Профессиональная зрелость обучающихся старших классов

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 06.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выбор будущей профессии имеет большое значение в жизни человека. Многим впервые в жизни предстоит совершать столь серьёзный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшие судьбы старшеклассников. Учащиеся 9 и 11 классов, которые заканчивают школу, перед ними будет стоять сложная задача не только правильного выбора профессии, но и возможность дальнейшего обучения. Учащиеся школы старших классов мало проинформированы и не готовы полностью к принятию решения после окончания учебного учреждения.
Иконка файла материала Профессиональная зрелость обучающихся старших классов.docx

Муниципальный форум

для обучающихся 5-11 классов образовательных учреждений ЗАТО Железногорск

 

 

 

 

 

 

 

«Профессиональная зрелость обучающихся старших классов»

 

 

Автор:

Гринько Т.В.,

психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

Железногорск

Тезисы.

Проблема выбора профессии является непростым испытанием, как для учащихся, так и для родителей. Учащиеся школы старших классов мало проинформированы и не готовы полностью к принятию решения после окончания учебного учреждения. 

Поэтому мы изучили литературу по теме, провели социологические исследования среди учащихся 9-11 классов по методике «Профессиональной зрелости» и пришли к выводам:

1.           Выбор профессии основная проблема старшеклассников

2.           Социологические исследования показали, гипотеза подтвердилась 59 % учащихся старшеклассников не готовы к выбору профессии.

3.           Большинство учащихся  9-11 классов действительно не могут определиться с выбором будущей профессии максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности и сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

4.           Анкетирование по «Профессиональной зрелости» показало, что имеются у большинства учащихся 9-11 классов сложности выбора будущей профессии, учащиеся 9-11 классов нуждаются в помощи в направлениях:

- профессиональное просвещение (профинформация и профпропоганда)

- профессиональное консультирование (индивидуальная помощь в выборе профессии)

5.           Таким образом, можно выделить следующие направления связанны с профессионально-личностным самоопределением:

- работа по профессиональному сопровождению с привлечением городских учебных учреждений, имеющих опыт профессиональной работы учащихся;

- психолого-педагогическое сопровождение учащихся в профессиональном самоопределении, помощь в выборе профессии;

- организовать сотрудничество с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования. 

Продукты проекта могут использоваться для проведения классных часов и рекомендаций для родителей.

 

 

 

 

 

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Тезисы……………………………………………………………………………..4

Глава I. Основная часть..........................................................................................6

1.1. Обзор литературы……………………………………………………………6

1.1.1. Правильный выбор профессии одна из составляющих счастливой жизни человека ..................................................................................................................................6

1.1.2. Современный рынок труда..........................................................................6

1.1.3. Способности и профессиональный выбор.................................................7

1.1.4.   Как выбрать профессию, исходя из особенностей характера................8

1.1.5. Эмоциональное отношение к выбору профессии.....................................9

1.1.6. Принятие решения.......................................................................................10

1.1.7. Планирование профессионального пути...................................................12

1.1.8. Профессиональная зрелость.......................................................................14

Глава II. Практическая  часть...............................................................................15

2.1. Социологические исследования....................................................................15

2.2. Результаты и анализ социальных исследований.........................................17

Выводы...................................................................................................................18

Заключение.............................................................................................................19

Список литературы................................................................................................20

Приложения............................................................................................................21

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

 Проблема выбора профессии является непростым испытанием, как для учащихся, так и для родителей. Важность подготовки к этому ответственному выбору, то есть к Выбор будущей профессии имеет большое значение в жизни человека. Многим впервые в жизни предстоит совершать столь серьёзный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшие судьбы старшеклассников. Учащиеся 9 и 11 классов, которые заканчивают школу, перед ними будет стоять сложная задача не только правильного выбора профессии, но и возможность дальнейшего обучения.

Проблемы.   Учащиеся школы старших классов мало проинформированы и не готовы полностью к принятию решения после окончания учебного учреждения. 

Цель. Выявление проблем в профессионально-личностном самоопределении, у учащихся 9-11 классы МБОУ Школы №98, создание информационных материалов (буклет), презентация и материалы её сопровождения.

Задачи                                              

 

1. Изучить информационные материалы по теме.

2. Провести социологические исследования.

3. Создать информационные материалы (буклет, презентацию для проведения классного часа и материалы для ее сопровождения).

4. Организовать  проведение классного часа в 9-11 классах

Объект: профессиональная зрелость учащихся

Предмет: Профессиональная зрелость обучающихся старших классов МБОУ Школы № 98

Методы и методики:

.Методы исследования: работа с информационными источниками, социологический (анкетирование). Методика – анкета «Определение профессиональной зрелости»5

 

                                                 

Гипотеза: 50% учащихся  9-11классов не могут определиться с выбором будущей профессии.

 

Продукт: буклет, презентация для проведения классного часа и материалы для ее сопровождения

 

 

 

Основная часть

Глава I. Обзор литературы

1.1.Профессия для счастья: какой она должна быть?

Конфуций говорил, что если будешь любить свою работу, не будешь работать ни одного дня в жизни. Легкость, окрыленность, которую дает профессия по душе – это ли не счастье? Однако не бывает деятельности без преодоления себя, без сложностей и проблем. Если даже трудности профессионального пути доставляют удовольствие, то мы имеем дело со стопроцентным попаданием в призвание.

Как же угадать свою «любовь с первого взгляда»? Следует, прежде всего, различать мечты и цели. Настоящее счастье приносит только следование мечте, в то время как достижение цели может повлечь за собой депрессию опустошения. Счастливый сотрудник чувствует свою важность на работе, он вовлечен в процесс, ему интересно решать проблемы, выполнять новые задачи. Отслеживать то, что меня зажигает, вовлекает – вот первоочередная задача искателей счастья в профессии.[6]

1.2.Современный рынок труда

Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.

Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.

Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.

Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, продажам, сбыту, продвижению, работе с клиентами, маркетингу, рекламе. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог. Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. При этом необходимо критично подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. [7]

1.3.Влияние способностей на выбор профессии

Возможности человека очень важны при выборе профессиональной карьеры, так как в каждой профессии есть определенные требования, предъявляемые к работнику. Эти требования должны совпадать с личными качествами и способностями человека, как физическими, так и умственными. Совпадение личных качеств и способностей с требованиями той или иной профессии говорит о профессиональной пригодности человека.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т.д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. [8]

1.4.Как выбрать профессию, исходя из особенностей характера

Темперамент – это врожденный психофизиологический признак, который не изменяется в течение жизни и зависит от особенностей нервной системы человека. Именно от типа темперамента зависит, с какой скоростью протекают психические процессы.

Особенности темперамента важно учитывать при выборе профессии. Если человек общительный, коммуникабельный и по типу темперамента относится к экстравертивному типу (сангвиник или холерик), то и профессия ему подойдет та, в которой нужно будет много общаться. Если же человек замкнут, по типу темперамента относится к интровертивному типу (меланхолик или флегматик), то и профессию он выберет ту, в которой контакты с людьми будут минимальны. Характер же напрямую зависит от типа темперамента, но на него влияют и социальные условия, в которых находится человек. Соответственно, характер меняется под воздействием внешних факторов. Тем не менее у каждого человека есть устойчивые черты характера, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни. Именно на них нужно опираться, выбирая профессию.

Целеустремленные люди чаще выбирают профессии с возможностью карьерного роста и высокой оплатой. Однако это достаточно распространенная ошибка, когда человек выбирает себе профессию, исходя только из этих двух факторов. Конечно, практически каждый человек хочет зарабатывать много, но нельзя забывать о чертах характера, с которыми будет сложно в той или иной профессии.

Например, человек, будучи очень амбициозным, решает пойти в продажи, так как считает эту сферу деятельности прибыльной. Но при этом не учитывает, что его склад характера не позволит ему «идти по головам», да и общительность – не его конек. Как итог – разочарование в профессии и в самом себе.

Более того, даже внутри каждой профессии существует множество различных специальностей, на выбор которых также влияет характер человека. Например, решив стать врачом, нужно определиться, какую специальность выбрать. Люди, способные выдерживать колоссальную ответственность и принимать судьбоносные решения, скорее всего, станут хирургами или реаниматологами, а более спокойные и мягкие выберут для себя специальность педиатра или терапевта. [3]

1.5.Эмоциональное отношение к выбору профессии

По Б.И. Додонову проводил исследования Самое первое из таких исследований было посвящено вопросу о влиянии типа ОЭН людей на общие особенности их эмоционального самочувствия. В данном случае нас интересовали не только те эмоции, которые «запроектированы» в различных склонностях человека, но и вся его эмоциональная жизнь в целом, а значит и отношение эмоциональной сферы человека к профессии или ее выбору. Ради выяснения этого наши исследуемые наряду с определением своего типа по тест-анкете работали со специальным опросником, ответы на который раскрывали содержание их наиболее частых переживаний - приятных и неприятных, вызванных внешними ситуациями и оценкой собственного поведения.

«Эмоции несчастья» для каждого типа -- это не просто «страдание» это -- обобщенная оценка ситуации как «выталкивающей» субъекта за пределы дорогой для него сферы эмоциональных и действенных отношений к жизни. Интересно отметить, что при этом у одних «маятник» колебания их эмоционального самочувствия приближается как бы к полюсу «эмоций счастья», а у других к полюсу «эмоций несчастья». Такое различие встречается и у лиц, объективно находящихся в одних и тех же жизненных условиях. Оно, следовательно, не ситуативно, а личностно, выявляя, однако, дифференциацию людей уже не по их направленности, а по их характеру, образуя, так сказать, «мажорный» и «минорный» типы последнего.

Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности. [1]

1.6. Принятие решений

Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить - не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий. В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию (а не так, что «меня заставили»). Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение.

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантной правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как нечастный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии – социально-заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте - на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни. Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии- того, что выбирают и субъекта - выбирающего.Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:

- социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

- производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

- санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

- психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности). [2]

1.7  Планирование профессионального пути.

 От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие всей вашей взрослой жизни. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что большинство взрослых оказываются недовольны выбранной сферой деятельности и как следствие - уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим социальным статусом.

ХОЧУ - стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ - возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО - потребности общества в персонале и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.  Цели должны быть:

- конкретными

- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями - физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д.

- ограниченными во времени ("цель - это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку")

- цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными, а не внешними качествами и вещами – деньги, связи, случай.

При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

- главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть)

-цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, - - знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы)

-пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги)

- внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления)

- внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье)

запасные варианты и пути их достижения (как запасной парашют).

Вы можете заниматься делом своей жизни в любое время, при любых обстоятельствах, и при любом самочувствии (так больной актер выздоравливает на сцене во время спектакля).

Вы погружаетесь в процесс работы моментально и надолго. Сосредоточенность на любимом деле подобна глубокой медитации. Время и все, что происходит вокруг, перестает иметь значение. (пресловутое состояние "потока").

Вы испытываете постоянное стремление к профессиональному росту и получению новых знаний и получаете от этого удовольствие.

Вы безвозмездно делитесь приобретенным опытом с другими людьми. Ваши знания приходят к вам легко, поэтому вы так же легко готовы делиться ими. Вас не тревожит мысль о том, что кто-то станет лучше вас, используя ваши знания.

Вы открыты всему новому. Любимое дело дает вам большой заряд энергии, который вы хотите и готовы тратить на увлекательные дела. Вы открыты к новым знакомствам, путешествиям и экспериментам.

Деньги не являются для вас определяющим фактором. Если вы полностью погружены в дело своей жизни, то легко тратите на него значительную часть своих денег. И спустя время, любимое дело приносит вам доход с такой же легкостью. 

Вы замечаете, что желаемые вами события начинают формироваться сами, а вам остаться только наблюдать за удачным стечением обстоятельств. [5]

 

1.8. Профессиональная зрелость.

Профессиональная зрелость - это соответствие профессионального развития человека тому уровню, который обычно достигается людьми его возраста. Основными характеристиками профессиональной зрелости являются:

заинтересованность в совершении выбора профессии; стремление к получению новой информации и планированию предпочитаемого места работы; однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени в одной профессиональной области; зрелость интересов, независимость от других людей и обстоятельств при выборе профессии и продвижении по ней, соответствие ценностей выбираемой работы интересам человека; соответствие предпочтений и способностей интересам и активности человека.

Анализ литературы позволяет выделить пять основных параметров профессиональной зрелости человека: автономность, информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональная включенность в ситуацию решения.

Автономность. Любой человек будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т.д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне.

Основная проблема, встающая при обсуждении влияния информированности на адекватный выбор профессии, заключается в том, как человек усваивает поступающую информацию и соотносит ее со своими особенностями. Исследователи, занимающиеся вопросами профессиональной информации, сходятся на мысли, что информация не будет иметь эффекта, пока человек не будет готов принять ее. Человек с высоким уровнем профессиональной зрелости не накапливает информацию, а ищет ее дополнительно для вынесения суждения о соответствии специфики личности специфике профессиональной деятельности.

Эмоциональное отношение, или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Это не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. [4]                                                                                                                      

Глава II. Практическая часть

2.1.Социологические исследования.

Метод исследования: социологический (анкетирование). В анкетировании принимали участие обучающиеся 9-11 классов МБОУ Школы №98 в количестве 74 человек.

АНКЕТА

1.     Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования

2.     Я не принимаю серьёзных решений мгновенно

3.     Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьёзным образом оцениваю свои способности.

4.     Я знаю, в каких условиях буду работать.

5.     Я анализирую своё прошлое.

6.     Я тяжело переношу неудачи в жизни.

7.     Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.

8.     Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.

9.     Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.

10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.

11. Все мои действия подчинены определённым целям.

12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.

13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.

14. Я приложу все усилия, чтобы иметь глубокие знания и навыки хоты бы в одной области (практической или теоретической)

15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.

16. Я ничего не делаю без причины.

17. Меня в полне устраивает моя пассивность

18. Я задумываюсь о том, что меня ждёт в будущем.

19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.

20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.

21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.

22. Первая же крупная неудача может выбить меня из седла.

23. Я не задумываюсь о своём будущем.

24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.

25. Я знаю самого себя.

26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.

27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.

28. Мне не нравиться быть самостоятельным.

29. Я собираюсь заранее планировать уровень образования который хотел бы получить.

30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.

31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.

32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.

33. Я не представляю себя работником, решающим служебные и личные проблемы, связанные с производством.

34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.

35. Мне трудно узнать о перспективах, которые открывает та или иная профессия.

36. Я считаю, что интуиция основана на знании.

37. Чтение справочников о профессиях ничего не даёт.

38. У меня нет устойчивых взглядов на моё профессиональное будущее.

39. В моей жизни мало успехов.

40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.

41. Я очень беспокоюсь, смогу ли справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.

42. Я признаю только обдуманный риск.

43. Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе.

44. Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим.

45. Я с детства привык доводить начатое до конца.

46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.

47. Я знаю, что мне интересно.

48.  Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.

49.  Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.

50.  Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно.

51.  Я знаю, чего я добьюсь в жизни.

52.  Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.

53.  Я мало задумываюсь о своей жизни.

54.  Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения.

55.  В оценке профессий эмоции у меня играют большую роль.

56.  Если я чего-то очень хочу, я преодолею любые препятствия.

57.  У меня нет определённых требований к будущему.

58.  При принятии решений я полагаюсь на интуицию.

59.  Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.

60.  Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.

61.  Я – соломинка, влекомая течением жизни.

62.  Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учёбы), у меня портится настроение.

63.  При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.

64.  Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.

65.  Если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю её на другую.

66.  Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий.

67.  Я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе.

68.  Практическая работа (в кружках, в УПК, на практике) очень помогла мне в понимании мира профессий.

69.  Я с трудом уживаюсь с другими людьми.

70.  Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.

71.  Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.

72.  Я знаю, что для меня в жизни важно.

73.  Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.

74.  Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперёд.

75.  Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.

76.  Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает.

77.  Мне не нравится, когда много думают о будущем.

78.  В учебном заведении я получу всё необходимые знания и больше никогда учиться не буду.

79.  Ч знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других.

80.  Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.

81.  Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.

82.  Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперёд.

83.  Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.

84.  Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.

85.  Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.

86.  Мне всё равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.

87.  В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.

88.  Всё, что со мной происходит – дело случая.

89.  Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.

90.  В важных решениях я не иду на компромиссы.

91.  Я не доверяю рекламе профессий.

92.  Я не понимаю причин многих моих поступков.

93.  Мои оценки себя совпадают с тем, как оценивают меня друзья.

94.  Я не понимаю самого себя.

95.  Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.

96.  Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.

97.  Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.

98.  Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей.

99.  Я представляю, каким буду через 10 лет.

 

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования и анализ результатов.

В исследовании принимали участие учащиеся  9 -11 классы: 9 класс-14человек, 10 классов - 38 человек; 11 класс-22 человека.

С помощью методики профессиональная зрелость: были определены следующие показатели по шкалам: автономность, информирование, принятие решений, планирование, эмоциональное отношения.

I. Из данный результатов видно, что у 43% (9 класс), 53% (10 класс) у 41% (11 класс) учащихся автономность на низком уровне, это говорит, что эти учащиеся не видят и не понимают свои сильные и слабые стороны или не умеют определить их в себе и использовать наилучшим образом.

У 57% (9 класс),  47% (10 класс) и у 59% (11 класс) учащихся достаточный уровень, они могут определить свои способности и использовать и профессиональной сфере.

II. Результаты об информированности мире профессий показали, что 86% (9 класс), 82% (10 класс) и у 59% (11 класс)  учащихся не могут или не умеют соотнести информацию со своими особенностями и способностями. 14% (9 класс), 18% (10 класс) и у 41% (11 класс) учащихся умеют положительно относится ко всем видам труда, умеют различать связи между профессиями и выделять основные требования профессии к человеку, то есть имеют достаточную осведомленность.

III. 14% (9 класс), 40% (10 класс) и у 23% (11 класс) учащихся не умеют принимать решения, брать на себя ответственность. 86% (9 класс), 60% (10 класс) и у 77% (11 класс) учащиеся могут принимать взвешенные решения, направленные на выбор способа достижения поставленной цели, выбора одного или нескольких вариантов действий из множества других.

IV. 14% (9 класс), 50% (10 класс)  и у 32% (11 класс) учащиеся показали не достаточные умения в планировании профессионального пути, то есть не умеют определить образ жизни, которого хотели бы достичь, остальные 86% (9 класс), 50% (10 класс)  и 68% (11 класс)  учащиеся умеют скоординировать деятельность по выбору путей достижения цели, заранее наметить порядок и последовательность ее выполнения.

V. По результатам  эмоционального отношения к выбору профессий 21% (9 класс), 61% (10 класс) и 41% (11 класс) учащиеся имеют страх перед выбором началом самостоятельной жизни. 79% (9 класс), 39% (10 класс) и 59% (11 класс) более уверены в том, что они готовы к началу самостоятельной жизни.

Диаграмма 1.Результаты показали, что только 36% (9 класс), 45% (10 класс) и  27% (11 класс) учащиеся умеют выделять себе из мира окружающих людей, отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, понимают целостность своей личности, понимают, какому типу личности хотели бы соответствовать и какой образ жизни хотели бы вести.

57% (9 класс) , 21%(10 класс) и 64% (11 класс) учащиеся имеют недостаточную профессиональную зрелость, которые находятся в кризисе выбора, осознают проблему выбора профессии и находятся в процессе её решения, но наиболее подходящий вариант ещё не определён.

7% (9 класс), 34% (10 класс) и 9% (11 класс) учащиеся не определились с выбором дальнейшего пути, выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствует.Название: Профессиональная зрелость          Диаграмма 2.

 

 

Вывод:

Проанализировав полученные данные, было выявлено, что обучающиеся 9, 10 и 11 классов 86% , 60% и 77% в большей степени преобладают умение принимать более взвешенные и обдуманные решения, они могут более рационально планировать свою дальнейшую профессиональную деятельность жизни.

Заключение.

1.                      Выбор профессии основная проблема старшеклассников

2.                      Социологические исследования показали, гипотеза подтвердилась, что большинство 59% учащихся 9-11классов не могут определиться с выбором будущей профессии.

3.                      Большинство учащихся  9-11 классы действительно не могут определиться с выбором будущей профессии максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности и сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

4.                      Анкетирование по «Профессиональной зрелости» показала, что имеются у большинства учащихся 9-11 классы сложности выбора будущей профессии, учащиеся 9-10 классов нуждаются в помощи в направлениях:

- профессиональное просвещение (профинформация и профпропоганда)

- профессиональное консультирование( индивидуальная помощь в выборе профессии)

5.                      Таким образом, можно выделить следующие направления связанны с профессионально-личностным самоопределением

- работа по профессиональному сопровождению с привлечением городских учебных учреждений, имеющих опыт профессиональной работы учащихся;

- психолого-педагогическое сопровождение учащихся в профессиональном самоопределении, помощь в выборе профессии;

- организовать сотрудничество с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования. 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Голомшток А. Е. «Выбор профессии и воспитание личности школьника»  М. 1999г.

2.      Климов Е. А. «Как выбирать профессию» М. 1990г.

3.      Пряжников Н. С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М. 1996г.

4.      Павлова Т. Л. «Профориентация старшеклассников » М. 2006г.

5.      Под редакцией Н. В. Афанасьевой Спб. 2007г.

Интернет-ресурсы:

6.      https://blog.smart-course.ru/profession-and-happiness/

7.      http://proftime.edu.ru/index.php?id_catalog=26&id_position=21

8.      https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-vybrat-professiyu-iskhodya-iz-osobennostey-kharaktera/

 


 

Скачано с www.znanio.ru