Коррекционно-развивающая программа для детей первых классов
« Лестница роста»
Пояснительная записка
Начальная школа по праву рассматривается качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальной проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадоптации.
Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемости.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Цель программы: формирование предпосылок готовности первоклассников к школьному обучению, создание комплекса условий для повышения эффективности адаптации ребенка к начальной школе.
Задачи программы:
1. Формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действия, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля;
2. Развивать мелкую моторику средствами продуктивной деятельности;
3. Формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплементарной деятельности (учебно-игровой);
4. Осуществлять на занятиях индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптации;
5. Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 16 часов(3 месяца).
Предварительный этап (сентябрь) включает фронтальную диагностику учащихся 1 классов на психологическую готовность к школьному обучению, а так же углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а так же комплектацию групп для предстоящей развивающей работы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Методика |
Направленность диагностики |
Школа зверей. Панченко С., А.В Микляева. |
Изучение школьной тревожности
|
Беседа о школе. Т. А. Нежнова Домик. Н. И. Гуткина Рассказ по картинкам. Рисунок человека. А. Л. Венгер. |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (мотивационная, эмоционально-волевая, интеллектуальные сферы) |
Рисунок несуществующего животного. Рисунок семьи. М. З. Дукаревич |
Личностные особенности, уровень умственного развития, особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. |
Основной этап (октябрь – декабрь) включает проведение развивающих занятий 2 раза в неделю.
Этапы каждого занятия:
1. «Приветствие»(5мин): психологические игры на установление контакта, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
2. «Думаю, пишу» (20 мин): письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.).
3. «Я творю» (10 мин): задания и игры по развитию творчества: продуктивная деятельность (аппликация, арт-терапия).
4. «Лесенка роста»(5 мин): развитие самооценки – каждый ребенок отмечает свое продвижение на занятиях.
Заключительный этап (декабрь) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.
Методы и техники:
1. Психологические игры и упражнения.
2. Арт-терапия.
3. Дискуссии, обсуждения.
4. Проективные методы «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.
Планируемые результаты работы: по результатам занятий дети должны преодолеть трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу. Возможно, будет наблюдаться динамика психических процессов: памяти, внимания, мышления, будут преодолены трудности в общении, дети овладеют новой социальной ролью ученика.
Календарно тематический план программы «Лесенка роста»
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Мы знакомимся |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
2 |
Мы общаемся |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
3 |
Развиваем внимание |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
4 |
Развиваем память |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
5 |
Тренируем руку |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
6 |
Развиваем мышление и речь |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
7 |
Развиваем воображение |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
8 |
Пальчики –художники |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
9 |
Развиваем восприятие |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
10 |
Мы ориентируемся в пространстве |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
11 |
Наши трудности |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
12 |
Мы - сказочники |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
13 |
Мы – творцы |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
14 |
Мы любим себя |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
15
|
Мы все умеем. Мы – молодцы! |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
Содержание программы
Данная программа составлена на основе практического пособия для педагогов-психологов, классных руководителей по адаптации учащихся С. А. Коробкиной «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», издательство «Учитель», 2011 г.
Занятие 1. «Мы знакомимся» - 1 час.
1. Игра «Имена».
2. Игра «Дружба начинается с улыбки».
3. Игра «Запомни и найди».
4. Игра «Минутка».
5. Игра «Животные».
6. Упражнение «Энергетический зевок».
7. Игра «Зеркала».
8. Игра «Я начну, а ты продолжай».
9. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 2. «Мы общаемся» - 1 час.
1. Игра «Здравствуй, а я тебя помню».
2. Игра «Назови соседа справа».
3. «Прямой и обратный счет».
4. «Кто летает?»
5. «Художник».
6. «Придумай загадку».
7. «Рисунок имени».
8. Упражнение «Мне в тебе нравится…., мне в себе нравится…»,
9. Игра «Веселые ладошки».
10. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 3. «Развиваем внимание» - 1 час.
1. Игра «Здравствуй друг».
2. Игра «Кошка-собака».
3. Данилов И. В. № 1. (см.: Данилов И. В., 2001)
4. «Больше - меньше (круг) (см.: Матицин В. П., 1993).
5. «Четыре стихии»
6. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 4. «Развиваем память» - 1 час.
1. Игра «Ласковое имя».
2. Игра «Нарисуй и запомни».
3. Данилов И. В. № 2.
4. Игра « Геометрические фигуры».
5. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 5. «Тренируем руку» - 1 час.
1. «Кто лучше нарисует».
2. Данилов И. В. № 3.
3. Матицин В. П. «Больше - меньше» (треугольник).
4. Упражнение на развитие познавательных процессов «Ленивые восьмерки».
в) Аппликация.
5. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 6. Развиваем мышление и речь – 1 час.
1. Игра «Найди себе пару».
2. Игра «Назови одним словом».
3. Данилов И. В. № 4.
4. «На одну букву».
5. «Что может….».
6. Оригами «Парус и рыбка».
7. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 7. Развиваем воображение – 1час.
1. Игра «Цветы и бабочки» (Рудякова О. Н.).
2. Игра «Движение по кругу».
3. Данилов И. В. № 5.
4. Матицин В. П. (квадрат).
5. Игра «Кошечка – собачка».
6. «Что было бы, если…»
7. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 8. Пальчики – художники – 1 час.
1. «Неправильный рисунок».
2. Данилов И. В. № 6.
3. Игра «Рисуем вместе».
4. «Ладонь полная солнца».
5. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 9. Развиваем восприятие – 1 час.
1. «Испорченный телефон».
2. Данилов И. В. № 7.
3. Матицин В. П. (круг).
4. «На что похоже?»
5. а) Рефлексия «Лесенка роста».
б) Игра «Объятия».
Занятие 10. Мы ориентируемся в пространстве – 1 час.
1. Упражнение «Перекрестные движения из положения стоя».
2. Данилов И. В. № 8,9.
3. Игра «Дорисуй букву».
4. Оригами «Бабочка».
5. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 11. Наши трудности – 1 час.
1. «Школа».
2. Данилов И. В. № 10,11.
3. Упражнение «Нарисуй свой страх»
4. Упражнение на снятие эмоционального напряжения.
5. Игра «Уходи, злость, уходи».
6. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 12. Мы сказочники – 1 час.
1. «Страшная сказка по кругу».
2. Данилов И. В. № 12,13.
3. «Мишкина помощь» (сказка – метафора О. В. Хухлаевой).
4. «Закорючка»
5. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 13. Мы – творцы – 1 час.
1. «Как можно использовать предмет?»
2. Данилов И. В. № 14,15.
3. Матицин В. П. (треугольник).
4. Игра «Дорисуй предмет».
5. Аппликация.
6. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 14. Мы любим себя – 1 час.
1. Игра «Я люблю себя за…..».
2. Упражнение «Представь себе у меня получилось…».
3. Данилов И. В. № 16,17.
4. Упражнение «Шапка для размышлений».
5. «Портрет моего хорошего Я».
6. Игра «Комплимент».
7. Рефлексия «Лесенка роста».
Занятие 15. Мы все умеем. Мы – молодцы! – 1 час.
1. «Каким я буду, когда выросту».
2. «Гу- гу».
3. Данилов И. В. № 18,19(домашнее задание 20).
4. Упражнение «Я все могу».
5. «Сердце группы».
6. Рефлексия «Лесенка роста».
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
После реализации программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
- чувства уверенности в себе;
- стремление созидать и узнавать новое;
- приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями;
- принятие позиции школьника и школьных правил;
- навыки контроля своих чувств, эмоций и поведения;
- навыки слушания собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции;
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обеспечения данной программы необходимо:
- Лекции, диагностический материал;
- Учебно-наглядные пособия;
- Раздаточный диагностический материал;
- Материал для арт-терапии, оригами и т.д;
- Технические средства: аудио – видео техника;
ЛИТЕРАТУРА
1. С. А. Коробкина Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах.– Волгоград: Учитель, 2011.
2. И. В. Данилов. Система упражнений для младших школьников, 2001.
3. В. П. Матыцин
4. Г. И. Долженко. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития, 2006.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 344с.
6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
7. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной М., 1998.
8. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 10985.
9. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А. Д. Андреевой. М., 1997.
10. Казанцева – Залеская О. В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога.
11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456с.
12. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2005.
13. Поливанова К. Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. — М., 2003.
14. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. — СПб, 2004.
15. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб, 2002.
16. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. — СПб., 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.