Коррекционно - развивающее занятия «Кто Я?»
Христюк Валентина Павловна
педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты
Основная цель: создание положительного эмоционального фона, создание условий для творческого самовыражения. Снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: альбомные листы, изобразительные средства: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.
Организационный момент:
Приветствие: «Здравствуй, друг!»
Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
2.Ритуал начала занятия. Вместе с детьми зажигаем свечу.
Это волшебная свеча, она будет гореть на протяжении всего занятия.
(Предлагаю представить себя лепестком подсолнуха и сесть в круг)
Представьте, что вы отправились в путешествие. И попали на удивительную поляну. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы – они собирали мед. Пели птицы – они радовались, что вы бегаете по полянке босиком. Пахло цветами и земляникой. И на холме вы увидели Прекрасный дворец, вы были поражены его красотой. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно пойти именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу. Когда вы вошли во дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил дворец для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите… Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох… и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам».
3.Упражнение «Прислушайся к себе!»
Положите правую ладошку на сердечко. О чем оно вам говорит? Чего вы не желаете никому? Почему? Кого больше всего любите? Как сильно вы любите этого человека? Выразите свою любовь жестами.
4.Этюд «Зеркало»
Мы смотрим на себя в зеркало и кого там видим? (Себя). Рядом прикрепляется карточка с изображением буквы Я. «Что это за буква? Что она обозначает? (Выслушиваются все ответы детей). Рассмотрим поочередно картинки, которые лежат у вас в конверте. Найдем картинку, где «Я улыбаюсь».
- Что я делаю?
- Я улыбаюсь, радуюсь, веселюсь.
- Чему ты радуешься?
А теперь найдем картинку, где «Я злюсь?».
- Что я делаю? Злюсь. Почему я злюсь.
- А вам нравится злость?
- Какого она цвета?
- На какую погоду она похожа?
- Как она звучит? (прослушиваем музыкальное произведение, соответствующее образу злости.
По окончании прослушивания выясняем у детей:
- Какие чувства вы испытывали?
5.Упражнение: Я такая (ой), какая (ой) есть.
– Ребята, сейчас мы немного поиграем
(Я такая, какая есть (большой палец
направлен на себя),
И я очень счастлива здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).
Я могу быть маленькой (приседаем),
Могу быть большой (подтягиваемся на носочках и тянем руки вверх),
Могу быть худой (руки прижимаем к телу),
Могу быть полной (руки разводим в стороны),
Но это мне неважно (показываем указательными пальцами):
Я такая, какая есть (большой палец направлен на себя),
И я очень счастлива здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).
Каждого из вас домашние или, может быть, друзья как-то называют. Подумайте, какое имя вам больше всего нравится. Как вы думаете, могут ли имена что-то обозначать? А может быть, имена имеют цвет? Если да, то подумайте, какого цвета ваше имя?
6.Упражнение «Цветок — имя»
Давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуем запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя, они все волшебные, на каждом из них живет чье-то имя. А теперь попробуем увидеть цветок, на котором живет ваше имя. Возьмите его в руки, понюхайте, как он пахнет, посмотрите, какого он цвета. Подержите его в руках, запомните, что чувствуют ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Вспомните, какого цвета был ваш цветок.
Сейчас, пожалуйста, нарисуйте этим цветом все, что захочется. Молодцы, а сейчас этим цветом нарисуйте свое имя. Нарисуйте, на что похоже ваше имя, и цветок, на котором оно живет.
Молодцы, вы справились с работой. Сейчас садитесь в круг и положите около себя свой рисунок.
Молча передавайте свои рисунки по кругу до тех пор, пока ваш не вернется опять к вам.
Вы, я думаю, увидели, что все ваши имена, все ваши рисунки совершенно непохожи, и они прекрасны.
Расскажите, трудно ли было изображать свое имя?
7.Методика «Твое имя».
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других - назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катюшка, Екатерина).
Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
Психолог: - Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому,
обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.
(Выставка рисунков имен.)
8. Психогимнастическое упражнение «Цветы для друзей»
Игра с мягким разноцветным трансформером (формирование позитивного отношения к окружающей среде, к себе, к окружающим, умение радоваться и проявлять эмоции радости.
По такому случаю хочется подарить какой-нибудь подарок (дети предлагают, что можно подарить). Я хочу предложить в подарок цветы (дети соглашаются), создаются цветы с помощью мягкого разноцветного конструктора-трансформера.
От таких замечательных цветов хочется петь и танцевать! Скорее становитесь в круг!
В круг дружно стали мы
Руки дружбы подали
(Звучит аудиозапись песни, дети танцуют).
Как быстро истекло время, нам нужно возвращаться в детский сад.
Понравилось вам это занятие?
8. Заключительная часть
Совместное задувание свечи с загадыванием желаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.