«Механизмы» формирования саморегуляции учащихся в семье и в школе

  • Исследовательские работы
  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • pptx
  • 10.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации даётся понятие саморегуляции, виды саморегуляции учащихся, значение её для школьников, результаты исследования саморегуляции, причины недостаточной сформированности, рекомендации по формированию, список литературы по теме
Иконка файла материала Саморегуляция.pptx

Тарасова Татьяна Николаевна
педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБОУ «Лингвистическая гимназия» города Кирова, psy.lg@yandex.ru

«Механизмы» формирования саморегуляции учащихся в семье
и в школе

Тарасова Татьяна Николаевна
педагог-психолог МБОУ ЛГ города Кирова

Саморегуляция -


процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Виды саморегуляции:






Эмоциональная саморегуляция –

это управление человеком собственными эмоциями в процессе его деятельности или общения с другими людьми.

Проявления отклонений в эмоциональной саморегуляции у детей:
не могут сдерживать проявления эмоций (обида, раздражение, злость, зависть и др.);
затрудняются в распознавании эмоций у других;
сложности в демонстрации своих чувств.

Поведенческая саморегуляция –

характеризует способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Это выявление и изменение дезадаптивных форм поведения.

Проявления:
конфликты, драки, выяснение отношений;
манера поведения (демонстративно-вызывающая, зависимая, тревожно-боязливая);
«не слышат» собеседника, перебивают его;
предвзятость в общении.

Когнитивная саморегуляция (когнитивный контроль) -

это процесс постоянного мониторинга движения человека к определенной цели, сопровождаемый проверкой промежуточных результатов и коррекцией неудачных усилий.

Проявления при высоком когнитивном контроле:
Успехи в обучении;
Хорошо развиты вычислительные навыки, навыки чтения и письма;
Дают адекватную самооценку своим учебным достижениям; Преодолевают трудности, обращаясь за помощью к взрослым или сверстникам,;
Самоэффективны, уверены в себе.

Волевая саморегуляция

это определенный вид произвольного управления личности своим поведением и деятельностью.
Проявления отклонений в волевой саморегуляции:
Невнимательность, отвлекаемость;
Трудности удержания многоступенчатой инструкции, при работе по образцу;
При выполнении работы действуют хаотично, нет чёткой логики;
«Хочу» доминирует над «могу»;
Нет чёткого распорядка дня;
Не осуществляют контроль за выполняемой деятельностью (самопроверку) и пр.

Рефлексивная саморегуляция –

произвольное управление своим собственным психическим состоянием, основанное на способности субъекта осознавать процесс реализации действий и согласованности внутренних психических актов и состояний (А. В. Вощинин).
Проявления рефлексивной саморегуляции у детей:
контроль, взаимо-и самоконтроль выполненной деятельности;
оценка и самооценка результатов;
выявление причин отклонения от заданной цели;
внесение исправлений.

Развитие саморегуляции в обучении есть не что
иное, как переход от системы внешнего управления учебной деятельностью (родители, учитель) к самоуправлению (я сам).
Такой переход – одна из ведущих закономерностей возрастного развития (Л. С. Выготский).

Результаты диагностики саморегуляции в деятельности

2023-2024

4 класс

5 класс

6 класс

Уровень

1 класс

4 класс

1 класс

4 класс

1 класс

4 класс

Высокий

48

22

47

20

49

32

Средний

45

51

51,5

56

51

37

Низкий

7

27

1,5

24

0

31

Динамика

отрицательная

Результаты диагностики восприятия многоступенчатой инструкции на слух

2023-2024

4 класс

5 класс

6 класс

Уровень

1 класс

4 класс

1 класс

4 класс

1 класс

4 класс

Высокий

73

8

0,8

2

79

1

Средний

23

89

86,9

74

19

97

Низкий

4

3

11,5

22

2

Критический

0

0,8

2

0

Динамика

Тенденции к снижению

Отрицательная

Тенденции к снижению

Причины снижения саморегуляции

Отсутствие чёткого режима дня в семье с началом школьного обучения.

Недостаточно внимания уделяется педагогами формированию самоорганизации учащихся во втором и последующих классах.

Возрастные и личностные особенности (переход к подростковому возрасту).

Причины плохой саморегуляции

тип темперамента;
гиперактивность;
нарушение внимания;
дети-кинестетики, которые лучше усваивают информацию в процессе движения (исследования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования);
детей с устойчивой, недифференцированной, неадекватно высокой самооценкой (исследования Болзитовой И.В.).
дети, с дисгармоничным стилем воспитания в семье.

Как развивать саморегуляцию?

1. В семье
Родители могут помочь выработать слаженный распорядок жизни ребенка. В этом заключается системность, способность к самоорганизации и временному порядку;
могут быть примером для ребёнка;
игры с правилами:
1) настольные – шашки, шахматы, лото, домино, ходилки, «Морской бой»;
2) подвижные – «Летает - не летает», «Запрещённое движение», «Топаем – хлопаем», «Угадай, что изменилось», «Говори…»;
3) работа по образцу – графические диктанты, копирование, списывание и пр.).
2. Педагогические приёмы и методы.

3. «Механизмы» формирования саморегуляции учащихся:

Естественные способы:
Смех, улыбка, юмор;
Подумать о хорошем, приятном;
Общение с природой;
Музыка, танцы и пр.

Приёмы и техники:
Составление и реализация чёткого режима дня (дома и в школе);
Способы отвлечения и переключения внимания;
Управление дыханием;
Саморелаксация по типу расслабление – напряжение мышц (аутотренинг);
Техники волевой саморегуляции (самовнушение, самоприказ, самоубеждение, самоисповедь);
Самонаблюдение и самоанализ;
Игры с правилами подвижные и настольные;
Приёмы самооценки и самопроверки и пр.

Вывод:
Саморегуляция - это показатель личностной зрелости индивида и одно из условий его жизненного успеха и развития эмоционального интеллекта.
Саморегуляция развивается в процессе различных видов деятельности и взаимодействия в семье и в школе.
Педагогам и родителям необходимо уделять больше внимания развитию саморегуляции учащихся в связи с тем, что формирование непроизвольной саморегуляции у современных детей и подростков затруднено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безродных, О. В. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля у учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / О. В. Безродных. – URL : http://www.openclass.ru/node/317942 (Дата обращения: 22.10.2018).
Габеева, Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников [Текст] / Л. Н. Габеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 15: Теория и методика обучения. – С. 102-107.
Габеева, Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Л. Н. Габеева. – Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ, 2007. – 171 с.
Галкина, И. А. Роль самоконтроля в процессе обучения / И. А. Галкина [Текст] / И. А. Галкина // Управление начальной школой. – 2009. – № 12. – С. 18-26.
Градова, А. П. Управление познавательной деятельностью учащихся [Текст] / А. П. Градова // Учитель. – 2010. – № 6. – С. 76-78.
Зайцева, С. А. Формирование у учащихся навыков самоконтроля в процессе проверки решения задач [Текст] / С. А. Зайцева, И. И. Целищева // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 43-48. 21. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст] / И. И. Ильясов. – М. : Педагогика, 1986. – 123 с.
Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897. – URL : http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 26.01.2018).
Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе? [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. : Знание, 1985. – 80 с.
Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. – М. : ОИРО, 2010. – 432 с.