Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"
Оценка 4.6

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
01.10.2018
Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"
Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска" направлена на работу с детьми "группы риска". Она предполагает целый комплекс профилактических мер, которые направлены на повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения и психолого-педагогическую коррекцию личности подростка. В программу входят анкеты о выявлению подростков "группы риска".
Программа работы педагога-психолога с детьми группы риска 2018-2019 учебный год.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №107 Принято на заседании Педагогического совета МБОУ СОШ №107 Протокол № __ от _____2018г. Утверждено Приказ №___ от ______ 2018 г. Директор МБОУ СОШ №107 _________________ Рогожина О.А. Программа работы педагога­психолога с обучающимися "группы риска" Педагог­психолог 1 КК: Уфимцева В.А. город Екатеринбург, 2018 год Содержание 1 1.1. 1.2. 1.3. 1.3.1. 2. 2.1. 2.1.1. 2.1.2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. Общие положения Определение и назначение программы  Структура программы  Принципы и подходы к формированию программы  Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы Целевой раздел Пояснительная записка Нормативная и правовая база  Цель и задачи реализации программы  Содержательный раздел Основные направления и содержание программы  План работы педагога­психолога  Ожидаемые результаты реализации программы  Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение психолого­педагогической деятельности Материально­техническое обеспечение Приложения 3 3 3 4 5 7 7 7 10 11 11 15 16 17 17 18 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Определение и назначение программы Программа направлена на профилактическую и коррекционно­развивающую работу с детьми группы риска, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми  стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся ­ фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка   из   неблагополучной   семьи,   оказания   комплексной   помощи.  Программа   по   профилактике   асоциальных   явлений   предполагает   целый   комплекс социально­профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого­ педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Изменения   социально­экономической   ситуации   в   стране,   социальная   дифференциация,   которая   происходит   в   обществе,   оказали   и   продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.  Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально­профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого­педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия  учителей,  социального педагога, педагога­психолога,  родителей, работников субъектов профилактики, учреждений дополнительного образования. Одним   из   приоритетных   направлений   деятельности   по   работе   с   детьми   группы   риска   является   комплексный   подход,   создание   единого воспитательного   пространства.   Взаимное   сотрудничество   с   другими   профилактическими   организациями   позволяет   совместно   выбирать   для   каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Проблемы:   1. 2. Ухудшение социального положения семей в микрорайоне. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей. 3 3. 4. 5. 6. 7. личности. 8. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка. Высокий уровень подавления и насилия. Хаотичность в воспитании из­за несогласия родителей. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся ­ фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. 1.2. Структура программы Программа содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации  программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС и учитывающие особенности ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный   раздел  определяет   общее   содержание  программы,   духовно­нравственного   направления   учебно­воспитательного   процесса, коррекционной работы и формирования культуры здорового, безопасного образа жизни. Организационный   раздел  устанавливает   общие   рамки   организации  психолого­педагогического   сопровождения,   а   также   механизм   реализации компонентов программы психолого­педагогического сопровождения. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы В основу программы заложены следующие принципы:  принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога­ психолога;  принцип   ценности   и   уникальности   личности,   приоритета   личностного   развития,   заключающийся   в   самоценности   ребенка   и   в   признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно­нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;  принцип целостности – при любом психологическом  воздействии  на личность необходимо работать со всей  личностью  в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.  принцип   целесообразности   и   причинной   обусловленности   –   любое   психологическое   воздействие   должно   быть   осознанным   и   подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие; принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой принцип   активности   ребенка   в   образовательном   процессе.   В   антропологической   педагогике   образование   рассматривается   как   процесс,   в эффективности условиях;   который человек включен в активной позиции; 4  принцип   практической   направленности  ­   формирование   универсальных   учебных   действий,   способности   их   применять   в   практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);   принцип эмоционально­ценностной ориентации учебно­воспитательного процесса; принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте,   аккуратности,   соблюдению   режима   дня,   эффективного   и   бесконфликтного   взаимодействия,   получения   психологической   помощи   в   сложной жизненной ситуации; принцип   гуманистичности,   предполагает   отбор  и   использование   гуманных,   личностно­ориентированных,   основанных   на  общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия; принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции возникновения проблемных ситуаций; развития личности школьников;        принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого­педагогического  сопровождения:  классных  руководителей,  учителей,  педагога­психолога,  социального  педагога,  учителя­логопеда,  педагогов дополнительного образования, администрации и др.;  принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса; принцип активной  позиции ребенка, при котором главным  становится  не решить проблемы  за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;  принципы   коллегиальности   и   диалогового   взаимодействия   обуславливают   совместную   деятельность   субъектов   психолого­педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ; принцип   рациональности   лежит   в   основе   использования   форм   и   методов   психолого­педагогического   взаимодействия   и   обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.  В основу разработки программы заложены дифференцированный, деятельностный, системный и персонифицированный подходы. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, 1.3.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы 5 отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно­проектных и социально­ проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6. 7. 8. формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 6 9. формирование   основ   экологической   культуры,   соответствующей   современному   уровню   экологического   мышления,   развитие   опыта экологически­ориентированной, рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11. характера. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. 5. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности; 6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение,   умозаключение   (индуктивное,   дедуктивное   и   по аналогии) и делать выводы; 7. 8. 9. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­коммуникационных   технологий   (далее   ИКТ   – формирование  и  развитие  экологического  мышления,   умение  применять  его в  познавательной,   коммуникативной,  социальной  практике  и 10. 11. 12. компетенции); профессиональной ориентации. 2. Целевой раздел 7 2.1. Пояснительная записка 2.1.1. Нормативная и правовая база Программа составлена на основе следующих нормативных документов:  Международные документы: 1. 2. Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО). «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. «Конвенция о борьбе с дискриминацией  в области  образования» Принята 14 декабря 1960 года Генеральной  конференцией  Организации 3. 4. 5. 6. «Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц» ­ принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г. «Декларация ООН о правах инвалидов» ­ провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» ­ Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года  «Конвенция   ООН   о   правах   ребенка»   ­   Принята   резолюцией   45/25   Генеральной   Ассамблеи   ООН   от   20   ноября   1989   г.,   ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. 7. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» ­ приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года. 8. «Саламанская   декларация   о   принципах,   политике   и   практической   деятельности   в   сфере   образования   лиц   с   особыми   потребностями», Саламанка, Испания, 7­10 июня 1994 г. «Конвенция о правах инвалидов» ­ принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.  «Рекомендация   №R   (92)   6   Комитета   министров   государствам­членам   о   последовательной   политике   в   отношении   инвалидов»   ­   принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года. «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области     развития, касающихся инвалидов ­  принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН № 62/127 от 18.12.2007г. Федеральные документы:  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015).  2. «О   внесении   изменений   в   отдельные   законодательные   акты   Российской   Федерации   и   признании   утратившими   силу   законодательных   актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ­ Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185­ФЗ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ­ Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181­ФЗ (с дополнениями и изменениями).  9. 10. 11. 3. 4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ­ Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.). 8 5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр­271). года №599. 6. 7. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ­ Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. №46­ФЗ. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ­ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 №761. 8. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ­ 2017 годы» ­ Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года Правительственные документы: 1. «Концепция долгосрочного социально­экономического развития РФ на период до 2020 года» ­ Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662­р. 2. 3. «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ­ 2017 годы» ­ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г.  № 1916­р.   «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 ­ 2015 годы» ­ Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163­р. 4. «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 ­ 2015 годы» ­ Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г.  №175.  Ведомственные документы: Федерального уровня 1. «Положение о психолого­медико­педагогической комиссии» ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.  2. «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­ образовательным программам дошкольного образования» ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014. 3. «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­ образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015  4. «О психолого­медико­педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения) ­ Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901­6) 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  6. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ­150/06 9 7. «Об   утверждении   Единого   квалификационного   справочника   руководителей,   специалистов   и   служащих,   раздел   «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ­ Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.  8. Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». 9. Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ». 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».  11. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22­06­86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков». 12. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373. 13. Приказ   Минобрнауки   России   от   19   декабря   2014   г.   N   1599   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 14. Приказ   Минобрнауки   России   от   19   декабря   2014   г.   N   1598   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  Областного уровня 1. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 09.07.2015 № 308­Д Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг (работ), предоставляемых государственными учреждениями Свердловской области в сфере образования на 2015 год. 2. Министерство   общего   и   профессионального   образования   Свердловской   области   Приказ   25.06.2015   №   283­Д   Об   утверждении   порядка организации   психолого­педагогической,   медицинской   и   социальной   помощи   обучающимся,   испытывающим   трудности   в   освоении   основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Свердловской области. 3. Министерство   общего   и   профессионального   образования   Свердловской   области   Приказ   23.01.2015   №   40­д   «Об   утверждении   плана мероприятий по организации психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Свердловской области на 2015 год». 4. Комплексный   план   по   организации   инклюзивного   образования   от   10.04.2015   №   01­01­55/95.   Принят   на   совещании   руководителей государственных казенных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Свердловской области 26 июня 2013 года.  5. Приказ   Министерства   образования   от   12.05.2012   г.   №   282­и  «Об   утверждении   формы   соглашения   между   Министерством   общего   и профессионального образования Свердловской области и муниципальными образованиями в Свердловской области о предоставлении в 2012 году субсидии из   бюджета   Свердловской   области   бюджетам   муниципальных   образований   в   Свердловской   области   на   проведение   мероприятий   по   формированию   в Свердловской   области   сети   базовых   образовательных   учреждений,   реализующих   образовательные   программы   общего   образования,   обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за счет субсидии, полученной из федерального бюджета в 2012 году. 10 2.1.2. Цель и задачи реализации программы Программа направлена на достижение следующих  целей:  1. Адаптация обучающихся школы «группы риска» в социуме. 2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни. 3. Формирование личностных нравственных качеств у обучающихся. 4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав. Для достижения целей решаются следующие задачи: 1. родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок Информационно­просветительская   работа   с   целью   профилактики   асоциальных   явлений,   дисгармонии   семейных   отношений,   нарушений   в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни. 2. 3. 4. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между их членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей. Формирование у детей «группы риска» через внеучебные формы деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. 5. Осуществление  медико­физиологического   и  психолого­педагогического  мониторинга  состояния   здоровья   детей  «группы   риска»,   создание информационного банка данных. 6. 7.   Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры. Обеспечение мотивации: учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно­воспитательном процессе. законных представителей обучающихся на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы. выбор форм поведения.  8. 9. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,  Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный  Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.   Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.   Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.  10. 11. 12. Реализация цели достигается основными функциями:  11 Информационно­просветительская функция  ­  состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС.  Направляющая функция ­ обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении  специалистов с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка.  Диагностическая   функция  ­  представлена   системной   деятельностью   педагога­психолога   и   учителей,   где   личность   ребенка   изучается   с   целью выстраивания  индивидуальной  образовательной   траектории   развития  ребенка  и  формирования  устойчивости   мотивации  познания, оказания  психолого­ педагогической помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям.  Развивающая функция ­ задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения специалистов, которые становятся службами развития личности ребенка.  Целевая аудитория программы: взрослые (педагоги, законные представители обучающихся) и обучающиеся 1­х­11­х классов школы. Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, в течение 2018­2019 года. 3. Содержательный раздел Этапы реализации программы: Первый этап ­ организационный (анализ состояния в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов). Второй этап ­  диагностический (изучение потребностей и запросов детей "группы риска"). Третий   этап  –   деятельностный   (координация   действий,   осуществление   запланированных   мероприятий,   разработка   системы   контроля   за   их 3.1. Основные направления и содержание программы реализацией). Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций. Для реализации программы были выбраны следующие направления: ­ работа с обучающимися; ­ работа с семьей; ­ работа с педагогами; ­ организация досуга детей. 1. Цель: обеспечение психолого­просветительской работы с законными представителями обучающихся, способствование улучшения микроклимата в Работа с семьей семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни. Задачи: ­привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей; ­выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; ­разработка основных правил семейного воспитания; ­создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку; 12 ­всесторонне психолого­педагогическое просвещение родителей ­способствование в создании комфортных условий в семье для развития личности ребенка. Формы работы: ­ просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, лектории для родителей); ­психокоррекционная работа ­ семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях); ­психопрофилактическая ­ приглашение специалистов (врача­нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми. Принцип реализации работы с семьей: ­ анкетирование; ­опрос родителей и детей; ­совместные праздники; ­творческие семейные выставки Основные направления работы с семьей: ­ возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города; ­ формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий; ­организация   работы   родительского   лектория   на   темы:   «Психологические   особенности   детей»,   «Способы   конструктивного   взаимодействия   с ребёнком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления» Работа с педагогами 2. Цели и задачи: ­ расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде; ­ дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей; ­   расширить   знания   о   роли   семьи   в   профилактике   безнадзорности,   правонарушений   и   злоупотребления   вредными   привычками   среди несовершеннолетних. Работа с обучающимися 3. Цели и задачи:  ­формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей; ­профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, алкоголя, наркотиков и табакокурения); ­профилактика правонарушений; ­психокоррекция; ­профориентация; ­пропаганда здорового образа жизни. ­ адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно­досуговую и спортивно­оздоровительную работа 13 ­ создание ситуации успеха для детей асоциального поведения; ­ помощь в формировании личной и социальной компетентности детей, развитие у них позитивного отношения к себе и к окружающему обществу; ­ помощь в укреплении и развитии чувства самоуважения, способности критически мыслить, чувства ответственности. Методы: ­ переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков); ­ метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью) Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники) Направления организации досуга: ­ изучение интересов и потребностей детей данной категории; ­ расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей; ­ методическое сопровождение мероприятий досуга; ­ организация социально­значимой деятельности детей. Тематические мероприятия для организации досуга детей: акции («Скажи вредным привычкам­ нет»), лекции и интерактивные игры по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия. Беседы по факту  Профилактические акции  Лекции специалистов, классные часы  Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми школьниками, неблагополучными семьями  Кинофильмы на тему профилактика вредных привычек  Родительские собрания  Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы  Собеседования с классными руководителями по работе с школьниками "группы риска" и их семьями  Профилактика употребления ПАВ  Организация летнего отдыха  Трудовая занятость школьников "группы риска" в каникулы  Рейды в семьи  Профилактика правонарушений 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Контроль 1. 2. 3. Индивидуальные папки учета  Рейды в семьи  Подготовка материалов на неблагополучные семьи в ТКДН, ПДН и т.д. 14 Совместная работа с инспектором ПДН  Контрольные акты обследования жилищно­бытовых условий  Проверка занятости после уроков  Совещания при директоре  Административные совещания  Методические семинары  4. 5. 6. 7. 8. 9. Психологическое сопровождение 1. 2. 3. 4. ­ Методика диагностики суицидального поведения Организация педагогической помощи 1. 2. Коррекционные занятия  Индивидуальные консультации  Программа работы педагога­психолога с детьми "группы риска" Диагностические методики:  Создание благоприятных условий для развития личности детей "группы риска".  Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках детей "группы риска". Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".  3. Забота   об   укреплении   положения   детей   в   классном   коллективе,   организация   помощи   детям   "группы   риска"в   выполнении   общественных поручений.  4. Формирование положительной Я ­ концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики ­ к педагогике сотрудничества и заботы.  5. Оказание педагогической помощи родителям детей "группы риска". Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.  Организация психологической помощи 1. Изучение психологического своеобразия детей "группы риска", особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.  Выявление   проблем   семейного   воспитания:   неотреагированность   чувств   и   переживаний   родителями,   неосознанная   проекция   личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.  2. 3. 4. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.  Индивидуальные   беседы   с   детьми   "группы   риска"с   целью   помочь   им   совершать   более   осмысленные   поступки,   подняться   над   своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.  15 Свободное время ­ умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг ­ острая проблема  детей "группы риска".   С   одной   стороны,   досуговая   деятельность   привлекает   обучающихся   нерегламентированностью,   добровольностью   видов   и   форм   деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у детей "группы риска" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день ­ до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение детей "группы риска" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели. Изучение интересов и способностей детей.  Вовлечение детей "группы риска" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.  Поощрение любых видов художественного и технического творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.  Организация свободного времени обучающихся 1. 2. 3. 4. Примерный перечень мероприятий по работе школы с  детьми "группы риска" 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Выявление детей "группы риска".  Изучение причин социально ­ педагогической запущенности детей "группы риска".  Встречи с работниками субъектов профилактики.  Правовое просвещение  подростков  Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.  Совет по профилактике правонарушений. Психологические консультации для детей и их законных представителей.  Изучение положения подростка в коллективе  Индивидуальная работа с детьми "группы риска" Вовлечение  подростков в кружки, секции  № 1. 2. 3.2. План работы педагога­психолога Мероприятия Ответственный Сроки Диагностические   мероприятия:   анкетирование   в   5­11   классах  "Анкета   по выявлению трудновоспитуемых в классе" (Приложение 1). Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций. Сбор банка данных. Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска» Педагог­психолог   По мере выявления   детей "группы риска" Педагог­психолог В течение года 16 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Изучение   и   обобщение   опыта   на   тему   «Современные   социально­педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»   Психолого­педагогическое сопровождение детей "группы риска" Исследование адаптации к школе Интерактивные   игры   на   тему   профилактики   употребления   алкоголя,   ПАВ, табакокурения Профилактические акции Проведение   бесед   с   законными   представителями   обучающихся   по   вопросам сохранения здоровья, профилактики суицидального поведения подростков Спортивно­оздоровительные и творческие мероприятия: ­привлечение к участию в спортивных соревнованиях, ­кружках и секциях, конкурсах Просветительская   работа   с   учителями   по   теме:   «Социально­педагогическая реабилитация дезадаптированных детей»: памятки, статьи на сайте ОУ Профориентационная работа  Педагог­психолог  В течение года Педагог­психолог  Педагог­психолог  Педагог­психолог, социальные   партнёры, представители субъектов профилактики Педагог­психолог  Педагог­психолог Педагог­психолог, представители субъектов профилактики Педагог­психолог  Педагог­психолог  В течение года Первая четверть В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года (по запросу) Выявление основных причин появления детей «группы риска». Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения. Создание  благоприятной образовательной  среды,  способствующей  сохранению  здоровья,  воспитанию и  развитию личности  детей  «группы 3.3. Ожидаемые результаты реализации программы  Изменение   отношения   к   своему   здоровью:   выработка   способности   противостоять   вредным   привычкам   и   отрицательным   воздействиям 1. 2. 3. риска». 4. окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни. 5. 6. 7. 1. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения. 4. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.­ Санкт­ Петербург, 2007 17 2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.­ Волгоград, «Учитель», 2006 3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.­ Ростов­на­Дону, «Феникс», 2005 4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.­ М., 2007 5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007 6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 ­ 48 7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.­ М. «Вако», 2004 8. Соколова Н. Подходы к определению «социально­педагогическая поддержка // Социальная педагогика  №5,2009 9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.­ Волгоград, «Учитель», 2005 10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997 11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.­ М., 2005    Компьютер  Диагностики Принтер 4.1. Материально­техническое обеспечение 18 Напишите свои данные (ФИО, дату рождения, класс): ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Анкета Приложение 1 Инструкция Анкета содержит 45 вопросов. Ответь честно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. АНКЕТА № 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. АНКЕТА № 2 1. Интересно ли тебе на уроках?  Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?  Пытаешься ли найти ответ, если что­то непонятно?  Пытаешься ли не опаздывать на уроки?  Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?  Переживаешь ли, если приходится по какой­либо причине пропускать уроки?  Сам ли стираешь себе рубашки?  Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?  Помогаешь ли дома по хозяйству?  . Совершая что­либо, задумываешься ли, как оценит это класс?  Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?  Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?  Употребляешь ли иногда спиртные напитки?  Куришь ли ты?  Приходилось ли убегать из дома?  Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?  19 Занимаешься ли на уроке посторонними делами?  Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?  Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?  Случалось ли быть участником драки в школе?  Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?  Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?  Пытался ли избегать общественных поручений?  Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?  Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?  Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?  Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?  Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?  2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?  АНКЕТА № 3 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?  Выполняешь ли ты домашние задания?  Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?  Вежлив ли со взрослыми вне школы?  Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?  Считаешься ли с мнением родителей?  Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?  Выбирали ли тебя в актив класса?  Делаешь ли какое­либо полезное для класса дело?  Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?  Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?  Стараешься ли отстаивать честь своего класса?  Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?  Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?  Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?  Выберите тот или иной вариант ответа и отметьте его знаком "+". Анкета "Состояние здоровья и самочувствия" 20 1. o o o 2. o o o 3. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?  возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;  пропустите его: будет следующий;  несколько ускорите шаг ­ быть может, он подождет вас.  Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?  нет, вы вообще не ходите в походы;  да, если они вам хоть немного симпатичны;  неохотно, потому что это может быть утомительно.  Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что­либо, обещающее быть  интересным?  o o o 4. o o o 5. o o o 6. o o o 7. o o o 8. o o вовсе не пропадает;  желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;  да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.  Каково ваше мнение о турпоходе всей семьей?  вам нравится, когда это делают другие;  вы бы с удовольствием к ним присоединились;  нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.  Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?  ложитесь спать;  пьете чашку крепкого кофе;  долго гуляете на свежем воздухе.  Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?  нужно побольше есть;  необходимо много двигаться;  нельзя слишком переутомляться  Принимаете ли вы регулярно лекарства?  не принимаю даже во время болезни;  нет, в крайнем случае принимаю витамины;  да, принимаю  Какое блюдо вы предпочтете?  гороховый суп с копченым окороком;  мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;  21 o 9. o o o 1. o o o o o o 2. 3. 4. 5. пирожное с кремом или взбитыми сливками  Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?  чтобы были все удобства;  чтобы была вкусная еда;  чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом  Анкета "Формирование представлений о здоровом образе жизни" Что заставляет тебя употреблять спиртное?  встреча с друзьями;  праздники;  одиночество, невезение в жизни;  семейные драмы;  иное;  не употребляю.  Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)  В каком классе ты первый раз попробовал закурить?  Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.  Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе). АНАЛИЗ (к п.5):  o o o o 10,9 ­ чрезмерная забота о здоровье;  7,8 ­ хорошая;  5,6 ­ средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);  4 и меньше ­ недостаточная (нездоровый образ жизни).  Анкета "Приобщение к здоровому образу жизни" 1. 2. 3. 4. 5. Спросите себя:     Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?  Как ты относишься к тезису: "Курить ­ это модно"?  Есть ли у тебя друзья, которые курят?  Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?  Что такое наркотики?  "Как я отношусь к своей внешности?"  Нравится ли вам, как вы выглядите"  Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?  22 Тест "Что мы знаем о курении?"             Инструкция: При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".  Подростки курят, чтобы "быть как все".   Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.   Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает   В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.   Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.   Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция  воздуха в легких.   Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.   Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.   Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.  Анкета "Формирование полового самосознания и здорового образа жизни" Недописанный тезис "Быть счастливым значит быть здоровым …"_____________________________________________________________________________________________ "Курить значит стать взрослее …"_______________________________________________________________________________________________________ "Наркотик убивает жизнь …"___________________________________________________________________________________________________________ Анкета "Вредные привычки" 1. o o o 2. o o o 3. 4. o С какого возраста, по твоему, человеку можно  курить  употреблять спиртные напитки  наркотические вещества  Пробовал ли ты (да, нет)  курить  употреблять спиртные напитки  наркотические вещества  С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)  Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)  куришь  23 o o 5. o o 6. o o o употребляешь спиртные напитки  наркотические вещества  Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:  положительного:  отрицательного:  Твои родители  курят  употребляют спиртные напитки  наркотические вещества отец: мать:  7. o o o 8. юношам ­ девушкам ­  Как родители относятся к твоим привычкам?  запрещают категорически  осуждают  безразлично  Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю) Анкета "Мотивы учения"  Данные анкеты используются для выявления существующих у Вас мотивов учения. Первая направлена на определение структуры мотивов, вторая на определение их уровня (По книге «Познай себя» ­ Ставрополь, 1995г.). Анкета №1 Инструкция: Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его. Анкета – тест Я учусь потому, что: 1) на уроках по _________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (впишите название предмета) хорошая обстановка; 2) заставляют родители; 3) хочу получать хорошие оценки; 4) надо подготовиться к будущей профессии; 5) в наше время быть в обществе незнайкой нельзя; 24 6) хочу завоевать авторитет среди товарищей; 7) нравится узнавать новое; 8) нравится учитель (указать ФИО)_________________________________________________________________________________________________ 9) хочу избежать плохих отметок и неприятностей; 10) хочу больше знать; 11) мне приятно думать, соображать; 12) хочу быть первым учеником. Анкета 2 «Мотивация к успеху» Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу хорошо, на все 100% выполнить задание. Когда я работаю, я все «ставлю на карту». Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. Если у меня 2 дня подряд нет дела, я теряю покой. В некоторые дни мои успехи ниже средних. По отношению к себе я более строг, чем к другим. Я доброжелателен. Если я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что я добился бы успеха. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. На предлагаемые высказывания ответьте «Да», если вы с ними согласны, или «Нет», если не согласны. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Меня более привлекает другая работа, чем учеба, которой я сейчас занят. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 23. Порицание действует на меня сильнее, чем похвала. Я знаю, что мои товарищи считают меня деловым. Препятствия делают мои решения более твердыми. У меня легко вызвать чувство честолюбия. Если я работаю без вдохновения, это заметно. Иногда я откладываю то, что должно быть сделано сейчас. Я полагаюсь только на себя. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги. Я не очень честолюбив. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро в школу, скоро учиться. Когда я расположен к работе, я делаю ее очень хорошо. Когда у меня нет дела, я чувствую, что мне не по себе. 25 24. Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим. 25. Если мне нужно принять решение, я стараюсь его обдумать и взвесить. 26. Мои друзья считают меня ленивым. 27. Мои успехи в какой­то мере зависят от моих друзей. 28. 29. 30. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 31. 32. Я обычно обращаю мало внимания на мои достижения. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает лучшие результаты, Я завидую людям, которые не загружены работой. Когда я уверен, что стою на правильном пути, меня невозможно переубедить. "Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе" Обработка результатов:  Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1­3), дисциплина (4­ 6), общественно­трудовая активность (7­9), отношение с классом (10­12) и асоциальные проявления (13­15). При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика. Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 обучающийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика. Сумма баллов по параметру 6 > N > 3 3 > N > 0 Уровень педагогической запущенности Итоговая сумма баллов I ­ начальный уровень трудновоспитуемости II ­ дезорганизаторы 30 > N > 15 15 > N > 0 26 N < 0 III ­ особо трудные N < 0 Характеристика уровней ( по итоговой сумме) Уровень, качества личности (признаки) I  уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость  удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой­либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и  требовательность к себе.  II уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии;  проявляются 2­3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше  чем к себе.  III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к  нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика,  обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.  Обработка результатов: 1)  Провести классификацию мотивов. Пункты 4,5 выражают широкий социальный мотив. Это означает, что у школьника выражена направленность на человека или общество, он Анкета "Мотивы учения"  проявляет понимание социальной значимости образования, ответственности за его качество, чувство долга.      Пункт 1 – мотив благополучия Пункты 8, 11 – мотив эмоциональный Пункты 6, 12 – мотив престижа Пункты 2, 9 – мотив противодействия угнетению Пункт   3   –   узкий   социальный   мотив.   Свидетельствует   о   стремлении   занять   определенное   положение   в   коллективе,   получить   одобрение одноклассников 2)     По каждому ученику: Выявляют ведущие мотивы; Определяют их разнообразие Смотрят, какие мотивы преобладают Составляют план работы по формированию мотивации Обработка результатов: Анкета 2 «Мотивация к успеху» 27 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Да Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да Да Да Нет Да Нет Да Да Да Нет Нет Нет Да Да Да Нет Нет Да Нет Нет Да Да Да Подсчитать количество баллов в соответствии с ключом, за каждое совпадение 1 балл 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.   От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации. Для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали – чем выше уровень мотивации человека к успеху, тем ниже его готовность к риску. 28

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"

Программа работы педагога-психолога с обучающимися "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018