Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми и детьми-инвалидами (далее — дети с особыми образовательными потребностями) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.
Коррекционная работа с детьмиинвалидами
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Получение детьми и детьмиинвалидами (далее — дети с особыми
образовательными потребностями) образования является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации.
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по
оказанию помощи детям с особыми образовательными потребностями в
освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для
развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание
помощи детям этой категории в освоении основной образовательной
программы дошкольного образования.
В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными
потребностями направлена на решение задач:
1. Определение особых образовательных потребностей детей – инвалидов.
2. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у
ребёнка в ДОУ и семье.
3. Систематическое проведение необходимой профилактической и
коррекционно развивающей работы с детьми с особыми образовательными
потребностями;
4. Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными
потребностями определение степени их готовности к школьному обучению;5. Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми
образовательными потребностями основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого медико –
педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями с
учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии
рекомендациями ПМПк) ;
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с особыми образовательными потребностями по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают
её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций
по оказанию им психолого медико – педагогической помощи в условиях
образовательного учреждения;
коррекционно развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию
недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного
учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных,
личностных, познавательных навыков;
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации,
дифференцированных психолого педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательногопроцесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями,
педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в МДОАУ) диагностику и
анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, выявление
его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных
особенностей воспитанников;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
детей с ОВЗ;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития ребёнка;
анализ успешности коррекционно развивающей работы.
Коррекционно развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ,
методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления
трудностей обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и
психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с детьми ОВЗ; единых для всех участников
образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;
консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные
беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы,
информационные стенды, печатные материалы, презентации). Направленные
на разъяснение участникам образовательного процесса детям с ОВЗ, их
родителям (законным представителям, педагогическим работникам,
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения.
Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:
1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и особыми потребностями.
2. Система комплексного психологомедикопедагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного
процесса.
3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально
обеспечивающих
ориентированных коррекционных мероприятий,
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном
учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального
общего образования.4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной
образовательной программы дошкольного образования, корректировку
коррекционных мероприятий.
5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья.
6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,
медицинского работника образовательного учреждения и других организаций,
специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой
целостную систему.
Все специалисты работают под руководством зам. зав. по ВМР, который
является председателем ПМПк, организатором и координатором всей
коррекционно развивающей работы.
Учитель – логопед осуществляет постановку диафрагмально – речевого
коррекцию
их
автоматизацию,
дыхания,
дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует
звукопроизношения,
логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению
детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает
личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства
достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем –
успешному обучению в школе.
Работа педагога психолога включает следующие направления: коррекционно
– развивающая работа по развитию высших психических функций; работа с
детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности;
профилактическая работа по развитию эмоций.Воспитатель осуществляет работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ
со сверстниками, выполняет и компенсаторную функцию, восстанавливая
позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в
повседневную жизнь ребёнка музукотерапевтических произведений, что
сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает
работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.
Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического
здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со
средневозрастными критериями.
Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому
воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития
двигательных умений и навыков, что способствует формированию
психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие:
развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений
по пространственно – временным характеристикам, совершенствование
ориентировки в пространстве.
Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными
являются: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы,
деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых
занятий и др.
6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ строится
на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного
подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности,
непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно
организованная предметно – развивающая среда способствует личностному,
интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОВЗ. Тесное
взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженнойкомплексной диагностики помогает
сети интегрированных связей,
осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре
дефекта детей с особыми образовательными потребностями, чем достигается
эффективность и стабильность результатов.