Утверждаю _______05.09.2018 г.
МБОУ «Первомайская СОШ» Самохвалов А. Ю.
директор
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛ А Н С Х Е М А КОРРЕКЦИОННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ при ОНР.
Составил учитель – логопед Зайцев А.В.Программа коррекционного обучения ОНР.
Пояснительная записка.
Цели и задачи: работа по преодолению отклонения речевого развития у детей,
обусловленного общим недоразвитием речи.
1.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение
словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к
различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно
пользоваться различными способами словообразования.
2.Уточнение,
развитие и совершенствование грамматического
оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в
моделями предложений различных синтаксических
предложении,
конструкций.
Совершенствование умения строить и перестраивать
предложения адекватно замыслу.
Нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000г. 27901в.
Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000г. «О работе логопунктов»
1.Справочник учителялогопеда. О.А.Степанова. 2009г.
2.Программа разработана на основании пособия Ефименковой Л.Н.,
Мисаренко Г.Г. раздел3. Коррекционная работа с учащимися 14 кл,,
страдающих общим недоразвитием речи (пункт Б).
3.Курсы по логопедии г. Тамбов 2015г.
Для учащихся, у которых выражено общее недоразвитие речи,
характерны несформированность лексикограмматического строя языка и
фонетикофонематической стороны речи. Это выражается в бедности
словарного запаса, в неумении правильно построить предложение,
грамматически правильно его оформить, сделать последовательный пересказ
и т.д. Дефекты в произношении отдельных звуков или общее недоразвитие
речи влияют на общий звуковой фон ребенка. Устранение дефектов требует
кропотливой логопедической работы по усвоению детьми понятия «слово»,
его лексического и грамматического значения, работы над структурой
предложения, его интонацией, смыслом, а главное – с отработки правильногопроизношения звуков. Работы по развитию фонематического восприятия,
умению поддерживать диалог.
Программа по коррекции ОНР призвана сформировать у детей хорошо
понятную, связную речь, расширение и пополнение словарного запаса.
Рассмотрение слова с точки зрения его лексического и грамматического
значения. Дети должны усвоить по Программе понятие слова – обозначающего
предмет, слова – обозначающего действие, его признак. Соединение слов в
простое предложение для выражения своей мысли, сформировать
представление о предложении, его структуре, грамматическом и
интонационном оформлении. Отводятся темы для работы со слоговым
составом слова, переносом слова по слогам, выделение ударного слога.
Опираясь на умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли,
переходим к темам по формированию умения пересказывать текст и
составлять творческий рассказ по картинам, темам. Отводится время для
работы по отработке дифференциации гласных и согласных, образованию
слов, их значению.
Устранение проявлений заикания, логоневроза, ОНР комбинированного
типа, других дефектов речи.
Формирование навыков организации учебной работы: развитие
наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания и памяти,
самоконтроля, самоконтрольных действий, способности к переключению.
Количество часов по программе 63 ч.
За учащимися осуществляется визуальнослуховой контроль, контроль
письменных работ и техники чтения, правильного звукопроизношения с
последующей коррекцией речи и письма, умения построить связный рассказ.
Планируемый выпуск учащихся 6575%.
В работе используются пособия:
1.Заикание у подростков. М.И.Буянов.1989г.
2.Коррекция заикания у детей.Т.Г.Визель.2009г.
3.Упражнения на развитие речи.Л.Парамонова.2005г.
4.600 упражнений для развития дикции.Пособие.2007г.
5.250 упражнений для развития устной речи.Е.В.Юрова.2001 г.ы №
м
е
т
№
я
и
т
я
н
а
з
Тематическое планирование занятий
Тема занятия
т
с
е
ч
и
л
о
К
в
о
с
а
ч
о
в
Тип
занятия
е
и
н
а
ж
р
е
д
о
С
я
и
т
я
н
а
з
Виды,
формы
контроля
план
прим
е
е
н
ш
а
м
о
Д
е
и
н
а
д
а
з
1
1
Диктант
1 Определя
диктант
Письменный
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
2
Текст,предложение.
3 Предложение,слово
4 Предложение,словосо
четание.
Звуки речи.
Выделение гласных и
солгасных в словах
Звуки и
буквы.Алфавит.
Слоги.
Слогообразующая
роль гласных
Перенос
Диктант
Ударение
Смыслоразличительн
ая роль ударения
Мягкие и твердые
согласные звуки
Гласные 1и2
ряда.Дифференциаци
я АЯ.
Диффер.ОЕ.
Диффер.УЮ
Диффер.ЕЮ.
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ющий
контрольн
ый
Комбини
рованный
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
Знакомство с
текстом
Развитие
понятия о
ед.речи
Связь слов в
предложении
Способы
образования
Звукобуквен
ный анализ
слов
Деление слов
на слоги
Правили
переноса
диктант
Роль
ударения в
слове
Диффер.
:
:
:
Визуально
слуховой.Смысло
вой.
:
:
слуховой
:
:
:
:
письменный
:
:
Слуховой,письме
нный
слуховой
Комби(слуховой,
письменный)
:
:
:1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
4
Диффер.ЕЙ.
Диктант
Второй способ
образования
мягкости согласных
на письме
Дифференциация
согласных по
глухости и звонкости.
Диффер.ЗС.
Диффер.ВФ.
Диктант
Диффер.ДТ.
Диффер.БП.
Диффер.ГК.
Диктант
Оглушение звонких
согласных на письме.
Диктант.
Дифференциация
твердых и мягких
согласных на
письме.Второй
способ образования
мягкости согласных
на письме.(Ь).
Слово как
лексическая единица
речи.
Существительные .
Прилагательное
1
9
2
0
2
1
2
2
2
5
2
8
2
9
3
2
3
4
3
6
3
7
3
9
4
0
4
2
4
3
4
4
4
5
Глагол.
Диктант.
Многозначность слов.
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5 Однокоренные слова.
Многозначность слов.
Многозначность слов.
1
1
1
1
3
3
1
3
2
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
:
:
диктант
:
:
Комбини
рованный
письменный
:
:
:
Диффер.
Диффер.
Диффер.
Комби.(слуховой
письменный)
:
:
диктант
письменный
Комбини
рованный
:
Диффер.
Диффер.
Комби(слуховой
письменный)
:
:
Диффер.
:
диктант
письменный
Комбини
рованный
Комбини
рованный.
Комбини
рованный
Комбини
рованный
:
:
Комбини
рованный
:
:
:
:
:
диктант
Диффер.рол
ь Ь знака на
письме
Понятие
единицы
речи,пользов
ание ею.
Роль сущ.в
речи.
Роль
прилаг.в
речи.
Роль глагола
в речи.
диктант
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
Понятие и
слуховой
письменный
:
:
:
:
:
:1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
1
5
3
5
5
5
6
5
8
6
0
6
1
6
2
6
3
6
4
6
5
Нахождение
родственных слов из
различных частей
речи.
Ударные и
безударные гласные в
корне.
Состав
слова.Приставка.
Предлоги.
Различие предлогов и
приставок.
Диктант.
Состав слова.
Суффикс.
Состав слова.
Окончание. Его роль.
Связь слов в
словосочетаниях и
предложениях.
Диктант.
Итоговое занятие.
подбор
однокоренны
х слов.
Роль
приставки в
изменении
значения
слов.
Образование
слов при
помощи
приставки.
Словообразо
вание при
помощи
суффикса.
:
:
:
:
:
:
:
2
:
2
2
2
2
1
1
:
:
:
:
:
:
1
:
1
1
:
Диктант.
:
Решение о
выпуске.
Комбин.
Слуховой
письменный.Учитывая ,что в течение первого года обучения дети в школе еще не овладели
в достаточной степени техникой чтения и письма, целесообразно начинать
коррекционную работу с формирования связной речи.
Работа по формированию связной речи начинается с расширения и
совершенствования словарного запаса обучающихся.Слово рассматривается с
точки зрения его лексического и грамматического значения. Дети усваивают
понятия ,,слово, обозначающее предмет,, и слово, обозначающее действие
предмета,, .
Целесообразным и логичным будет затем соединить эти слова в простое
нераспространенное предложение, поскольку они являются грамматической
основой предложения, то есть подлежащим и сказуемым. Тем самым мы
заложим основу для успешного овладения детьми синтаксическим разбором
предложения на более поздних этапах обучения.
Сформировав у них представление о предложении, его структуре,
грамматическом и интонационном оформлении, продолжаем работу над
словом и даем понятие о словах, обозначающих признак предмета.
Отличительным на данном этапе работы является то ,что слова,
обозначающие признак, рассматриваются не изолированно ,как это делалось
при работе над словами ,обозначающими предмет и действие предмета, а
водятся в предложение, и логопед обращает внимание детей на их смысловую
и грамматическую связь с другими словами.
Нужно вначале накопить и активизировать словарный запас детей, подбирая
к словупредмету несколько словпризнаков, работаем с синонимами и
антонимами. Постепенно расширяя работу ,мы обращаем внимание детей на
то , что слово признак грамматически (т.е. в роде и падеже) согласуется со
словомпредметом: на то, что словопризнакэто новое слово в предложении ,
оно распространяет и обогащает предложение. А также учим детей подбиратьтакие словапризнаки , которые сочетаются по смыслу не только с предметом,
но и с действием , которое предмет выполняет.(Например, можно сказать :
,,Крупный помидор зреет,, но нельзя сказать : ,,Спелый помидор
зреет ,, .)Здесь мы формируем умение чувствовать и выделять
грамматическую основу предложения и развиваем у детей логическое
мышление и чувство языка .На этом и последующих этапах работы над
предложением широко используем графические схемы предложения для того,
чтобы сформировать у детей абстрактное и зрительное представление о слове
как единице предложения.
Затем переходим к работе над распространением предложения
второстепенными членами (дополнением, определением и обстоятельством) и
его грамматическим оформлением (согласованием и управлением различных
частей речи).
После овладения умением полно и грамматически правильно выражать свои
мысли, можно перейти к работе по формированию некоторых видов связной
речи: умения пересказывать текст и составлять творческий рассказ.
Закончив работу над связной речью ,можно перейти к работе над слоговым
составом слова. К этому времени дети должны знать достаточное количество
букв и уметь их писать. Важно отметить ,чтобы на начальном этапе этой
работы дети усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились
различать гласные и согласные звуки. Только после этого можно переходить к
слоговому анализу и синтезу слов с опорой на слогообразующую роль
гласных. На последующем этапе работы логопед должен подвести учеников к
практическому пониманию ударения и развить умение слышать и выделять
сначала ударный слог, затем ударную гласную. Далее логопед учит детей
слышать и различать твердые и мягкие согласные и после этого переходить к
звуко буквенному анализу слова .Обычно темой ,,Звуко буквенный анализ и
синтез слов ,, заканчивается первый год коррекционной работы.
Для выяснения ,как дети умеют пользоваться полученными знаниями,
целесообразно проводить письменные проверочные работы.
Всю коррекционную работу можно разделить на два основных этапа.
1 этап:
а)работа над словарем,
б)работа над предложением,в)формирование связной речи.
2 этап:
а)работа над слого звуковым составом слова,
б)звуко0буквенный анализ и синтез слова.
Предлагаемая последовательность этапов примерная, можно вести оба этапа
параллельно или одному из этапов уделить больше внимания. План по
коррекции является перспективным и может иметь варианты.
При организации логопедических занятий важно знать содержание и методы
обучения родному языку и чтению, а также, какие темы и в какое время
изучаются в классе ,для того чтобы на своих занятиях обязательно учитывать
уровень программных требований по родному языку и чтению. Периодически
знакомить учителей с письменными работами детейлогопатов и показать им
допускаемые детьми логопедические ошибки. Объяснить им , что при
организации контроля логопед специфически оценивает работу детей ,прежде
всего идет оценка по психологопедагогическим параметрам работы
ученика .Необходимо также , чтобы для ребенка с дефектом речи было создан
благоприятный психологический климат как на уроке , так и на
логопедических занятиях .Они должны быть организованы таким образом,
чтобы на логопункте его окружали дети с аналогичным дефектом ,это
принцип комплектования групп и подгрупп, а в сложных случаях ,
организованы и индивидуальные занятия. Количество учеников в подгруппах
может быть от 2 до 5 человек. Подавляющее большинство зачисленных на
логопункт должны составлять ученики 1 –х классов .Уже давно подмечено ,
чем раньше организуются логопедические занятия, тем выше от них
эффект .Если удается достичь этого ,то количество детей дисграфиков во
вторых и третьих классах значительно сокращается.
Таким образом для детей, у которых не сформированы или нарушены
лексикограмматическая , фонетикофонематическая сторона речи и связная
речь , будет организовано своевременное и правильное логопедическое
воздействие , можно рассчитывать на положительный результат в
большинстве случаев.
Зайцев А. В. п.Первомайский. Слушатель логопедических курсов.
Апрельмай 2011г.Схема – план
коррекционного обучения детей с ОНР комбинированного типа.
Этапы
коррекционной
работы.
3 этап.
Достижение
координации в
работе всех отделов
периферического
речевого аппарата.
Содержание
коррекционно
воспитательной
работы.
Воспитание
психологической
устойчивости к
речевым и другим
трудностям
возможным после
окончания курса
коррекции.
III этап коррекции.
Цели и задачи работы по
преодолению отклонения
речевого развития у детей.
автоматизация навыков
техники речи с обязательным
введением их во все виды
речевой деятельности в
различных ситуациях.
переход от подготовленных
форм речи к самостоятельной
импровизации(начиная с
краткого высказывания и до
развернутой спонтанной речи).
формирование готовности к
речевому общению в разных
жизненных ситуациях(школа
,семья, общество…). Овладение
навыками аутогенной
тренировки с целью подавления
волнений и эмоциональноговозбуждения и тем самым
улучшения речи.
воспитание устойчивости к
речевым и другим трудностям,
возможным после окончания
курса коррекции.
Последовательность содержания фронтальной части занятий.
1.Совершенствование техники речи. Достижение координации в работе всех
отделов речевого аппарата (артикуляционного, дыхательного, голосового).
Отработка скороговорок, поговорок, пословиц, каламбуров.
2.Работа над орфоэпией. Работа над правильным литературным
произношением (ударение, правильное произношение сочетаний согласных
безударных гласных и т.д.).
3.Работа над словарем. Расширение словарного запаса, уточнение значений
слов.
4.Функциональная тренировка речи. Работа над дикцией. Развитие понятия о
стихотворной речи, побуждение к самостоятельным высказываниям,
воспитание уверенности в самостоятельной речи. Работа с текстом по
принципу неподготовленного чтения. Объяснение смысла различных
выражений, описание картин, тематика диалогов, составление
самостоятельных рассказов. Закрепление речевых навыков, полученных на
занятиях, активизирование познавательной деятельности.