"Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ"
Оценка 4.9

"Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ"

Оценка 4.9
docx
28.03.2024
"Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ"
Коррекционно-развивающая работа педагога- психолога в ДОУ.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

 

 

Доклад на методическом объединении педагогов ДОУ

 

«Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога                                                              в условиях ДОУ в соответствии с ФОП ДОО»

 

педагог-психолог Макушина Ю.Н.

 

 

 

Нормативно-правовая база (регламентирующая работу педагога-психолога)

 1. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н) 

2.      Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г.) 

3.      Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ «Система функционирования психологических служб  в ОУ» 

4.      Методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций (часть 1), Москва, 2020 г              

5.      Письмо Министерства образования РФ №70/23-16 от 07.04.1999 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».             

6.      Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г №515н (зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015г №38575) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог»

7.    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

8.    Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874

9.   Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.);

10. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

В отличие от коррекционной работы в рамках Федеральной адаптированной программы дошкольного образования коррекционно-развивающая работа охватывает детей всех целевых групп, включая детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, образовательные потребности которых подразумевают не только коррекцию, но и развитие. 

По ФОП ДОО определяются следующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи:

1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;

2) обучающиеся с ООП:

- с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- обучающиеся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребенком в посещении ДОО;

- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;

- одаренные обучающиеся (в определении степени одаренности принимают участие воспитатели, специалисты, педагог-психолог);

3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;

4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;

5) обучающиеся "группы риска": проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, тревожность).

Коррекционная помощь осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. К осуществлению коррекционной помощи могут привлекаться музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Роль воспитателя в реализации коррекционной работы заключается в обеспечении индивидуального подхода (индивидуальной работы) с ребенком, включая выполнение рекомендаций, полученных от специалистов.

Коррекционно-развивающая работа (ФОП ДОО п.28.1) включает:

1.     выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;

2.     организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;

3.     коррекцию и развитие высших психических функций;

4.     развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;

5.     развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;

6.     коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;

7.     создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;

8.     создание насыщенной РППС для разных видов деятельности; формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);

9.     оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;

10.  преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;

11.  помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.

ФОП ДОО п.28.5 Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами согласно нозологическим группам осуществляется в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования. КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использованием ассистивных технологий.

ФОП ДОО п.28.6.1. Направленность КРР с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющими детьми на дошкольном уровне образования:

коррекция (развитие) коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов;

снижение тревожности;

помощь в разрешении поведенческих проблем;

создание условий для успешной социализации, оптимизация межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ФОП ДОО п.28.7. Направленность КРР с одаренными обучающимися на дошкольном уровне образования:

определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных

особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития.

вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребенка, как в ДОО, так и в условиях семенного воспитания;

создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости;

организация предметно-развивающей, обогащенной образовательной среды в условиях ДОО, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности.

ФОП ДОО п.28.8. Направленность КРР с билингвальными обучающимися, детьми мигрантов, испытывающими трудности с пониманием государственного языка Российской Федерации на дошкольном уровне образования:

развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям;

формирование уверенного поведения и социальной успешности;

коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия);

создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку.

ФОП ДОО п.28.9. К целевой группе обучающихся "группы риска" могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий); поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман); проблемы неврологического характера (потеря аппетита); проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве); проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).

ФОП ДОО п.28.9.1. Направленность КРР с обучающимися, имеющими девиации развития и поведения на дошкольном уровне образования:

коррекция (развитие) социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы;                                                         помощь в решении поведенческих проблем;                                                                                                                                       формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения;                                                                                                        развитие рефлексивных способностей;                                                                                                                                 совершенствование способов саморегуляции.

Нозоологическая группа – обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

К умственно отсталым относятся различные группы детей, у которых стойко нарушена интеллектуальная деятельность вследствие наследственного или приобретенного органического поражения головного мозга. В зависимости от тяжести поражения центральной нервной системы выделяют различные степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Для всех детей с умственной отсталостью характерно нарушение психического и физического развития – тотальное недоразвитие высших психических функций, нарушение эмоционального развития, искаженное развитие личности, неловкость и нарушение координации движений. Нарушение речевого развития обусловлено степенью поражения центральной нервной системы и носит системный характер. Резко ограничено программирование речевого высказывания и контроль за речью. Данная категория детей зачастую испытывает серьезные трудности в овладении простейшими действиями, в том числе бытовыми.

 

 

Примерный план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ

Мероприятия

Форма

Технологии

Цель

Сроки

Работа с детьми

Первичная и итоговая диагностика

Наблюдение, психологическое обследование

Экспресс-диагностика в детском саду. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

Диагностика развития познавательной деятельности ребенка Н.Я.Семого

Цветные прогрессивные матрицы Равена Дж.Равен

Определение актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка

Мониторинг развития ребенка, его психических процессов, эмоционально-волевой сферы

Сентябрь,

 

 

Май

Углубленная  диагностика детей-инвалидов, детей с ОВЗ

Наблюдение, диагностирование

Диагностики, игровые технологии

Выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ОВЗ, инвалидов. Получение объективных сведений о детях  на основании диагностической информации специалистов (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители)

Октябрь

Индивидуальные и групповые занятия на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие воображение);

Занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, интегрированные занятия

«Цветик-семицветик» - программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития дошкольников (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева,)

Игротерапия

Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Октябрь-апрель

Индивидуальные и групповые занятия на развитие эмоционально-волевой сферы

Психогимнастика, психологические этюды, релаксационные упражнения

Игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия

Коррекционно- развивающая программа психолого- педагогической направленности эмоционального развития детей «Давайте жить дружно» С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Октябрь-апрель

Развитие игровой деятельности

Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические, театрализованные

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников:

Развитие игровой деятельности у детей с ОВЗ. Формирование игрового мотива.

Октябрь-апрель

Работа с родителями

Информационная поддержка

Информационные стенды, памятки, брошюры «Особый ребенок в семье»

Просвещение родителей о особенностях детей с ОВЗ, повышение психологической компетенции семей, имеющих особого ребенка

Психологическая поддержка родителей в принятии своего ребенка с особенностями развития

В течение года

Родительские собрания

Беседы, круглые столы, мастер-классы, родительские клубы

Рекомендации родителям  в вопросах воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Повышение у родителей психолого-педагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания ребенка с ОВЗ

В течение года

Диагностическая деятельность

Тесты, опросники, рисуночные методики

Анкета – опросник родительского отношения к детям В.В.Стрельцова

Методика Е. Шефера «Измерение родительских установок и реакций»

 

Выявление уровня детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.

Выявление стиля воспитания в семье ребенка с ОВЗ

По запросу

Индивидуальное консультирование

Тесты, опросники, рисуночные методики

Проблемно-ориентированное консультирование

Анализ  результатов коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.

Нахождение путей решения внутри семейных проблем

 

По запросу

Работа с педагогами и специалистами ДОУ

Консультирование

Проблемно-ориентированное консультирование

Рекомендации  в вопросах реализации АООП, ИОМ, работе с родителями ребёнка с ОВЗ.

Индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ

Взаимодействие по организации процесса обучения и воспитания, коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка

По запросу

Пед.советы, круглые столы, МО педагогов, семинары

Дискуссии, беседы, опросники, публичные доклады

Проблемно-ориентированное консультирование

Обмен педагогическим опытом, самообразование педагогов

По плану ДОУ

Тренинговая работа

Проблемно-ориентированное консультирование

Арттерапия, игровые технологии

 

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

 

По запросу

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций (часть 1),

Методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций (часть 1),

ДОО; - обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации; - одаренные обучающиеся (в определении степени одаренности принимают участие воспитатели, специалисты, педагог-психолог); 3)…

ДОО; - обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации; - одаренные обучающиеся (в определении степени одаренности принимают участие воспитатели, специалисты, педагог-психолог); 3)…

РППС для разных видов деятельности; формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и…

РППС для разных видов деятельности; формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и…

ФОП ДОО п.28.7. Направленность

ФОП ДОО п.28.7. Направленность

ФОП ДОО п.28.9. К целевой группе обучающихся "группы риска" могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога,…

ФОП ДОО п.28.9. К целевой группе обучающихся "группы риска" могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога,…

Примерный план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с

Примерный план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с

Крюкова, Н.П.Слободяник. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с

Крюкова, Н.П.Слободяник. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с

Консультирование Проблемно-ориентированное консультирование

Консультирование Проблемно-ориентированное консультирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024