ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"
Оценка 4.9

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
20.01.2017
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"
БУКЛЕТ
Воспитание детей в многодетной семье.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНОЙ  СЕМЬЕ……………………………………………………5­20 1.1 Семья ­ социальный институт формирования личности………………….5 1.2 Многодетные семьи: понятие, положительные и отрицательные  факторы воспитания……………………………………………………………14 1.3 Типы многодетных семей…………………………………………………..15 1.4 Межличностные взаимоотношения детей в многодетной семье………..16 1.5 Поддержка многодетных детей……………………………………………18 ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА………………………………...21­26 2.1 Организация исследования………………………………………………….21 2.2 Анализ социальных проблем многодетной семьи……………………...…21 2.3 Практические выводы и рекомендации……………………………………25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….28 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….30 Приложение А. Анкета «Взаимоотношения в вашей семье» Приложение Б. Рекомендации многодетным семьям 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Семья   является   одним   из   старейших   и   важнейших   социальных институтов   общества,   влияющих   на   формирование   и   развитие   личности. Огромный   диапазон   и   уникальность   средств   влияния   семьи   делают   ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности. Актуальность исследования состоит в том, что на современном этапе развития   общества   становится   очевидным,   что   острые   проблемы   жизни современного   подрастающего   поколения,   такие   как   беспомощность   и социальная дезадаптивность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания   и   преступность,   социальное   сиротство,   безнадзорность   и беспризорность   и   прочее   –   это,   прежде   всего,   результат   педагогической безграмотности   родителей.  Чем   выше  уровень   образования   родителей,  тем больше   времени   они   уделяют   воспитанию.   И   наоборот,   чем   слабее представлено образование родителей, уровень их нравственности тем меньше времени родители уделяют воспитанию детей, либо воспринимают воспитание в искаженной форме. На  сегодняшний   день в научной  литературе  недостаточно прояснены вопросы об условиях социализации детей и подростков в многодетной семье, о   путях   социально­педагогической   поддержки   многодетной   семьи   и сопровождения   социальным   педагогом   ее   членов,   о   роли   общественных организаций в этих процессах. Цель   работы:   изучить   и   разработать   рекомендации   в   многодетной семье. В соответствии с этим можно сформулировать задачи исследования: 1. рассмотреть теоретические аспекты многодетной семьи; 2.исследовать социальные проблемы многодетной семьи; 3.разработать рекомендации. Объект исследования: социальная работа. Предмет: ­содержание социальной работы с многодетными семьями. Методы исследования:  ­изучение и анализ литературных источников; 3 ­наблюдение; ­беседа; ­анкетирование. Практическая   значимость   исследования:  результаты   исследования могут быть использованы в практической работе педагога и семьи. 4 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ 1.1 Семья ­ социальный институт формирования личности Семья   рассматривается   как   социальное   (Л.В.   Мардахаев,   И.С.Кон, А.Г.Харчев   и   др.),   психологическое   (Н.В.   Клюева   А.С.Спиваковская), собственно педагогическое явление (А.С.Белкин, И.Е.Забелин, В.Г.Бочарова и др.). В настоящее время раскрыто влияние семьи на становление личности ребенка   (А.Я.Варга,   В.Н.Дружинин,   и   др.),   охарактеризована   значимость семьи   как   первичного   института   социализации   (Г.М.Андреева,   И.С.Кон, А.В.Мудрик,   А.А.Реан   и   др.);   значительное   внимание   уделено   изучению вопроса   влияния   семьи   на   социализацию   подростка   (И.С.Кон,   А.А.Реан, Д.Б.Эльконин и др.) [3, с. 31]. В.В.  Давыдов  дает  определение  семьи, как   основанной  на браке  или кровном   родстве   малой   социальной   группы,   члены   которой   связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [5, с. 21]. Наиболее   распространено   среди   исследователей   определение   семьи, данное А.Г.Харчевым: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны   брачными,   или   родственными   отношениями,   общностью   быта   и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена   потребностью   общества   в   физическом   и   духовном воспроизводстве населения» [20,с. 15]. Н.В.   Клюева   определяет   семью,   как   «малую   (первичную)   группу, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и 5 родства,   которая   обеспечивает   личности   эмоциональную   стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост» [1, с.57]. Василькова   Ю.В.   и   Василькова   Т.А.   дают   следующее   определение семьи: «семья – созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи   связаны   кровным   родством   (или   близким   к   кровному),   семья объединяет родственников, как живых, так и мертвых, близких и дальних, известных и неизвестных» [8, с.27]. В   качестве   компонентов   воспитательного   потенциала   семьи   можно выделить: ­ численность и структуру семьи ­ нравственно­психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения. ­   жизненный   и   профессиональный   опыт   родителей,   уровень   их образованности и культуры ­ распределение обязанностей в семье ­ материальные и бытовые условия семьи ­ организация семейного досуга, наличие семейных традиций ­ взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами [2, с.43]. В   социально­педагогической   литературе   выделяют   следующие основные функции семьи:  1.Репродуктивная   ­биологическое   воспроизводство   населения, удовлетворение потребности в детях.  2.Воспитательная  ­формирование   личности   ребенка,   развитие   его способностей   и   интересов,   передача   детям   взрослыми   членами   семьи (матерью,   отцом,   дедушкой,   бабушкой   и   др.)   накопленного   обществом социального   опыта,   обогащение   их   интеллекта,   эстетическое   развитие, содействие   их   физическому   совершенствованию,   укреплению   здоровья   и выработке навыков санитарно­гигиенической культуры.  3.Восстановительная   ­направлена   на   восстановление   и   укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.  4.Регулятивная   функция  состоит   в   том,   чтобы   регулировать   и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном   состоянии,   обеспечивать   оптимальный   ритм   его функционирования   и   развития,   осуществлять   первичный   контроль   за 6 соблюдением   членами   семьи   общественных   норм   личной,   групповой   и общественной жизни.  5.Хозяйственно­экономическая  ­   воспитание   детей   начинается   с   их материального обеспечения и ухода за ними. 6.Коммуникативная  ­посредничество семьи в контакте своих членов со   средствами   массовой   информации   (телевидение,   радио,   периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. 7.Досуговая   ­осуществляет   организацию   рационального   досуга   и осуществляет   контроль   в   сфере   досуга,   кроме   того,   удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.  8.Статусная  ­связана   с   воспроизводством   социальной   структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. 9.Эмоциональная ­предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. 10.Сексуальная   функция  ­осуществляет   сексуальный   контроль   и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов [12, с.51­ 52]. По   типу   проживания   семья   подразделяется   на   патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную.  Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме  жены. Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип,  при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась  "невесткой". Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов   жить   самостоятельно,   отдельно   от   родителей   и   других родственников. Таой тип семьи называют неолокальным. Для   современной   городской   семьи   характерным   типом   семейных отношений   можно   считать  унилокальный   тип,   при   котором   супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем [6, с.73]. По уровню социальной адаптации выделяются семьи: 7 1. Благополучные семьи ­успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных   способностей,   которые   основываются   на   материальных, психологических   и   других   внутренних   ресурсах,   быстро   адаптируются   к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. 2.Семьи   группы   риска  характеризуются   наличием   некоторого отклонения   от   норм,   не   позволяющего   определить   их   как   благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная  семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо   наблюдать   за   состоянием   семьи,   имеющимися   в   ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими   положительными   характеристиками,   и   в   случае   необходимости, предложить своевременную помощь. 3.Неблагополучные   семьи  не   справляются   с   возложенными   на   них функциями,   их   адаптивные   способности   существенно   снижены,   процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно.  4.Асоциальные   семьи  —   те,   с   которыми   взаимодействие   протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и   где   жилищно­бытовые   условия   не   отвечают   элементарным   санитарно­ гигиеническим   требованиям,   а   воспитанием   детей,   как   правило,   никто   не занимается,   дети   оказываются   безнадзорными,   полуголодными,   отстают   в развитии,  становятся   жертвами   насилия,  как   со   стороны   родителей,   так   и других граждан того же социального слоя.  В   каждой   семье   объективно   складывается   определенная,   далеко   не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей   воспитания,   и   формулировка   его   задач,   и   более   или   менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка [4, с.62­63]. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. 8 Диктат  в   семье   проявляется   в   систематическом   поведении   одними членами   семейства   (преимущественно   взрослыми)   инициативы   и   чувства собственного достоинства у других его членов. Родители,   разумеется,   могут   и   должны   предъявлять   требования   к своему   ребенку,   исходя   из   целей   воспитания,   норм   морали,   конкретных ситуаций,   в   которых   необходимо   принимать   педагогически   и   нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия   приказ   и   насилие,   сталкиваются   с   сопротивлением   ребенка, который   отвечает   на   нажим,   принуждение,   угрозы   своими   контрмерами: лицемерием,   обманом,   вспышками   грубости,   а   иногда   откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним   оказываются   сломленными   и   многие   ценные   качества   личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в   себя   и   в   свои   возможности.   Безоглядная   авторитарность   родителей, игнорирование   интересов   и   мнений   ребенка,   систематическое   лишение   его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, ­ все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека  в   семье   ­   это   система   отношений,   при   которых   родители, обеспечивая   своим   трудом   удовлетворение   всех   потребностей   ребенка, ограждают его от каких­либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре   воспитательных   воздействий   оказывается   другая   проблема   ­ удовлетворение   потребностей   ребенка   и   ограждение   его   от   трудностей. Родители,   по   сути,   блокируют   процесс   серьезной   подготовки   их   детей   к столкновению   с   реальностью   за   порогом   родного   дома.   Именно   эти   дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических   наблюдений   именно   эта   категория   подростков   дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской   опеки.   Если   диктат   предполагает   насилие,   приказ,   жесткий авторитаризм, то опека ­ заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во  многом  совпадает:   у  детей  отсутствует  самостоятельность,  инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых 9 от   детей,   может   порождаться   тактикой   «невмешательства».  При   этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем,   ни   другим   не   следует   переходить   намеченную   таким   образом   линию. Чаще   всего   в   основе   этого   типа   взаимоотношений   лежит   пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество  как   тип   взаимоотношений   в   семье   предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами   совместной   деятельности,   ее   организацией   и   высокими нравственными   ценностями.   Именно   в   этой   ситуации   преодолевается эгоистический   индивидуализм   ребенка.   Семья,   где   ведущим   типом взаимоотношений   является   сотрудничество,   обретает   особое   качество, становится группой высокого уровня развития ­ коллективом [7,с.45­47] Стили семейного воспитания. Существуют   различные   подходы   к   стилям   семейного   воспитания. Одним   из   подходов   является   традиционный   подход,   который   выделяет следующие стили воспитания: ­ авторитарный ­ демократический ­ попустительский ­ хаотический ­ опекающий Авторитарный стиль воспитания. Авторитарный стиль   ­ все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.  Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как­то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В   подростковом   возрасте   авторитарности   родителей   порождает конфликты   и   враждебность.   Наиболее   активные,   сильные   подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные   подростки   приучаются   во   всем   слушаться   родителей,   не совершая попыток решать что­либо самостоятельно. Если по отношению к старшим   подросткам   матери   склонны   реализовывать   более  «разрешающее» 10 поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются  избранного типа родительской власти.  При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза  наказания извне исчезает, поведение  подростка может стать потенциально   антиобщественным.   Авторитарные   отношения   исключают душевную   близость   с   детьми,   поэтому   между   ними   и   родителями   редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Демократический стиль воспитания  Демократический стиль ­родители поощряют личную ответственность и самостоятельность   своих   детей   в   соответствии   с   их   возрастными возможностями. Дети могут быть включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко   относясь   к   их   запросам.   При   этом   родители   проявляют   твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. Попустительский стиль воспитания. Попустительский стиль   ­ ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет   указаний   родителей,   для   которых   характерно   неумение, неспособность,   или   нежелание   руководить   детьми.   Становясь   более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать   интересы   других   людей,   устанавливать   прочные   эмоциональные связи,   не   готовы   к   ограничениям   и   ответственности.   С   другой   стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия   и   эмоционального   отторжения,   дети   чувствуют   страх   и неуверенность.  Неспособность   семьи   контролировать   поведение   ребенка   может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.  Хаотический стиль воспитания 11 Хаотический стиль (непоследовательное руководство) ­ это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных   требований   к   ребенку   или   наблюдаются   противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важнейших базовых потребностей личности ­ потребность в стабильных и упорядоченности окружающего мира, наличии   четких   ориентиров   в   поведении   и   оценках.   Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную   тревожность,   неуверенность,   импульсивность,   а   в   сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. Опекающий   стиль   воспитания  ­   стремление   постоянно   быть   около ребенка,   решать   за   него   все   возникающие   проблемы.   Родители   бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что­то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий   стиль   воспитания   приводит,   с   одной   стороны,   к   чрезмерному преувеличению   собственной   значимости   у   ребенка,   с   другой   ­   к формированию   у   него   тревожности,   беспомощности,   запаздыванию социальной зрелости [9, с. 122­123]. А.Е. Личко выделяет неблагоприятные стили семейного воспитания с нарушениями взаимоотношений детей с родителями: ­ потворствующая гиперпротекция ­ доминирующая гиперпротекция ­ гипопротекция ­ эмоциональное отвержение ­ повышенная моральная ответственность ­ жестокое обращение с ребенком. А.Е.   Личко   подробно   характеризует   наиболее   неблагоприятные сочетания   отклонений   характера   с  нарушениями   взаимоотношений   детей   с родителями.  Доминирующая   гиперпротекция  (чрезмерная   опека,   мелочный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных детей: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время   при   психоастенической,   сенситивной   и   астеноневротической акцентуациях   гиперпротекция,   напротив,   усиливает   астенические   черты: 12 тревожность,   склонность   к   ипохондрическим   переживаниям,   ощущение собственной неполноценности.  Потворствующая   гиперпротекция  (некритическое   удовлетворение потребностей ребенка, стремление освободить его от трудностей) наиболее травматична   при   истероидной   акцентуации,  так   как   содействует   усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию.   Гипопротекция   (недостаток   опеки   и   контроля,   безнадзорность) особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким детям повышенная тяга к удовольствиям праздности, времяпровождению в уличных компаниях.   Дети   конформного   типа   в   условиях   гипопротекции   могут испытывать   повышенную   тревожность   вследствие   недостаточной регламентации   своего   поведения,   отсутствия   четких   и   определенных требований.  Эмоциональное   отвержение  (родители   тяготятся   ребенком)   создает психическую   травматизацию   и   ведет   к   формированию   невротических расстройств   при   лабильной,   сенситивной   и   астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоидной акцентуации.  Повышенная моральная  ответственность  (предъявление  к  ребенку высоких требований, которые он не в состоянии выполнить) наиболее трудно переживается   детьми   психоастенической   акцентуации,   так   как   чрезмерно завышенные   требования   содействуют   развитию   тревожно­мнительных   черт. [13,с.17­18]. Воспитательная позиция родителей. Наиболее   важными   чертами   воспитательной   позиции   родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.  Адекватность  ­   умение   родителей   видеть   и   понимать индивидуальность  своего   ребенка, представлять  особенности  его  личности, когнитивной,   эмоциональной,   мотивационной   сферы,   характерологических проявлений,   способность   замечать   и   происходящие   в   его   душевном   мире изменения.  Гибкость  ­ способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той 13 же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения. ­ Прогностичность    способность   родителей   предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том   числе   и   качеств,   обусловленных   семейным   воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», модель взаимоотношений  с ребенком характеризуется   склонностью   учитывать   только   особенности   сиюминутной ситуации   или   непосредственные   последствия   своих   поступков   и   не задумываться над более отдаленными. Важнейшей,   еще   недостаточно   изученной   характеристикой   родителей как   субъектов   воспитания   является   мотивация   отношения   к   ребенку   и   ее субъективное   осознание.   Воспитательная   позиция   родителей   обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие   мотивы,   которые   определяют   отношения   с   детьми,   могут вытесняться   или   быть   представлены   в   сознании   родителей   замещающими, социально одобряемыми мотивами [10,с.20­22]. 1.2 Многодетные семьи: понятие, положительные и отрицательные факторы воспитания Многодетная семья – это семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Многодетность рассматривают, как синоним бедности, отсталости [11, с. 31]. Большинство авторов при исследовании многодетных семей относят их к   группе   риска.   Некоторые   семьи   в   настоящих   условиях   не   имеют возможности   улучшить   свою   жизнь.   Трудности   этой   группы   настолько комплексны, что они во многом определяют особенности воспитания детей в семье. Многодетные семьи  в Беларуси в настоящее время устойчиво занимает незначительную долю от общего количества семей. Отношение к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно. Большее или среднее число детей стало   оцениваться   как   следствие   ограниченности   интересов,   культурной отсталости [14, с.48]. Положительные факторы воспитания в многодетной семье. 14 1.Отсутствие почвы для развития эгоистических качеств и негативных социальных свойств. 2.Большие возможности общения. 3.Забота о младших членах семьи. 4.Усвоение правил совместного проживания и социально­нравственных норм. Полученный   опыт   служит   основой   для   подготовки   к   взрослой   и семейной   жизни,   решению   социальных   конфликтов.   Дети,   которые воспитывались   в   многодетных   семьях,   лучше   идут   на   контакт   со   своим партнером, быстрее способны улаживать семейные конфликты, податливее на уступки. Негативные факторы воспитания в многодетной семье. 1.Утрата родителями чувства справедливости по отношению к детям, проявление   неодинаковой   привязанности   и   внимания.   Впоследствии обделенный   ребенок   остро,  а   нередко   и   агрессивно   реагирует   на   дефицит внимания.   Может   также   развиться   комплекс   неполноценности,   чувство тревожности, ущербности неуверенности. 2.Увеличенная физическая и психологическая нагрузка на родителей, в частности, на  мать. В  результате  дети  получают  меньше  внимания  и чаще встают на антисоциальный путь. 3.Меньшие   возможности   удовлетворения   потребностей   всех   членов семьи.   Материальная   обеспеченность   выступает   особым   фактором благополучия   детей   из   многодетных   семей.   Статистика   показывает,   что большая   часть   многодетных   семей   имеет   доход   ниже   прожиточного минимума. 4.Главной   проблемой   правильного   воспитания   является,   безусловно, недостаток   времени.   Родители   стараются   обеспечить   семью,   забывая   о моральном   облике   и   воспитании   детей.   Несомненно,   полученный   опыт   по уходу за младшими сестрами и братьями поможет в будущем. Но нередко у старших   детей   развивается   категоричность   в   суждениях   и   стремление   к лидерству, необоснованность которых может равным счетом и навредить во взрослой жизни [18,с.98­99]. 1.3 Типы многодетных семей 15 Выделяют несколько типов многодетных семей: 1.Семьи,   многодетность   которых   запланирована  (в   связи   с традициями,   религиозными   предписаниями,   культурно­идеологическими позициями   семьи).   Такие   семьи   испытывают   много   трудностей, обусловленных малообеспеченностью, загруженностью родителей, состоянием здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. 2.Семьи, образовавшиеся в результате второго и последнего браков, в которых   рождаются   новые   дети.   Исследования   показывают,   что   такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи. Такие семьи чаще всего не мотивированы на многодетность и вынужденно принимают ее, приспосабливаясь к случившемуся. К этому же типу относят семьи с близнецами и с детьми, на рождение которых супруги идут по медицинским рекомендациям. 3.Неблагополучные   многодетные   семьи  образуются   в   результате безответственного   поведения   родителей,   иногда   на   фоне   алкоголизма, асоциального образа жизни [15,с.56­57]. 1.4 Межличностные взаимоотношения детей в многодетной семье Воспитание   в   семье   осуществляется   не   только   родителями,   но   и старшими детьми: младшие  учатся  у старших, перенимают  их  привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную   роль   в   отношениях   братьев   и   сестер   играет   возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два­ три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная,   могут   возникать   сложности.   В   таких   семьях   наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.  Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, 16 которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе [16, с.67]. Адлер выделил следующие формы взаимоотношений в многодетной семье: 1.Ревность­  между   братьями   и   сестрами,   испытываемая   ими   по отношению к родителям. Играет двоякую роль в психологическом развитии ребенка   и   формировании   его   коммуникационных   способностей.   С   одной стороны,   ребенок   может   сформироваться   как   достаточно   общительная личность и не бояться внимания, а с другой, у него вырабатываются такие отрицательные черты как эгоизм и эгоцентризм. 2.Нехватка родительского внимания  один из сильнейших факторов, влияющих на социализацию ребенка, формирование его отношения к людям, а отсюда и формирование его как общительного, или же наоборот, застенчивого человека. 3.Опыт   общения,   пожалуй,   является   самым   главным   фактором, влияющим на коммуникабельность ребенка. В большой многодетной семье у детей постепенно вырабатываются навыки общения с братьями и сестрами, затем   у   старших   появляются   свои   дети,   и   маленькие   дяди   и   тети   учатся общаться с племянниками, разница в возрасте с которыми может быть не так уж велика. Вообще, дети из многодетных семей лучше подготовлены к браку. Они   понимают   различие   мужской   и   женской   психологии,   когда   человек, выросший   как   единственный   ребенок   в  семье   может   познать   эти   различия лишь будучи уже достаточно взрослым. Кроме того, дети, имеющие братьев и сестер умеют идти на компромисс, очень ответственны, мальчики не боятся «женской» работы по дому, умеют ухаживать за младенцами. Такие они не имеют   возможности   близко   общаться   с   другими   детьми   своего   возраста (братьями,   сестрами),   что   чаще   всего   приводит   к   неверной   самооценке. Единственные   дети   склонны   считать   себя   уникальными,   ценными,   ставить себя   выше   других.   В   школе,   где   они   попадают   в   ситуацию   сравнения   с другими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого, они часто шалят и проказничают. Отсутствие   возможности   близко   общаться   с   братьями   и   сестрами приводит   и   к   тому,   что   единственным   детям   труднее   общаться   со сверстниками.   Во­первых,   они   не   имеют   опыта,   как   приспосабливаться   к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от 17 остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных   ему   самому   и   окружающим   детям,   взрослых   выражений,   ему нелегко понимать детские шутки. Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им «купили» братика или сестричку, в других случаях   страстно   хотят   иметь   собаку   или   кошку.   Потребность   иметь постоянного   спутника   в   играх,   друга   в   семье,   с   которым   можно   было   бы общаться  на  равных, отражается  и  в  их  рисунках  семьи.  Когда  психологи просят детей изобразить на рисунке семью ребенка, он зачастую кроме себя и родителей дорисовывает двоюродных и троюродных братьев и сестер, а также домашних животных, которых на самом деле может не существовать.  4.Ребенок как часть коллектива. У детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого   коллектива   и   мало   задумываются   о   ценности   своего   «я».   В подростковом  возрасте  это   может  обернуться  гиперкомпенсацией:  ребенок начнет   самоутверждаться   всеми   возможными   и   невозможными   способами, доказывая свою уникальность и неповторимость. Или же наоборот, не будет чувствовать себя как личность. Особенно это может встретиться у младших детей. Они могут привыкнуть к тому, что в семье они самые младшие и с их мнением   зачастую   не   считаются,   поэтому   и   вне   семьи   будут   достаточно пассивны, безынициативны, застенчивы и ведомы. Необходимо заметить, что у старшего ребенка, как и у самого младшего самооценка выше, чем у средних детей. Старший как ребенок, который некоторое время был единственным, успел   в   раннем   возрасте   получить   необходимую   любовь   и   внимание.   А младший, как самый маленький получает любовь и внимание от всех членов семьи, если же конечно к нему не испытывается ревность со стороны других детей. 5.Главенство старших. Первенцы, которые склонны претендовать на главенствующую   роль   по   отношению   к   младшим   братьям   или   сестрам, обнаруживают   меньшее   соперничество,   и   во   многих   случаях   их   влияние оказывает большее воздействие, чем влияние родителей. По всей видимости, при   оценивании   главных   эффектов   порядка   рождения   или   пола   следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение 18 явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов. Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес. до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физическую силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем,   младшие   сиблинги,  вероятно,   являются   более   толерантными   при всех условиях [17,с.34­37].  1.5 Поддержка многодетных детей Каждая   вторая   многодетная   семья   нуждается   в   материальной поддержке, каждая пятая – в профилактической социальной помощи, которая должна способствовать повышению психолого– педагогической компетенции родителей и содействовать социализации детей.  Большая помощь оказывается со стороны государства: ­консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов; ­содействие   в   решении   вопросов   занятости,   устройство   на   курсы переподготовки; ­социальный патронаж многодетных семей; ­консультирование по социально­правовым вопросам; ­содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи. В Беларуси для многодетных семей существует целый ряд льгот, среди которых: ­получение льготного кредита на строительства жилого помещения; ­бесплатное обеспечение продуктами детей в течение первых двух лет жизни при определенной планке совместного дохода всех членов семьи; ­предоставление одного выходного дня в неделю с оплатой дневного трудового заработка; ­пятидесятипроцентная оплата за обучение в дошкольных учреждениях. Значительной   для   поддержки   многодетных   семей   является консультативная  помощь  как  специалиста, непосредственно  работающего  с многодетной семьей, так и работников специализированных служб и центров психологической,   правовой   и   социальной   помощи,   и   адаптивно   – 19 педагогической   помощи,   включающей   в   себя   работу   самых   разных специалистов (психологов, правоведов, экономистов, педагогов и др.) [19, с. 27­28]. Выводы Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1.Семья рассматривается как социальное, психологическое, собственно педагогическое явление. 2.Многодетная   семья   –  это   семья,  имеющая   в  своем   составе   трех   и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. 3.Основные   функции   семьи:   воспитательная, восстановительная,   регулятивная,   хозяйственно­экономическая,   досуговая, статусная, эмоциональная, сексуальная    репродуктивная, 4.По   типу   проживания   семья   подразделяется   на   патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную.  5.По уровню социальной адаптации выделяются семьи: благополучные, семьи группы риска, асоциальные семьи 6.Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4   типа   семейных   взаимоотношений,   являющиеся   и   предпосылкой   и результатом   их   возникновения:   диктат,   опека,   «невмешательство»   и сотрудничество. 7.Стили   семейного   воспитания:   авторитарный,   демократический, попустительский, хаотический, опекающий 8.Неблагоприятные   стили   семейного   воспитания   (А.Е.   Личко): гиперпротекция,   повышенная   моральная потворствующая   гипопротекция,   эмоциональное   отвержение, ответственность, жестокое обращение с ребенком   доминирующая   гиперпротекция, 9.Наиболее   важными   чертами   воспитательной   позиции   родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.  10.Положительные   факторы   воспитания   в   многодетной   семье: отсутствие   почвы   для   развития   эгоистических   качеств   и   негативных социальных свойств, большие возможности общения, забота о младших членах семьи, усвоение правил совместного проживания и социально­нравственных норм. 20 11.Негативные   факторы   воспитания   в   многодетной   семье:   утрата родителями   чувства   справедливости   по   отношению   к   детям,   проявление неодинаковой   привязанности   и   внимания,   увеличенная   физическая   и психологическая   нагрузка   на   родителей,   меньшие   возможности удовлетворения потребностей всех членов семьи и др. 12.Выделяют   несколько   типов   многодетных   семей:   семьи, многодетность которых запланирована; семьи, образовавшиеся в результате второго   и   последнего   браков,   в   которых   рождаются   новые   дети; неблагополучные многодетные семьи. 13.Формы взаимоотношений в многодетной семье: ревность, нехватка родительского   внимания,   опыт   общения,   ребенок   как   часть   коллектива. главенство старших. 14.Многодетные   семьи   нуждаются   в   материальной   поддержке,   в профилактической социальной помощи,  ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА 2.1 Организация исследования Мною была исследованы социальные проблемы многодетной семьи, г. Могилева,   проживающей   по   адресу:   ул.И.Франко,   д.1   кв.5.   Составлен социальный паспорт, в котором описаны материально­бытовые (финансовые), жилищные, психолого­педагогические, медицинские и другие проблемы. 21 Этапы работы: 1.  знакомство со всеми членами семьи, первичная проверка жилищно­ бытовых условий; 2. изучение проблем путём наблюдений, бесед; 3.  анализ   и   определения   проблем,   личностных   качеств,   ценностных ориентаций; 4. составление карты семьи; 5. профилактическая работа с семьёй; 6.  анализ   результатов   работы   с   семьёй,   планирование   дальнейших действий. 2.2 Анализ социальных проблем многодетной семьи 1. Знакомство со всеми членами семьи. В многодетной семье проживает 5 человек: ­мать: Евтушенко Алла Николаевна; ­отец: Евтушенко Андрей Игоревич; ­сын Евтушенко Глеб Андреевич; ­сын Евтушенко Артем Андреевич; ­дочь Евтушенко Снежана Андреевна. 2. Изучение проблем путём наблюдений, бесед. Мною проведено анкетирование родителей и детей о взаимоотношениях в семье (Приложение А). Результаты анкетирования представлены в таблице 2.2.1. Член семьи Отец Таблица 2.2.1 Результаты анкетирования родителей и детей о взаимоотношениях в семье Вопросы 1 хорош ие 2 д а 3 4 5 Совмест ное проведен По выходн ым вместе проводит е досуг 6 иног да 7 8 разноглас ие в вопросах   совместн ое обсужден 9 да 10 пытаюсь помирить ся 22 дням ие праздник ов Мать хорош ие д а Поход   в театр, кино По выходн ым дням вместе проводит е   досуг, обсуждае те вопросы обучения детей, занимает есь семейно­ бытовым трудом вместе проводит е досуг иног да иног да вместе проводит е досуг редк о   воспитани я   детей, отказ участвова ть в семейных делах, заботах разноглас ие в вопросах воспитани я   детей, отказ участвова ть в семейных делах, заботах       разноглас ие в вопросах воспитани я детей непониман ие членами семьи друг друга непониман ие членами семьи друг друга ие ситуации и принятие общего решения совместн ое обсужден ие ситуации и принятие общего решения да пытаюсь помирить ся примирен ие да пытаюсь помирить примирен ие иног да примирен ие иног да   становлю сь на сторону одного из родителе й становлю сь на сторону одного из родителе й   Посещен ие кино Посещен ие кино По выходн ым дням По выходн ым дням Сын Глеб хорош ие Сын Артем хорош ие Дочь Снежа на Очень хорош ие д а д а д а Гуляние по лесопарк у По выходн ым дням вместе проводит е досуг редк о Таким   образом,   из   результатов   анкетирования,   можно   сказать следующее: 1. взаимоотношения хорошие, но могли быть и лучше; 2. семья является дружной; 3. укреплению семьи способствуют совместные походы в театр, кино, отдых на природе; 4. совместное проведение дня наблюдается только по выходным; 5.совместно   проводят   досуг,   родители   активно  обсуждают   вопросы обучения детей 6.в семье бывают ссоры и конфликты, но они не часты; 23 7.конфликты возникают обычно при  непонимании членами семьи друг  друга, разногласии в вопросах воспитания детей, отказ участвовать в  семейных делах, заботах. 8.способ разрешения конфликтов –примирение, совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения 9.родители являются свидетелями и участниками семейных конфликтов между детьми, дети являются также свидетелями и участниками конфликтов между родителями. 10.  Реакция   на   семейные   конфликты   разная:   попытка   перемирия, старший сын пытается помирить конфликтующих, двое детей становятся на сторону одного из родителя. Анализ   и   определения   проблем,   личностных   качеств,   ценностных ориентаций. Данная семья во взаимоотношениях имеет проблемы:  1.конфликты,   но,   как   правило,   они   нечастые   и   непродолжительные, легко разрешаются; 2.совместное времяпрепровождение только по выходным дням. По отношению друг к другу члены семьи доброжелательны. Составление карты семьи (социального паспорта). Сведения о семье занесены в таблицу 2.1.2. Критерии Характеристика 1.Сведения о родителях ФИО  Отец Андрей Игоревич Дата рождения Образование, специальность Место работы, должность 01.04.1969 (44 года) Среднее специальное ОАО «Заря», водитель Мать Евтушенко Алла  Николаевна 26.12.1977 (36 лет) высшее ГУО «Средняя школа № 5 г.Могилева», учитель  начальных классов Перенесенные  инфекционные  заболевания.  хронических заболеваний  нет Перенесенные  инфекционные заболевания.  хронических заболеваний  нет Состояние здоровья 2.Сведения о детях ФИО ребенка Евтушенко Глеб  Андреевич Евтушенко  Артем  Евтушенко  Снежана  24 Дата рождения Место учебы Состояние здоровья 3.Характеристика   условий   в семье:  бытовые материальные жилищные санитарные 4.Состоит ли на учете 5.Социально–демографический  фактор 6.Социально–педагогический  фактор 7.Социально–криминогенный  фактор Заключение 04.09.1997 ГУО «Средняя  школа № 17  г.Могилева»,10  «А» класс Перенесенные  инфекционные  заболевания.  хронических  заболеваний нет Андреевич 07.11.2001 ГУО «Средняя  школа № 17  г.Могилева», 7  «В» класс Перенесенные  инфекционные  заболевания.  хронических  заболеваний нет Андреевна 21.08.2005 ГУО «Средняя  школа № 17  г.Могилева»,2  «А» класс Перенесенные  инфекционные  заболевания.  хронических  заболеваний нет   Расходы:   в   месяц. 3   комнаты,   санузел   раздельный,   наличие   отопления, горячей и холодной воды,  Зарплата отца: 6000000 бел.руб, зарплата мамы­2800 000 бел.руб.   питание   (около 2500000бел.руб),   коммунальные   услуги   и   связь   (около 300   тыс.),   транспорт   (около220   тыс.),   хозяйственные расходы   (по   мере   необходимости),   кружки   и   секции (около   300   тыс.руб),   бытовые   услуги   (по   мере необходимости), досуг (в зависимости от программы) 3   комнаты   (40   м.кв),   одна   большая   прихожая   и   одна маленькая, есть 2 АПИ удовлетворительные Как многодетная семья Многодетная,   полная   семья   с   дееспособными родителями   со   средним   социально–экономическим укладом жизни Родители справляются с социальной ситуацией Нет угроз жизни детей   условия   Жилищно­коммунальные соответствуют проживанию   детей   в   данной   квартире.   Санитарное состояние   комнат   удовлетворительное.   Семья   не   иеет вредных   привычек,   на   учете   в   правоохранительных органах не состоит Рекомендации: необходима экономическая помощь. Профилактическая работа с семьёй. Мною проведена профилактическая работа с данной семьей, которая была   направлена   на   создание   благоприятного   психологического   климата   в семье,   правильное   обучение   и   воспитание   детей,   на   организацию   досуга, предупреждение противоправных поступков и конфликтов. 25 Формы работы: 1.профилактическая беседа о воспитании детей в данной семье; 2. социально­педагогическое консультирование; 3.посещение семьи на протяжении месяца; 4.привлечение родителей к сотрудничеству через благотворительные  акции, совместные праздники и др. Анализ   результатов   работы   с   семьёй,   планирование   дальнейших действий. Планируется   целенаправленная   работа   по   поддержке   многодетной семьи:   материальная   помощь   со   стороны   государства,   психолого­ педагогическая со стороны студента. 2.3 Практические выводы и рекомендации Проведенный анализ семьи позволяет сделать следующие выводы: 1.   многодетная   семья   стала   предметом   пристального   внимания специалистов; 2.ведется   плановая,   целенаправленная   работа   социально­ педагогической службы с многодетной семьей; 3.применяются   разнообразные   формы   работы:   беседы, консультирование и др. 4.проводится профилактика;  5. семья нуждается в том, чтобы ей оказывалась квалифицированная  помощь в вопросах воспитания детей, а, следовательно, в современных  условиях необходима государственная семейная политика, направленная на  усиление помощи семье в воспитании детей. 6.нужна материальная помощь. Рекомендации: проводить систематические наблюдения за данной  семьей, привлекать к сотрудничеству. Для родителей также разработаны рекомендации (Приложение Б). 26 Выводы Проведенный анализ семьи позволяет сделать следующие выводы: 1.   многодетная   семья   стала   предметом   пристального   внимания специалистов; 2.ведется   плановая,   целенаправленная   работа   социально­ педагогической службы с многодетной семьей; 3.применяются   разнообразные   формы   работы:   беседы, консультирование и др. 4.проводится профилактика: беседы, консультации;  5. семья нуждается в том, чтобы ей оказывалась квалифицированная  помощь в вопросах воспитания детей, а, следовательно, в современных  условиях необходима государственная семейная политика, направленная на  усиление помощи семье в воспитании детей, а также материальная помощь. 6.Разработаны рекомендации. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе работы над темой были изучены общие аспекты многодетной семьи.  Задачи,   которые   были   поставлены   в   ходе     исследования,   решены,   а именно:   рассмотрены   теоретические   аспекты   многодетной   семьи, исследованы   социальные   проблемы   многодетной   семьи,   разработаны рекомендации. Проведенное   исследование   имеет   важное  практическое   значение: результаты   исследования   могут   быть   использованы   в  практической   работе педагога и семьи. Данный   проект,   в   котором   было   рассмотрены   аспекты   многодетной семьи, способен стать основой для дальнейшего исследования и принятия мер социальной поддержки данным семьям. Результатом   данной   работы  явилось   создание   собственного   буклета, пропагандирующего   поведение   родителей   в   условиях   многодетной   семьи (Приложение Б). 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Абрамова,   Г.С.   Возрастная   психология/Г.С.Абрамова.   ­ Екатеринбург: Деловая книга,1999. ­ 624 с. 2.Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию/Н.Ф.Басов. ­ М.: «Академия», 2006. ­ 256 с. 3.   Белкин,   А.С.   Основы   возрастной   педагогики/А.С.Белкин.   ­   М.: «Академия», 2000. ­ 192 с. 4.Битянова,   М.Р.   Психолог   в   школе:   Содержание   и   организация работы/М.Р.Битянова.­ М., 1998. ­ 234с. 5.Василькова,   Ю.   В.   Методика   и   опыт   работы   социального педагога/Ю.В.Василькова. ­ М.: «Академия», 2004. ­ 160 с. 6.Василькова,   Ю.В.   Социальная   педагогика:   Курс лекций/Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова. ­ М.: «Академия», 2001. ­ 440 с. 7.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б.Гиппенрейтер. ­ М.: ЧеРо, 1995. ­ 240 с. 8. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике/Г.М.Коджаспирова. ­ М.: «МарТ», 2005. ­ 448 с. 9.Куликова,   Семейная   педагогика воспитание/Т.А.Куликова. ­ М.: «Академия», 1999. ­ 232 с.   Т.А.   и   домашнее 10.Курагина, Г.С. Социально­педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи/Г.С.Курагина. ­ СПб, 2005. ­ 198с. 11.Лодкина,   Социальная   педагогика. детства/Т.В.Лодкина. ­ М.: «Академия», 2003. ­ 192 с.   Т.В.   Защита   семьи   и 12.Мудрик,   А.В.   Социальная   педагогика/   Под   редакцией В.А.Сластенина. ­ М.: «Академия», 1999. ­ 184 с. 13.Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики/Ф.А.Мустаева. ­ М.: Академический проект,2001. ­ 416 с. 14.Павленок,   П.Д.   Основы   социальной   работы   /   Отв.   ред.   П.Д. Павленок. ­ М.: ИНФРА­М, 2003. ­ 368 с. 15.   Олиференко,   Л.Я.   Социально­педагогическая   поддержка   детей группы риска/Л.Я.Олиференко.­ М.: «Академия», 2002. ­ 256 с. 29 16.Основы   психологии   семьи   и   семейного   консультирования:   Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. ­ М.: Изд­во "ВЛАДОС­ПРЕСС", 2004. ­ 328 с. 17.Основы социальной  работы: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. ­ М.: Издательский центр "Академия", 2004. ­ 288 с. 18.Социальная   педагогика:   Курс   лекций/Под   общ.   Ред.   М.А Галагузовой. ­ М.: Владос, 2000. ­ 416 с. 19. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности/В.Я.Титаренко.­ М.:Мысль, 1987. 20. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. ­ М.: Центр социал. прогнозирования, 2003. ­ 339 с. 30

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ Г.МОГИЛЕВА"
Скачать файл