Коррекционная программа
Оценка 4.9

Коррекционная программа

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
дефектология
1 кл—3 кл
02.09.2018
Коррекционная программа
Публикация является частью публикации:
план-схема коррекц. онр 2017.docx
Утверждаю _______05.09.2018 г.                                                                                                                                  МБОУ  «Первомайская СОШ»  Самохвалов А. Ю. директор ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛ А Н ­ С Х Е М А    КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  при ОНР. Составил    учитель – логопед  Зайцев А.В. Программа коррекционного обучения ОНР. Пояснительная записка. Цели и задачи: работа по преодолению отклонения речевого развития у детей, обусловленного общим недоразвитием речи.  1.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение  словарного запаса  как путем накопления новых слов, относящихся к  различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно  пользоваться различными способами словообразования. 2.Уточнение,   развитие   и   совершенствование   грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в   моделями   предложений   различных   синтаксических предложении, конструкций.   Совершенствование   умения   строить   и   перестраивать предложения адекватно замыслу.  Нормативные документы: Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000г. 27­901в. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000г. «О работе логопунктов» 1.Справочник учителя­логопеда. О.А.Степанова. 2009г. 2.Программа   разработана   на   основании   пособия   Ефименковой   Л.Н., Мисаренко   Г.Г.   раздел3.   Коррекционная   работа   с   учащимися   1­4   кл,, страдающих  общим недоразвитием речи (пункт Б). 3.Курсы по логопедии г. Тамбов 2015г. Для   учащихся,   у   которых   выражено   общее   недоразвитие   речи, характерны   несформированность   лексико­грамматического   строя   языка   и фонетико­фонематической   стороны   речи.   Это   выражается   в   бедности словарного   запаса,   в   неумении   правильно   построить   предложение, грамматически правильно его оформить, сделать последовательный пересказ и т.д. Дефекты в произношении отдельных звуков или общее недоразвитие речи влияют на общий звуковой фон ребенка. Устранение дефектов требует кропотливой логопедической работы по усвоению детьми понятия «слово», его   лексического   и   грамматического   значения,   работы   над   структурой предложения, его интонацией, смыслом, а главное – с отработки правильного произношения   звуков.   Работы   по   развитию   фонематического   восприятия, умению поддерживать диалог. Программа по коррекции ОНР призвана сформировать у детей хорошо понятную,   связную   речь,   расширение   и   пополнение   словарного   запаса. Рассмотрение   слова   с   точки   зрения   его   лексического   и   грамматического значения. Дети должны усвоить по Программе понятие слова – обозначающего предмет, слова – обозначающего действие, его признак. Соединение слов в простое   предложение   для   выражения   своей   мысли,   сформировать представление   о   предложении,   его   структуре,   грамматическом   и интонационном   оформлении.   Отводятся   темы   для   работы   со   слоговым составом   слова,   переносом   слова   по   слогам,   выделение   ударного   слога. Опираясь на умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, переходим   к   темам   по   формированию   умения   пересказывать   текст   и составлять   творческий   рассказ   по   картинам,   темам.   Отводится   время   для работы   по   отработке   дифференциации   гласных   и   согласных,   образованию слов, их значению.            Устранение проявлений заикания, логоневроза, ОНР комбинированного типа, других дефектов речи. Формирование навыков организации учебной работы: развитие  наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания и памяти,  самоконтроля, самоконтрольных действий, способности к переключению.  Количество часов по программе 63 ч. За  учащимися осуществляется визуально­слуховой контроль, контроль  письменных работ и техники чтения, правильного звукопроизношения с  последующей коррекцией речи и письма, умения построить связный  рассказ.   Планируемый  выпуск  учащихся 65­75%. В работе используются пособия: 1.Заикание у подростков. М.И.Буянов.1989г. 2.Коррекция заикания у детей.Т.Г.Визель.2009г. 3.Упражнения на развитие речи.Л.Парамонова.2005г. 4.600 упражнений для развития дикции.Пособие.2007г. 5.250 упражнений для развития  устной речи.Е.В.Юрова.2001 г. ы № м е т     № я и т я н а з Тематическое планирование занятий Тема занятия т с е ч и л о К в о с а ч   о в Тип занятия е и н а ж р е д о С я и т я н а з Виды, формы контроля   план прим е е н ш а м о Д е и н а д а з 1 1 Диктант 1 Определя диктант Письменный 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 2 Текст,предложение. 3 Предложение,слово 4 Предложение,словосо четание. Звуки речи. Выделение гласных и  солгасных в словах Звуки и  буквы.Алфавит. Слоги. Слогообразующая  роль гласных Перенос Диктант Ударение Смыслоразличительн ая роль ударения Мягкие и твердые  согласные звуки Гласные 1и2  ряда.Дифференциаци я А­Я. Диффер.О­Е. Диффер.У­Ю Диффер.Е­Ю. 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ющий  контрольн ый Комбини­ рованный ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ Знакомство с текстом Развитие  понятия о  ед.речи Связь слов в  предложении Способы  образования Звукобуквен ный анализ  слов Деление слов на слоги Правили  переноса диктант Роль  ударения в  слове Диффер. ­:­ ­:­ ­:­ Визуально­ слуховой.Смысло вой. ­:­ ­:­ слуховой ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ письменный ­:­ ­:­ Слуховой,письме нный слуховой Комби(слуховой, письменный) ­:­ ­:­ ­:­ 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 3 5 3 6 3 7 3 8 3 9 4 0 4 Диффер.Е­Й. Диктант Второй способ  образования  мягкости согласных  на письме Дифференциация  согласных по  глухости и звонкости. Диффер.З­С. Диффер.В­Ф. Диктант Диффер.Д­Т. Диффер.Б­П. Диффер.Г­К. Диктант Оглушение звонких  согласных на письме. Диктант. Дифференциация  твердых  и мягких  согласных на  письме.Второй  способ образования  мягкости согласных  на письме.(Ь). Слово как  лексическая единица  речи. Существительные . Прилагательное 1 9 2 0 2 1 2 2 2 5 2 8 2 9 3 2 3 4 3 6 3 7 3 9 4 0 4 2 4 3 4 4 4 5 Глагол. Диктант. Многозначность слов. 4 6 4 7 4 8 4 9 5 0 5 Однокоренные слова. Многозначность слов. Многозначность слов. 1 1 1 1 3 3 1 3 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­:­ ­:­ диктант ­:­ ­:­ Комбини­ рованный письменный ­:­ ­:­ ­:­ Диффер. Диффер. Диффер. Комби.(слуховой­ письменный) ­:­ ­:­ диктант письменный Комбини­ рованный ­:­ Диффер. Диффер. Комби(слуховой­ письменный) ­:­ ­:­ Диффер. ­:­ диктант письменный Комбини­ рованный Комбини­ рованный. Комбини­ рованный Комбини­ рованный ­:­ ­:­ Комбини­ рованный ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ диктант Диффер.рол ь Ь знака на  письме Понятие  единицы  речи,пользов ание ею. Роль сущ.в  речи. Роль  прилаг.в  речи. Роль глагола  в речи. диктант Омонимы. Синонимы. Антонимы. Понятие и  слуховой письменный ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ 1 4 2 4 3 4 4 4 5 4 6 4 7 4 8 4 9 5 0 5 1 1 5 3 5 5 5 6 5 8 6 0 6 1 6 2 6 3 6 4 6 5 Нахождение  родственных слов из  различных  частей  речи. Ударные и  безударные гласные в корне. Состав  слова.Приставка. Предлоги. Различие предлогов и приставок. Диктант. Состав слова.  Суффикс. Состав слова.  Окончание. Его роль.  Связь слов в  словосочетаниях и  предложениях. Диктант. Итоговое занятие. подбор   однокоренны х слов. Роль  приставки в  изменении   значения  слов.  Образование  слов при  помощи  приставки. Словообразо вание при  помощи  суффикса. ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ 2 ­:­ 2 2 2 2 1 1 ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ ­:­ 1 ­:­ 1 1 ­:­ Диктант. ­:­ Решение о  выпуске. Комбин.  Слуховой  письменный. Учитывая ,что в течение первого года обучения дети в школе еще не овладели в достаточной степени техникой чтения и письма, целесообразно начинать  коррекционную работу с формирования связной речи.    Работа по формированию связной речи начинается с расширения и  совершенствования словарного запаса обучающихся.Слово рассматривается с  точки зрения его лексического и грамматического значения. Дети усваивают  понятия ,,слово, обозначающее предмет,, и слово, обозначающее действие  предмета,, .    Целесообразным и логичным будет затем соединить эти слова в простое   нераспространенное предложение, поскольку они являются грамматической  основой предложения, то есть подлежащим и сказуемым. Тем самым мы  заложим основу для успешного овладения детьми синтаксическим разбором  предложения на более поздних этапах обучения.    Сформировав у них представление о предложении, его структуре,  грамматическом и интонационном оформлении, продолжаем работу над  словом и даем понятие о словах, обозначающих признак предмета.    Отличительным на данном этапе работы является то ,что слова,  обозначающие признак, рассматриваются не изолированно ,как это делалось  при работе над словами ,обозначающими предмет и действие предмета, а  водятся в предложение, и логопед обращает внимание детей на их смысловую  и грамматическую связь с другими словами.    Нужно вначале накопить и активизировать словарный запас детей, подбирая  к слову­предмету несколько слов­признаков, работаем с синонимами и  антонимами. Постепенно расширяя работу ,мы обращаем внимание детей на  то , что слово­ признак грамматически (т.е. в роде и падеже) согласуется со  словом­предметом: на то, что слово­признак­это новое слово в предложении ,  оно распространяет и обогащает предложение. А также учим детей подбирать такие слова­признаки , которые сочетаются по смыслу не только с предметом, но и с действием , которое предмет выполняет.(Например, можно сказать :  ,,Крупный помидор зреет,, но нельзя сказать : ,,Спелый помидор  зреет ,, .)Здесь мы формируем умение чувствовать и выделять  грамматическую основу предложения и развиваем у детей логическое  мышление и чувство языка .На этом и последующих этапах работы над  предложением широко используем графические схемы предложения для того, чтобы сформировать у детей абстрактное и зрительное представление о слове  как единице предложения.    Затем переходим к работе над распространением предложения  второстепенными членами (дополнением, определением и обстоятельством) и  его грамматическим оформлением (согласованием и управлением различных  частей речи).    После овладения умением полно и грамматически правильно выражать свои  мысли, можно перейти к работе по формированию некоторых видов связной  речи: умения пересказывать текст и составлять творческий рассказ.    Закончив работу над связной речью ,можно перейти к работе над слоговым  составом слова. К этому времени дети должны знать достаточное количество  букв и уметь их писать. Важно отметить ,чтобы на начальном этапе этой  работы дети усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились  различать гласные и согласные звуки. Только после этого можно переходить к слоговому анализу и синтезу слов с опорой на слогообразующую роль  гласных. На последующем этапе работы логопед должен подвести учеников к  практическому пониманию ударения и развить умение слышать и выделять  сначала ударный слог, затем ударную гласную. Далее логопед учит детей  слышать и различать твердые и мягкие согласные  и после этого переходить к  звуко ­буквенному  анализу слова .Обычно темой ,,Звуко­ буквенный анализ  и синтез слов ,, заканчивается первый год коррекционной работы.    Для выяснения ,как дети умеют пользоваться полученными знаниями,  целесообразно проводить письменные проверочные работы.    Всю коррекционную работу можно разделить на два основных этапа. 1 этап: а)работа над словарем, б)работа над предложением, в)формирование связной речи. 2 этап: а)работа над  слого­ звуковым составом слова, б)звуко0буквенный анализ  и синтез слова. Предлагаемая последовательность этапов примерная, можно   вести оба этапа параллельно или одному из этапов уделить больше внимания. План по  коррекции является перспективным и может иметь варианты. При организации логопедических занятий важно знать содержание и методы  обучения родному языку и чтению, а также, какие темы и в какое время  изучаются в классе ,для того чтобы на своих занятиях обязательно учитывать  уровень программных требований по родному языку и чтению. Периодически  знакомить учителей с письменными работами детей­логопатов и показать  им  допускаемые детьми логопедические ошибки. Объяснить им , что при  организации контроля логопед специфически оценивает работу детей ,прежде  всего идет оценка по психолого­педагогическим параметрам работы  ученика .Необходимо также , чтобы для ребенка с дефектом речи было создан благоприятный психологический климат как на уроке , так и на  логопедических занятиях .Они должны быть организованы таким образом,  чтобы на логопункте его окружали дети с аналогичным дефектом ,это  принцип комплектования групп и подгрупп, а в сложных случаях ,  организованы  и индивидуальные занятия. Количество учеников в подгруппах  может быть от 2 до 5 человек. Подавляющее  большинство зачисленных на  логопункт должны составлять ученики 1 –х классов .Уже давно подмечено ,  чем раньше организуются логопедические занятия, тем выше от них  эффект .Если удается достичь этого ,то количество  детей ­дисграфиков  во  вторых и третьих классах значительно сокращается.    Таким образом для детей, у которых не сформированы или нарушены  лексико­грамматическая , фонетико­фонематическая сторона речи и связная  речь , будет организовано своевременное и правильное логопедическое  воздействие , можно рассчитывать на положительный  результат в  большинстве случаев.    Зайцев  А. В. п.Первомайский. Слушатель  логопедических курсов.  Апрель­май 2011г. Схема – план коррекционного обучения детей с  ОНР комбинированного типа. Этапы коррекционной работы. 3 этап. Достижение координации в работе всех отделов периферического речевого аппарата. Содержание коррекционно­ воспитательной работы. Воспитание психологической устойчивости к речевым и другим трудностям возможным после окончания курса коррекции. III  этап  коррекции. Цели и задачи работы по преодолению отклонения речевого развития у детей. ­автоматизация навыков техники речи с обязательным введением их во все виды речевой деятельности в различных ситуациях. ­переход от подготовленных форм речи к самостоятельной импровизации(начиная с краткого высказывания и до развернутой спонтанной речи). ­формирование готовности к речевому общению в разных жизненных ситуациях(школа ,семья, общество…). Овладение навыками аутогенной тренировки с целью подавления волнений и эмоционального возбуждения и тем самым улучшения речи. ­воспитание устойчивости к речевым и другим трудностям, возможным после окончания курса коррекции. Последовательность содержания фронтальной части занятий. 1.Совершенствование техники речи. Достижение  координации в работе всех  отделов речевого аппарата  (артикуляционного, дыхательного, голосового).  Отработка скороговорок, поговорок, пословиц,  каламбуров. 2.Работа над орфоэпией. Работа над правильным литературным  произношением  (ударение, правильное произношение сочетаний согласных  безударных гласных и т.д.). 3.Работа над словарем. Расширение словарного запаса, уточнение значений  слов. 4.Функциональная тренировка речи. Работа над дикцией. Развитие понятия о  стихотворной речи, побуждение к самостоятельным высказываниям,  воспитание уверенности в самостоятельной речи. Работа с текстом по  принципу неподготовленного чтения.  Объяснение смысла различных  выражений, описание картин, тематика диалогов, составление  самостоятельных рассказов. Закрепление речевых навыков, полученных на  занятиях, активизирование  познавательной деятельности.

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2018