Коррекционное занятие "Уральские сказы"

  • doc
  • 03.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уральские сказы.doc

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

коррекционного воспитательного занятия на тему: "Уральские сказы" (по творчеству П.П.Бажова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025г

 

 

 

 

 

Цели занятия.

 

1. Познакомить с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова, его биографией.

2. Приобщать к культуре уральского народа, к прекрасному через произведения Бажова.

3. Коррекция логического мышления, слухового восприятия, эмоциональной сферы; обогащение словаря, творческого воображения.

4. Воспитывать интерес к народной культуре, любовь к нетрадиционным литературным произведениям.

 

 

 

 

Предварительная работа.

Чтение сказов Бажова, рассматривание иллюстраций, лепка по мотивам сказов.

Сказы:

1.«Огневушка-поскакушка»

2. «Серебряное копытце»

3. «Голубая змейка»

4.«Хозяйка медной горы»

5. «Зелёная кобылка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вводная часть:

Чтение воспитателем отрывка из произведения.

- «Он не посупорствовал, сел. Попробовал ушки и давай похваливать - до чего навариста да скусна. Сам из сумы хлебушка мягонького достал, ломоточками  порушал и перед рябятами горкой выложил».

Беседа воспитателя с детьми.

 

- Как вы думаете, отрывок какого произведения я вам прочитала?

Какого жанра: сказка, повесть, рассказ или что? 

- (ответы детей).

- По каким выражениям вы поняли, что это сказ?

- (ответы детей). Не посупортсвоал, ломоточками порушал,

МЯГОНЬКОГО И Т.Д.

- Что необычного в сказе? Чем он отличается от других произведений?

- (ответы детей). Необычной речью, реальность и волшебство и т.д.

- То есть, можно сказать, что сказы отличаются необычной старинной речью, они неповторимы, ещё говорят - самобытны.

Воспитатель предлагает детям прослушать высказывание.

«...Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные - в покор, иные - в поучение, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». П.П. Бажов.

- Как вы понимаете это выражение?

- (ответы детей). Многому учат, помогают в жизни и т.д.

- Хорошо, молодцы. СКАЗ - это сказка или чем-то отличается?

- (ответы детей). Действительность с элементами волшебства, о реальных людях, их жизнях и т.д.

- С какими сказами вы уже знакомы? Кто автор?

- (ответы детей). «Огневушка-поскакушка» и т.д.

- Хорошо. Тема нашего сегодняшнего занятия «Творчество П.П. Бажова и герои его сказов».

II. Основная часть.

Рассказ ребёнка.

- 27 января 1879 г. в Сысертском заводе Екатеринбургского уезда

Пермской губернии в семье приписных крестьян Петра Васильевича и

Августы Степановны родился будущий писатель Павел Петрович

Бажов.

Рассказ воспитателя.

- Об отце Павла Петровича говорили: «Золотые руки!». Но, несмотря на это, жить приходилось в нужде и в тяжёлой работе. Но семья была дружная. Отец и мать горячо любили единственного сына, старались сделать всё, чтобы детство его было более радостным, чем у них.

 

Рассказ ребёнка.

- Павел Петрович рос смышлёным мальчиком. Три года ходил в начальную заводскую школу в Сысерти. Учился он хорошо, на пятёрки. В то время почти невозможно было получить образование парнишке из рабочей семьи. Очень трудно было родителям Бажова устроить сына учиться.

Рассказ воспитателя.

- Даже дедушка, провожая внука в дорогу, наказывал: «Гляди, учись порядком! Не шали! Наше дело-то не барское. С потовой копейки тебя отец с матерью учить собираются».

Беседа воспитателя с детьми.

- Что значит с «потовой копейки»?

- (ответы детей). Тяжёлая работа, деньги трудно давались, платили мало и т.д.

Рассказ ребёнка.

- Осенью 1889 г. десятилетнего мальчика увезли в Екатеринбург учиться в духовное училище (здесь была плата меньше). Экзамены он сдал блестяще и был принят на учёбу.

 

Рассказ воспитателя.

- Трудно было привыкнуть мальчику из доброй и дружной семьи к строгим казённым порядкам. Всей душой рвался маленький Паша домой, к семье, к друзьям-заединщикам. А дни бежали и бежали...

О своём детстве вспоминает Бажов в автобиографической повести

«Зелёная кобылка».

 

Беседа воспитателя с детьми.

- Давайте вспомним, о ком писал Павел Петрович в этой повести?

- (ответы детей). О дружбе трёх мальчиков, об их играх, отношениях, тайнах, проблемах и т.д.

- Читаешь эту повесть, чувствуешь свежесть уральского леса, прохладу озёр. В ней много прибауток, уральских присказок, поговорок. Бажов очень хорошо знал особенности уральского говора.

 

Дидактическое упражнение. Карточки с поговорками.

Цель. Коррекция логического мышления, обогащение словаря.

Выбрать народные прибаутки, где отражены особенности уральского говора.

 Не к рукам кудель!

 Кто зевает - тот воду хлебает.

 Охота - не работа, хлеба не даёт.

 

Коли работы пугаться не станешь, то всё ладно будет.

 Не всякая драка человеку в покор.

 Ходи веселенько, работай крутенько!

Беседа воспитателя с детьми.

- По каким словам догадались?

- (ответы детей).

- Как понимаете эти слова, пословицы?

- (ответы детей).

Рассказ ребёнка.

- И вот кончилось детство. Весной 1893 г. Павел Бажов заканчивает с отличием училище, и его посылают учиться в Пермскую духовную семинарию. Ему приходится нелегко, приходится подрабатывать. Он содержит себя и маму. И в 1899 г. оканчивает семинарию по первому разряду. Бажов становится учителем русского языка и литературы. Так началась его трудовая жизнь.

Рассказ воспитателя.

 

- А учительствовал он 18 лет. Зимой - уроки, а в летние каникулы он вырывается на простор, навстречу с горами и озёрами. Павел Петрович очень любил Урал, его неповторимую природу, историю, талантливый народ. Всё, что слышал от людей, записывал: то песню хорошую, 10 бывальщину занятную, то словцо меткое.

Ещё в детстве Бажов слушал побывальщины старика Хмелика, в которых он передавал то, что сам видел и пережил. Мальчишки любили такие вечера и никогда не пропускали дежурств дедушки Хмелика.

Дидактическое упражнение.

- Мы с вами читали многие сказы П.П. Бажова. Давайте проверим, кто был самым внимательных слушателем. Напишите имена героев сказов.

Кто больше!

- Хорошо, молодцы!

Рассказ ребёнка.

Но крупицам из преданий, песен, легенд складывались бажовские сказы. Первые сказы «Малахитовой шкатулки» появились в 1936 г.

Тогда их было только 14. В 1942 г. появилась новая книга сказов, она называлась «Ключ-камень», а в 1943 г. «Сказы о немцах». Всего Павел Петрович написал 52 сказа.

 

Рассказ воспитателя.

Воспитатель обращает внимание детей на портрет Бажова.

- Здесь Павел Петрович уже в возрасте. Какими добрыми глазами смотрит он на нас, глазами волшебника, сказителя. В этом возрасте к нему пришла известность после выхода в свет «Малахитовой шкатулки». Так он назвал всю книгу сказов. В эту «шкатулку» он добавлял новые сказы-самоцветы для вас, своего будущего поколения.

Беседа воспитателя с детьми.

- Давайте вспомним, кого сделал героями сказов Павел Петрович.

- (ответы детей). Детей, рабочих, тайную силу.

- Кто был хозяином всех гор?

- (ответы детей). Хозяйка Медной горы.

- Она приготовила для вас несколько заданий.

 

Дидактическое упражнение. «Узнай по описанию».

Цель: коррекция памяти.

Воспитатель читает описание героя, дети называют его. Воспитатель спрашивает, какой характер у этого героя, просит назвать его положительные и отрицательные черты.

 

На грудке руды женщина сидит. Коса сизо-чёрная, ровно прилипла к спине.

Одёжа такая, что другой такой на свете не найдёте. Из шёлкого, слышь-ко, малахиту платье. (Хозяйка Медной горы)

 

Девчоночка махонька. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба. Подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. (Огневушка-поскакушка)

 

Ростом он не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая. Рожки о пяти веток. На правой передней ножке серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там появится дорогой камешок. (Серебряное копытце)

Как звали девочку из этого сказа? (Дарёнка)

Кто был её другом? (Мурёнка)

 

Поглядел мальчонка - у берёзы лопатка старая валяется. Изоржавела вся. Взял он её в руки. И потянула тут лопатка мальчонку из сугроба. Где пешком за лопатой идёт, где волоком тащится, а приметки ставить не забывает.

(Федюнька).

- Хорошо, молодцы, с этим заданием справились.

 

Дидактическое упражнение «Расшифруй слова».

Цель: коррекция зрительного восприятия.

Воспитатель предлагает расшифровать имена героев сказа, спрашивает детей, какого сказа эти герои («Голубая змейка»).

Дидактическое упражнение «Восстанови последовательность события, краткое содержание (сюжет. картинки)».

Беседа воспитателя с детьми.

- Почему мальчики дрались?

- (ответы детей). Оберегали друг друга от чёрной беды.

- То есть, не от жадности, а спасая друг друга. Значит, драка какая?

- (ответы детей). Не злая, справедливая и т.д.

- Можно сказать: «Не всякая драка человеку в покор»?

- (ответы детеи).

- Почему голубая змейка наградила мальчиков?

- (ответы детей). Чувствовали вину, хотели исправить и т.д.

- Хорошо, молодцы. Ребята, назовите «тайные силы» из других сказов.

- (ответы детей). Полоз, Хозяйка Медной горы и т.д.

- А героев из реальной жизни? (ответы детей). Старатели, углежог, рудокоп и т.д.

- Эти профессии есть и сейчас? Как они называются?

- (ответы детей). Геологи, шахтёры, ювелиры.

- То есть, можно сказать, что в сказах волшебство переплетается с реальной жизнью. А что общего у «тайных сил» из разных сказов?

- (ответы детей). Помогают хорошим людям, наказывают плохих и т.д.

- Как помогают?

- (ответы детей). Дают богатство.

- Просто дают или что? (вспомнить сказ «Хозяйка Медной горы»).

- (ответы детей). Награждают знаниями, добывают своим трудом.

- Что дороже: золото или знания? Почему?

- (ответы детей).

Дидактическое упражнение. «Значение старинных слов».

Цель: коррекция логического мышления, обогащение словаря.

Дети выбирают карточки со словами и объясняют их. Воспитатель приходит им на помощь при необходимости.

- Используются ли эти слова сейчас?

- (ответы детей).

- Какими словами вы заменяете старинные?

- (ответы детей).

- Что звучит лучше: басенький или батый?

- (ответы детей).

Это старинные слова. Так говорили на Урале в XIX в., в начале ХХ в. - простые люди - рабочие и крестьяне.

Рассказ воспитателя.

 

-За самобытность, напевность, красочность сказы Бажова полюбили и узнали многие народы мира. Их переводили и печатали в разных странах. Сказы напечатаны на английском, французском, японском, корейском, румынском, вьетнамском, немецком и многих других языках мира.

Павел Петрович был награждён орденом Ленина, был лауреатом

Государственной премии: это высокие, почётные награды.

В январе 2004 г. исполнилось 125 лет со дня рождения П.П. Бажова. А герои его книг - простые рабочие люди, смелые, добрые, с золотыми руками, с настоящим русским характером помогают нам всегда стремиться вперёд, не вешать нос, любить жизнь, любить труд, не терпеть несправедливости, не гоняться за богатством.

 

111. Заключительная часть.

 

Я хочу закончить занятие наказом бабки Лукерьи из сказа

«Синюшкин колодец»: «Ходи веселенько, работай крутенько. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится. И белый день взвеселит, и тёмна ноченька приголубит, и красно солнышко обрадует». Думаю, что этот наказ не устарел и сейчас, может пригодиться и большим, и малым.

И в заключение хочу предложить вам нарисовать того героя, на которого вы чем-то хотели бы походить, или тот сюжет сказа, который научил вас чему-то хорошему.

 

Воспитатель обсуждает рисунки с детьми.