Коррекционно-развивающая программа с элементами арт терапии для индивидуальных занятий с ребенком с ДЦП, ТНР и ЗПР «Веселые пальчики».
Оценка 4.8

Коррекционно-развивающая программа с элементами арт терапии для индивидуальных занятий с ребенком с ДЦП, ТНР и ЗПР «Веселые пальчики».

Оценка 4.8
docx
22.10.2022
Коррекционно-развивающая программа с элементами арт терапии для  индивидуальных занятий с ребенком  с ДЦП, ТНР и ЗПР  «Веселые пальчики».
Веселые пальчики..docx

Коррекционно-развивающая программа с элементами арт терапии для  индивидуальных занятий с ребенком  с ДЦП, ТНР и ЗПР  «Веселые пальчики».

Составитель: Бадер  Любовь Артемьевна- учитель технологии.

 

"Умственно отсталый ребенок не менее развит, а иначе развит»

Л.С.Выготский

 

Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие, мотивацию и способности ребенка в различных видах деятельности. 

Программой «Веселые пальчики» предусмотрено разностороннее развитие ребенка, а также профилактика вторичных нарушений и  коррекция эмоционально – волевой сферы.

Программа способствует повышению уровня развития познавательных процессов и общих интеллектуальных способностей ребенка, развитию коммуникативных навыков и умений, а также  навыков сотрудничества, улучшения состояния общей и мелкой моторики.

 

Реализация программы:

Содержание программы предполагает   33 занятия - 1 год обучения (1 час в неделю),  при этом индивидуально с  педагогом 0.5  (16.5ч) и самообразование 0.5 (16.5ч). Каждое занятие рассчитано на 25-30 минут.

 

Формы работы по реализации программы:

-       Индивидуальная,  ребенок с особыми потребностями

 

Содержание программы предполагает:

-       Эмоциональный контакт ребенка с педагогом и родителями (зрительный, слуховой и тактильный контакты) атмосфера сотрудничества;

-       Изменение видов деятельности в течение занятия;

-       Опору на положительные результаты, познавательный интерес ребенка;

-       Закрепление нового материала и  навыков в домашних условиях;

-       Помощь родителям (консультирование) в коррекционной работе с ребенком в домашних условиях.

 

Структура занятия:

1. Приветствие.

2. Игры на развитие моторики рук.

3. Основная часть на развитие познавательных процессов.

4. Рефлексия.

5. Дневник занятий (запись ведут родители).

6. Традиционное прощание.

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у ребенка определенного положительного настроя.  Используются разминка, упражнения на активизацию физической и  умственной деятельности. В процессе творческой деятельности у ребенка формируется атмосфера доверия, доброжелательности, позитивного отношения к окружающим, а от сюда и положительный эмоциональный настрой.

 

Актуальность.

 

Современной мировой тенденцией является стремление к социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития. Она предусматривает формирование новой культуры и образовательной нормы, прежде всего уважения к физически и интеллектуально неполноценным людям, обеспечение достаточных условий для их интеграции в общество. Обозначенная тенденция прежде всего касается лиц со сложными нарушениями психофизического развития.

Дети с «особыми потребностями» - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи».

         Для того, чтобы узнать, «почувствовать результат», необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы учебного и воспитательного характера.

Одновременно с традиционными методами психолого-педагогического воздействия на ребенка, думаю, целесообразно использовать метод арт -терапии, который поможет справиться с различными негативными состояниями, такими как тревожность, страхи, депрессия  и многими другими психологическими проблемами, которые мешают ребенку жить и тормозят его развитие.  

Такие дети остро нуждаются в индивидуальной помощи. Только так они могут почувствовать себя комфортно и строить свое самосознание. Ранняя коррекция имеет огромное значение. Детский организм имеет пластичность, поэтому именно в этом возрасте имеется наиболее реальная возможность эффективной коррекции. Познавательное, эмоциональное, моторное и речевое развитие ребенка неразрывно связаны. Нарушение одной из этих сфер может привести к задержке формирования другой.

 

Характеристика обучающегося: 

 

Девочка с ДЦП, ТНР и слабой УО. Добрый, ласковый, жизнерадостный ребенок, к сожалению не владеет речью. Подвижная, но движения хаотичные;  любознательная, но внимание кратковременное. Навыки пространственного ориентирования не сформированы, не ориентируется  и в основных временных понятиях.

В незнакомой обстановке чувствует себя комфортно, ее привлекают   яркие и необычные  предметы, которые находятся рядом. Интересы носят игровой характер, быстро утомляется. Отмечается бурное проявление эмоциональных реакций. Преимущественно повышенное настроение с оттенком эйфории. Отсутствует проявление настойчивости в преодолении трудностей. Навыки планирования своей деятельности не развиты.

Общий уровень знаний, умений и навыков не соответствует возрастным нормам. Необходим внешний контроль со стороны взрослого.

 

Цель ― создание условий  максимально обеспечивающих развитие ребенка, его позитивной социализации, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми в соответствующих возрасту и возможностях ребенка видах деятельности.

 

Задачи:

- способствовать общему развитию ребенка, коррекции  психофизического развития.

- создать благоприятные условия для развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями обучающего;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала  ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. 

 

Необходимо создать специальное терапевтическое пространство: предметно-развивающую среду, в которой ребенок сможет почувствовать себя уверенным, будет проявлять самостоятельность и независимость.

Каждое занятие имеет двойную цель: актуальное движение ребенка и работа на перспективу. При выполнении заданий арт - терапевтического характера  ребенок получит самые разнообразные ощущения, благодаря этому ликвидирует сенсорный дефицит. Тактильные упражнения обеспечат развитие восприятия фактуры, формы, веса, температуры.

Задачи коррекционной работы:

 

1.                  Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти,  внимания, воображения)  мелкой моторики;

2.                  Формирование положительной мотивации к обучению;

3.                  Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, предупреждение агрессивности);

4.                  Создание благоприятного психологического климата;

5.                  Определение динамики развития обучающегося.

 

Принципы коррекционной работы:

 

 — Соблюдение интересов ребёнка. Принцип призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 — Системность. Принцип обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка. Взаимодействие и согласованность в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса (педагог, родители).

 — Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи на всем протяжении обучения школьника.

 

В процессе работы с обучающимся реализуются:

-       Учебно-методические пособия: мозаика, пазлы, разрезные картинки, , массажные мячи и др;

-       Собственные разработки занятий.

-       Элементы игровой терапии.

-       Пальчиковая гимнастика из сборников В.Егорова  «Расскажи стихи руками»

-       Арт – методы (изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с окружающим миром. Работа с изобразительными материалами и использование нетрадиционных техник снимает эмоциональное напряжение.)

 

Ожидаемые результаты

-Освобождение ребенка от негативных переживаний;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своим окружением;

-Свобода творческого самопроявления;

-Умение работать со своими переживаниями.

-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка.

 

Программа обучения состоит из 5-ти предметных блоков.

 Первый блок – «Нетрадиционные техники» - направлен на активизацию интереса ребенка к творчеству. Второй блок – «Пластилиновые фантазии» - это знакомство с удивительным материалом – пластилин,  его свойствами и использовании их на практике. Третий блок –  «Аппликация» направлен на освоение этой техники с использованием различных материалов. Четвертый блок -- «Мы рисуем» - развивает память и внимание, мелкую моторику и знакомит ребенка с техникой и приемами рисования. Пятый блок – «Игра» - как средство воспитания, учит взаимодействовать друг с другом, а также ребенок создаст театральную куклу вместе с мамой.

 

 

 

Предметные блоки

Кол-во

часов

1

Нетрадиционные техники.

17

2

Пластилиновая фантазия.

6

3

Аппликация.

4

4

Мы рисуем.

3

5

Игра.

3

Всего

33

 

      Содержание КТП:

Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство с ребенком. Основные материалы и инструменты, используемые в процессе арт-терапии. Правила безопасной работы и личной гигиены.  Начальная диагностика знаний, умений, навыков.

Техника «Монотипия» - 3ч.

Занятие 2. В мире отражений. Бабочка. Рисование предмета с помощью отпечатка.

Занятие 3. Клумба с цветами. Выполнение рисунка с помощью отпечатка, закрепление техники.

Занятие 4. Сказочный  лес . Рисование с помощью отпечатывания упаковочной плёнки (с лопающимися шариками).

 Техника «Мятая бумага» - 2ч.

Занятие 5. Цыпленок. Рисование мятой бумагой, имитация различных текстур.

Занятие 6. Ежик. Рисование мятой бумагой, имитация различных текстур.

 Техника «Мокрая бумага» - 2ч.

Занятие 7. Море.  Рисование  по-мокрому   на морскую тему. Представление о холодных тонах.

Занятие 8. Волшебное дерево. Представление о теплых тонах.

Техника «Мыльные пузыри» - 2ч.

Занятие 9. Одуванчик. Создание различных текстур с помощью мыльных пузырей.

Занятие 10. Мыльная фантазия . Дорисовывание образов на основе мыльного отпечатка.

Техника «Пуантилизм» - 2ч.

Занятие 11. Французская точка. Цветы.  Выполнение мозаики в предложенной технике из конфетти. Работаем ватными  палочками.

Занятие 12. Осеннее дерево. Рисование кроны дерева в технике пуантилизм.

 Техника «Ниткография» - 2ч.

Занятие 13. Волшебные змейки. Выполнение рисунка с помощью пропитанных краской шерстяных нитей.

Занятие 14. Разноцветные узоры. Фантазируем с помощью нитей пропитанных краской.

 Техника «Фроттаж» - 3ч.

Занятие 15. Необычные картины. (Фроттаж -тереть, натирать). Натираем восковыми карандашами по рельефному предмету (листья-деревья).

Занятие 16. Монетный двор. Зарисовывание мягким карандашом по листу бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете (например, монетка).

Занятие 17. Листопад.  Рисование с помощью отпечатков листьев. Рисование с помощью природных материалов.(восковые карандаши)

Пластилиновая фантазия – 6ч.

Занятие 18. Что может пластилин? Штампики.  Особенности материала. Лепка пластилиновых  лепешек и создание отпечатка с помощью штампиков.

Занятие 19. Тайна подводного царства. Рисование с помощью крупы на картоне (плоскости), покрытом пластилином.

Занятие 20. В гостях у сказки. Лепка объёмных фигур, изображающих любимых сказочных персонажей. Ролевая игра.

Занятие 21. Мозаика. Создание груши ( яблока) из пластилиновых деталей-мозаик, на плоскости.

Занятие 22. Необычная живопись. «Рисование» пластилином.

Занятие 23. Радуга-дуга. Выкладывание пластилиновых  жгутиков.

Аппликация – 4ч.

Занятие 24. Снеговик. С помощью ватных дисков собрать снеговика, а затем наклеить поочередно на цветной картон.

Занятие  25. Варежка. Вырезанный шаблон из цветного картона декорировать с помощью клея и цветной бумаги.

 Занятие 26. Ракета. Сложить ракету из геометрических фигур и наклеить детали ракеты поочередно на белый картон.

Занятие 27. Солнышко. Собрать лучики солнышка и приклеить на цветной картон.

Мы рисуем –3ч.

Занятие 28. Елочка. Рисуем с помощью линий елочку.

Занятие 29. Ветка рябины. Способом «примакивание» и «тычок» изображаем ветку рябины.

Занятие 30. Полотенце. Волнистые и прямые линии, а также способы «примакивание» и «тычок»  помогут нам декорировать полотенце с помощью гуашевых красок и кисти.

Игра—3ч.

Занятие 31- 33. Театр. Изготовление театральной куклы из подручного материала.

 

  

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема занятия

Часы

Дата

 

Нетрадиционные техники.

 

 

1

Вводное занятие. Знакомство с ребенком.

1

 

2

В мире отражений.

1

 

3

Клумба с цветами.

1

 

4

Сказочный лес.

1

 

5

Цыпленок.

1

 

6

Ежик.

1

 

7

Море.

1

 

8

Волшебное дерево.

1

 

9

Одуванчик.

1

 

10

Мыльная фантазия.

1

 

11

Французская точка. Цветы.

1

 

12

Осеннее дерево.

1

 

13

Волшебные змейки.

1

 

14

Разноцветные  узоры.

1

 

15

Необычные картины.

1

 

16

Монетный двор.

1

 

17

Листопад.

1

 

 

Пластилиновая фантазия.

 

 

1

Что может пластилин? Штампики.

1

 

2

Тайна подводного царства.

1

 

3

В гостях у сказки.

1

 

4

Мозаика.

1

 

5

Необычная живопись.

1

 

6

Радуга – дуга.

1

 

 

Аппликация.

 

 

1

Снеговик.

1

 

2

Варежка.

1

 

3

Ракета.

1

 

4

Солнышко.

1

 

 

Мы рисуем.

 

 

1

Елочка.

1

 

2

Полотенце.

1

 

3

Ветка рябины.

1

 

 

Игра.

 

 

1

Театр.

3

 

Всего

 

33

 

                                         


 

Скачано с www.znanio.ru

Коррекционно-развивающая программа с элементами арт терапии для индивидуальных занятий с ребенком с

Коррекционно-развивающая программа с элементами арт терапии для индивидуальных занятий с ребенком с

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия

В незнакомой обстановке чувствует себя комфортно, ее привлекают яркие и необычные предметы, которые находятся рядом

В незнакомой обстановке чувствует себя комфортно, ее привлекают яркие и необычные предметы, которые находятся рядом

Определение динамики развития обучающегося

Определение динамики развития обучающегося

Предметные блоки Кол-во часов 1

Предметные блоки Кол-во часов 1

Занятие 7. Море. Рисование по-мокрому на морскую тему

Занятие 7. Море. Рисование по-мокрому на морскую тему

Занятие 20. В гостях у сказки.

Занятие 20. В гостях у сказки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2022