Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ в МБОУ СОШ №107 (5 классы, психология)
Оценка 4.6

Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ в МБОУ СОШ №107 (5 классы, психология)

Оценка 4.6
Научные работы +1
doc
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
14.01.2017
Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ в МБОУ СОШ №107 (5 классы, психология)
В статье описывается Программа коррекционной работы (ПКР) уровня основного общего образования, которая непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, не являющимися едиными и постоянными, а также проявляющиеся в разной степени при каждом типе нарушения у обучающихся с ОВЗ. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.
Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ в рамках ООО в МБОУ СОШ №107.doc

Коррекционная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках основной образовательной программы в МБОУ СОШ №107

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов -индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программа коррекционной работы основного общего образования должна обеспечивать:

·                   создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

·                   дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.

Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Задачи ПКР отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Задачи программы коррекционной работы следующие:

1.                 определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

2.                 определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

3.                 разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

4.                 реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическойкомиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));

5.                 реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ;

6.                 обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ОВЗ;

7.                 осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Перечень и содержание индивидуально-ориентированных коррекционных направлений работы

Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание:

1.                 Диагностическая  работа.

2.                 Коррекционно-развивающая деятельность.

3.                 Консультативная работа.

4.                 Информационно-просветительское направление.

Содержание направлений работы

Диагностическая работа включает:

·     выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

·     проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;

·     определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

·     изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

·     изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

·     изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;

·     мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.

·                   анализ успешности коррекционно­развивающей работы.

Коррекционно­развивающая работа включает:

·     разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;

·     организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

·     коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;

·     развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

·     формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

·     развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

·     развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

·     совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

·     социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

·     выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

·     консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;

·     консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;

·     консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно­просветительская работа предусматривает:

·     информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

·     различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ;

·     проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

 С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития  в школе работают  логопед и педагог-психолог. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует  квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Проблемы обучения детей с ОВЗ рассматриваются на заседаниях педагогических советах, заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, семинарах.

 Психолого-педагогическое  сопровождение

  Психолого-медико-педагогический  консилиум (ПМПк), который   является одной из форм взаимодействия специалистов общеобразовательной организации, объединяющихся для оказания помощи педагогам, учащимся и их родителям в решении вопросов своевременного выявления, учета комплексной психолого-педагогической-медико-социальной диагностики, обучения, социальной адаптации в обществе детей с различными проблемами в развитии. В  его состав входят:  заместитель директора  по  УВР, педагог-психолог, логопед, классные руководители и  учителя-предметники.

Цель работы ПМПк - обеспечение коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей общеобразовательного учреждения  и  в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными  и  индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Основные функции ПМПк:

·                   организация коррекционной психолого-медико-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонение в развитии;

·                   консультативно-методическая  помощь  семьям и педагогам в вопросах  выбора индивидуального образовательного маршрута, сопровождение ребенка в образовательном пространстве, преодоление затруднений в учебе, решение проблем личностного развития, профориентации;

·                   направление ребенка, с согласия родителей (законных представителей) на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии;

·                   диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции;

·                   прогнозирование, проектирование и внедрение программы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с  ограниченными  возможностями  здоровья;

·                   осуществление социальной, медицинской, психологической, коррекционно­педагогической помощи ребенку и родителям (законных представителей) в совместном преодоление проблем в развитии, общении, поведении.

·                   создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

Этапы реализации программы коррекционной работы

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность)

  При поступлении детей в 5 класс  и при переводе в следующие классы проводится анализ заключений специалистов различного профиля медицинского и  образовательного учреждения, собеседование со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель начальных классов и др.) с целью учета особенностей развития детей и выявления особых образовательных потребностей обучающихся при обучении в среднем звене школы.

  Результатом данного этапа является оценка соответствия контингента обучающихся и имеющейся образовательной среды в аспекте требований к программно-методическому обеспечению, материально-технической и кадровой базе учреждения.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность)

Формируется списочный состав детей с ОВЗ. Для работы с обучающимися ОВЗ, назначенные учителя планируют учебно-воспитательную работу с учетом полученной на предыдущем этапе информации. Разрабатываются (корректируются) рабочие программы по всем предметам, входящим в учебный план. Составляются программы для проведения коррекционных занятий. Классные руководители и специалисты заполняют дневники наблюдения, где фиксируются индивидуальные особенности развития ребенка. Организуется деятельность классного руководителя, планируется взаимодействие с социальными партнерами школы.

Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при активном взаимодействии с социальными партнерами образовательного учреждения.

3. Этап диагностики эффективности коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность)

 В течение года все специалисты, работающие с детьми ОВЗ, проводят диагностические процедуры, которые показывают динамику развития каждого ребенка. Каждую четверть проводятся диагностические работы по математике, русскому языку.

Результатом является констатация соответствия планируемых результатов коррекционно-развивающей деятельности и данных, полученных в ходе оценки эффективности созданных условий.

4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность)

         По результатам диагностики учителям предлагаются рекомендации по коррекции индивидуальных образовательных программ, планов работы, рабочих программ учебных курсов, предметов. Принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебной деятельности.

           Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Планируемые результаты

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).

Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).

Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.

Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.


Коррекционная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках основной образовательной программы в

Коррекционная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках основной образовательной программы в

Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования

Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования

ОВЗ; 2. осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с

ОВЗ; 2. осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с

Коррекционно­развивающая работа включает: · разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными…

Коррекционно­развивающая работа включает: · разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными…

ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ; · консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с

ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ; · консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с

Проблемы обучения детей с ОВЗ рассматриваются на заседаниях педагогических советах, заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, семинарах

Проблемы обучения детей с ОВЗ рассматриваются на заседаниях педагогических советах, заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, семинарах

Этапы реализации программы коррекционной работы 1

Этапы реализации программы коррекционной работы 1

Формируется списочный состав детей с

Формируется списочный состав детей с

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы

Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также…

Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017