Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 107»
![]()
344091, г. Ростов-на-Дону, ул. Каширская, 10/2 Тел./факс (863) 242-84-95
Коррекционно-развивающая программа,
направленная на речевое развитие
детей с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелые нарушения речи)
посредством
двигательной активности и нейроупражнений
(возрастная категория с 6 до 7 лет ) .
«Бегаем, играем, речь развиваем».

Автор:
Учитель-логопед МБДОУ №107
Крат Ксения Петровна.
Тел: 8-904-500-47-63
Эл.почта: ksenik.k@mail.ru
|
1. |
Наименование программы |
«Бегаем, играем, речь развиваем». Коррекционно-развивающая программа, направленная на речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) посредством
двигательной активности и нейроупражнений |
|
2. |
Автор - составитель программы |
Учитель-логопед |
|
3. |
Участники реализации программы |
Учитель-логопед; обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (6-7 лет); педагоги (воспитатели); родители (законные представители); инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель. |
|
4. |
Адресат программы |
Программа предназначена для оказания коррекционно- развивающей помощи обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (6-7 лет). |
|
5. |
Практическая направленность |
Необходимость разработки данной программы определяется увеличением числа детей с тяжелыми нарушениями речи с нейропсихологической симптоматикой, которые нуждаются в коррекционно-развивающей помощи с применением нейропсихологических технологий. |
|
6. |
Цель и задачи программы |
Цель программы: оказание коррекционно-развивающей помощи, направленной на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи с применением прогрессивных и эффективных нейропсихологических методик, и технологий. Задачи программы: · развитие речевых процессов у обучающихся с ТНР; · развитие и коррекция двигательной сферы у обучающихся с ТНР; · формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций. |
|
7. |
Особенность программы |
Содержит авторские нейропсихологические игры и упражнения. |
|
8. |
Место реализации программы |
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение |
|
9. |
Сроки реализации |
Сентябрь 2025 – май 2026 (1 год) |
Аннотация
Коррекционно-развивающая программа «Бегаем, играем, речь развиваем » составлена на уровень дошкольного образования и соответствует требованиям ФАОП ДО, составлена с учетом рекомендаций ПМПК, а также возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее-ТНР).
Программа содержит коррекционно-развивающие занятия с применением прогрессивных и эффективных нейропсихологических приемов, направленных на развитие и коррекцию психических процессов у детей с ТНР (6-7 лет). На занятиях целенаправленно создаются условия, позволяющие ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности.
Анализируя общее развитие воспитанников нашего дошкольного учреждения, отмечено, что с каждым годом растёт число детей с нарушением речи . Активный словарь дошкольников крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но никак ни словесным выражением потребностей и просто общением. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. У большинства детей дефекты речи, а это ведёт к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).
Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность с применением инновационных образовательных технологий выступала бы , как средство развития речи дошкольника с ТНР.
Программа содержит коррекционно-развивающие занятия с применением нейропсихологических
приемов и упражнений, физических упражнений и логоритмики направленных на:
-развитие речевых процессов
у обучающихся с ТНР;
-развитие и коррекция двигательной сферы у обучающихся с ТНР;
-формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций у детей дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи, на которых целенаправленно создаются условия,
позволяющие ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в
собственные силы и научиться достигать успеха в своей деятельности.
Срок реализации Программы: сентябрь 2026 года – май 2026 года.
1.1 Актуальность и востребованность программы
Видеть красивого, умного, здорового ребёнка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребёнком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надёжного помощника. Название ему - движение.
Физиологи считают движение врождённой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.
Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.
Память, мышление, речь ребёнка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учётом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребёнка без использования в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трёх компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
Следовательно, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных функций детей.
Так же становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.
1.2 Цель и задачи программы
ü создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника;
ü формировать двигательную сферу ребёнка и навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением;
ü привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию;
ü вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в логоритмических и подвижных играх по координации речи с движением, а также в игровых упражнениях на развитие мелкой моторики;
ü способствовать развитию выразительности речи и движений
Для детей:
ü развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
ü формировать фонематический слух при помощи физических упражнений;
ü формировать чёткость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
ü формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Занятия проходят: 2 раза в неделю по 30 минут (6-7 лет).
Личностные:
К концу обучения дети научатся работать в парах, подгруппах, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, уметь его выслушать, помочь при необходимости.
Метапредметные
У детей улучшится память, внимание, пространственные представления ,физическое развитие, речь , как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).
Предметные:
Дети будут обучены сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Освоение программы в дошкольном учреждении не сопровождается проведением аттестации. При этом эффективность педагогических действий для достижения результатов программы проводится через оценивание индивидуого развития ребенка в выбранном направлении. Диагностика проводится:
ü учителем-логопедом - методика Н.Нищевой;(Приложение №1)
ü Педагог-психолог- методика Павлова Н.Н, РуденкоЛ.Г.; (Приложение №2)
ü Музыкальный-руководитель- методикаИ.Каплуновой и И. Новоскольцевой (Приложение №3) ;
ü Инструктор по физической культуре - методика Е.А. Стребелевой. (Приложение №4) Результаты наблюдений фиксируются путем заполнения диагностических карт, результаты которой используются для индивидуализации образования. Диагностика проводится в сентябре (1.09-15.09) и в мае (15.05-30.05).
1.5 Методическое обеспечение
1. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
2. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
3. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
4. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
5. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010.
8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей
программы,
Направленной на речевое развитие
детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).
|
Месяц |
Тема |
Содержание работы с детьми |
Специалист |
Форма работы |
|
|
Сентябрь |
«Давайте познакомимся » |
Знакомство с нейроупражнениями 1.Дыхательное упражнение: «Вдох выдох». 2. Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. 3. Ухо-нос-хлопок |
Учитель -логопед |
Подгрупповая
|
|
|
4.Растяжки: «Фараон», « Ванька-встанька». 5.Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». |
Музыкальный руководитель |
Групповая
|
|||
|
6 .Подвижная игра игра «Нейрокарточки».
|
Инструктор по физическому развитию. |
Групповая |
|||
|
Октябрь |
«Ладошки» |
1.«Ладошки танцуют» 2.Рисование в воздухе двумя руками. 3.«Ленивые восьмерки» |
Учитель-логопед |
Групповая |
|
| 4.Кулачки-ладошки |
Музыкальный руководитель |
Групповая |
|||
|
6.Дыхательная гимнастика «Ладошки» 7.Ладошки на коленях 8.Игра малой подвижности «Ладошки.» |
Инструктор по физическому развитию |
Групповая |
|||
|
Ноябрь |
Осень |
1.Выполнение кинезиологических упражнений за столами «Ладошка-кулак». |
Учитель-логопед |
Групповая |
|
|
1.Музыкальная
игра «Дождик» |
Музыкальный руководитель |
Групповая |
|||
Открытое занятие для педагогов дошкольного образовательного учреждения.Интеграция учителя-логопеда с музыкальным руководителем . Логоритмическое занятие с детьми подготовительного к школе возраста с тяжелыми нарушениями речи, с применением нейроупражнений. Тема «Осень »(Приложение №4)
|
Музыкальный руководитель- музыкальное сопровождение, проведение игры «краски осени». Учитель-логопед- ведущий занятия |
|
|||
|
Декабрь |
Зима |
1. Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» 2. Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги» 3. Межполушарное рисование «Зимушка-зима» |
Учитель-логопед |
Индивидуальная |
|
|
4. Зимняя фигура 5. Льдинки-холодинки 6. Снеговик |
Музыкальный руководитель |
Групповая |
|||
|
7.Подвижная игра «заморозка» |
Инструктор по физическому развитию. |
Групповая |
|||
|
Январь |
|
1.Работа в нейроальбомах по звукопроизношению |
Учитель-логопед |
Индивидуальная |
|
|
2.Упражнения на межполушарных дорожках |
Инструктор по физическому развитию. |
Индивидуальная |
|||
|
Февраль |
Игрушки |
1.Дыхательные упражнения «Ветер», «Не урони шарик ». 2. Пальчиковая гимнастика «Любимые игрушки» 3.Артикуляционная гимнастика «Дудочка-улыбочка», «Качели», «Часики».
|
Учитель-логопед |
Групповая |
|
|
4. «Юла» ( по мотивам русской народной игры «Прянишна»)
|
Музыкальный руководитель |
Групповая |
|||
|
5.Кольцебросы |
Инструктор по физическому развитию. |
Групповая |
|||
|
|
Открытое занятие для педагогов дошкольного образовательного учреждения.Интеграция учителя-логопеда с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем . Физкультурное занятие с детьми подготовительного к школе возраста с тяжелыми нарушениями речи, с применением нейроупражнений. Тема «Любимые игрушки»(Приложение №5)
|
Музыкальный руководитель- музыкальное сопровождение,
проведение игры «Юла» Учитель-логопед- ведущий занятия , проведенеи речевых игр, артикуляционной гимнастики , дыхательной гимнастики |
Групповая |
||
|
Март |
«Бабочки » |
1.Выполнение кинезиологических упражнений за столами: «Бабочки и котята» 2.Рисование в воздухе двумя
руками. «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю» 5. Дидактическая игра «Жесты». |
Учитель-логопед |
Индивидуальная |
|
|
|
|
|
|||
|
6.
Упражнения двигательного репертуара
«Локти-колени».
|
Инструктор по физическому развитию. |
|
|||
Примерное тематическое планирование занятий.
|
№ |
Тема |
Специалист |
Содержание |
|
1 |
«Колечки» |
|
Дыхательное упражнение: «Вдох выдох». Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. - Растяжки: «Фараон», « Ванька-встанька». - Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». -Дидактическая игра «Нейрокарточки».
Выполнение кинезиологических упражнений: «Колечки» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
2 |
«Лошадки танцуют» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами: «Ладошки танцуют» Рисование в воздухе двумя руками. |
|
3 |
«Ладошка- ребро» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами: «Ладошка-ребро» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
4 |
«Ладошка- кулак» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами «Ладошка-кулак». Рисование на бумаге двумя руками. |
|
5 |
«Перекрёстные шаги ладошками» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Ладошка». Рисование в воздухе двумя руками. |
|
6 |
«Ладошка- фонарик» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Ладошка- фонарик». Рисование в воздухе двумя руками. |
|
7 |
«Фонарики» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Фонарики» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
8 |
«Моем руки» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Моем руки» Рисование на бумаге двумя руками в произвольном формате. |
|
9 |
«Медвежата и пчелки» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Догонялки» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
10 |
«Козочки» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Козочки» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
11 |
«Бабочки и котята» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами: «Бабочки и котята» Рисование в воздухе двумя руками. |
|
12 |
«Морская история» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами: «Ладошка-ребро» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
13 |
«Тигры – футболисты» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами «Ладошка-кулак». Рисование на бумаге двумя руками. |
|
14 |
«Крокодилы» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Крокодилы», «Ладошка». Рисование в воздухе двумя руками. |
|
15 |
«Охота на уток» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Охота на уток», «Ладошка- фонарик». Рисование в воздухе двумя руками. |
|
16 |
«Два дятла» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Два дятла», «Фонарики» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
17 |
«Рыбки - подружки» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Рыбки-подружки» Рисование на бумаге двумя руками в произвольном формате. |
|
18 |
«Черепашки» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Черепашки», «Догонялки» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
19 |
«Ночь» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами: «Бабочки и котята» Рисование в воздухе двумя руками. |
|
20 |
«Овечки на лугу» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами: «Овечки на лугу», «Ладошка-ребро» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
21 |
«Кошки-мышки» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений за столами: «Кошки-мышки», «Ладошка-кулак». Рисование на бумаге двумя руками. |
|
22 |
«Мышкин сыр» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Мышкин сыр», «Ладошка». Рисование в воздухе двумя руками. |
|
23 |
«Паутинка» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Паутинка», «Ладошка- фонарик». Рисование в воздухе двумя руками. |
|
24 |
«Пес и кошки» |
3 |
Выполнение кинезиологических упражнений: «Два дятла», «Пёс и кошки» Упражнения на межполушарных дорожках |
|
Итого |
72 |
|
|
Календарно-тематическое планирование осуществляемое
УЧИТЕЛЕМ ЛОГОПЕДОМ
коррекционно-развивающей
программы,
Направленной на речевое развитие
детей с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелые нарушения речи)
|
|
С Содержание работы с детьми |
Оборудование |
Работа с родителями и педагогами |
|
Октябрь |
- Дыхательное упражнение: «Вдох выдох». -Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. - Растяжки: «Фараон», « Ванька-встанька». - Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». -Дидактическая игра «Нейрокарточки».
«Перекрестные шаги »,»Ленивые восьмерки», |
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло гические занятия с детьми»,
Доктор Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон
Изготовление пособия Нейрокарточки
|
Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» пополнение речевого центра картотекой нейроигр и упражнений. |
|
Ноябрь |
- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Струночка». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе». - Дидактическая игра «Говорящие ручки». |
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Говорящие ручки». |
Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
|
Декабрь |
- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра». -Упражнения двигательного репертуара: «Локти-колени». - Дидактическая игра «Жесты». |
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Жесты». |
Мастер-класс для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» |
|
Январь |
- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа. - Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2». -Упражнения Двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Змейки». |
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Змейки». |
Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) |
|
Февраль |
- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Нейротаблички» |
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия Нейротаблички» (говорим-дышим-показы ваем) |
Иготовление нейротренажера |
|
Март |
- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Флажки», «Локоток-1» -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами» |
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Мнемокарточки с нейроритмики» |
Демонстрация занятий по использованию нейроигр и упражнений,
|
|
Апрель |
-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». Растяжки: «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака». -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога». -Дидактическая игра «Нейроальбом-
|
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Нейроальбом-для автоматизации и дифференциации звуков»
|
Демонстрация занятия с элементами нейроигр и кинезиологических упражнений «Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.