой   Л.Н., Мисаренко   Г.Г.   раздел3.   Коррекционная   работа   с   учащимися   1­4   кл,, страдающих  общим недоразвитием речи (пункт Б). 3.Курсы по логопедии г. Тамбов 2015г. Для   учащихся,   у   которых   выражено   общее   недоразвитие   речи, характерны   несформированность   лексико­грамматического   строя   языка   и фонетико­фонематической   стороны   речи.   Это   выражается   в   бедности словарного   запаса,   в   неумении   правильно   построить   предложение, грамматически правильно его оформить, сделать последовательный пересказ и т.д. Дефекты в произношении отдельных звуков или общее недоразвитие речи влияют на общий звуковой фон ребенка. Устранение дефектов требует кропотливой логопедической работы по усвоению детьми понятия «слово», его   лексического   и   грамматического   значения,   работы   над   структурой предложения, его интонацией, смыслом, а главное – с отработки правильногопроизношения   звуков.   Работы   по   развитию   фонематического   восприятия, умению поддерживать диалог. Программа по коррекции ОНР призвана сформировать у детей хорошо понятную,   связную   речь,   расширение   и   пополнение   словарного   запаса. Рассмотрение   слова   с   точки   зрения   его   лексического   и   грамматического значения. Дети должны усвоить по Программе понятие слова – обозначающего предмет, слова – обозначающего действие, его признак. Соединение слов в простое   предложение   для   выражения   своей   мысли,   сформировать представление   о   предложении,   его   структуре,   грамматическом   и интонационном   оформлении.   Отводятся   темы   для   работы   со   слоговым составом   слова,   переносом   слова   по   слогам,   выделение   ударного   слога. Опираясь на умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, переходим   к   темам   по   формированию   умения   пересказывать   текст   и составлять   творческий   рассказ   по   картинам,   темам.   Отводится   время   для работы   по   отработке   дифференциации   гласных   и   согласных,   образованию слов, их значению.            Устранение проявлений заикания, логоневроза, ОНР комбинированного типа, других дефектов речи. Формирование навыков организации учебной работы: развитие  наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания и памяти,  самоконтроля, самоконтрольных действий, способности к переключению.  Количество часов по программе 63 ч. За  учащимися осуществляется визуально­слуховой контроль, контроль  письменных работ и техники чтения, правильного звукопроизношения с  последующей коррекцией речи и письма, умения построить связный  рассказ.   Планируемый  выпуск  учащихся 65­75%. В работе используются пособия: 1.Заикание у подростков. М.И.Буянов.1989г. 2.Коррекция заикания у детей.Т.Г.Визель.2009г. 3.Упражнения на развитие речи.Л.Парамонова.2005г. 4.600 упражнений для развития дикции.Пособие.2007г. 5.250 упражнений для развития  устной речи.Е.В.Юрова.2001 г.ы № м е т     № я и т я н а з Тематическое планирование занятий Тема занятия т с е ч и л о К в о с а ч   о в Тип занятия е и н а ж р е д о С я и т я н а з Виды, формы контроля   план прим е е н ш а м о Д е и н а д а з 1 1 Диктант 1 Определя диктант Письменный 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 2 Текст,предложение. 3 Предложение,слово 4 Предложение,словосо четание. Звуки речи. Выделение гласных и  солгасных в словах Звуки и  буквы.Алфавит. Слоги. Слогообразующая  роль гласных Перенос Диктант Ударение Смыслоразличительн ая роль ударения Мягкие и твердые  согласные звуки Гласные 1и2  ряда.Дифференциаци я А­Я. Диффер.О­Е. Диффер.У­Ю Диффер.Е­Ю. 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ющий  контрольн ый Комбини­ рованный ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ Знакомство с текстом Развитие  понятия о  ед.речи Связь слов в  предложении Способы  образования Звукобуквен ный анализ  слов Деление слов на слоги Правили  переноса диктант Роль  ударения в  слове Диффер. ­:­ ­:­ ­:­ Визуально­ слуховой.Смысло вой. ­:­ ­:­ слуховой ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ письменный ­:­ ­:­ Слуховой,письме нный слуховой Комби(слуховой, письменный) ­:­ ­:­ ­:­1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 3 5 3 6 3 7 3 8 3 9 4 0 4 Диффер.Е­Й. Диктант Второй способ  образования  мягкости согласных  на письме Дифференциация  согласных по  глухости и звонкости. Диффер.З­С. Диффер.В­Ф. Диктант Диффер.Д­Т. Диффер.Б­П. Диффер.Г­К. Диктант Оглушение звонких  согласных на письме. Диктант. Дифференциация  твердых  и мягких  согласных на  письме.Второй  способ образования  мягкости согласных  на письме.(Ь). Слово как  лексическая единица  речи. Существительные . Прилагательное 1 9 2 0 2 1 2 2 2 5 2 8 2 9 3 2 3 4 3 6 3 7 3 9 4 0 4 2 4 3 4 4 4 5 Глагол. Диктант. Многозначность слов. 4 6 4 7 4 8 4 9 5 0 5 Однокоренные слова. Многозначность слов. Многозначность слов. 1 1 1 1 3 3 1 3 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­:­ ­:­ диктант ­:­ ­:­ Комбини­ рованный письменный ­:­ ­:­ ­:­ Диффер. Диффер. Диффер. Комби.(слуховой­ письменный) ­:­ ­:­ диктант письменный Комбини­ рованный ­:­ Диффер. Диффер. Комби(слуховой­ письменный) ­:­ ­:­ Диффер. ­:­ диктант письменный Комбини­ рованный Комбини­ рованный. Комбини­ рованный Комбини­ рованный ­:­ ­:­ Комбини­ рованный ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ диктант Диффер.рол ь Ь знака на  письме Понятие  единицы  речи,пользов ание ею. Роль сущ.в  речи. Роль  прилаг.в  речи. Роль глагола  в речи. диктант Омонимы. Синонимы. Антонимы. Понятие и  слуховой письменный ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­1 4 2 4 3 4 4 4 5 4 6 4 7 4 8 4 9 5 0 5 1 1 5 3 5 5 5 6 5 8 6 0 6 1 6 2 6 3 6 4 6 5 Нахождение  родственных слов из  различных  частей  речи. Ударные и  безударные гласные в корне. Состав  слова.Приставка. Предлоги. Различие предлогов и приставок. Диктант. Состав слова.  Суффикс. Состав слова.  Окончание. Его роль.  Связь слов в  словосочетаниях и  предложениях. Диктант. Итоговое занятие. подбор   однокоренны х слов. Роль  приставки в  изменении   значения  слов.  Образование  слов при  помощи  приставки. Словообразо вание при  помощи  суффикса. ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ 2 ­:­ 2 2 2 2 1 1 ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ 1 ­:­ 1 1 ­:­ Диктант. ­:­ Решение о  выпуске. Комбин.  Слуховой  письменный.Учитывая ,что в течение первого года обучения дети в школе еще не овладели в достаточной степени техникой чтения и письма, целесообразно начинать  коррекционную работу с формирования связной речи.    Работа по формированию связной речи начинается с расширения и  совершенствования словарного запаса обучающихся.Слово рассматривается с  точки зрения его лексического и грамматического значения. Дети усваивают  понятия ,,слово, обозначающее предмет,, и слово, обозначающее действие  предмета,, .    Целесообразным и логичным будет затем соединить эти слова в простое   нераспространенное предложение, поскольку они являются грамматической  основой предложения, то есть подлежащим и сказуемым. Тем самым мы  заложим основу для успешного овладения детьми синтаксическим разбором  предложения на более поздних этапах обучения.    Сформировав у них представление о предложении, его структуре,  грамматическом и интонационном оформлении, продолжаем работу над  словом и даем понятие о словах, обозначающих признак предмета.    Отличительным на данном этапе работы является то ,что слова,  обозначающие признак, рассматриваются не изолированно ,как это делалось  при работе над словами ,обозначающими предмет и действие предмета, а  водятся в предложение, и логопед обращает внимание детей на их смысловую  и грамматическую связь с другими словами.    Нужно вначале накопить и активизировать словарный запас детей, подбирая  к слову­предмету несколько слов­признаков, работаем с синонимами и  антонимами. Постепенно расширяя работу ,мы обращаем внимание детей на  то , что слово­ признак грамматически (т.е. в роде и падеже) согласуется со  словом­предметом: на то, что слово­признак­это новое слово в предложении ,  оно распространяет и обогащает предложение. А также учим детей подбиратьтакие слова­признаки , которые сочетаются по смыслу не только с предметом, но и с действием , которое предмет выполняет.(Например, можно сказать :  ,,Крупный помидор зреет,, но нельзя сказать : ,,Спелый помидор  зреет ,, .)Здесь мы формируем умение чувствовать и выделять  грамматическую основу предложения и развиваем у детей логическое  мышление и чувство языка .На этом и последующих этапах работы над  предложением широко используем графические схемы предложения для того, чтобы сформировать у детей абстрактное и зрительное представление о слове  как единице предложения.    Затем переходим к работе над распространением предложения  второстепенными членами (дополнением, определением и обстоятельством) и  его грамматическим оформлением (согласованием и управлением различных  частей речи).    После овладения умением полно и грамматически правильно выражать свои  мысли, можно перейти к работе по формированию некоторых видов связной  речи: умения пересказывать текст и составлять творческий рассказ.    Закончив работу над связной речью ,можно перейти к работе над слоговым  составом слова. К этому времени дети должны знать достаточное количество  букв и уметь их писать. Важно отметить ,чтобы на начальном этапе этой  работы дети усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились  различать гласные и согласные звуки. Только после этого можно переходить к слоговому анализу и синтезу слов с опорой на слогообразующую роль  гласных. На последующем этапе работы логопед должен подвести учеников к  практическому пониманию ударения и развить умение слышать и выделять  сначала ударный слог, затем ударную гласную. Далее логопед учит детей  слышать и различать твердые и мягкие согласные  и после этого переходить к  звуко ­буквенному  анализу слова .Обычно темой ,,Звуко­ буквенный анализ  и синтез слов ,, заканчивается первый год коррекционной работы.    Для выяснения ,как дети умеют пользоваться полученными знаниями,  целесообразно проводить письменные проверочные работы.    Всю коррекционную работу можно разделить на два основных этапа. 1 этап: а)работа над словарем, б)работа над предложением,в)формирование связной речи. 2 этап: а)работа над  слого­ звуковым составом слова, б)звуко0буквенный анализ  и синтез слова. Предлагаемая последовательность этапов примерная, можно   вести оба этапа параллельно или одному из этапов уделить больше внимания. План по  коррекции является перспективным и может иметь варианты. При организации логопедических занятий важно знать содержание и методы  обучения родному языку и чтению, а также, какие темы и в какое время  изучаются в классе ,для того чтобы на своих занятиях обязательно учитывать  уровень программных требований по родному языку и чтению. Периодически  знакомить учителей с письменными работами детей­логопатов и показать  им  допускаемые детьми логопедические ошибки. Объяснить им , что при  организации контроля логопед специфически оценивает работу детей ,прежде  всего идет оценка по психолого­педагогическим параметрам работы  ученика .Необходимо также , чтобы для ребенка с дефектом речи было создан благоприятный психологический климат как на уроке , так и на  логопедических занятиях .Они должны быть организованы таким образом,  чтобы на логопункте его окружали дети с аналогичным дефектом ,это  принцип комплектования групп и подгрупп, а в сложных случаях ,  организованы  и индивидуальные занятия. Количество учеников в подгруппах  может быть от 2 до 5 человек. Подавляющее  большинство зачисленных на  логопункт должны составлять ученики 1 –х классов .Уже давно подмечено ,  чем раньше организуются логопедические занятия, тем выше от них  эффект .Если удается достичь этого ,то количество  детей ­дисграфиков  во  вторых и третьих классах значительно сокращается.    Таким образом для детей, у которых не сформированы или нарушены  лексико­грамматическая , фонетико­фонематическая сторона речи и связная  речь , будет организовано своевременное и правильное логопедическое  воздействие , можно рассчитывать на положительный  результат в  большинстве случаев.    Зайцев  А. В. п.Первомайский. Слушатель  логопедических курсов.  Апрель­май 2011г.Схема – план коррекционного обучения детей с  ОНР комбинированного типа. Этапы коррекционной работы. 3 этап. Достижение координации в работе всех отделов периферического речевого аппарата. Содержание коррекционно­ воспитательной работы. Воспитание психологической устойчивости к речевым и другим трудностям возможным после окончания курса коррекции. III  этап  коррекции. Цели и задачи работы по преодолению отклонения речевого развития у детей. ­автоматизация навыков техники речи с обязательным введением их во все виды речевой деятельности в различных ситуациях. ­переход от подготовленных форм речи к самостоятельной импровизации(начиная с краткого высказывания и до развернутой спонтанной речи). ­формирование готовности к речевому общению в разных жизненных ситуациях(школа ,семья, общество…). Овладение навыками аутогенной тренировки с целью подавления волнений и эмоциональноговозбуждения и тем самым улучшения речи. ­воспитание устойчивости к речевым и другим трудностям, возможным после окончания курса коррекции. Последовательность содержания фронтальной части занятий. 1.Совершенствование техники речи. Достижение  координации в работе всех  отделов речевого аппарата  (артикуляционного, дыхательного, голосового).  Отработка скороговорок, поговорок, пословиц,  каламбуров. 2.Работа над орфоэпией. Работа над правильным литературным  произношением  (ударение, правильное произношение сочетаний согласных  безударных гласных и т.д.). 3.Работа над словарем. Расширение словарного запаса, уточнение значений  слов. 4.Функциональная тренировка речи. Работа над дикцией. Развитие понятия о  стихотворной речи, побуждение к самостоятельным высказываниям,  воспитание уверенности в самостоятельной речи. Работа с текстом по  принципу неподготовленного чтения.  Объяснение смысла различных  выражений, описание картин, тематика диалогов, составление  самостоятельных рассказов. Закрепление речевых навыков, полученных на  занятиях, активизирование  познавательной деятельности.

Посмотрите также