Коррекционная работа с детьми-инвалидами

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Получение детьми и детьми-инвалидами (далее — дети с особыми образовательными потребностями) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.
Иконка файла материала Коррекционная работа с детьми.doc
Коррекционная работа с детьми­инвалидами Программа   коррекционной   работы   предусматривает   создание   специальных условий   обучения   и   воспитания,   позволяющих   учитывать   особые образовательные   потребности   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья   посредством   индивидуализации   и   дифференциации образовательного процесса. Получение   детьми   и   детьми­инвалидами   (далее   —   дети   с   особыми образовательными потребностями) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Программа   коррекционной   работы   —   это   комплексная   программа   по оказанию   помощи   детям   с   особыми   образовательными   потребностями   в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития   детей   с   особыми   образовательными   потребностями   и   оказание помощи   детям   этой   категории   в   освоении   основной   образовательной программы дошкольного образования. В   связи   с   этим   коррекционная   работа   с   особыми   образовательными потребностями направлена на решение задач: 1. Определение особых образовательных потребностей детей – инвалидов. 2. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка в ДОУ и семье. 3.   Систематическое   проведение   необходимой   профилактической   и коррекционно ­ развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; 4.   Оценка   результатов   помощи   детям   с   особыми   образовательными потребностями определение степени их готовности к школьному обучению;5.   Создание   условий,   способствующих   освоению   детьми   с   особыми образовательными потребностями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении. 6.   Осуществление   индивидуально   ориентированной   психолого   ­   медико   – педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями с учётом индивидуальных  возможностей  особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПк) ; 7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)   детей   с   особыми   образовательными   потребностями   по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Направления работы Программа   коррекционной   работы   на   дошкольной   ступени   образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: ­   диагностическая   работа   обеспечивает   своевременное   выявление   детей   с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по   оказанию   им   психолого­   медико   –   педагогической   помощи   в   условиях образовательного учреждения; ­   коррекционно­   развивающая   работа   обеспечивает   своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков   детей   с   ОВЗ   в   условиях   дошкольного   образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; ­   консультативная   работа   обеспечивает   непрерывность   специального сопровождения   детей   с   ОВЗ   и   их   семей   по   вопросам   реализации, дифференцированных   психолого­   педагогических   условий   обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; ­ информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность   по   вопросам,   связанным   с   особенностями   образовательногопроцесса   для   детей   с   ОВЗ,   их   родителями   (законными   представителями, педагогическими работниками. Характеристика содержания Диагностическая работа включает: ­   раннюю   (с   первых   дней   пребывания   ребёнка   в   МДОАУ)   диагностику   и анализ причин трудностей адаптации; ­   комплексный   сбор   сведений   о   ребёнке   на   основании   диагностической информации от специалистов разного профиля; ­ определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, выявление его резервных возможностей; ­   изучение   развития   эмоционально   –   волевой   сферы   и   личностных особенностей воспитанников; ­ изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ; ­ изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ; ­ системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; ­ анализ успешности коррекционно­ развивающей работы. Коррекционно­ развивающая работа включает: ­ выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; ­   организацию   и   проведение   специалистами   индивидуальных   и   групповых коррекционно   –   развивающих   занятий,   необходимых   для   преодоления трудностей обучения; ­ коррекцию и развитие высших психических функций; ­   развитие   эмоционально   –   волевой   сферы   и   личностных   сфер   ребёнка   и психокоррекцию его поведения; ­ социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.Консультативная работа включает: ­   выработку   совместных   обоснованных   рекомендаций   по   основным направлениям   работы   с   детьми   ОВЗ;   единых   для   всех   участников образовательного процесса; ­   консультирование   специалистами   педагогов   по   выбору   индивидуально­ ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ; ­ консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. Информационно – просветительская работа предусматривает: ­ различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы,   консультирование,   анкетирование,   индивидуальные   практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации). Направленные на   разъяснение   участникам   образовательного   процесса   ­   детям   с   ОВЗ,   их родителям   (законным   представителям,   педагогическим   работникам,   ­ вопросов,   связанных   с   особенностями   образовательного   процесса   и сопровождения. Программа коррекционной работы содержит следующие разделы: 1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями. 2. Система комплексного психолого­медико­педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса. 3.   Формы   обучения,   содержание   и   план   реализации   индивидуально   обеспечивающих ориентированных   коррекционных   мероприятий, удовлетворение   особых   образовательных   потребностей   детей   с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной   программы   дошкольного   образования,   корректировку коррекционных мероприятий. 5.   Описание   специальных   условий   обучения   и   воспитания   детей   с ограниченными возможностями здоровья. 6.   Механизм   взаимодействия   в   разработке   и   реализации   коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинского работника образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества. 7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. Модель   коррекционно   –   развивающей   деятельности   представляет   собой целостную систему. Все   специалисты   работают   под   руководством   зам.   зав.   по   ВМР,   который является   председателем   ПМПк,   организатором   и   координатором   всей коррекционно ­ развивающей работы. Учитель   –   логопед   осуществляет   постановку   диафрагмально   –   речевого   коррекцию     их   автоматизацию, дыхания, дифференциацию,   введение   их   в   самостоятельную   речь,   способствует звукопроизношения, логопедизации   режимных   моментов   и   занятий,   практическому   овладению детьми   навыками   словообразования   и   словоизменения,   что   помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе. Работа педагога ­ психолога включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа по развитию высших психических функций; работа с детьми,   имеющими   отклонения   в   поведении;   коррекция   агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.Воспитатель осуществляет работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ со   сверстниками,   выполняет   и   компенсаторную   функцию,   восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Музыкальный   руководитель   осуществляет   подбор   и   внедрение   в повседневную   жизнь   ребёнка   музукотерапевтических   произведений,   что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. Медицинский   работник   осуществляет   изучение   и   оценку   соматического здоровья   и   состояния   нервной   системы   ребёнка   с   ОВЗ   в   соответствии   со средневозрастными критериями. Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию   и   развитию,   направленные   на   укрепление   здоровья,   развития двигательных   умений   и   навыков,   что   способствует   формированию психомоторных   функций   и   специальные   коррекционно   –   развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по   пространственно   –   временным   характеристикам,   совершенствование ориентировки в пространстве. Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными являются:   педсоветы,   консультации,   тренинги,   семинары   –   практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. 6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ строится на   основе   теории   интеграции   образования,   личностно   –   ориентированного подхода,   на   принципах   соблюдения   интересов   ребёнка,   системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному   и   речевому   развитию   ребёнка   с   ОВЗ.   Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженнойкомплексной   диагностики   помогает сети   интегрированных   связей, осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с особыми образовательными потребностями, чем достигается эффективность и стабильность результатов.