Конспект
коррекционного воспитательного занятия на тему: "Уральские сказы" (по творчеству П.П.Бажова)
2025г
Цели занятия.
1. Познакомить с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова, его биографией.
2. Приобщать к культуре уральского народа, к прекрасному через произведения Бажова.
3. Коррекция логического мышления, слухового восприятия, эмоциональной сферы; обогащение словаря, творческого воображения.
4. Воспитывать интерес к народной культуре, любовь к нетрадиционным литературным произведениям.
Предварительная работа.
Чтение сказов Бажова, рассматривание иллюстраций, лепка по мотивам сказов.
Сказы:
1.«Огневушка-поскакушка»
2. «Серебряное копытце»
3. «Голубая змейка»
4.«Хозяйка медной горы»
5. «Зелёная кобылка»
I. Вводная часть:
Чтение воспитателем отрывка из произведения.
- «Он не посупорствовал, сел. Попробовал ушки и давай похваливать - до чего навариста да скусна. Сам из сумы хлебушка мягонького достал, ломоточками порушал и перед рябятами горкой выложил».
Беседа воспитателя с детьми.
- Как вы думаете, отрывок какого произведения я вам прочитала?
Какого жанра: сказка, повесть, рассказ или что?
- (ответы детей).
- По каким выражениям вы поняли, что это сказ?
- (ответы детей). Не посупортсвоал, ломоточками порушал,
МЯГОНЬКОГО И Т.Д.
- Что необычного в сказе? Чем он отличается от других произведений?
- (ответы детей). Необычной речью, реальность и волшебство и т.д.
- То есть, можно сказать, что сказы отличаются необычной старинной речью, они неповторимы, ещё говорят - самобытны.
Воспитатель предлагает детям прослушать высказывание.
«...Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные - в покор, иные - в поучение, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». П.П. Бажов.
- Как вы понимаете это выражение?
- (ответы детей). Многому учат, помогают в жизни и т.д.
- Хорошо, молодцы. СКАЗ - это сказка или чем-то отличается?
- (ответы детей). Действительность с элементами волшебства, о реальных людях, их жизнях и т.д.
- С какими сказами вы уже знакомы? Кто автор?
- (ответы детей). «Огневушка-поскакушка» и т.д.
- Хорошо. Тема нашего сегодняшнего занятия «Творчество П.П. Бажова и герои его сказов».
II. Основная часть.
Рассказ ребёнка.
- 27 января 1879 г. в Сысертском заводе Екатеринбургского уезда
Пермской губернии в семье приписных крестьян Петра Васильевича и
Августы Степановны родился будущий писатель Павел Петрович
Бажов.
Рассказ воспитателя.
- Об отце Павла Петровича говорили: «Золотые руки!». Но, несмотря на это, жить приходилось в нужде и в тяжёлой работе. Но семья была дружная. Отец и мать горячо любили единственного сына, старались сделать всё, чтобы детство его было более радостным, чем у них.
Рассказ ребёнка.
- Павел Петрович рос смышлёным мальчиком. Три года ходил в начальную заводскую школу в Сысерти. Учился он хорошо, на пятёрки. В то время почти невозможно было получить образование парнишке из рабочей семьи. Очень трудно было родителям Бажова устроить сына учиться.
Рассказ воспитателя.
- Даже дедушка, провожая внука в дорогу, наказывал: «Гляди, учись порядком! Не шали! Наше дело-то не барское. С потовой копейки тебя отец с матерью учить собираются».
Беседа воспитателя с детьми.
- Что значит с «потовой копейки»?
- (ответы детей). Тяжёлая работа, деньги трудно давались, платили мало и т.д.
Рассказ ребёнка.
- Осенью 1889 г. десятилетнего мальчика увезли в Екатеринбург учиться в духовное училище (здесь была плата меньше). Экзамены он сдал блестяще и был принят на учёбу.
Рассказ воспитателя.
- Трудно было привыкнуть мальчику из доброй и дружной семьи к строгим казённым порядкам. Всей душой рвался маленький Паша домой, к семье, к друзьям-заединщикам. А дни бежали и бежали...
О своём детстве вспоминает Бажов в автобиографической повести
«Зелёная кобылка».
Беседа воспитателя с детьми.
- Давайте вспомним, о ком писал Павел Петрович в этой повести?
- (ответы детей). О дружбе трёх мальчиков, об их играх, отношениях, тайнах, проблемах и т.д.
- Читаешь эту повесть, чувствуешь свежесть уральского леса, прохладу озёр. В ней много прибауток, уральских присказок, поговорок. Бажов очень хорошо знал особенности уральского говора.
Дидактическое упражнение. Карточки с поговорками.
Цель. Коррекция логического мышления, обогащение словаря.
Выбрать народные прибаутки, где отражены особенности уральского говора.
Не к рукам кудель!
Кто зевает - тот воду хлебает.
Охота - не работа, хлеба не даёт.
Коли работы пугаться не станешь, то всё ладно будет.
Не всякая драка человеку в покор.
Ходи веселенько, работай крутенько!
Беседа воспитателя с детьми.
- По каким словам догадались?
- (ответы детей).
- Как понимаете эти слова, пословицы?
- (ответы детей).
Рассказ ребёнка.
- И вот кончилось детство. Весной 1893 г. Павел Бажов заканчивает с отличием училище, и его посылают учиться в Пермскую духовную семинарию. Ему приходится нелегко, приходится подрабатывать. Он содержит себя и маму. И в 1899 г. оканчивает семинарию по первому разряду. Бажов становится учителем русского языка и литературы. Так началась его трудовая жизнь.
Рассказ воспитателя.
- А учительствовал он 18 лет. Зимой - уроки, а в летние каникулы он вырывается на простор, навстречу с горами и озёрами. Павел Петрович очень любил Урал, его неповторимую природу, историю, талантливый народ. Всё, что слышал от людей, записывал: то песню хорошую, 10 бывальщину занятную, то словцо меткое.
Ещё в детстве Бажов слушал побывальщины старика Хмелика, в которых он передавал то, что сам видел и пережил. Мальчишки любили такие вечера и никогда не пропускали дежурств дедушки Хмелика.
Дидактическое упражнение.
- Мы с вами читали многие сказы П.П. Бажова. Давайте проверим, кто был самым внимательных слушателем. Напишите имена героев сказов.
Кто больше!
- Хорошо, молодцы!
Рассказ ребёнка.
Но крупицам из преданий, песен, легенд складывались бажовские сказы. Первые сказы «Малахитовой шкатулки» появились в 1936 г.
Тогда их было только 14. В 1942 г. появилась новая книга сказов, она называлась «Ключ-камень», а в 1943 г. «Сказы о немцах». Всего Павел Петрович написал 52 сказа.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель обращает внимание детей на портрет Бажова.
- Здесь Павел Петрович уже в возрасте. Какими добрыми глазами смотрит он на нас, глазами волшебника, сказителя. В этом возрасте к нему пришла известность после выхода в свет «Малахитовой шкатулки». Так он назвал всю книгу сказов. В эту «шкатулку» он добавлял новые сказы-самоцветы для вас, своего будущего поколения.
Беседа воспитателя с детьми.
- Давайте вспомним, кого сделал героями сказов Павел Петрович.
- (ответы детей). Детей, рабочих, тайную силу.
- Кто был хозяином всех гор?
- (ответы детей). Хозяйка Медной горы.
- Она приготовила для вас несколько заданий.
Дидактическое упражнение. «Узнай по описанию».
Цель: коррекция памяти.
Воспитатель читает описание героя, дети называют его. Воспитатель спрашивает, какой характер у этого героя, просит назвать его положительные и отрицательные черты.
На грудке руды женщина сидит. Коса сизо-чёрная, ровно прилипла к спине.
Одёжа такая, что другой такой на свете не найдёте. Из шёлкого, слышь-ко, малахиту платье. (Хозяйка Медной горы)
Девчоночка махонька. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба. Подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. (Огневушка-поскакушка)
Ростом он не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая. Рожки о пяти веток. На правой передней ножке серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там появится дорогой камешок. (Серебряное копытце)
Как звали девочку из этого сказа? (Дарёнка)
Кто был её другом? (Мурёнка)
Поглядел мальчонка - у берёзы лопатка старая валяется. Изоржавела вся. Взял он её в руки. И потянула тут лопатка мальчонку из сугроба. Где пешком за лопатой идёт, где волоком тащится, а приметки ставить не забывает.
(Федюнька).
- Хорошо, молодцы, с этим заданием справились.
Дидактическое упражнение «Расшифруй слова».
Цель: коррекция зрительного восприятия.
Воспитатель предлагает расшифровать имена героев сказа, спрашивает детей, какого сказа эти герои («Голубая змейка»).
Дидактическое упражнение «Восстанови последовательность события, краткое содержание (сюжет. картинки)».
Беседа воспитателя с детьми.
- Почему мальчики дрались?
- (ответы детей). Оберегали друг друга от чёрной беды.
- То есть, не от жадности, а спасая друг друга. Значит, драка какая?
- (ответы детей). Не злая, справедливая и т.д.
- Можно сказать: «Не всякая драка человеку в покор»?
- (ответы детеи).
- Почему голубая змейка наградила мальчиков?
- (ответы детей). Чувствовали вину, хотели исправить и т.д.
- Хорошо, молодцы. Ребята, назовите «тайные силы» из других сказов.
- (ответы детей). Полоз, Хозяйка Медной горы и т.д.
- А героев из реальной жизни? (ответы детей). Старатели, углежог, рудокоп и т.д.
- Эти профессии есть и сейчас? Как они называются?
- (ответы детей). Геологи, шахтёры, ювелиры.
- То есть, можно сказать, что в сказах волшебство переплетается с реальной жизнью. А что общего у «тайных сил» из разных сказов?
- (ответы детей). Помогают хорошим людям, наказывают плохих и т.д.
- Как помогают?
- (ответы детей). Дают богатство.
- Просто дают или что? (вспомнить сказ «Хозяйка Медной горы»).
- (ответы детей). Награждают знаниями, добывают своим трудом.
- Что дороже: золото или знания? Почему?
- (ответы детей).
Дидактическое упражнение. «Значение старинных слов».
Цель: коррекция логического мышления, обогащение словаря.
Дети выбирают карточки со словами и объясняют их. Воспитатель приходит им на помощь при необходимости.
- Используются ли эти слова сейчас?
- (ответы детей).
- Какими словами вы заменяете старинные?
- (ответы детей).
- Что звучит лучше: басенький или батый?
- (ответы детей).
Это старинные слова. Так говорили на Урале в XIX в., в начале ХХ в. - простые люди - рабочие и крестьяне.
Рассказ воспитателя.
-За самобытность, напевность, красочность сказы Бажова полюбили и узнали многие народы мира. Их переводили и печатали в разных странах. Сказы напечатаны на английском, французском, японском, корейском, румынском, вьетнамском, немецком и многих других языках мира.
Павел Петрович был награждён орденом Ленина, был лауреатом
Государственной премии: это высокие, почётные награды.
В январе 2004 г. исполнилось 125 лет со дня рождения П.П. Бажова. А герои его книг - простые рабочие люди, смелые, добрые, с золотыми руками, с настоящим русским характером помогают нам всегда стремиться вперёд, не вешать нос, любить жизнь, любить труд, не терпеть несправедливости, не гоняться за богатством.
111. Заключительная часть.
Я хочу закончить занятие наказом бабки Лукерьи из сказа
«Синюшкин колодец»: «Ходи веселенько, работай крутенько. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится. И белый день взвеселит, и тёмна ноченька приголубит, и красно солнышко обрадует». Думаю, что этот наказ не устарел и сейчас, может пригодиться и большим, и малым.
И в заключение хочу предложить вам нарисовать того героя, на которого вы чем-то хотели бы походить, или тот сюжет сказа, который научил вас чему-то хорошему.
Воспитатель обсуждает рисунки с детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.