Тарасова Татьяна Николаевна
педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБОУ «Лингвистическая гимназия» города Кирова, psy.lg@yandex.ru
«Механизмы» формирования саморегуляции учащихся в семье
и в школе
Тарасова Татьяна Николаевна
педагог-психолог МБОУ ЛГ города Кирова
Эмоциональная саморегуляция –
это управление человеком собственными эмоциями в процессе его деятельности или общения с другими людьми.
Проявления отклонений в эмоциональной саморегуляции у детей:
не могут сдерживать проявления эмоций (обида, раздражение, злость, зависть и др.);
затрудняются в распознавании эмоций у других;
сложности в демонстрации своих чувств.
Поведенческая саморегуляция –
характеризует способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Это выявление и изменение дезадаптивных форм поведения.
Проявления:
конфликты, драки, выяснение отношений;
манера поведения (демонстративно-вызывающая, зависимая, тревожно-боязливая);
«не слышат» собеседника, перебивают его;
предвзятость в общении.
Когнитивная саморегуляция (когнитивный контроль) -
это процесс постоянного мониторинга движения человека к определенной цели, сопровождаемый проверкой промежуточных результатов и коррекцией неудачных усилий.
Проявления при высоком когнитивном контроле:
Успехи в обучении;
Хорошо развиты вычислительные навыки, навыки чтения и письма;
Дают адекватную самооценку своим учебным достижениям; Преодолевают трудности, обращаясь за помощью к взрослым или сверстникам,;
Самоэффективны, уверены в себе.
Волевая саморегуляция
это определенный вид произвольного управления личности своим поведением и деятельностью.
Проявления отклонений в волевой саморегуляции:
Невнимательность, отвлекаемость;
Трудности удержания многоступенчатой инструкции, при работе по образцу;
При выполнении работы действуют хаотично, нет чёткой логики;
«Хочу» доминирует над «могу»;
Нет чёткого распорядка дня;
Не осуществляют контроль за выполняемой деятельностью (самопроверку) и пр.
Рефлексивная саморегуляция –
произвольное управление своим собственным психическим состоянием, основанное на способности субъекта осознавать процесс реализации действий и согласованности внутренних психических актов и состояний (А. В. Вощинин).
Проявления рефлексивной саморегуляции у детей:
контроль, взаимо-и самоконтроль выполненной деятельности;
оценка и самооценка результатов;
выявление причин отклонения от заданной цели;
внесение исправлений.
Развитие саморегуляции в обучении есть не что
иное, как переход от системы внешнего управления учебной деятельностью (родители, учитель) к самоуправлению (я сам).
Такой переход – одна из ведущих закономерностей возрастного развития (Л. С. Выготский).
Результаты диагностики восприятия многоступенчатой инструкции на слух
2023-2024 | 4 класс | 5 класс | 6 класс | |||
Уровень | 1 класс | 4 класс | 1 класс | 4 класс | 1 класс | 4 класс |
Высокий | 73 | 8 | 0,8 | 2 | 79 | 1 |
Средний | 23 | 89 | 86,9 | 74 | 19 | 97 |
Низкий | 4 | 3 | 11,5 | 22 | 2 | |
Критический | 0 | 0,8 | 2 | 0 | ||
Динамика | Тенденции к снижению | Отрицательная | Тенденции к снижению |
Причины снижения саморегуляции
Отсутствие чёткого режима дня в семье с началом школьного обучения.
Недостаточно внимания уделяется педагогами формированию самоорганизации учащихся во втором и последующих классах.
Возрастные и личностные особенности (переход к подростковому возрасту).
Причины плохой саморегуляции
тип темперамента;
гиперактивность;
нарушение внимания;
дети-кинестетики, которые лучше усваивают информацию в процессе движения (исследования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования);
детей с устойчивой, недифференцированной, неадекватно высокой самооценкой (исследования Болзитовой И.В.).
дети, с дисгармоничным стилем воспитания в семье.
Как развивать саморегуляцию?
1. В семье
Родители могут помочь выработать слаженный распорядок жизни ребенка. В этом заключается системность, способность к самоорганизации и временному порядку;
могут быть примером для ребёнка;
игры с правилами:
1) настольные – шашки, шахматы, лото, домино, ходилки, «Морской бой»;
2) подвижные – «Летает - не летает», «Запрещённое движение», «Топаем – хлопаем», «Угадай, что изменилось», «Говори…»;
3) работа по образцу – графические диктанты, копирование, списывание и пр.).
2. Педагогические приёмы и методы.
3. «Механизмы» формирования саморегуляции учащихся:
Естественные способы:
Смех, улыбка, юмор;
Подумать о хорошем, приятном;
Общение с природой;
Музыка, танцы и пр.
Приёмы и техники:
Составление и реализация чёткого режима дня (дома и в школе);
Способы отвлечения и переключения внимания;
Управление дыханием;
Саморелаксация по типу расслабление – напряжение мышц (аутотренинг);
Техники волевой саморегуляции (самовнушение, самоприказ, самоубеждение, самоисповедь);
Самонаблюдение и самоанализ;
Игры с правилами подвижные и настольные;
Приёмы самооценки и самопроверки и пр.
Вывод:
Саморегуляция - это показатель личностной зрелости индивида и одно из условий его жизненного успеха и развития эмоционального интеллекта.
Саморегуляция развивается в процессе различных видов деятельности и взаимодействия в семье и в школе.
Педагогам и родителям необходимо уделять больше внимания развитию саморегуляции учащихся в связи с тем, что формирование непроизвольной саморегуляции у современных детей и подростков затруднено.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безродных, О. В. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля у учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / О. В. Безродных. – URL : http://www.openclass.ru/node/317942 (Дата обращения: 22.10.2018).
Габеева, Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников [Текст] / Л. Н. Габеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 15: Теория и методика обучения. – С. 102-107.
Габеева, Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Л. Н. Габеева. – Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ, 2007. – 171 с.
Галкина, И. А. Роль самоконтроля в процессе обучения / И. А. Галкина [Текст] / И. А. Галкина // Управление начальной школой. – 2009. – № 12. – С. 18-26.
Градова, А. П. Управление познавательной деятельностью учащихся [Текст] / А. П. Градова // Учитель. – 2010. – № 6. – С. 76-78.
Зайцева, С. А. Формирование у учащихся навыков самоконтроля в процессе проверки решения задач [Текст] / С. А. Зайцева, И. И. Целищева // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 43-48. 21. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст] / И. И. Ильясов. – М. : Педагогика, 1986. – 123 с.
Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897. – URL : http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 26.01.2018).
Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе? [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. : Знание, 1985. – 80 с.
Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. – М. : ОИРО, 2010. – 432 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.