Коррекционно-развивающая программа
«Арт-терапия в работе с детьми логопатами в ДОУ»
Работа по данной программе раскрывает возможности арт-терапии в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи, а так же коррекции и развитие эмоционально-волевой сферы.
Актуальность
В настоящее вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии: нарушениями в эмоциональной и коммуникативной сфере (ОНР, ЗПР и др.).
Действительно, искусство является фактором художественного развития и оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. А участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
У детей в логопедических группах детского сада, отмечается быстрая эмоциональная истощаемость, проявляющаяся в гиперактивность, повышенной возбудимости, отсутствии желания участвовать в совместных занятиях и играх, конфликтных отношениях со сверстниками, агрессивном и демонстративном поведении и т. п.
Известно, что искусство способно изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при рисовании усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление контакта с людьми.
Целями программы являются смягчение эмоционального дискомфорта у детей и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.
Методы арт-терапии очень актуальны именно при работе с детьми логопатами т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.
При создании Программы учитывались и использовались научные данные отечественных и зарубежных авторов: в области исследования психологии эмоций –Л.С. Выготского, А. И. Копытина, А. Н. Леонтьева; методов арт-терапии – , Л. Д. Лебедевой, Э. Крамер, К. Рудестама; психологической коррекции: Г. Л. Исуриной, М. В. Водинской, Г. А. Урунтаевой.
К тому же многолетний опыт работы с детьми с речевыми нарушениями дает основания считать метод арт-терапии самым гуманным и приемлемым в решении проблем детского развития.
Структура программы
Программа состоит из 10 практических занятий . Длительность каждого занятия 25-35 минут. Группа детей из 8-10 человек, возраст 4-6 лет.
Материалы:
З1. - бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры, спокойная музыка;
З2. - мячи, волшебный парашют (цветной парашют) или большая ткань
З3. - терапевтическая сказка «Чудо-кактус», пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разноцветной бумаги, картинки лягушки и улитки.
З4. - готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релаксации, кристаллы (маленькие шарики)
З5. - мелкие предметы для песочной терапии, подносы с песком (манкой).
З6. - стеклянные доски или фоторамки 20*30 см (на каждого ребенка), краски, музыка.
З7. - воздушные шарики разных цветов, шарики "Orbeez", фломастеры или маркеры
З8. - разноцветные ткани разных размеров, нитки, ленточки, вата.
З9. - бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски, свеча, спокойная музыка
З10. - фотографии на заданную тему, фотографии которые делались на протяжении всей программы, большой ватман, клей.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения программы предполагаются следующие изменения в поведении детей:
· снижение детской тревожности;
· уменьшение уровня страхов;
· принятие себя;
· уменьшение агрессии в игровой ситуации;
· формирование дифференциации своих чувств;
· появление активности и самостоятельности у пассивных детей;
· улучшение коммуникативных качеств личности;
· приобретение навыков конструктивного общения.
Занятие №1
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры
Ход занятия
Приветствие
Дети встают в круг и передают друг другу цветок и говорят : «Доброе утро … (имя соседа)
П-г: Ребята я сегодня предлагаю вам всем стать художниками и нарисовать цветы.
Упражнение «Цветы»
Цель: развития воображения, мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения и тревоги, агрессии.
Психолог включает музыку.
Закройте глаза и представьте прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь откройте глаза и попробуйте изобразить все, что представил. Какое настроение у вашего цветка? Давайте придумаем историю.
После выполнения задания дети размещают цветы на доске для выставке.
Посмотрите сколько красивых, нежных цветов вы изобразили.
А теперь давайте превратимся с вами в цветы
Упражнение «На поляне» (Проводится под музыку Чайковского).
Цель: снятия мышечного и эмоционального напряжение, умение расслабляться.
Дети выполняют движения за психологом
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали прекрасный весенний цветок.
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции у вас были когда вы создавали рисунки?
· В какую игру мы с вами играли?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Занятие №2
Цель: развитие мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения, тревоги, развития воображения, становление дружеских отношений.
Инструменты: мячи, волшебный парашют.
Ход занятия
Приветствие
Дети встают в круг . Психолог предлагает детям продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…» .
Упражнение «Веселый мяч»
Цели:
развивать ловкость; воспитывать эмоциональную отзывчивость, снятие
эмоционального напряжения.
Дети встают в кругу и держат в руках парашют,
на котором лежит мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном
направлении, произносят:
Ты катись, весёлый мячик,
Парашют не даст упасть,
У кого весёлый мячик,
Тот исполнит песню (танец) нам! (Упражнение
покажет нам!)
Игра
«Салют»
Цель:
Воспитание умения действовать в коллективе согласованно, снятие эмоционального
напряжения.
Дети набирают как можно больше шариков из
бассейна и кладут их на парашют. Затем берут парашют за края и медленно
поднимают и опускают на счёт «раз, два, три». После слова «три!» бросают шарики
вверх и стараются их поймать. Затем собирают шарики, снова кладут их на
парашют, и игра повторяется.
«Три
шага, прыжок!»
Цель: Развитие произвольности психических процессов, умения слушать инструкции
взрослого, развитие координаций движений, ориентировки в пространстве, снятие
нервно-психического напряжения, поднятие настроения.
Делаем три шага вправо, прыжок, парашют
надувается..
«Грибок»
Цель:
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Все держатся за ручки парашюта, и плавно
поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь
парашюта, и он плавно опускается сверху на всех.
Дует-дует ветерок,
Заходите под грибок!
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции у вас вызвал цветной парашют?
· В какую игру мы с вами играли?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Занятие 3
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности.
Материалы: Терапевтическая сказка «Чудо-кактус» пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разноцветной бумаги, картинки лягушки и улитки.
Ход занятия
Приветствие
Дети встают в круг. Говорят друг другу Доброе утро и комплимент.
Упражнения «Чудо-кактус»
Цель: Гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция. Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.
После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами.
Сказка «Чудо-кактус» (Сучкова О.Н.)
На серебристых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась новая невидимая преграда. И всякий кто приближался к нему ближе чем его колючки. Каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все во круге называли его кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку надо по чаще наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше, и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко, и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов … и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку стали называть Чудо-Куктус.
Упражнения «Улитка».
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности.
Психолог показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем психолог встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнимает за талию стоящего впереди. Психолог говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”. Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции у вас вызвал цветной парашют?
· В какую игру мы с вами играли?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания».
Занятие №4
Цель: снятия эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, агрессии, страхов.
Материалы: готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релаксации, кристаллы (маленькие шарики)
Ход занятия
Приветствие «Здравствуй солнышко»
Психолог: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
Упражнения: Раскрашивание мандал.
Цель: помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Детям предлагается раскрасить по выбору готовые мандалы-раскраски. Дети раскрашивают под спокойную музыку.
Упражнения: Массаж ладоней «кристаллами».
Цель: снятия эмоционального напряжения
Перекатываем «кристалл» в ладонях по часовой стрелке, против часовой, с тыльной стороны ладони.
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции вызвали у вас раскраски?
· Чем мы сегодня делали массаж?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Занятие №5
Цель: снятия эмоционального напряжения, развития мелкой моторики, воображения, снижения агрессии, импульсивности, тревожности, страхов.
Материалы: мелкие предметы для песочной терапии, подносы с песком (манкой).
Ход занятия
Приветствие «Передай улыбку по кругу»
П-г: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)
Упражнение «Здравствуй песок»
Цель: снятия эмоционального напряжения, развития мелкой моторики.
П-г просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/ с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;
• Перетирает песок между пальцами, ладонями;
Дети описывают и сравнивают свои ощущения: тепло - холодно, приятно - неприятно, колючее, шершавое
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, снятия эмоционального напряжения.
П-г предлагает выполнить детям следующие действия
• «ползут змеи»- ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
• «бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
• «кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.
Упражнение «Чудесное место»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, снятия мышечного тонусы, эмоционального напряжения, тревоги, агрессии.
П-г предлагает детям построить детский сад. Прежде чем начать строительство звучит медитативная музыка. «Закройте все глаза и вспомните то место в детском саду, где Вы чувствуете себя радостными и счастливыми, где вы можете играть в свои любимые игры ...и т.д. А теперь откройте глаза и постарайтесь построить это чудесное место здесь на песке. Этот построенный детский сад вы подарите друзьям, потому что друзьям дарят самое лучшее! »
Психолог предлагает взять лоточки и подойти к столу, где стоит коллекция миниатюрных фигурок и предметов, и выбрать для себя те игрушки, которые им необходимы, и построить на песке детский сад.
Дети рассказывают, что они построили и описывают свои ощущения.
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции вызвали у вас работа с песком?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Занятие №6
Цель: Снятия напряжения мышц лица, эмоционального напряжения, спонтанное самовыражения, развития, воображения, мелкой моторики.
Материалы: стеклянные доски (на каждого ребенка), краски, музыка.
Ход занятия
Приветствие «Улыбка»
Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.
Упражнения «Рисуем настроение» (техника монотипия)
Цель: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.
Детям предлагается нарисовать свое настроение на стеклянной доске с последующим отпечатыванием на бумагу.
Упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: снятия напряжения мышц лица
П-г предлагает детям выполнить действия под музыку
«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!»
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции вызвала работа с красками у вас?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Занятие №7
Цель: снятия эмоционального напряжения, тревоги, агрессии, развития воображения, мелкой моторики.
Материалы: воздушные шарики разных цветов, шарики "Orbeez", фломастеры или маркеры.
Ход занятия
Приветствие «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками.
Упражнение «Веселый шарик»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, снятия эмоционального напряжения
Материалы: воздушные шарики разных цветов, шарики "Orbeez", фломастеры или маркеры.
П-г предлагает детям выбрать понравившийся воздушный шарик и наполнить его шариками "Orbeez". А затем нарисовать шарику лицу, и рассказать о своем шарике (как его зовут, сколько лет, что любит и нет и т.д.)
По окончанию деткам предлагают помять свои шарики.
Упражнение «Воздушные шарики»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции у вас вызвали шарики?
· В какую игру мы с вами играли?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Занятие №8
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, снятия эмоционального напряжения, тревоги.
Материалы: разноцветные ткани разных размеров, нитки, ленточки, вата.
Ход занятия
Приветствие «Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу ,надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
Упражнение «Кукла-мотанка»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, снятия эмоционального напряжения, тревоги.
Материалы: Три круглых лоскута ткани яркой расцветки диаметром 22, 17, 12 см.
2. Лоскут хлопчатобумажной ткани размером 20x15 см.
3. Лоскут светлой ткани размером 20x20 см.
4. Нитки, тесьма, вата, ленточки
П-г предлагает детям сделать себе оберег , талисман в виде куклы мотанки
Сначала возьмите самый большой круг, в центр положите вату, перевяжите. Сверху наложите круг среднего размера и также перевяжите.
Повторите то же с маленьким кружком. Сверху повяжите белый квадрат.
Завяжите ручки, как у Кубышки-травницы. Подогните уголки рубахи, подвяжите красной нитью.
Теперь повяжите платок: перекрестив на груди, завяжите на спине. Кукла - мотанка готова!
Дети рассказывают про свои куклы, и про ощущения.
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции у вас были когда вы создавали куклу?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Занятие №9
Цель: развитие мелкой моторики, воображение, снятия тревоги, импульсивности, агрессии, эмоционального напряжения.
Материалы: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски, свеча, спокойная музыка
Ход занятия
Приветствие «Волшебный клубочек»
Дети сидят по кругу. Психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.
Упражнение «Невидимка. Рисование свечой»
Цель: развитие мелкой моторики, воображение, снятия тревоги, импульсивности, агрессии, эмоционального напряжения.
Материалы: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.
Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.
Дети рассказывают, что они изобразили.
Упражнение «Свеча»
Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечного тонуса, тревоги, импульсивности
Материалы: свеча, спокойная музыка
- Посмотрите, как горит свеча. Вглядитесь в пламя. Что оно вам напоминает? (Ответы детей.) Взгляните, пламя колеблется, когда движение воздуха сильное. И горит ровно, если воздух спокойный.
Представьте, что вы – свечки. Ваши руки – языки пламени. На огонек ничего не влияет. Покажите, как «горит» свечка. Подул легкий ветерок. Языки пламени начали едва заметно колыхаться. Ветер становится все сильнее и сильнее. Языки пламени запутались: то вперед наклонятся, то влево, то вправо. Вот ветер загасил свечу.
- Что вы чувствовали, когда были свечой?
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции у вас были когда вырисовали свечой и когда были свечой?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Занятие №10
Цель: установления дружеских отношений, снятия эмоционального напряжения, тревоги, импульсивности.
Материалы: фотографии на заданную тему, фотографии которые делались на протяжении всей программы, большой ватман, клей.
Ход занятия
Приветствие «Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие .Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы . Пусть же она вас не покидает и греет».
Упражнение «Язык фотографий»
Цель: снятия эмоционального напряжения, тревоги.
Материалы: фотографии на заданную тему.
Психолог раскладывает на полу фотографии по какой-либо теме. Каждый ребёнок выбирает одну фотографию и коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой занятия.
Упражнение «Фотоколлаж»
Цель: снятие эмоционального напряжения, установления дружеских отношений.
Материалы: большой ватман, клей, фотографии
П-г
предлагает детям сделать большой коллаж воспоминаний из фотографий которые
делал психолог на протяжении всей программы.
Дети приклеивают фотографии, и с помощью п-га придумывают надписи и
записывают. Детям предлагается рассказать о своих ощущениях, чувств.
Рефлексия
· Что мы с вами сегодня делали на занятие?
· Какие эмоции у вас вызвало наше занятие?
· Понравилось ли вам наше занятие?
Прощание
Дети встают в круг хлопают ладоши и говорят хором «До свидания»
Литература:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду
2. Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
4. Колягина.В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие. ‒ М.: «Прометей», 2016.
5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.