Анализ образовательной системы «Школа диалога культур».
Оценка 4.6

Анализ образовательной системы «Школа диалога культур».

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
другое +2
СCУЗ, ВУЗ
26.11.2024
Анализ образовательной системы «Школа диалога культур».
Анализ образовательной системы «Школа диалога культур»: Концепция, лежащая в основе образовательной системы ; Характеристика 5 элементов образовательной системы.
Батышева Анализ обр.системы Школа диалога культур.docx

Анализ образовательной системы «Школа диалога культур».

А. Концепция, лежащая в основе образовательной системы (Основные идеи, принципы).

Школа диалога культур - концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культуры; это проекция философии диалога культур В.С. Библера на идею школы. В названии этой педагогической концепции каждое из трех слов, не порывая со своим традиционным значением, радикально его переосмысливает.

1.      Под культурой понимается не просто совокупность богатств, выработанных человечеством, но совершенно особый феномен духовной жизни человека, насущный именно сейчас, который в работах В.С. Библера осмыслен в следующих поворотах.

1)      Культура – это способ самодетерминации индивида, преодолевающей его детерминацию извне.

2)      Культура – это сотворение мира впервые, на грани с варварством – в отличие от цивилизации, которая продолжает и продолжается.

3)      Культура как диалог культур. Так понимаемая культура не синонимична, но в определенном смысле противоположна таким феноменам человеческой жизни, как цивилизация, образование и т.п. И задача школы диалога культур – вводить ребенка, ученика в культуру, формировать человека культуры (не воспитанного, просвещенного, образованного человека).

Культура есть только там, где есть две культуры, где есть диалог.

2.      Диалог – не просто коммуникация двух или нескольких лиц о чем бы то ни было и не просто способ организации обучения или усвоения знаний. Диалог - это столкновение радикально различных логик, различных способов понимания; это способ существования культуры, современного знания, самого содержания обучения, а не только его методов и способов. В полной своей форме такой диалог едва ли возможен на уроках, но он является регулятивной идеей для построения содержания обучения и организации учебного процесса в школе.

3.      Образ школы связан с определенной целостной культурой, с определенным разумом, определенной идеей личности. Так, при переходе от Средневековья к Новому времени изменился коренным образом сам смысл школы – появилась, например, идея образования и идеал образованного человека, воспринявшего «последние достижения» человеческого разума в его высшей, самой истинной и прогрессивной форме – теоретических понятиях. Так и сейчас меняется самый смысл школы, рождается новая педагогическая установка, происходит сдвиг «от человека образованного» к «человеку культуры», «сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры». Рождается новая идея школы, новое содержание образования.

К основным положениям Школы диалога культур В.С. Библер относил:

v  Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности;

v  Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по М. Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;

v  Главное событие в диалоге - бесконечное развертывание все новых смыслов каждого вступающего в диалог феномена культуры;

v  Диалог есть не проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие несводимых в единое целое сознаний, не обобщение, но общение различных форм понимания;

v  Современное мышление строится по культурным моделям и схемам, предполагающим диалогическое общение высших достижений человеческого мышления, сознания, бытия с наработками предыдущих эпох.

Б. Характеристика 5 элементов образовательной системы:

б.1.  цель образования;

1.      Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности (отсутствие однозначности).

2.      Мифологизация сознания ребёнка. Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур.

3.      Многоголосье мира (мир не един в своём проявлении, у каждого ребёнка тоже есть внутреннее многоголосье) и полифонический слух – умение слышать как минимум две точки зрения

б.2.   содержание образования;

Особенность содержания обучения в Школе диалога культур состоит в том, что на весь образовательный процесс проецируются особенности культуры и мышления различных эпох. Последовательность классов соответствует последовательности сменявших друг друга эпох европейской истории.

В 1-2 классах – подготовительных («классы точек удивления») – завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются загадки слова, загадки числа, загадки явлений природы, загадки исторического события… Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика, лингвистика и т.д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, возникают исходные детские удивления и вопросы по поводу прежде очевидных фактов. Педагогическая задача этих классов – не столько обучение ребенка неким знаниям, умениям, навыкам, сколько формирование у него установки на понимание, некоторой исходной вопросительности, когда казалось бы знакомые предметы – число, слово, время и т.п. вдруг оказываются странными, удивительными, непонятными – требующими понимания. Эта вопросительность фокусируется в некие точки, узелки, т. н. точки удивления. В этих точках «происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания – в мышление, мышления – в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов (как возможно бытие простейших предметов понимания – слова, числа и т.д.?)».

Это сосредоточение развернутых форм мышления в вопрошающие точки существенно и для всего обучения в Школе диалога культур на всех его этапах. Однако логическая форма этого сосредоточения различна в разных классах, на разных этапах обучения.

В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т.п.)

5-6 классы – классы средневековой культуры в соотнесении с Античностью, Новым временем, современностью.

7-8 классы - культура Нового времени. Учебный цикл здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь осваивается идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной мысли - но в постоянном диалоге с другими идеями.

9-10 классы посвящены культуре современности, а 11 класс выделяется как специально диалогический и в какой-то мере педагогический в нацеленности на диалоги между классами по основным темам и проблемам диалога культур.

Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге.

Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.

б.3. методы, средства, формы организации образовательного процесса;

Существенным отличием ШДК является то, что обучение построено не на основе учебника (готового знания, результата), а на основе реальных исторических и художественных текстов конкретной культуры, первоисточников, воспроизводящих мысли «собеседника».

Одна из особенностей методики Школы диалога культур заключается в том, что происходит введение в ситуацию диалога, побуждение к поиску открытого знания, а не принуждение к усвоению закрытого. Это введение предлагает использовать следующие элементы:

·         диагностика готовности учащихся к диалогическому общению и обобщению базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

·         поиск опорных мотивов, то  есть тех волнующих ребят вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

·         переработка готового учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;

·         продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и сюжетных линий урока;

·         проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

·         гипотетическое выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников (погружение, мозговой штурм, десанты, игровые ситуации, диспуты, дискуссии и т. п.).

Другая особенность - использование так называемых точек удивления и загадок бытия. Под ними подразумеваются те «узелки» в сознании ребенка, где можно формировать основные опорные элементы предметов школьного цикла. В этих «точках» происходит закрепление исходных механизмов психологического и логического взаимопревращения сознания в мышление, мышления - в сознание.

«Точки удивления» можно разделить на несколько групп:

·         загадки слова (слово в его самобытности, слово в разных «речевых жанрах», слово как момент предложения в жесткой системе грамматических правил, в его слитности и неразделимости, слово и язык);

·         загадки числа (рождение идеи числа, математического отношения к миру, сопряжение и диалог процессов изменения, счета, степени);

·         загадки явлений природы (отдельное самостоятельное явление и природная целостность, бесконечная Вселенная и частность, особенность, проявление и возможность, исток);

·         загадки момента истории (время и вечность, актуализация памяти о бывшем до меня и без меня, замыкание на феномене культуры, «наследственность», генеалогия, история и ее памятники);

·         загадки Я-сознания (если семи-восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит сам себя словом, числом, явлениями природы и истории, своим собственным образом как обучающегося (в смысле обучающего себя), то идея Школы диалога культур по большому счету обречена на провал).

Среди особенностей методики выделяют также «игровые средоточия». Их основной смысл состоит в том, чтобы подготовить школьника к роли субъекта учебной деятельности. Существуют следующие средоточия:

-   физические игры (гимнастика, развитие самостоятельных форм ритма, мелкой моторики);

-   словесные игры (головоломки, основанные на поэтике литературы, законах логики);

-   создание художественного образа (на полотне, в глине, камне, в графике, в зачатках архитектурного видения);

-   элементы ручного труда, ремесла;

-   музыка;

-   театр.

Смысл педагогической деятельности определяется необходимостью «открытия» ученика, поиском способа инициации его стремления к исследованию, обратного взаимодействия с взрослым.

Чтобы лучше понять урок, проходящий в форме диалога, необходимо выделить его специфические методические особенности:

o   школьник переопределяет общую учебную проблему, порождает свой вопрос как загадку (трудность), которая пробуждает мысль, а не снимает проблему;

o   мысль находится в постоянном воспроизведении ситуации «учебного незнания», в сгущении собственного видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса;

o   ученик выполняет мысленные эксперименты в пространстве образа, выстроенного самостоятельно. Цель не в том, чтобы окончательно разрешить проблему, а в том, чтобы углубить ее, вывести на вечные вопросы бытия.

Понятие диалога культур в образовании чаще всего используется с одной прагматической целью - сформировать толерантность в межэтнических отношениях. Ведь для успешного взаимодействия в мировом политическом, экономическом, культурном и т.д. пространстве необходимо не только знание языков, но и культурных особенностей людей той или иной страны.

б.4. требования, предъявляемые к компетенциям педагога;

Библер считал, что каждый думающий человек ΧΧ века неявно, может быть, для себя, имеет интуиции, проблемные установки, которым должна оказаться близка его концепция диалогики. Эти интуиции, полагал он, легче разбудить у школьных учителей, чем у академической публики.

Учитель должен выступать как собеседник, стимулировать учеников к творчеству и к выражению собственных мыслей, обращая внимание при этом на высказывания всех детей, находящихся в классе. Учителю необходимо владеть высокой степенью педагогического мастерства, чтобы руководить диалогом, курировать его, допуская плюрализм мнений и свободу суждений. Основной задачей учителя на уроке-диалоге становится развитие коммуникативных способностей учащихся. Это соответствует потребностям современного общества, в котором приветствуются люди не только грамотные, но и коммуникабельные.

Автор программы для каждого класса - собственный педагог. Вместе с первоклассниками он обнаруживает некую сквозную «проблему», способную стать (именно в данном случае) основой десятилетней программы обучения.

Учитель должен уметь вывести детей с помощью диалога на вечные проблемы бытия. Позиции учителя при том - он выслушивает все варианты решения проблемы, помогает ученикам в проявлении разных логик.

б.5.  воспитанник, его роль и место в образовательной системе.

Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культурЮ что требует наличие собственного видения. Ни к одной из «культурных парадигм» нельзя прислониться как к спасительной «стене». Сопряжение различных культур и способов понимания требует от каждого ученика и от учителя ответственного, индивидуально-неповторимого непредсказуемого слова-поступка». В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).

Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).

Для начальной диалогической школы экспериментально показано,что к концу первого полугодия первого класса младшие школьники оказываются способными в ходе систематического диалогического обучения выражать свою индивидуально-неповторимую, «незаместимую» точку зрения об учебном предмете (слове, числе, явлении природы и пр.) в устной речи, а также в рисунке или схеме (по принципу «нарисуй свою мысль»). К концу первого класса учащиеся оказываются способными воспроизвести в устной речи, в рисунке или схеме точку зрения Другого (товарища по классу, учителя) с осознанием несовпадения своей и чужой точек зрения. Во втором классе дети оказываются способными, находясь в «точках удивления», по-своему отвечая на вопросы: «Что такое слово?», «Что такое явление природы?», «Что такое пропуск в тексте?» и пр., совместно с другими детьми выстраивать диалогические понятия, понятия-проблемы.

В третьем классе, выступая с возрастными учебными инициативами (изобретение «логического стула», написание «научной статьи», сочинение «настоящих взрослых пьес» и пр.), дети оказываются способными критически отнестись к усвоенным формам учебно-диалогического сотрудничества.

Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза). В процессе школьного обучения необходимо развивать в учениках терпимое отношение к представителям других культур и показать, насколько важно толерантно воспринимать ценности других народов и относиться к ним с уважением.


 

Анализ образовательной системы «Школа диалога культур»

Анализ образовательной системы «Школа диалога культур»

Образ школы связан с определенной целостной культурой, с определенным разумом, определенной идеей личности

Образ школы связан с определенной целостной культурой, с определенным разумом, определенной идеей личности

Мифологизация сознания ребёнка

Мифологизация сознания ребёнка

В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной

В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной

Одна из особенностей методики

Одна из особенностей методики

Вселенная и частность, особенность, проявление и возможность, исток); · загадки момента истории (время и вечность, актуализация памяти о бывшем до меня и без меня, замыкание…

Вселенная и частность, особенность, проявление и возможность, исток); · загадки момента истории (время и вечность, актуализация памяти о бывшем до меня и без меня, замыкание…

Цель не в том, чтобы окончательно разрешить проблему, а в том, чтобы углубить ее, вывести на вечные вопросы бытия

Цель не в том, чтобы окончательно разрешить проблему, а в том, чтобы углубить ее, вывести на вечные вопросы бытия

Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культурЮ что требует наличие собственного видения

Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культурЮ что требует наличие собственного видения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2024