Слово аутизм (от лат. «аutos») означает отрыв от реальности, отгороженность от мираРанний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5-3летнему возрасту.
Основные параметры, по которым можно определить этот допустимый уровень взаимодействия, следующие:
какая дистанция общения для ребенка более приемлема;
каковы его излюбленные занятия, когда он предоставлен сам себе: бродить или бегать по комнате, раскачиваться, подпрыгивать, что-то крутить, перебирать,
как он обследует окружающие предметы: рассматривает; обнюхивает; тащит в рот;
как использует игрушки: обращает внимание лишь на какие-то детали, манипулирует игрушкой для извлечения какого-либо сенсорного эффекта, насколько эти манипуляции однообразны;
сложились ли какие-то стереотипы бытовых навыков, насколько они развернуты, насколько жестко привязаны к привычной ситуации;
использует ли он речь и в каких целях. Насколько она стереотипна, в каком лице он говорит о себе;
как он ведет себя в ситуациях дискомфорта, страха: замирает, возникают панические реакции, агрессия, самоагрессия, обращается к близким, жалуется, усиливаются двигательные стереотипии, стремится повторить или проговорить травмировавшую ситуацию;
каково его поведение при радости: возбуждается, усиливаются двигательные стереотипии, стремится поделиться своим приятным переживанием с близкими;
как он реагирует на запрет: игнорирует, пугается, делает назло, становится агрессивным, кричит;
как легче его успокоить при возбуждении, при расстройстве: взять на руки, приласкать, отвлечь любимым лакомством, привычным занятием, уговорами;
как долго можно удерживать его внимание и на чем: на игрушке, книге, рисунке, фотографиях, мыльных пузырях,
– как он относится к включению взрослых в его занятие (уходит, протестует, принимает, повторяет какие-то элементы игры взрослого или отрывки его комментария).
При создании и развитии помощи детям с аутизмом и сходными расстройствами целесообразно придерживаться следующих принципов:
– комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;
– интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;
– преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах;
– учет интересов аутичного ребенка при выборе методического подхода;
– индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
– систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.
Методика оперантного обучения (поведенческая терапия)
предусматривает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. Работа с детьми направлена на социально-бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер.
ТЕАССН – программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально-бытовых навыков, четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний, дневники), опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными
Холлдинг- терапия.
Процесс холдинг-терапии заключается в повторяющихся процедурах холдинга, то есть удержания ребенка на руках у родителей до его полного физического и эмоционального расслабления. Важно в первую очередь не физическое удержание ребенка, а эмоциональное, родители уговаривают ребенка не уходить, не бросать маму и папу, повторяют, как важно быть всем вместе. Поза и положение родителей должны позволять ребенку установить с ними глазной контакт. Марта Уэлч, разработчик терапии, рекомендует проводит терапию один раз в день, лучше в одно и то же время, а так же во всех ситуациях, когда ребенку плохо. Этими способами взаимодействия могут быть игры, пение песенок стимуляция ребенка на договаривание слов и звукоречевое подражание родителям, разговоры и обучение новому. Психолог должен объяснить родителям, что очень важно додержать ребенка до стадии расслабления во время первого занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.