КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С АУТИЗМОМ
Оценка 4.9

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С АУТИЗМОМ

Оценка 4.9
docx
11.04.2020
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С АУТИЗМОМ
Аутизм 3 кл.docx

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРДАИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРОЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №________

от «____» __________ 2019 г.

Руководитель МО

______________

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

____________ (Тюмикова С.А.)

 

«___»______2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор МБОУ

Кардаиловская СОШ

_______ (Худякова О.В.)

Приказ № _______ от «___»__________2019г.

 

 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С АУТИЗМОМ

 

 

 

Разработчики: учитель-логопед Тарасенко Алёна Сергеевна  

Категория: I квалификационная категория

Стаж: 4 года

 

 

 

 

2019 г.

КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАТОНА Д.

 

Психолого-логопедическое обследование показывает:

1. При первичном логопедическом обследовании мальчик неохотно вступил в контакт с логопедом, не проявил интереса
к предложенной игровой деятельности. Заинтересовался дидактическим материалом (Матрёшка). Представление о себе нечёткие: откликается на имя.

2. Мальчик моторно не ловок, движения размашисты, некоординированны. Задание на развитие общей моторики преимущественно не выполняет, или выполняет совместно с логопедом. Объём движений резко ограничен. Переключаемость движений очень медленная. Мелкая моторика рук не развита.

3. Не понимает речь взрослого, не говорит. Отмечается системное недоразвитие речи. Мальчик не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта, в ориентировачно-познавательной деятельности, действует хаотично.

4. Работоспособность низкая, внимание неустойчиво.

5. Состояние артикуляционного аппарата:

- носогубные складки норма,

- губы: норма

- зубы: мелкие, редкие.

- челюсти: норма.

- прикус: норма.

- нёбо: твёрдое-норма; мягкое-норма:

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Несформированность языковых средств, моторная алалия.

 

 

Характеристика речевого расстройства у Платона

Моторная алалия

Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания.

Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности, различные соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия).

Основными проявлениями моторной алалии являются:

 - задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2-3 года, фразы – к 3-4 годам, у некоторых детей наблюдается полное отсутствие речи до 4-5 летнего возраста)

 - наличие той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических);  

 - удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности 
в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно)

Проявления моторной алалии колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных нарушений какой-либо подсистеме. В связи с этим выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии:

- первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием речевых средств общения или лепетным состоянием речи;

- второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов;

- третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического
и фонетико-фонематического недоразвития речи. Выделение уровней речевого развития при моторной алалии необходимо для осуществления дифференцированного подхода в логопедической работе и для комплектования специальных учреждений.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

 

I часть: условия коррекции

Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.

1. Укреплять здоровье ребёнка, чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя после сна 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до 20 минут. В вечернее время воспитатель проводит индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.

2. При моторной алалии рекомендуется логопедический массаж. Оптимальное время проведения массажа –
за некоторое  время до еды.

3. При составлении схемы логопедического массажа необходимо соблюдать следующие условия:

- сеанс массажа не должен превышать 15 минут;

- сеанс массажа можно проводить ежедневно или через день;

- при массаже положение ребёнка должно быть максимально удобным и естественным.

4. Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Упражнения выполняются, как в положении сидя, так и в положении стоя. Достаточно 3-5 повторений.

5. При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.

Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям
и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.


 

II часть: содержание коррекционно-развивающего обучения.

Цель:

- Развитие неречевых психических функций:

- слухового восприятия, внимания, памяти;

- зрительного восприятия, внимания, памяти;

- психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;

- памяти: слуховой, зрительной, моторной;

- невербального мышления.

- Проведение логопедического массажа.

- Работа над дыхательно – голосовой функцией и просодическими сторонами речи.

- Проведение пассивной артикуляционной гимнастики.

- Развитие понимания обращенной речи.

- Формирование фонетико-фонематического слуха.

 

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

- Развивать у Платона слуховое восприятие при различении неречевых звуков, например звучащих игрушек - сначала контрастных по восприятию, затем сходных.

- Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях (выделять определённо звучащую игрушку из 2-3, должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания).

- Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, картинок.

- Развивать зрительное внимание и память.  Платон должен восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами игрушки или должен запомнить определённую игрушку, затем найти её в ряду из 4 -5 игрушек. Игры и упражнения: «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»

- Развивать психомоторику:

- общую (упражнять Платона в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах;

- ручную (поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);

- пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без него.

- Развивать моторную память (предложить повторить по памяти 2-3 движения, ранее показанных логопедом).

- Развивать невербальное мышление: разложить серию картинок в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов (или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего).

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ - ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ

 

При коррекции моторной алалии особенно эффективен логопедический массаж.

Схема логопедического массажа лица:

Массаж лба:

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

2. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

3. Направление движения от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий

4. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

Массаж щёк.

5. Направление движения от уголков рта к  вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

6. Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

Массаж носа

7. Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Массаж носогубной складки

8. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения: поглаживающий.

Массаж рта

9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

10. Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

Массаж подбородка

11. Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Массаж шеи

12. Направление движения: вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Гимнастика для мышц шеи.

Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуется:

1. Наклоны головы вправо-влево и вперёд-назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12раз.

2. Круговые движения головой - не более 3 раз в каждую сторону.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

 

Массируемые мышцы языка

Направление движения

Тип движения

Продольные мышцы

От корня или средней части к кончику

Поглаживающие

Вертикальные мышцы

От корня языка к кончику и обратно

Ритмичное надавливание. Проведение щетиной зубной щётки

Поперечные мышцы

Из стороны в сторону, продольно
и зигзагообразно

Поглаживающие

Активизация мышц

От корня к кончику

Вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки

Подъязычная уздечка

Снизу вверх до лёгких болевых ощущений

Потягивание

 


 

РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

 

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.

Проведение специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:

1. Вдох носом – выдох ртом;

2. Вдох-выдох носом;

3. Вдох-выдох ртом;

4. Вдох ртом, выдох – носом.

Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.

Предложить Платону задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить  попробовать сдуть ватку с ладони.

- Обучать спокойному и плавному выдоху

- Обучать длительному выдоху, плавающие в воде. Этому способствует:

- дутьё на лёгкие  пластмассовые игрушки;

- дутьё через трубочку в бутылочку с водой;

- дутьё на шарики и карандаши,

- игра в мыльные пузыри.

Дыхательные упражнения, способствующие выработки  плавной и длительной воздушной струи: «Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик», «Живые предметы», « Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?».

 


 

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ

 

- Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тётя? Вот она, Покажи, где у тёти глазки? Вот они. Покажи, где у тёти ручки? Вот они»;

- Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:

Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;

- Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за. («Поставь машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»).

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

 

- Побуждать повторять звуки, слоги, простые слова.

- Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.

- Петь песенки со звукоподражанием.

- Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихах (например, уронили Мишку (на пол)).

 

ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ

 

Пассивная артикуляционная гимнастика

Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с Платоном пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:

1. Собирание губ в «Трубочку».

2. Растягивание губ в улыбку.

3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен.

4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.

5. Приподнимание кончика языка шпателем к твёрдому нёбу или верхней губе.

6. Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу
и отводится в сторону.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики:

1. ОКОШКО (На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот).

2. ЛЯГУШКА (Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5).

Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3. ХОБОТОК (Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5).

4. ЛЯГУШКА (На счёт «раз» - «два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок»).

5. ЛОПАТОЧКА    (Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти).

6. ТРУБОЧКА (Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку).

7. ТОЛСТЯЧОК     а) Надувание обеих щёк одновременно.

б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

8. ХУДЫШКА (Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах).

9. НАКАЖЕМ (Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине).

10. НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

11. ПРИЧЕШЕМ    ЯЗЫЧОК (Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

12. ЧАСИКИ (Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной).

13. КАЧЕЛИ (Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна).

III часть: рекомендации родителям

1. Массаж рекомендуется выполнять через день.

2. Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

3. Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

4. Дыхательные упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.

5. При выполнении комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным.

6. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

7. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей.

2. Волкова, Г.А. Психолого – педагогическая коррекция развития и воспитания

3. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона детей.

4. Краузе, Е. Логопелический массаж. Артикуляционная гимнастика.

5. Мелехова, Л.В., Фомичёва, М.Ф Речь дошкольника и её исправление.

6. Филичева, Т.Б., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Психолого-логопедическое обследование показывает: 1

Психолого-логопедическое обследование показывает: 1

Моторная алалия Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во…

Моторная алалия Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во…

I часть: условия коррекции

I часть: условия коррекции

II часть: содержание коррекционно-развивающего обучения

II часть: содержание коррекционно-развивающего обучения

Развивать зрительное внимание и память

Развивать зрительное внимание и память

Тип движения: разминающий 4.

Тип движения: разминающий 4.

Направление движения: вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы

Направление движения: вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы

РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ -

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ -

Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен

Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен

ЧАСИКИ (Улыбнуться, открыть рот

ЧАСИКИ (Улыбнуться, открыть рот

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богомолова,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богомолова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020