Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Оценка 4.9
Аудио +1
docx
психологическая работа +1
7 кл—8 кл
06.11.2017
Программа представляет систему коррекционно-развивающих занятий эмоционально-личностной сферы для детей в возрасте 11-16 лет. Программа рассчитана на 72 часа, 2 раза в неделю.
Цель занятий:
Помочь подросткам осознать свои личностные особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.
программа социальная гостиная 2017-2018.docx
Введение
Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска». Разные
люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот
период поразному для кого то он проходит относительно спокойно, другие
же ощущают, что «почва уходит изпод ног». Э
Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей
к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и
эмоции, которые проявляются поновому, либо возникают впервые. Их
распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что,
безусловно, требует проведения коррекционноразвивающей работы. К тому
же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде,
проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка.
Эмоциональные переживания в этот период характеризуются
напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что
типичными чертами подростков является также раздражительность,
возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности
подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания
подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства,
значительно более широкий круг явлений социальной действительности
становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.
Задача занятий — научить подростка правильно относиться к своим
переживаниям, избегать «застревания аффекта».
Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в
силу возрастных особенностей развития,
контроль собственной
раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения
конфликтов и т.д. Программа представляет систему коррекционноразвивающих занятий
эмоциональноличностной сферы для детей в возрасте 1116 лет. Программа
рассчитана на 72 часа, 2 раза в неделю.
Цель занятий:
Помочь подросткам осознать свои личностные особенности,
познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность,
застенчивость, неуверенность в себе и т.д.
Задачи занятий:
1. Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся и их
всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей личности.
2. Развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать
своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.
3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать
себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
4. Оказать подросткам психологопедагогическую поддержку.
5. Познакомить подростков с миром эмоций;
6. Расширить знание учащихся о себе, своих способностях.
8. Научить контролировать собственные эмоции.
9. Организовать рефлексивную деятельность ребенка.
10. Ознакомить с практическими приемами и методами своего
совершенствования.
11. Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой
чувств подростков.
12. Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных
проявлений.
13. Снижение эмоциональной нестабильности. 5 класс «Программа развития способности к
самопознанию и уверенности в себе», автор Дубровина
И.В., «Я и Мы». Тренинговые занятия для учащихся 5-х
классов, автор Родионов В.А.
6 класс «Я-это интересно». Тренинговые занятия по
формированию социальных навыков для учащихся 6-х
классов, автор Родионов В.А.
7 класс «Мир эмоций». «Я-подросток». Программа
уроков психологии, автор Микляева А.В.
8 класс «Встреча с самим собой». Программа уроков
психологии, автор Микляева А.В.
9 класс «Я среди других людей». Программа уроков психологии, автор
Микляева А.В. и следующих нормативноправовых документов:
Родионов, Вадим Альбертович.
Я и другие. Тренинги социальных навыков для учащихся 111
классов / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина.
Ярославль : Акад. развития, 2001. 223 с. : ил.; 20 см.
Содержание курса внеурочной деятельности по программе
Раздел 1. Вводный урок (2 часа)
Учащиеся должны знать/понимать/:
принципы работы на занятиях
Учащиеся должны уметь/:
ориентироваться в системе требований
работать самостоятельно и под руководством взрослого
презентовать себя и своей личности
Раздел 2. Мир эмоций в моей жизни (36 часов)
Учащиеся должны знать/понимать/: механизмы безопасного выражения чувств и конструктивного выражения
претензий,
психологическую природу обиды, агрессии,
эмоциональные проявления в общении,
способы распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация)
Учащиеся должны уметь/:
умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
способность контролировать эмоции, управлять ими;
формулировать «Я высказывания».
Раздел 3. Встречи с самим собой (34 часа)
Учащиеся должны знать/понимать/:
приемы рефлексии путем обращения к проективным формам и обратной
связи одноклассников
навыка самоанализа собственного « Я – образа».
особенности самоанализа своей личностной сферы
приемы самоанализа собственных достоинств и недостатков
представления о партнерстве в отношениях родителей и детей
особенности «культуры отказа».
правила уверенного поведения
стремление к изучению своих возможностей и способностей;
умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно
Учащиеся должны уметь/:
дружески относиться к одноклассникам;
успешная адаптация в социуме
социального интеллекта подростков и навыков внимательного отношения к
другому человеку,
мотивировать на работу с собственными недостатками как способ
саморазвития личности.
разряжать агрессивные тенденции в поведении,
противостоять групповому давлению,
тренировать навыки уверенного поведения. Тематический план
Тема раздела
1. Вводный урок
2. Мир эмоций в моей жизни
3. Встречи с самим собой
Итого
Текущий и
промежуточный
контроль. Формы
контроля.
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Кол
во
часов
2
36
34
72 Календарнотематическое планирование на 20172018 учебный год.
Элементы содержания
Планируемые результаты
Примечание
Сроки
план фак
т
№
урока
Наименование раздела
и темы урока
1
2
3
4
Вводный урок (2 часа).
Знакомство.
Мир эмоций в моей
жизни (36 часов).
Почему нужно изучать
чувства?
Что значит – «я
подросток».
Как узнать эмоцию?
Кол
во
часов
2
2
1
1
Приветствие.
Правила группы.
Упражнение «Визитка».
Упражнение «Совет по кругу».
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Чьи глаза?».
Упражнение «Какое слово не
подходит».
Упражнение «Ассоциации»
Работа со сказкой.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Интервью».
Обсуждение.
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
1.
Приветствие.
Обсуждение
Упражнение «Угадай
эмоцию».
системе
Понимать принципы работы на
занятиях;
ориентироваться в
требований;
работать самостоятельно и под
руководством взрослого.
Определение основных способов
распознавания эмоций (мимика,
пантомимика, интонация).
Навыки распознавания эмоций
другого человека.
Обращение подростков к
телесному опыту переживания
эмоций.
Обращения участников к
особенностям собственного
эмоционального мира.
1. Анализ подростками
амбивалентности эмоций.
«Нормализация» переживания
социально неодобряемых эмоций.
Анализ подростками
необходимости управления
собственными эмоциями как
свободного выбора. 5
6
7
8
9
10
11
Я – наблюдатель.
Мои эмоции.
Эмоциональный словарь.
Чувства «полезные» и
«вредные».
1
1
1
1
Сказка «Страна Чувств». 1
Нужно ли управлять
своими эмоциями?
Что такое «запретные
чувства»?
1
1
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Угадайка».
Упражнение «Дорисуйка».
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Фантом».
Завершение занятия.
Упражнение «Словарь чувств»
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Польза и вред
эмоций». Индивидуальная
работа в тетради. Завершение
занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Эмоциональный
дневник». Индивидуальная
работа в тетради. Завершение
занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Актуализация запроса на
информацию о способах
управления своими чувствами.
Рефлексия подростками
скрываемых чувств и
последующего их выражения с
помощью невербальных и
вербальных средств.
1. Самоанализ учащимися своей
эмоционально – личностной сферы
в режиме развивающей
психодиагностики.
Обобщение опыта и знаний
подростков об эмоциональных
проявлениях в общении; анализ
психологической природы страха.
1. Обращение подростков к
собственному опыту агрессии.
Разрядка агрессивных тенденций в
поведении (вербальных и
невербальных) в игровой форме.
1. Навыки безопасной разрядки
агрессии.
Осознание подростками
психологической природы обиды.
Понимание подростками
психологического содержания
чувств вины и стыда, а также их
проективной разрядки.
1. Формулирование механизма
безопасного выражения чувств и
конструктивного выражения претензий.
1. Навыки формулирования «Я
высказываний».
1. Навыки выражать и принимать
комплименты.
12
Какие чувства мы
скрываем?
13
Маска.
1
1
14
Я в «бумажном зеркале». 1
15
Бумажное отражение.
1
16
Что такое страх?
1
Упражнение «Эксперимент».
Упражнение «Подвиг
исркренности».
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Подвиг
искренности».
Упражнение «Айсберг».
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Копилка
ситуаций».
Упражнение «Маска».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Бумажное
зеркало».
Диагностика.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Работа в малых группах.
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Анализ притчи «Чума». 17
Страхи и страшилки.
18
Страшнаястрашная
сказка
1
1
19
Побеждаем все тревоги.
1
20
А что они обо мне
подумают
21
Страх оценки.
1
1
Упражнение «Чего боятся
люди».
Завершение занятия.
Приветствие.
Разминка «Клопы».
Упражнение «Страшилка».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Превращение».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Игра «Гражданская оборона».
Упражнение «Как справиться
со страхом». Индивидуальная
работа в тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Гримаса».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Разминка «Крокодил».
Обсуждения.
Упражнение «Клоун».
Индивидуальная работа в 22
Злость и агрессия
23
Как справиться со
злостью?
24
Лист гнева
25
Обида
26
Как простить обиду
27
Ах, в чем я виноват
1
1
1
1
1
1
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Как я зол!».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Кошки —
собаки».
Работа в малых группах.
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Лист гнева».
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Геометрия
обиды». Индивидуальная
работа в тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Письмо
обидчику».
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение. 28
Что такое эмпатия? 1
29
Зачем мне нужна
эмпатия?
30
Развиваем эмпатию.
1
1
31
Еще раз про эмпатию.
1
32
Эмпатия в действии.
1
Упражнение «Сказка».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие. Обсуждение.
Упражнение «Мигалки».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Диагностика уровня эмпатии.
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Лицом к лицу».
Упражнение «Фотографии».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Кто сказал
мяу?»
Упражнение «Кто
дотронулся?»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Сыщик».
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение работы. 33
34
Способы выражения
чувств.
Тренировка «Я –
высказываний».
35
Комплименты.
36
Подведение итогов.
37
Встречи с самим собой.
(34 часа). Наедине с
собой?
38
Что я знаю о себе.
1
1
1
1
1
1
Приветствие. Обсуждение.
Упражнение «Поиск способов
безопасного выражения
чувств».
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Формулировка».
Работа в малых группах.
Упражнение «Япослания».
Индивидуальная работа в
тетради. Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Комплимент».
Работа в малых группах.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Рисуем
эмоции».
Завершение занятия.
Приветствие
Упражнение «Герб»
Упражнение «Гомеостат»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Считаем вместе»
Упражнение «Двадцать Я»
Индивидуальная работа в
тетради.
Развитие рефлексии.
Развитие «Я концепции».
Формирование социального
интеллекта подростков на основе
значимой обратной связи.
Самоанализ подростками
собственных достоинств и
недостатков.
Развитие социального интеллекта подростков и навыков
внимательного отношения к
другому человеку.
Осознание подростками
собственных профессиональных
планов.
Формирование уровня уверенности
в себе.
Развитие позитивного
самоотношения учащихся.
Обращения к собственной
ценностно – смысловой
сфере.
Самопринятие с помощью анализа
своих достоинств.
Формирование представлений о
дружбе и ее психологических
составляющих.
39
Мое имя.
40
Мои имена.
1
1
41
Мое уникальное «Я».
1
41
Я глазами других.
1
42
Как меня видят другие?
1
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Сочинение
сказки»
Упражнение « Дорису – ка»
Завершение работы
Приветствие.
Упражнение « Мои имена»
Упражнение « Что в имени
тебе моем»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Добрая
волшебница»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение « Постройся
по….»
Упражнение «Кто ты?»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждается вопрос. Мои достоинства и
недостатки.
1
43
44
Мои
«минусы» со стороны.
«плюсы»
45
Мои недостатки.
46
Как превратить
недостатки в
достоинства?
Упражнение «Глазами других»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Мои
достоинства и недостатки»
Упражнение «Соринка в
чужом глазу»
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение « Что обо мне
сказали»
Упражнение «Обратная связь»
Упражнение «Скажи о себе
что – нибудь хорошее»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Сказка по
кругу»
Упражнение «Карикатура»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Превращение»
Упражнение « Брачное
и
1
1
1 47
Мои ценности.
48
Наши ценности.
1
1
49
Я в «бумажном зеркале». 1
50
«Отражение».
1
51
Планирование времени.
1
объявление»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение
Упражнение «Мои ценности»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение
Упражнение «Дом »
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Процедура тестирования
Тест Кэттелла
Текст опросника
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Угадай – ка!»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждается вопрос
Упражнение «Мое настоящее»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия. 52
Время взрослеть.
53
Моя будущая
профессия.
54
Как я выгляжу?
55
Как я выгляжу?
56
Моя семья.
1
1
1
1
1
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение « Перспективы».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Игра «Профессиональные
ассоциации»
Упражнение «Журналист»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Игра « Встаньте те, кто…»
Упражнение «Идеал»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Кривое зеркало»
Упражнение «Недостатки
внешности и ее достоинства»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Генеалогическое
дерево» .
Упражнение «Семейные
фотографии»
Индивидуальная работа в 57
«Трудные дети» и
«трудные родители».
58
Мои права в семье.
59
Что такое дружба.
1
1
1
60
Мужчины и женщины.
1
61
Я – … (мужчина,
женщина).
1
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение « Копилка
семейных трудностей»
Упражнение « Трудные
родители и трудные дети»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение. « Идеальное
отношение в семье»
Упражнение «Мои права».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Ищу друга».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение
Упражнение «« Коллаж»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Кино про
жизнь» 62
Что такое любовь?
63
Рисковать или не
рисковать?
1
1
64
65
Что такое уверенность в
себе.
1
Тренируем уверенность в
себе.
1
Упражнение «Открытки»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Сиамские
близнецы»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение. Что значит
рисковать? Зачем люди
рискуют?
Упражнение «Казино»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Пальцы»
Упражнение« Три портрета»
Упражнение «Геометрия
уверенности»
Рефлексия упражнения
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Лошадь»
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия. 66
Уверенное выступление.
1
67
Умение сказать «нет».
1
68
Чем уверенность
отличается от
самоуверенности.
1
69
Подведение итогов.
1
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение « Шуточный
экзамен».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение.
Упражнение «Волк и семеро
козлят».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Упражнение «Просьба и
отказ».
Упражнение «Уверенное
поведение».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия.
Приветствие.
Обсуждение
Упражнение «Я желаю сам
себе».
Упражнение «Комплимент».
Индивидуальная работа в
тетради.
Завершение занятия. Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат
возможность формирования универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и
расслаблением,
извлекать необходимую информацию из текста,
определять и формулировать цель в совместной работе,
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,
приобрести социальные знания о ситуации межличностного
взаимодействия,
обогатить представление о собственных возможностях и способностях,
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости,
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного
опыта,
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,
адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
учиться контролировать свою речь и поступки,
овладеть способами общения и сотрудничества,
приобрести опыт общения с представителями других социальных групп,
других поколений,
учиться толерантному отношению к другому мнению,
учиться самостоятельно решать проблемы в общении,
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
формулировать своё собственное мнение и позицию,
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Личностные УУД:
развивать самостоятельность и личную ответственность в
информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми"группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.