Коррекционно-развивающая программа для детей первых классов « Лестница роста»
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающая программа для детей первых классов « Лестница роста»

Оценка 4.9
doc
10.11.2021
Коррекционно-развивающая программа для детей первых классов  « Лестница роста»
Программа психологического сопровождения1 классы.doc

Коррекционно-развивающая программа для детей первых классов

« Лестница роста»

Пояснительная записка

Начальная школа по праву рассматривается качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.

Именно на этом этапе формируется учебный потенциал  развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время  перед учителями  и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальной проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадоптации.

Неподготовленность ребенка  к школе часто выявляется  в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемости.

Предлагаемая программа ориентирована  на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

Цель программы: формирование предпосылок готовности первоклассников  к школьному обучению, создание комплекса условий  для повышения эффективности адаптации ребенка к начальной школе.

Задачи  программы:

1. Формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действия, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля;

2. Развивать мелкую моторику средствами продуктивной деятельности;

3. Формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплементарной деятельности (учебно-игровой);

4. Осуществлять на занятиях индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптации;

5. Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 16 часов(3 месяца).

Предварительный этап (сентябрь) включает фронтальную диагностику учащихся 1 классов на психологическую готовность к школьному обучению, а так же углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а так же комплектацию групп для предстоящей развивающей работы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Методика

Направленность диагностики

Школа зверей. Панченко С., А.В Микляева.

Изучение школьной тревожности

 

Беседа о школе. Т. А. Нежнова

Домик. Н. И. Гуткина

Рассказ по картинкам. Рисунок человека. А. Л. Венгер.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (мотивационная, эмоционально-волевая, интеллектуальные сферы)

Рисунок несуществующего животного.

Рисунок семьи. М. З. Дукаревич

Личностные особенности, уровень умственного развития, особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

 

Основной этап (октябрь – декабрь) включает проведение развивающих занятий 2 раза в неделю.

Этапы каждого занятия:

1. «Приветствие»(5мин): психологические игры на установление контакта, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

2. «Думаю, пишу» (20 мин): письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.).

3. «Я творю» (10 мин): задания и игры по развитию творчества: продуктивная деятельность (аппликация, арт-терапия).

4. «Лесенка роста»(5 мин): развитие самооценки – каждый ребенок отмечает свое продвижение на занятиях.

Заключительный этап (декабрь) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.

Методы и техники:

1. Психологические игры и упражнения.

2. Арт-терапия.

3. Дискуссии, обсуждения.

4. Проективные методы «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.

Планируемые результаты работы: по результатам занятий дети должны преодолеть трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу. Возможно, будет наблюдаться динамика психических процессов: памяти, внимания, мышления, будут преодолены трудности в общении, дети овладеют новой социальной ролью ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно тематический план программы «Лесенка роста»

п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

1

Мы знакомимся

1

0.5

0.5

 

2

Мы общаемся

1

0.5

0.5

 

3

Развиваем внимание

1

0.5

0.5

 

4

Развиваем память

1

0.5

0.5

 

5

Тренируем руку

1

0.5

0.5

 

6

Развиваем мышление и речь

1

0.5

0.5

 

7

Развиваем воображение

1

0.5

0.5

 

8

Пальчики –художники

1

0.5

0.5

 

9

Развиваем восприятие

1

0.5

0.5

 

10

Мы ориентируемся в пространстве

1

0.5

0.5

 

11

Наши трудности

1

0.5

0.5

 

12

Мы - сказочники

1

0.5

0.5

 

13

Мы – творцы

1

0.5

0.5

 

14

Мы любим себя

1

0.5

0.5

 

15

 

Мы все умеем.

Мы – молодцы!

1

0.5

0.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Данная программа составлена на основе практического пособия для педагогов-психологов, классных руководителей по адаптации учащихся С. А. Коробкиной «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», издательство «Учитель», 2011 г.

Занятие 1. «Мы знакомимся» - 1 час.

1. Игра «Имена».

2. Игра «Дружба начинается с улыбки».

3. Игра «Запомни и найди».

4. Игра «Минутка».

5. Игра «Животные».

6. Упражнение «Энергетический зевок».

7. Игра «Зеркала».

8. Игра «Я начну, а ты продолжай».

9. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 2. «Мы общаемся» - 1 час.

1. Игра «Здравствуй, а я тебя помню».

2. Игра «Назови соседа справа».

3. «Прямой и обратный счет».

4. «Кто летает?»

5. «Художник».

6. «Придумай загадку».

7. «Рисунок имени».

8. Упражнение «Мне в тебе нравится…., мне в себе нравится…»,

9. Игра «Веселые ладошки».

10. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 3. «Развиваем внимание» - 1 час.

1.  Игра «Здравствуй друг».

          2. Игра «Кошка-собака».

3. Данилов И. В. № 1. (см.: Данилов И. В., 2001)

4.  «Больше - меньше (круг) (см.: Матицин В. П., 1993).

5.  «Четыре стихии»

6. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 4. «Развиваем память» - 1 час.

1. Игра «Ласковое имя».

2.  Игра «Нарисуй и запомни».

3. Данилов И. В. № 2.

4. Игра « Геометрические фигуры».

5. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 5. «Тренируем руку» - 1 час.

1. «Кто лучше нарисует».

2. Данилов И. В. № 3.

3. Матицин В. П. «Больше - меньше» (треугольник).

          4. Упражнение на развитие познавательных процессов «Ленивые восьмерки».

    в)  Аппликация.

5.  Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 6. Развиваем мышление и речь – 1 час.

1. Игра «Найди себе пару».

2. Игра «Назови одним словом».

3. Данилов И. В. № 4.

4. «На одну букву».

5. «Что может….».

6. Оригами «Парус и рыбка».

7. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 7. Развиваем воображение – 1час.

1. Игра «Цветы и бабочки» (Рудякова О. Н.).

2. Игра «Движение по кругу».

3. Данилов И. В. № 5.

4. Матицин В. П. (квадрат).

5. Игра «Кошечка – собачка».

6. «Что было бы, если…»

7. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 8. Пальчики – художники – 1 час.

1. «Неправильный рисунок».

2.  Данилов И. В. № 6.

3. Игра «Рисуем вместе».

4. «Ладонь полная солнца».

5. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 9. Развиваем восприятие – 1 час.

1. «Испорченный телефон».

2.  Данилов И. В. № 7.

3. Матицин В. П. (круг).

4. «На что похоже?»

5. а) Рефлексия «Лесенка роста».

    б) Игра «Объятия».

Занятие 10. Мы ориентируемся в пространстве – 1 час.

1. Упражнение «Перекрестные движения из положения стоя».

2. Данилов И. В. № 8,9.

3. Игра «Дорисуй букву».

4. Оригами «Бабочка».

5. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 11. Наши трудности – 1 час.

1. «Школа».

2. Данилов И. В. № 10,11.

3. Упражнение «Нарисуй свой страх»

4. Упражнение на снятие эмоционального напряжения.

5. Игра «Уходи, злость, уходи».

6. Рефлексия «Лесенка роста».

 

Занятие 12. Мы сказочники – 1 час.

1. «Страшная сказка по кругу».

2. Данилов И. В. № 12,13.

3. «Мишкина помощь» (сказка – метафора О. В. Хухлаевой).

4. «Закорючка»

5.  Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 13. Мы – творцы – 1 час.

1. «Как можно использовать предмет?»

2. Данилов И. В. № 14,15.

3. Матицин В. П. (треугольник).

4. Игра «Дорисуй предмет».

5. Аппликация.

6.  Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 14. Мы любим себя – 1 час.

1. Игра «Я люблю себя за…..».

2. Упражнение «Представь себе у меня получилось…».

3. Данилов И. В. № 16,17.

4. Упражнение «Шапка для размышлений».

5. «Портрет моего хорошего Я».

6. Игра «Комплимент».

7. Рефлексия «Лесенка роста».

Занятие 15. Мы все умеем. Мы – молодцы! – 1 час.

1. «Каким я буду, когда выросту».

2. «Гу- гу».

3. Данилов И. В. № 18,19(домашнее задание 20).

4. Упражнение «Я все могу».

5. «Сердце группы».

6. Рефлексия «Лесенка роста».

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся  по данной программе

            После реализации программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки:

- чувства уверенности в себе;

-  стремление созидать и узнавать новое;

- приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями;

- принятие позиции школьника и школьных правил;

- навыки контроля своих чувств, эмоций и поведения;

- навыки слушания собеседника, формиро­вание конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности друго­го человека, развитие рефлексивной позиции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

Для обеспечения данной программы необходимо:

 - Лекции, диагностический материал;

 - Учебно-наглядные пособия;

 -  Раздаточный диагностический материал;

 -  Материал для арт-терапии, оригами и т.д;

 -  Технические средства: аудио – видео техника;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                С. А. Коробкина Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах.– Волгоград: Учитель, 2011.

 

2.                И. В. Данилов. Система упражнений для младших школьников, 2001.

3.                В. П. Матыцин

4.                Г. И. Долженко. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития, 2006.

5.                Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 344с.

6.                Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под  ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

7.                Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной М., 1998.

8.                Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 10985.

9.                Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А. Д. Андреевой. М., 1997.

10.            Казанцева – Залеская О. В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога.

11.                Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456с.

12.            Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2005.

13.            Поливанова К. Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. — М., 2003.

14.            Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. — СПб, 2004.

15.            Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб, 2002.

16.            Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. — СПб., 2003.

 


Коррекционно-развивающая программа для детей первых классов «

Коррекционно-развивающая программа для детей первых классов «

Развивать мелкую моторику средствами продуктивной деятельности; 3

Развивать мелкую моторику средствами продуктивной деятельности; 3

Думаю, пишу» (20 мин): письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями…

Думаю, пишу» (20 мин): письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями…

Календарно тематический план программы «Лесенка роста» № п/п

Календарно тематический план программы «Лесенка роста» № п/п

Содержание программы Данная программа составлена на основе практического пособия для педагогов-психологов, классных руководителей по адаптации учащихся

Содержание программы Данная программа составлена на основе практического пособия для педагогов-психологов, классных руководителей по адаптации учащихся

Больше - меньше (круг) (см.: Матицин

Больше - меньше (круг) (см.: Матицин

Игра «Кошечка – собачка». 6

Игра «Кошечка – собачка». 6

Занятие 12 . Мы сказочники – 1 час

Занятие 12 . Мы сказочники – 1 час

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень учебно-методического обеспечения

ЛИТЕРАТУРА 1.

ЛИТЕРАТУРА 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021