Коррекционно-развивающая программа «Солнышки-подсолнышки».
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающая программа «Солнышки-подсолнышки».

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
воспитание +2
Детсад
02.03.2020
Коррекционно-развивающая программа «Солнышки-подсолнышки».
Для активизации творческого потенциала детей, усиления мыслительной деятельности, развития психоэмоциональной сферы ребенка, снятия скованности используются мимические упражнения, игры в настроения, свободные танцевальные движения в соответствии с характером предложенной инструментальной музыки, разнообразные формы релаксации - расслабление под звучание спокойной музыки или звуки природы.
Коррекционно-развивающая программа «Солнышки-подсолнышки»..doc

 

Коррекционно-развивающая программа «Солнышки-подсолнышки».

Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты Христюк В.П.

 

Эмоции не исчезают, а откладываются в подсозна­ние. Формируют характер ребенка и существенно влияют на жизненные позиции взрослого. Именно отсюда идут добрые и злые, жизнерадостные и грустные... Очень важно научить ребенка бо­роться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и беспокоиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гор­диться...

Л. Б. Фесюкова

Пояснительная записка

   Актуальность. Полярная ночь – самый тяжелый, экстремальный период, характеризуется наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости. Такие варьирования  могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние. Состояние нервно-психического напряжения – обычное дело на Севере. Только положительные эмоции способствуют восстановлению нарушенного соотношения процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Подобная работа возбуждает центральную  нервную систему и помогает перебороть всеобщее полярное напряжение и как бы подзарядить организм бодростью. В результате такой работы восстанавливаются силы ребенка, снимается излишнее напряжение. Все мы знаем, что не только взрослые, но и дети в период полярной ночи часто бывают раздражительны. Порой они попросту злятся. Чтобы накопившаяся негативная энергия не была направлена на кого-нибудь из детей, переводим ее в положительную, созидательную с помощью  рисования восковыми и масляными карандашами. Для усиления положительного эффекта подбираем ритмичную музыку, тогда ребенку легче избавится от негатива, а точнее перевести его на рисунок. Под музыку ребенок  совершает любые движения карандашами по листу, можно с закрытыми глазами. В завершении работы ребенок рассказывает о своем настроении в процессе рисования.

Для активизации творческого потенциала детей, усиления мыслительной деятельности,  развития психоэмоциональной сферы ребенка, снятия скованности используются   мимические упражнения, игры  в настроения, свободные танцевальные движения в соответствии с характером предложенной инструментальной музыки, разнообразные формы релаксации - расслабление под звучание спокойной музыки или звуки природы.

В период полярной ночи  тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивность, плаксивость. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения. Как помочь ребенку в такие моменты? Помогают  игровые технологии ( Е.Алябьевой, Ю.Афонькиной, Г.А.Урунтаевой, Н.Л.Кряжевой и т.д.) где учтены особенности восприятия ребенка, включены элементы снятия мышечного напряжения, фрагменты по повышению самооценки ребенка, взаимоотношения с окружающими, способность фантазировать и воображать.

  В основе психологической работы с дошкольниками  лежит здоровьесберегающий принцип, включающий в себя использование сенсорных систем ребенка, ассоциативное рисование, релаксацию, игровые и арт-терапевтические техники.

Программа имеет коррекционно – развивающее направление, профилактический  уровень.
Данная программа адресована детям в возрасте от 4 до 7лет лет, посещающих детский сад.
В качестве методической основы взяты программы Е.А.Алябьевой, Ю.А.Афонькиной,  А.В.Можейко, О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, О.Л. Князевой. М.Ю.Картушиной.Н.М.Погосовой. Г.А.Урунтаевой .
Занятия по данной программе  рекомендованы  всем дошкольникам для профилактики психоэмоционального напряжения, гармонизации эмоционального развития.  Программа включает 10 занятий, которые проводятся  в течении   от 15 до 30 минут в зависимости от возраста.  Оптимальное количество детей в подгруппе – 5,6.
Апробируется в течении одного года   на базе детского сада №31
Условия реализации. Требования к помещению: просторная комната.

Необходимые материалы: картинки подсолнуха с разными эмоциями; цветы с большими лепестками из картона, в сердцевине которых нарисованы пиктограммы эмоций; стаканы с водой, краски, блестки, кисточки, листы бумаги, карандаши или фломастеры; разноцветные полоски ткани длиной 1-1,5 м ножницы; большое зеркало;  аудиоаппаратура, кассеты с записью мелодий для релаксации.
Предполагаемый результат. Психологические занятия по данной программе снижают и нормализуют психоэмоциональное напряжения, способствуют гармонизации эмоционального состояния.

В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования психоэмоционального состояния и благополучия дошкольника проводим тест «Паровозик» Валиевой и тест Дорофеевой.
 Цель программы:

Профилактика психоэмоционального напряжения, гармонизация  эмоционального состояния посредством метода игровой терапии.

 

Значимость работы, заключается в том, что в ней представлены:

планирование психокоррекционных занятий с детьми  по нормализации психоэмоционального напряжения;

занятия на снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций;

коррекция тревожности, формирование социального доверия.

 

В  качестве основных развивающих задач в программе выделены следующие:

1.     Снятие чрезмерного напряжения.

2.     Гармонизация эмоционального состояния.

3.     Создание условий для творческого самовыражения.

4.     Развитие умения выражать свои эмоции.

5.     Развитие самооценки и представлений о себе.

6.     Повышение уверенности в себе и своих силах.

7.     Развитие навыков коллективной работы.

 

В структуру занятий входят:

1.     Игры, этюды, психогимнастика, релаксация;

2.     Проигрывание проблемных ситуаций;

3.     Рисование для выявления и отработки страхов;

4.     Использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев;

5.     Диагностический компонент;

6.     Игровой тренинг;

7.     Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                            ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Название

Задачи

Использованные

приемы и методы

1

Мир волшебства

Создание положительного эмоционального фона, создание условий для творческого самовыражения. Снятие психоэмоционального напряжения.

 

Ритуал приветствия.

Упр. «Цвет вашего настроения».

 Оздоровительная минутка «Этюд души».

Упр. «Кукла настроения»

Дыхательное упражнение «Подсолнух»

Пальчиковая игра «Не плачь куколка моя»

Упр. «Домик для куклы»

Релаксация.

Ритуал прощания.

 

2

Игра-путешествие «Волшебный подсолнух»

Развитие творчества;

• развитие произвольности поведения;

• снятие внутреннего напряжения, релаксация;

• развитие мелкой моторики рук;

 

Ритуал приветствия.

Упр. «Мудрые советы»

Оздоровительная минутка «Этюд души».

Пальчиковая гимнастика «Подсолнухи»

Творческое упр. «Веснушки»

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Релаксация.

Ритуал прощания.

 

3

Сказочный подсолнух

развитие творчества; развитие воображения;

развитие произвольности поведения;снятие внутреннего напряжения, релаксация;

развитие мелкой моторики рук;

 

Ритуал приветствия. Динамические упражнения «Подсолнух» (для мышц шеи)

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Упражнение "Угадай слово"

Игра «Нырки" (дыхательная гимнастика

Релаксация.

Ритуал прощания.

 

4

Кто Я?

Гармонизация эмоционального состояния снятие тревожности, снятие внутреннего напряжения, релаксация;

улучшение эмоционального фона.

 

Ритуал приветствия. Упр.«Прислушайся к себе!»

Слушание стихотворения «Не имя красит человека»         

Упр. «Мы похожи — мы отличаемся» Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

 

Рисование на тему «Моя душа»

      Игра «Карусели»

Упр: Я такая (ой), какая (ой) есть.

Релаксация.

Ритуал прощания.

 

5

Я- солнышко-подсолнышко

Гармонизация эмоционального состояния

Формирование пространственных представлений

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

Формирования производной саморегуляции (на уровне прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения);

Развитие произвольного внимания.

 

Ритуал приветствия.

 

Упр.Цветочный луг

Игра «Угадай настроение»

Оздоровительная минутка «Этюд души».

Упр.«Бесилки»

Дыхательное упражнение «Подсолнух»                              Упр «Паспорт эмоций»

Релаксация.

Ритуал прощания.

 

 

6

Я и мое имя.

Гармонизация эмоционального состояния способствовать формированию позитивного образа «Я», развивать коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания.

 

Ритуал приветствия.

Оздоровительная минутка «Этюд души».

Игра «Угадай по лицу»

Упражнение «Цветок-имя»

Игра «Паутинка»

Дидактическая игра «Веселая шнуровка»

Выставка рисунков имен.

Релаксация.

Ритуал прощания.

7

Волшебная Страна красок

Гармонизация эмоционального состояния, развитие творчества

развитие социальных и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение.

 

Ритуал приветствия. Оздоровительная минутка «Этюд души».

 Игра «Угадай настроение»

 

Упражнение «Человек и тень» Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Упражнение «Волшебные краски.

Выставка рисунков.

Релаксация.

Ритуал прощания.

 

8

Волшебные краски солнышка.

развитие социальных и коммуникативных навыков, развитие чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение.

Ритуал приветствия.

 

Оздоровительная минутка «Этюд души».

Упражнение «Хорошее настроение»

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Упражнение «Волшебные краски»- нарисуй сказочную страну.

Выставка рисунков.

Релаксация.

Ритуал прощания.

9

Солнышки-ладошки

развитие коммуникативных и социальных навыков, наблюдательности; освоение новых ролей.

 

Ритуал приветствия.

Оздоровительная минутка «Этюд души».

Упражнение «Хорошее настроение»

Игра «Угадай настроение»

 

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Творческая работа «Ладошки»

Выставка.

Игра «Техасские объятия»

Релаксация.

Ритуал прощания.

 

 

 

10

Мир эмоций

  • Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.
  • Классификация эмоций.
  • Формирование саморегуляции поведения.
  • Развитие коммуникативных навыков.

 

Ритуал приветствия.

Оздоровительная минутка «Этюд души».

Упражнение «Улыбчивый зонт»

Упражнение «Какая эмоция»

Дидактическая игра «Веселая шнуровка»

Упражнение «Живая и мертвая вода»

Игра «Вода»

Релаксация.

Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

 

 

 


Коррекционно-развивающая программа «Солнышки-подсолнышки»

Коррекционно-развивающая программа «Солнышки-подсолнышки»

Для усиления положительного эффекта подбираем ритмичную музыку, тогда ребенку легче избавится от негатива, а точнее перевести его на рисунок

Для усиления положительного эффекта подбираем ритмичную музыку, тогда ребенку легче избавится от негатива, а точнее перевести его на рисунок

В качестве методической основы взяты программы

В качестве методической основы взяты программы

В качестве основных развивающих задач в программе выделены следующие: 1

В качестве основных развивающих задач в программе выделены следующие: 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Ритуал приветствия. Упр. «Мудрые советы»

Ритуал приветствия. Упр. «Мудрые советы»

Упр: Я такая (ой), какая (ой) есть

Упр: Я такая (ой), какая (ой) есть

Я», развивать коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания

Я», развивать коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания

Ритуал приветствия. Оздоровительная минутка «Этюд души»

Ритуал приветствия. Оздоровительная минутка «Этюд души»

Мир эмоций Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников

Мир эмоций Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2020