Коррекционно-развивающая программа «Солнышки-подсолнышки».
Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты Христюк В.П.
Эмоции не исчезают, а откладываются в подсознание. Формируют характер ребенка и существенно влияют на жизненные позиции взрослого. Именно отсюда идут добрые и злые, жизнерадостные и грустные... Очень важно научить ребенка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и беспокоиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться...
Л. Б. Фесюкова
Пояснительная записка
Актуальность. Полярная ночь – самый тяжелый, экстремальный период, характеризуется наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости. Такие варьирования могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние. Состояние нервно-психического напряжения – обычное дело на Севере. Только положительные эмоции способствуют восстановлению нарушенного соотношения процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Подобная работа возбуждает центральную нервную систему и помогает перебороть всеобщее полярное напряжение и как бы подзарядить организм бодростью. В результате такой работы восстанавливаются силы ребенка, снимается излишнее напряжение. Все мы знаем, что не только взрослые, но и дети в период полярной ночи часто бывают раздражительны. Порой они попросту злятся. Чтобы накопившаяся негативная энергия не была направлена на кого-нибудь из детей, переводим ее в положительную, созидательную с помощью рисования восковыми и масляными карандашами. Для усиления положительного эффекта подбираем ритмичную музыку, тогда ребенку легче избавится от негатива, а точнее перевести его на рисунок. Под музыку ребенок совершает любые движения карандашами по листу, можно с закрытыми глазами. В завершении работы ребенок рассказывает о своем настроении в процессе рисования.
Для активизации творческого потенциала детей, усиления мыслительной деятельности, развития психоэмоциональной сферы ребенка, снятия скованности используются мимические упражнения, игры в настроения, свободные танцевальные движения в соответствии с характером предложенной инструментальной музыки, разнообразные формы релаксации - расслабление под звучание спокойной музыки или звуки природы.
В период полярной ночи тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивность, плаксивость. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения. Как помочь ребенку в такие моменты? Помогают игровые технологии ( Е.Алябьевой, Ю.Афонькиной, Г.А.Урунтаевой, Н.Л.Кряжевой и т.д.) где учтены особенности восприятия ребенка, включены элементы снятия мышечного напряжения, фрагменты по повышению самооценки ребенка, взаимоотношения с окружающими, способность фантазировать и воображать.
В основе психологической работы с дошкольниками лежит здоровьесберегающий принцип, включающий в себя использование сенсорных систем ребенка, ассоциативное рисование, релаксацию, игровые и арт-терапевтические техники.
Программа имеет коррекционно –
развивающее направление, профилактический уровень.
Данная программа адресована детям в возрасте от 4 до 7лет лет, посещающих
детский сад.
В качестве методической основы взяты программы Е.А.Алябьевой, Ю.А.Афонькиной,
А.В.Можейко, О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, О.Л. Князевой.
М.Ю.Картушиной.Н.М.Погосовой. Г.А.Урунтаевой .
Занятия по данной программе рекомендованы всем дошкольникам для профилактики
психоэмоционального напряжения, гармонизации эмоционального развития.
Программа включает 10 занятий, которые проводятся в течении от 15 до 30
минут в зависимости от возраста. Оптимальное количество детей в подгруппе –
5,6.
Апробируется в течении одного года на базе детского сада №31
Условия реализации. Требования к помещению: просторная комната.
Необходимые материалы: картинки подсолнуха с разными эмоциями; цветы с большими
лепестками из картона, в сердцевине которых нарисованы пиктограммы эмоций;
стаканы с водой, краски, блестки, кисточки, листы бумаги, карандаши или
фломастеры; разноцветные полоски ткани длиной 1-1,5
м ножницы; большое зеркало; аудиоаппаратура, кассеты с записью мелодий для
релаксации.
Предполагаемый результат. Психологические занятия по данной программе снижают и
нормализуют психоэмоциональное напряжения, способствуют гармонизации
эмоционального состояния.
В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования
психоэмоционального состояния и благополучия дошкольника проводим тест «Паровозик»
Валиевой и тест Дорофеевой.
Цель программы:
Профилактика психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционального состояния посредством метода игровой терапии.
Значимость работы, заключается в том, что в ней представлены:
планирование психокоррекционных занятий с детьми по нормализации психоэмоционального напряжения;
занятия на снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций;
коррекция тревожности, формирование социального доверия.
В качестве основных развивающих задач в программе выделены следующие:
1. Снятие чрезмерного напряжения.
2. Гармонизация эмоционального состояния.
3. Создание условий для творческого самовыражения.
4. Развитие умения выражать свои эмоции.
5. Развитие самооценки и представлений о себе.
6. Повышение уверенности в себе и своих силах.
7. Развитие навыков коллективной работы.
В структуру занятий входят:
1. Игры, этюды, психогимнастика, релаксация;
2. Проигрывание проблемных ситуаций;
3. Рисование для выявления и отработки страхов;
4. Использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев;
5. Диагностический компонент;
6. Игровой тренинг;
7. Рефлексия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|||
№ |
Название |
Задачи |
Использованные приемы и методы |
1 |
Мир волшебства |
Создание положительного эмоционального фона, создание условий для творческого самовыражения. Снятие психоэмоционального напряжения.
|
Ритуал приветствия. Упр. «Цвет вашего настроения». Оздоровительная минутка «Этюд души». Упр. «Кукла настроения» Дыхательное упражнение «Подсолнух» Пальчиковая игра «Не плачь куколка моя» Упр. «Домик для куклы» Релаксация. Ритуал прощания.
|
2 |
Игра-путешествие «Волшебный подсолнух» |
Развитие творчества; • развитие произвольности поведения; • снятие внутреннего напряжения, релаксация; • развитие мелкой моторики рук;
|
Ритуал приветствия. Упр. «Мудрые советы» Оздоровительная минутка «Этюд души». Пальчиковая гимнастика «Подсолнухи» Творческое упр. «Веснушки» Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки» Релаксация. Ритуал прощания.
|
3 |
Сказочный подсолнух |
развитие творчества; развитие воображения; развитие произвольности поведения;снятие внутреннего напряжения, релаксация; развитие мелкой моторики рук;
|
Ритуал приветствия. Динамические упражнения «Подсолнух» (для мышц шеи) Пальчиковая гимнастика «Подсолнух» Упражнение "Угадай слово" Игра «Нырки" (дыхательная гимнастика Релаксация. Ритуал прощания.
|
4 |
Кто Я? |
Гармонизация эмоционального состояния снятие тревожности, снятие внутреннего напряжения, релаксация; улучшение эмоционального фона.
|
Ритуал приветствия. Упр.«Прислушайся к себе!» Слушание стихотворения «Не имя красит человека» Упр. «Мы похожи — мы отличаемся» Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
Рисование на тему «Моя душа» Игра «Карусели» Упр: Я такая (ой), какая (ой) есть. Релаксация. Ритуал прощания.
|
5 |
Я- солнышко-подсолнышко |
Гармонизация эмоционального состояния Формирование пространственных представлений Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; Формирования производной саморегуляции (на уровне прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения); Развитие произвольного внимания.
|
Ритуал приветствия.
Упр.Цветочный луг Игра «Угадай настроение» Оздоровительная минутка «Этюд души». Упр.«Бесилки» Дыхательное упражнение «Подсолнух» Упр «Паспорт эмоций» Релаксация. Ритуал прощания.
|
6 |
Я и мое имя. |
Гармонизация эмоционального состояния способствовать формированию позитивного образа «Я», развивать коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания.
|
Ритуал приветствия. Оздоровительная минутка «Этюд души». Игра «Угадай по лицу» Упражнение «Цветок-имя» Игра «Паутинка» Дидактическая игра «Веселая шнуровка» Выставка рисунков имен. Релаксация. Ритуал прощания. |
7 |
Волшебная Страна красок |
Гармонизация эмоционального состояния, развитие творчества развитие социальных и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение.
|
Ритуал приветствия. Оздоровительная минутка «Этюд души». Игра «Угадай настроение»
Упражнение «Человек и тень» Пальчиковая гимнастика «Подсолнух» Упражнение «Волшебные краски. Выставка рисунков. Релаксация. Ритуал прощания.
|
8 |
Волшебные краски солнышка. |
развитие социальных и коммуникативных навыков, развитие чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение. |
Ритуал приветствия.
Оздоровительная минутка «Этюд души». Упражнение «Хорошее настроение» Пальчиковая гимнастика «Подсолнух» Упражнение «Волшебные краски»- нарисуй сказочную страну. Выставка рисунков. Релаксация. Ритуал прощания. |
9 |
Солнышки-ладошки |
развитие коммуникативных и социальных навыков, наблюдательности; освоение новых ролей.
|
Ритуал приветствия. Оздоровительная минутка «Этюд души». Упражнение «Хорошее настроение» Игра «Угадай настроение»
Пальчиковая гимнастика «Подсолнух» Творческая работа «Ладошки» Выставка. Игра «Техасские объятия» Релаксация. Ритуал прощания.
|
10 |
Мир эмоций |
|
Ритуал приветствия. Оздоровительная минутка «Этюд души». Упражнение «Улыбчивый зонт» Упражнение «Какая эмоция» Дидактическая игра «Веселая шнуровка» Упражнение «Живая и мертвая вода» Игра «Вода» Релаксация. Ритуал прощания.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.