Коррекционно-развивающее занятие для детей с ТНР "Ньютоновская жидкость"
Оценка 5

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ТНР "Ньютоновская жидкость"

Оценка 5
docx
29.01.2020
Коррекционно-развивающее занятие  для детей  с ТНР "Ньютоновская жидкость"
ньютоновская жидкость.docx

Открытое занятие

«Ньютоновские жидкости».

Цель: организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием неньютоновская жидкость и выявлению ее свойств опытно-исследовательским путем; способствовать развитию познавательной активности.

Задачи :

- развивать интерес к изучению естественных и технических наук;

- побуждать к самостоятельному получению знаний через наблюдение и научные эксперименты;

- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- познакомить детей с понятиями «ньютоновской» и «неньютоновской» жидкости;

- создать условия для ознакомления детей со свойствами крахмала и неньютоновской жидкости;

- познакомить детей со способом изготовления неньютоновской жидкости и вариантом ее применения в повседневной жизни.

- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; наглядно-образного мышления;

- способствовать развитию речи, умения сравнивать и делать выводы в процессе совместной исследовательской деятельности;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение ребенка к окружающему миру.

Словарная работа: ньютоновская, неньютоновская, крахмал, Ньютон, жидкость.

Материалы и оборудование: магнитофон, флешка, доска, пластмассовые буквы, тазик, песок, картинки для игры «Найди клад», 4 одноразовых плоских тарелки, сахар, соль, крахмал, мука, клубень картофеля, клеенки.

На каждого ребенка: глубокие одноразовые тарелочки, ложки столовые, ложки чайные, стаканчики, маленькие шарики для опытов, влажные салфетки.

Предварительна работа: выделение крахмала из картофеля, беседа и проведение опытов о свойствах воды.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Итак, ребята ,сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте поприветствуем их . А теперь, потрите свои ладошки и прикоснитесь к щекам. Что вы почувствовали?( тепло) Потрите ещё раз ладошки между собой и прикоснитесь к ладошкам соседа, таким образом вы передали частичку своего тепла другому и это здорово. Взявшись за руки, вы оказались ещё и одним целым . командой. Так вот пусть это тепло поможет вам на сегодняшнем занятии и все трудности мы преодолеем вместе.

Воспитатель: Человек живет на Земле уже 70 столетий, и за все это время он так и не познал до конца все ее секреты и тайны. С самого рождения, соприкасаясь с миром природы, у нас возникает множество вопросов. Они не дают нам покоя. Пытаясь найти на них ответы, мы становимся исследователями, я бы даже сказала маленькими учеными, которые делают свои открытия. Исследуя, экспериментируя, наблюдая мы изучаем, познают новый неизведанный мир. И сегодня вы это почувствуете на себе.

Воспитатель:  А начну я наше занятие с загадок.

1.Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко

Это просто …….(молоко)

2.В море я всегда солёна,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскалённой

Мне совсем ни место.(вода)

 

3.Варит бабушка Настюше

Сливы , яблоки и груши

И получится вот-вот

Замечательный…..(компот)

 

Воспитатель: Ребята, скажите а как можно одним словом назвать все отгадки?

Дети: жидкости.

Воспитатель: Да. верно –это жидкости. Догадались о чём будем говорить и с чем работать сегодня? Верно, с жидкостями.

Воспитатель: Жидкость в окружающем нас мире встречается повсеместно. Свойства жидкостей знакомы каждому и любой человек, взаимодействующий с ними в той или иной степени может предугадать как поведет себя какая-либо жидкость в конкретной ситуации. Ну. например. Мне нужно налить воду в стакан, проделаем это….я знаю что сейчас я легко перелью воду из одного стакана в другой. . А как. вы думаете какими свойствами обладает жидкость?(ответы детей)

Дети: текучесть, вязкость, испарение, принимает форму сосуда, в который ее переливают.

Воспитатель: Все правильно. В первую очередь, она должна литься, растекаться и так далее, а уж никак не выдерживать вес человека или занимать вертикальное положение, но не все в нашем мире так просто, есть особые жидкости, которые ведут себя немного странно - неньютоновские жидкости.

Воспитатель: Жидкости, свойства которых мы привыкли наблюдать в ежедневном использовании подчиняются закону Ньютона, называются ньютоновскими. А кто же такой Ньютон? Дима Соснин сейчас расскажет о нем.

Английский учёный Исаак Ньютон внёс неоценимый вклад в естествознание и прославился в истории как выдающийся физик, совершивший множество открытий, существенно повлиявших на ход развития науки. Помимо этого, Ньютон интересовался математикой, механикой и астрономией.  Он объяснил движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения. Он проводя очередной эксперимент обратил внимание, что грести веслами быстро гораздо тяжелее нежели, если делать это медленно. И тогда он сформулировал закон, согласно которому вязкость жидкости увеличивается пропорционально силе воздействия на нее.

Воспитатель: Скажите, как вы думаете смогу ли я удержаться или пройти по воде в реке или море? А как вы думаете есть ли такие жидкости , которые смогут удержать на своей поверхности предметы? А вот сейчас мы проверим ваши предположения. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА.

Воспитатель: Что вы можете сказать теперь? Ваши предположения подтвердились? Так вот ребята, жидкости, которые не поддаются законам Ньютона, называются как?

Дети: Ньютоновские жидкости

Воспитатель: Верно, неньютоновскими жидкостями -эти жидкости меняют свою плотность и вязкость при воздействии на них физической силой, Чем сильнее воздействие на обычную жидкость, тем быстрее она будет течь и менять свою форму. Если воздействовать на Неньютоновскую жидкость механическими усилиями, мы получим совершенно другой эффект, жидкость начнет принимать свойства твердых тел и вести себя как твердое тело. Вязкость неньютоновских жидкостей возрастает при уменьшении скорости тока жидкости. А вы хотите сами попробовать сделать такую жидкость и проверить её свойства?(даааа) Тогда приступим.

Воспитатель: Что нам понадобится для ее изготовления, вы узнаете, отыскав клад.

Дети в емкости с песком ищут буквы и составляют словосочетание по начальным буквам картинок, разложенных воспитателем на столе. У детей получаются слова «вода», «крахмал».

Воспитатель: Оба слова вам знакомы?

Дети: Да.

Воспитатель:Что такое крахмал, кто знает?

Дети: Крахмал - это такое сыпучее вещество.

Воспитатель: Где его используют?

Дети: Его используют в приготовлении выпечки, киселя. Крахмалом раньше обрабатывали воротнички у рубашек и юбки, чтобы они лучше держали форму. Так же его добавляют при изготовлении таблеток. (Если дети затрудняются ответить, то подтолкнуть их к правильному ответу)

Воспитатель: Перед вами на тарелках несколько белых веществ: соль, сахар, мука, крахмал. Можно ли по внешнему виду определить, где что лежит? (Сахар и соль скорее всего узнают сразу)

Дети: Да/нет.

Воспитатель: Возьмите по щепотке каждого вещества и сравните их. Что вы заметили?

Дети: Мука более мягкая на ощупь, а крахмал на пальцах скрипит.

Воспитатель: Да, крахмал скрипит. Отличается от других. Это его своеобразное свойство. Ребята, почему у меня в руках картофелина, что в ней такого особого?

Дети: В картофеле «прячется» крахмал.

Воспитатель: Верно, именно в нем «прячется» крахмал. Он есть и в злаковых: зернах пшеницы, кукурузы, риса и т. д. Давайте проверим растворяется ли крахмал в воде? Попробуйте положить его в воду и размешать. Берут ложкой крахмал, опускают в воду, размешивают.

Воспитатель: Что стало с жидкостью?

Дети: Она стала белой.

Воспитатель: Проведем эксперимент по получению неньютоновской жидкости. Для этого нам надо: 2-2,5 стакана крахмала и один стакан воды (либо 1-1,5 стакана крахмала (200г) и полстакана (0,5) воды. Затем насыпаем крахмал в чашку и нальем воду, тщательно размешаем. (Смешивают крахмал и воду в емкости)

Воспитатель: Получилось у нас вещество, которое может быть и твердым, и жидким. Кто вспомнит как оно называется?

Дети: Это вещество называется неньютоновским.

Воспитатель: А зависит его состояние от скорости работы с ним. Толкаем, кидаем, стучим, крутим, мешаем – вещество ведет себя как твердое тело. Как только останавливаемся – жидкое, сразу же растекается. Проведем ряд опытов.

Опыт 1.

Воспитатель: Опустим пальцы в жидкость. Если быстро сжимать и разжимать пальцы, можно увидеть между ними твердый комочек. (Опускают пальцы в жидкость, разжимают и зажимают пальцы.)

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое свойство принимает эта жидкость?

Дети: Эта жидкость принимает свойства твердого тела.

Воспитатель: Что нужно, чтобы она постоянно оставалась твердой?

Дети: Чтобы она оставалась твердой, ее нужно постоянно месить.

Опыт 2.

Воспитатель: Нальем жидкость на ладонь. Попробуем скатать шарик между ладонями. Получилось? Как только перестаем растирать ее, жидкость растекается лужицей. (Наливают жидкость на ладонь, пробуют скатать шарик, смотрят, что получается)

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? При каком условии жидкость обладает свойством твердого тела?

Дети: Жидкость может обладать свойством твердого тела только при быстром вращении, в данном случае, ладоней.

Опыт 3.

Воспитатель: Сможет ли жидкость удержать на поверхности шарик? (Кладут шарик на поверхность жидкости, смотрят что получается) Шарик держится?

Дети: Нет, шарик тонет!

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Дети: Шарик тяжелее, чем жидкость, поэтому он тонет.

Опыт 4.

Воспитатель: Постучим по жидкости пальцем. (Стучат по жидкости пальцем) Что происходит?

Дети: Палец не тонет и остается сухим.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: При частом постукивании по жидкости она ведет себя, как твердое тело.

Опыт 5.

Воспитатель: Опустим палец в жидкость. (Опускают палец в жидкость) Что произошло?

Дети: Палец намок.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Любое тело, опущенное в воду или любую жидкость, становится мокрым.

Воспитатель: При быстром ударе о поверхность палец не погружается в неньютоновскую жидкость и остается сухим, но если стучать медленно, или просто опустить палец в жидкость, она ни чем не будет отличаться от обычного киселя.

Итак, неньютоновская жидкость какая?

Дети: Она жидкая и текучая пока нет движения.

Воспитатель: Совершенно верно! Доказано Ньютоном, проверено каждым из нас.

Воспитатель:О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что узнали нового?

Дети: Мы разговаривали о жидкостях. Что существует жидкость, которая может быть и жидкой, и твердой.

Воспитатель:Как она называется?

Дети: Эта жидкость называется неньютоновская.

Воспитатель:Что делали на занятии?

Дети: На занятии мы делали неньютоновскую жидкость и проводили с ней опыты.

Воспитатель:Что вам сегодня понравилось на занятии? Что вам не понравилось на занятии? (Высказывают свои мысли, ощущения, эмоции)

 

 

 

 

 


 

Открытое занятие «Ньютоновские жидкости»

Открытое занятие «Ньютоновские жидкости»

Воспитатель: Человек живет на

Воспитатель: Человек живет на

И тогда он сформулировал закон, согласно которому вязкость жидкости увеличивается пропорционально силе воздействия на нее

И тогда он сформулировал закон, согласно которому вязкость жидкости увеличивается пропорционально силе воздействия на нее

Воспитатель: Верно, именно в нем «прячется» крахмал

Воспитатель: Верно, именно в нем «прячется» крахмал

Воспитатель: Постучим по жидкости пальцем

Воспитатель: Постучим по жидкости пальцем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020