Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гришковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании МО»
Протокол № 1 от « » августа 2020 г. Руководитель МО ___________ Михайлова И.В
|
Согласовано
зам. директора по УВР ______________________ Беккер Т.А. |
«Утверждено»
Приказ № от « » августа 2020 г. Директор школы ____________Генрихс С.А.
|
«Коррекционно-развивающие занятия»
5 класс
(2020 -2021 учебный год)
Составитель: учитель Путылина Е.С.
Гришковка, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные
анализаторы.
Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой
связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование
разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных
специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс
обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе отведено 68 часа, 2 час в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности
(сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом
пении, танцах и
др., в
создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей:
одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений
искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов
- Коррекция познавательных процессов
- Развитие речи
Календарно-тематическое планирование
№ п. п. |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1. |
Дидактические игра «Волшебный мешочек». |
1 |
|
|
2. |
Игра на развитие памяти «Гуляем по лесу». |
1 |
|
|
3. |
Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер». |
1 |
|
|
4. |
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. «Разведчики», «Запомни предметы» |
1 |
|
|
5. |
Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. «Определи Игрушку», «Путаница», «Корректурная проба». |
1 |
|
|
6. |
Упражнения на развитие мелкой моторики, внимания. Пальчиковые игры «Семья», «Замочек», «Заборчик». |
1 |
|
|
7. |
Упражнения на развитие восприятия величины. «Матрёшки», «Большие и маленькие ноги». |
1 |
|
|
8. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Заборчик», «Лопаточка». |
1 |
|
|
9. |
Логоритмические упражнения «Дождик», «Листья». |
1 |
|
|
10. |
Развитие механической зрительной и слуховой памяти. «Запомни и найди», «Бессмысленные слова». |
1 |
|
|
11. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Часики», «Качели». |
1 |
|
|
12. |
Развитие слухового внимания. Игра «Три медведя». |
1 |
|
|
13. |
Развитие слухового внимания. Игра «Тихо-громко». |
1 |
|
|
14. |
Логическое и понятийное мышление. «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации». |
1 |
|
|
15. |
Упражнения на развитие восприятия «Кто как кричит». |
1 |
|
|
16. |
Развитие слухового внимания. “Оркестр”, “Что звучит?” |
1 |
|
|
17. |
Развитие слухового внимания «Часовой». |
1 |
|
|
18. |
Установление причинно-следственных отношений. «Чей домик». |
1 |
|
|
19. |
Обобщение и нахождение противоположностей. «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот». |
1 |
|
|
20. |
Анализ, сравнение, классификация, обобщение. «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки». |
1 |
|
|
21. |
Упражнения на развитие моторики, внимания «У жирафа». |
1 |
|
|
22. |
Упражнения на развитие восприятия «Дорисуй фигуры». |
1 |
|
|
23. |
Логопедические игры «Снегурочка и снеговик». |
1 |
|
|
24. |
Развитие воображения, восприятия. «Найди окошко для фигуры». |
1 |
|
|
25. |
Логоритмические упражнения «За грибами». |
1 |
|
|
26. |
Дидактические игры на развитие речи «Что бывает круглым?». |
1 |
|
|
27. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Чашечка», «Вкусное варенье». |
1 |
|
|
28. |
Развитие слухового внимания. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?” |
1 |
|
|
29. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Трубочка – желобок». |
1 |
|
|
30. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Месим тесто», «Чашечка». |
1 |
|
|
31. |
Дидактические игры на развитие речи «Как говорит Оля?» |
1 |
|
|
32. |
Дидактические игры на развитие речи «Кто больше слов скажет?». |
1 |
|
|
33. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Змейка», «Часики». |
1 |
|
|
34. |
Развитие речевого дыхания. Упражнение «Ветряная мельница». |
1 |
|
|
35. |
Дидактические игры на развитие речи. «Много – мало», «Кто это? Чьё это?». |
1 |
|
|
36. |
Дидактические игры на развитие речи «Кто заблудился?». |
1 |
|
|
37. |
Дидактические игры на развитие речи «Какие бывают иголки?». |
1 |
|
|
38. |
Дидактические игры на развитие речи «Ручка-ножка». |
1 |
|
|
39. |
Дидактические игры на развитие речи «Едим, летим, плывем». |
1 |
|
|
40. |
Логопедические игры. «Ёжик и барабан». |
1 |
|
|
41. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Горка». |
1 |
|
|
42. |
Логоритмические упражнения «По ягоды». |
1 |
|
|
43. |
Дидактические игры на развитие речи «Прятки». |
1 |
|
|
44. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Маляр». |
1 |
|
|
45. |
Дидактические игры на развитие речи «Что вы видите вокруг?». |
1 |
|
|
46. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Лошадка». |
1 |
|
|
47. |
Дидактические игры на развитие речи «Скажи какое». |
1 |
|
|
48. |
Дидактические игры на развитие речи «Найди точное слово». |
1 |
|
|
49. |
Дидактические игры на развитие речи «Высокий – низкий». |
1 |
|
|
50. |
Дидактические игры на развитие речи «Кто у кого». |
1 |
|
|
51. |
Дидактические игры на развитие речи «Один-много». |
1 |
|
|
52. |
Дидактические игры на развитие речи «Кто что умеет делать». |
1 |
|
|
53. |
Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Что будет, если…». |
1 |
|
|
54. |
Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Что пропало?» |
1 |
|
|
55. |
Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Что внутри?». |
1 |
|
|
56. |
Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Как выглядит твой друг?». |
1 |
|
|
57. |
Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Режим дня». |
1 |
|
|
58. |
Развитие речевого дыхания. «Играем в собачку». |
1 |
|
|
59. |
Упражнения на развитие моторики, внимания “Кто летит”. |
1 |
|
|
60. |
Артикуляционная речевая гимнастика «Чистим зубки», «Месим тесто». |
1 |
|
|
61. |
Развитие слухового внимания. «3 медведя», «Узнай, что звенит?». |
1 |
|
|
62. |
Упражнения на развитие восприятия “Хлопки”. |
1 |
|
|
63. |
Упражнения на развитие моторики, внимания. Пальчиковые игры. |
1 |
|
|
64. |
Дидактические игры на развитие речи. «Кто это?», «Чьё это?». |
1 |
|
|
65. |
Артикуляционная речевая гимнастика "Парашютик","Барабанщик». |
1 |
|
|
66. |
Развитие слухового внимания. «Близко-далеко». |
1 |
|
|
67. |
Дидактические игры на развитие речи. «Медведь и заяц», «Прятки». |
1 |
|
|
68. |
Упражнения на развитие восприятия «Найди спрятанные предметы». |
1 |
|
|
Материально-техническое обеспечение. - Ноутбук
- Дидактические игры по темам уроков
-Набор картинок для «Зашумлённые предметы»
-Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики
- Картотека упражнений артикуляционной гимнастики
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.