Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Доклад на методическом объединении педагогов ДОУ
«Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в условиях ДОУ в соответствии с ФОП ДОО»
педагог-психолог Макушина Ю.Н.
Нормативно-правовая база (регламентирующая работу педагога-психолога)
1. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н)
2. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г.)
3. Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ «Система функционирования психологических служб в ОУ»
4. Методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций (часть 1), Москва, 2020 г
5. Письмо Министерства образования РФ №70/23-16 от 07.04.1999 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г №515н (зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015г №38575) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог»
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
8. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874
9. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.);
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
В отличие от коррекционной работы в рамках Федеральной адаптированной программы дошкольного образования коррекционно-развивающая работа охватывает детей всех целевых групп, включая детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, образовательные потребности которых подразумевают не только коррекцию, но и развитие.
По ФОП ДОО определяются следующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи:
1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
2) обучающиеся с ООП:
- с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- обучающиеся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребенком в посещении ДОО;
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
- одаренные обучающиеся (в определении степени одаренности принимают участие воспитатели, специалисты, педагог-психолог);
3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
5) обучающиеся "группы риска": проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, тревожность).
Коррекционная помощь осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. К осуществлению коррекционной помощи могут привлекаться музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Роль воспитателя в реализации коррекционной работы заключается в обеспечении индивидуального подхода (индивидуальной работы) с ребенком, включая выполнение рекомендаций, полученных от специалистов.
Коррекционно-развивающая работа (ФОП ДОО п.28.1) включает:
1. выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
2. организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
3. коррекцию и развитие высших психических функций;
4. развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
5. развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
6. коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
7. создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
8. создание насыщенной РППС для разных видов деятельности; формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
9. оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;
10. преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
11. помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.
ФОП ДОО п.28.5 Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами согласно нозологическим группам осуществляется в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования. КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использованием ассистивных технологий.
ФОП ДОО п.28.6.1. Направленность КРР с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющими детьми на дошкольном уровне образования:
коррекция (развитие) коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов;
снижение тревожности;
помощь в разрешении поведенческих проблем;
создание условий для успешной социализации, оптимизация межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
ФОП ДОО п.28.7. Направленность КРР с одаренными обучающимися на дошкольном уровне образования:
определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных
особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития.
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребенка, как в ДОО, так и в условиях семенного воспитания;
создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости;
организация предметно-развивающей, обогащенной образовательной среды в условиях ДОО, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности.
ФОП ДОО п.28.8. Направленность КРР с билингвальными обучающимися, детьми мигрантов, испытывающими трудности с пониманием государственного языка Российской Федерации на дошкольном уровне образования:
развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям;
формирование уверенного поведения и социальной успешности;
коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия);
создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку.
ФОП ДОО п.28.9. К целевой группе обучающихся "группы риска" могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий); поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман); проблемы неврологического характера (потеря аппетита); проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве); проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).
ФОП ДОО п.28.9.1. Направленность КРР с обучающимися, имеющими девиации развития и поведения на дошкольном уровне образования:
коррекция (развитие) социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы; помощь в решении поведенческих проблем; формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения; развитие рефлексивных способностей; совершенствование способов саморегуляции.
Нозоологическая группа – обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
К умственно отсталым относятся различные группы детей, у которых стойко нарушена интеллектуальная деятельность вследствие наследственного или приобретенного органического поражения головного мозга. В зависимости от тяжести поражения центральной нервной системы выделяют различные степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Для всех детей с умственной отсталостью характерно нарушение психического и физического развития – тотальное недоразвитие высших психических функций, нарушение эмоционального развития, искаженное развитие личности, неловкость и нарушение координации движений. Нарушение речевого развития обусловлено степенью поражения центральной нервной системы и носит системный характер. Резко ограничено программирование речевого высказывания и контроль за речью. Данная категория детей зачастую испытывает серьезные трудности в овладении простейшими действиями, в том числе бытовыми.
Примерный план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ
Мероприятия |
Форма |
Технологии |
Цель |
Сроки |
Работа с детьми |
||||
Первичная и итоговая диагностика |
Наблюдение, психологическое обследование |
Экспресс-диагностика в детском саду. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Диагностика развития познавательной деятельности ребенка Н.Я.Семого Цветные прогрессивные матрицы Равена Дж.Равен |
Определение актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка Мониторинг развития ребенка, его психических процессов, эмоционально-волевой сферы |
Сентябрь,
Май |
Углубленная диагностика детей-инвалидов, детей с ОВЗ |
Наблюдение, диагностирование |
Диагностики, игровые технологии |
Выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ОВЗ, инвалидов. Получение объективных сведений о детях на основании диагностической информации специалистов (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители) |
Октябрь |
Индивидуальные и групповые занятия на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие воображение); |
Занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, интегрированные занятия |
«Цветик-семицветик» - программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития дошкольников (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева,) Игротерапия |
Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ |
Октябрь-апрель |
Индивидуальные и групповые занятия на развитие эмоционально-волевой сферы |
Психогимнастика, психологические этюды, релаксационные упражнения |
Игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия Коррекционно- развивающая программа психолого- педагогической направленности эмоционального развития детей «Давайте жить дружно» С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник. |
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ |
Октябрь-апрель |
Развитие игровой деятельности |
Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические, театрализованные |
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и
упражнения в обучении умственно |
Развитие игровой деятельности у детей с ОВЗ. Формирование игрового мотива. |
Октябрь-апрель |
Работа с родителями |
||||
Информационная поддержка |
Информационные стенды, памятки, брошюры «Особый ребенок в семье» |
Просвещение родителей о особенностях детей с ОВЗ, повышение психологической компетенции семей, имеющих особого ребенка |
Психологическая поддержка родителей в принятии своего ребенка с особенностями развития |
В течение года |
Родительские собрания |
Беседы, круглые столы, мастер-классы, родительские клубы |
Рекомендации родителям в вопросах воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. |
Повышение у родителей психолого-педагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания ребенка с ОВЗ |
В течение года |
Диагностическая деятельность |
Тесты, опросники, рисуночные методики |
Анкета – опросник родительского отношения к детям В.В.Стрельцова Методика Е. Шефера «Измерение родительских установок и реакций»
|
Выявление уровня детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ. Выявление стиля воспитания в семье ребенка с ОВЗ |
По запросу |
Индивидуальное консультирование |
Тесты, опросники, рисуночные методики |
Проблемно-ориентированное консультирование |
Анализ результатов коррекционной работы с ребенком с ОВЗ. Нахождение путей решения внутри семейных проблем
|
По запросу |
Работа с педагогами и специалистами ДОУ |
||||
Консультирование |
Проблемно-ориентированное консультирование |
Рекомендации в вопросах реализации АООП, ИОМ, работе с родителями ребёнка с ОВЗ. |
Индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ Взаимодействие по организации процесса обучения и воспитания, коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка |
По запросу |
Пед.советы, круглые столы, МО педагогов, семинары |
Дискуссии, беседы, опросники, публичные доклады |
Проблемно-ориентированное консультирование |
Обмен педагогическим опытом, самообразование педагогов |
По плану ДОУ |
Тренинговая работа |
Проблемно-ориентированное консультирование |
Арттерапия, игровые технологии
|
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
|
По запросу |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.