Коррекционная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках основной образовательной программы в МБОУ СОШ №107
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов -индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа коррекционной работы основного общего образования должна обеспечивать:
· создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
· дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Задачи ПКР отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Задачи программы коррекционной работы следующие:
1. определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
2. определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
3. разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
4. реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическойкомиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));
5. реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ;
6. обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ОВЗ;
7. осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.
Перечень и содержание индивидуально-ориентированных коррекционных направлений работы
Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание:
1. Диагностическая работа.
2. Коррекционно-развивающая деятельность.
3. Консультативная работа.
4. Информационно-просветительское направление.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
· проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
· определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
· изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
· изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
· мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
· анализ успешности коррекционноразвивающей работы.
Коррекционноразвивающая работа включает:
· разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
· организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
· коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
· развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
· формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
· развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
· совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
· социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
· консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
· консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационнопросветительская работа предусматривает:
· информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ;
· проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают логопед и педагог-психолог. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Проблемы обучения детей с ОВЗ рассматриваются на заседаниях педагогических советах, заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, семинарах.
Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который является одной из форм взаимодействия специалистов общеобразовательной организации, объединяющихся для оказания помощи педагогам, учащимся и их родителям в решении вопросов своевременного выявления, учета комплексной психолого-педагогической-медико-социальной диагностики, обучения, социальной адаптации в обществе детей с различными проблемами в развитии. В его состав входят: заместитель директора по УВР, педагог-психолог, логопед, классные руководители и учителя-предметники.
Цель работы ПМПк - обеспечение коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей общеобразовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Основные функции ПМПк:
· организация коррекционной психолого-медико-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонение в развитии;
· консультативно-методическая помощь семьям и педагогам в вопросах выбора индивидуального образовательного маршрута, сопровождение ребенка в образовательном пространстве, преодоление затруднений в учебе, решение проблем личностного развития, профориентации;
· направление ребенка, с согласия родителей (законных представителей) на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии;
· диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции;
· прогнозирование, проектирование и внедрение программы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
· осуществление социальной, медицинской, психологической, коррекционнопедагогической помощи ребенку и родителям (законных представителей) в совместном преодоление проблем в развитии, общении, поведении.
· создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
Этапы реализации программы коррекционной работы
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность)
При поступлении детей в 5 класс и при переводе в следующие классы проводится анализ заключений специалистов различного профиля медицинского и образовательного учреждения, собеседование со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель начальных классов и др.) с целью учета особенностей развития детей и выявления особых образовательных потребностей обучающихся при обучении в среднем звене школы.
Результатом данного этапа является оценка соответствия контингента обучающихся и имеющейся образовательной среды в аспекте требований к программно-методическому обеспечению, материально-технической и кадровой базе учреждения.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность)
Формируется списочный состав детей с ОВЗ. Для работы с обучающимися ОВЗ, назначенные учителя планируют учебно-воспитательную работу с учетом полученной на предыдущем этапе информации. Разрабатываются (корректируются) рабочие программы по всем предметам, входящим в учебный план. Составляются программы для проведения коррекционных занятий. Классные руководители и специалисты заполняют дневники наблюдения, где фиксируются индивидуальные особенности развития ребенка. Организуется деятельность классного руководителя, планируется взаимодействие с социальными партнерами школы.
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при активном взаимодействии с социальными партнерами образовательного учреждения.
3. Этап диагностики эффективности коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность)
В течение года все специалисты, работающие с детьми ОВЗ, проводят диагностические процедуры, которые показывают динамику развития каждого ребенка. Каждую четверть проводятся диагностические работы по математике, русскому языку.
Результатом является констатация соответствия планируемых результатов коррекционно-развивающей деятельности и данных, полученных в ходе оценки эффективности созданных условий.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность)
По результатам диагностики учителям предлагаются рекомендации по коррекции индивидуальных образовательных программ, планов работы, рабочих программ учебных курсов, предметов. Принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебной деятельности.
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Планируемые результаты
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).
Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.