КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ДЦП
Оценка 4.6

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ДЦП

Оценка 4.6
docx
11.04.2020
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ДЦП
ДЦП 2 класс.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРДАИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРОЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №________

от «____» __________ 2019 г.

Руководитель МО

______________

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

____________ (Тюмикова С.А.)

 

«___»______2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор МБОУ

Кардаиловская СОШ

_______ (Худякова О.В.)

Приказ № _______ от «___»__________2019г.

 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ДЦП, 2 КЛАСС

 

 

Разработчики: учитель-логопед Тарасенко Алёна Сергеевна  

Категория: I квалификационная категория

Стаж: 4 года

 

 

 

 

 

2019 г.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ДЦП

Речь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее ДЦП), характеризуется краткостью, бедностью словарного запаса, обилием грамматических ошибок. Оценивая состояние речи ребенка с ДЦП условно можно выделить 3 уровня развития речи и возможности речевой коммуникации.

Высокий уровень речевой коммуникации: ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

Средний уровень: ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

Низкий уровень речевой коммуникации: ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Для определения уровня развития связной речи детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые тексты и пересказать их.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, объем словаря, использование грамматических конструкций, синтаксически правильное оформление рассказа.

При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи. Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок. При низком уровне сформированности связной речи отмечается неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Учет полученных результатов обязателен при разработке программы обучения русскому языку и литературе, при разработке программы логопедического сопровождения.

Цель: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи.

Адресат:  обучающийся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией при ДЦП, испытывающий стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции
и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Для данного учащегося характерны:

нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат;

недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа  «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;

наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению.

Программа способствует решению следующих задач:

развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;

формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

закреплять звуко-буквенные связи;

формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;

развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;

развивать коммуникативную готовность к обучению.

Методы и приемы работы:

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

Практические методы и приемы обучения:

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы:

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- пассивная гимнастика.


 

Форма организации учебного процесса - индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения:

Обучающийся должен знать:

1.                  все звуки и буквы русского языка;

2.                  все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)

Обучающийся должен уметь:

1.                  вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

2.                  различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

3.                  правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;

4.                  вычленять слова из предложений;

5.                  чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;

Содержание программы

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово. Слог. (2ч)

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)

Звуки и буквы.(52ч)

Речевые/неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков.

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.

Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.

Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты.

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.

Разделительный -ь-, -ъ-.

Звукобуквенный анализ слов.

Работа над словом. (6ч)

Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Параллельно развитию речевой грамоты ведется работа по обогащению активного речевого словаря и развитию грамматический строй речи по лексическим темам: Грибы, ЯгодыОсеньПерелётные птицыФруктыОвощиДеревьяПродукты питанияЗимаЗимующие птицы, Перелетные птицы, Дикие животные, Домашние животные, Животные СевераЖивотные жарких стран, Одежда и головные уборы., ОбувьПосудаСемьяВеснаТранспортПрофессииМебельНасекомыеЛето, Домашние цветы, Полевые цветы.

В практической деятельности применяются следующие ЗСТ:

6.                  Дыхательная гимнастика

7.                  Логопедическая ритмика

8.                  Динамическая пауза

9.                  Упражнения на развитие мелкой моторики

10.              Зрительная гимнастика

11.              Кинезиологические приемы

12.              Все упражнения являются органичным продолжением коррекционного занятия и повышают активность детей.

13.              Дыхательная гимнастика

14.              Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.

15.              Регулирует дыхательный ритм

16.              Формирует навык правильного дыхания

17.              Формирует темпо-ритмические характеристики речи

18.              Логоритмические упражнения направлены на:

19.              Коррекцию речевых нарушений

20.              Обучению правильному дыханию

21.              Оптимизацию мышечного тонуса

22.              Обучение релаксации

23.              Развитие чувства ритма

24.              Формирование пространственных представлений

25.              Развитие психических функций

26.              Формирование межполушарного взаимодействия.

27.              Динамические паузы направлены на:

28.              Снятие усталости и напряженности

29.              Выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

30.              Совершенствование и развитие общей моторики

31.              Развитие ВПФ

32.              Обогащение внутреннего мира

33.              Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики

34.              Положительно и эффективно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.

35.              Зрительная гимнастика:

36.              Снижает утомляемость глаз

37.              Расширяет зрительное поле

38.              Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз

39.              Снижает спазм аккомодации глаз

40.              Служит профилактикой нарушения зрения

41.              Кинезиологические приемы способствуют:

42.              Профилактике и преодолению нарушений устной речи, чтения и письма.

43.              Улучшению почерка

44.              Развитию внимания, памяти, пространственных представлений.

45.              Повышают способность к самоконтролю.

46.              Все здоровьесберегающие технологии, используемые в практике, дают положительный эффект в коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся.

Используемые виды упражнений

Дыхательная гимнастика

-Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх

-Задержать дыхание. Во время задержки дыхания концентрировать внимание на середине ладони.

-Медленный выдох. Выдыхая рисовать перед собой обеими руками: круг, квадрат, треугольник. Упражнения выполняются по музыку.

Логоритмические упражнения

Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и ритма.

Упражнения по логоритмике включают следующие виды упражнений:

1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

3. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

4. Счетные упражнения.

5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

6. Пальчиковые игры.

7. Упражнения на развитие мимики

8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

9. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Динамические паузы

Игры со стихами «Расскажи стихи руками»

Физминутки на различные лексические темы и дифференцируемые звуки.

Физминутки с мячом на отстукивание слогового ритма.

Развитие мелкой моторики:

Обводки, трафареты, шнуровки, спирографы.

Пальчиковые игры с мелкими предметами

Пальчиковые игры со скороговорками, стихами

Пальчиковый алфавит

Зрительная гимнастика

Вертикальные движения глаз «ВВЕРХ-ВНИЗ»

Горизонтальные движения глаз «ВЛЕВО-ВПРАВО»

Вращение глазами по часовой стрелке и против

«МЕТЕЛКИ»- частое моргание глаз

«Рисование» глазами цифр, кругов и пружин

Кинезиологические упражнения

«Колечко»

«Кулак-ребро-ладонь»

Зеркальное рисование

«Ухо-нос»

Рисование обеими руками одновременно геометрических фигур

Комплексное использование оздоровительных моментов в учебной практике позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников и помогает в коррекции различных нарушений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алехина С.В. (ответственный редактор) Создание специальных условий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование» - М., 2012

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

4. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

5. Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

6. Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.

7. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. - М.; СПб.: Нестор-История, 2012. - 216 с. (серия «Инклюзивное образование»)


 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ДЦП (2 КЛАСС)

 



Темы

Датa

Примечание

План

Факт

1

Обследование устной речи.

2.09.19г.

 

 

2

Обследование устной речи.

9.09.19г.

 

 

3

Обследование устной речи.

16.09.19г.

 

 

4

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Овощи.

23.09.19г.

 

 

5

Гласные звуки и буквы. Признаки гласных звуков. Фрукты и овощи.

30.09.19г.

 

 

6

Гласный звук А. Выделение звука на фоне слога, слова. Ягоды.

7.10.19г.

 

 

7

Гласный звук О. Выделение звука на фоне слога, слова. Ягоды.

14.10.19г.

 

 

8

Гласный звук У. Выделение звука на фоне слога, слова. Грибы.

21.10.19г.

 

 

9

Гласный звук Ы. Выделение звука на фоне слога, слова. Грибы.

11.11.19г.

 

 

10

Гласный звук Ы. Выделение звука на фоне слога, слова. Грибы.

18.11.19г.

 

 

11

Гласный звук Э. Выделение звука на фоне слога, слова. Деревья.

25.11.19г.

 

 

12

Гласный звук И. Выделение звука на фоне слога, слова. Деревья.

2.12.19г.

 

 

13

Выделение гласных звуков из односложных, двусложных, трехсложных слов. Составление схем. Посуда.

9.12.19г.

 

 

14

Деление слов на слоги. Одно,2-х, 3-х, 4-х сложные слова. Посуда.

16.12.19г.

 

 

15

Характеристика частей слова. Ударение. Зима.

23.12.19г.

 

 

16

Согласные звуки и буквы. Признаки согласных. Мебель.

30.12.19г.

 

 

17

Выделение первого и последнего согласного из слова. Мебель.

13.01.20г.

 

 

18

Звонкие и глухие согласные. Домашние животные.

20.01.20г.

 

 

19

Твердые и мягкие согласные. Домашние животные.

27.01.20г.

 

 

20

Звуки М, М’ Буква Мм. Дикие животные.

3.02.20г.

 

 

21

Звуки Н,Н’ Буква Нн. Дикие животные.

10.02.20г.

 

 

22

Звуки Л,Л’ Буква Лл. Дикие животные.

17.02.20г.

 

 

23

Звуки Р,Р’ Буква Рр. Дикие животные.

24.02.20г.

 

 

24

Звук «ЙА». Буква Яя. Транспорт.

2.03.20г.

 

 

25

Звуки Д,Д’ Буква Дд. Продукты питания.

9.03.20г.

 

 

26

Звуки Т,Т’ Буква Тт. Одежда и головные уборы.

16.03.20г.

 

 

27

Звуки З,З’ Буква Зз. Одежда и головные уборы.

6.04.20г.

 

 

28

Звуки С,С’ Буква Сс. Обувь.

13.04.20г.

 

 

29

Звуки Г,Г’ Буква Гг. Обувь.

20.04.20г.

 

 

30

Звуки К,К’ Буква Кк. Семья.

27.04.20г.

 

 

31

Звуки В,В’ Буква Вв. Семья.

4.05.20г.

 

 

32

Звук Ж. Буква Жж. Животные жарких стран.

11.05.20г.

 

 

33

Звук Ш. Буква Шш. Профессии.

18.05.20г.

 

 

34

Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков. Лето.

25.05.20г.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Методы и приемы работы: Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов

Методы и приемы работы: Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов

Форма организации учебного процесса - индивидуальная работа

Форма организации учебного процесса - индивидуальная работа

Работа над словом. (6ч) Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный)

Работа над словом. (6ч) Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный)

Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики 2

Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики 2

Физминутки с мячом на отстукивание слогового ритма

Физминутки с мячом на отстукивание слогового ритма

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Звуки Д,Д’ Буква Дд. Продукты питания

Звуки Д,Д’ Буква Дд. Продукты питания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020