Коррекционные упражнения на развитие внимания для младших школьников с дисграфией
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуски и замена букв, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Своевременное выявление этих нарушений и проведение коррекционного обучения облегчат в дальнейшем учебно-познавательную деятельность учащихся. Учитель, заинтересованный в результате своей работы, не всегда имеет возможность подобрать нужные упражнения для детей с дисграфией. На поиск тренировочных упражнений уходит огромное количество времени и средств, так как сбор нужного материала предполагает приобретение большого количества книг по логопедии.
Представляемый материал, помогает ребенку откорректировать ошибки на уровне написания буквы и слога и проконтролировать свою работу, научиться соотносить звук и букву, различать буквы, сходные по написанию. Работая с заданиями самостоятельно, ребенок сможет оценить собственную речь, научиться контролировать письмо, проверить себя, зная, что неудачи не повлияют на мнение о нем как личности и, таким образом, не будут его травмировать.
Упражнения разделены на несколько групп. В первую включены упражнения для исправления ошибок, связанных с неправильным восприятием произнесенных звуков, их узнаванием.
Вторая группа упражнений позволяет научиться различать сходные по произношению гласные, указывающие на мягкость согласных звуков. Упражнения третьей группы способствуют отработке обозначения при написании мягкости согласных звуков мягким знаком. Ребенок, путающий буквы, отдельные элементы которых похожи по написанию, сможет откорректировать это нарушение, выполняя упражнения четвертой группы. Упражнения пятой группы позволяют научиться различать буквы, обозначающие звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство.
1. Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков
Обозначение гласных звуков буквами
Упражнение 1
Вставь гласную букву в начале слова:
О А Ы У И Э
_кунь, _зел, _глы, _хо, _зредка, _стный, _гол, _дрес, _жил, _мя, _вгуст, _треник, _слик, _жин, _хнул, _тпуск, _мный, _стров, _тлас, _ист, _лей, _тка, _кна, _ней, _гры, _рден, „тот, __дик.
Упражнение 2
Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным:
_птека, _зюм, _дут, _шли, _льбом, _таж, _зоры, _кзамен, _чеба, __рбуз, _кула, _борка, _читель, __лмаз, _кран, _пель-син, _страда, _пал, _сфальт, _жасный, _зложение.
Упражнение 3
Прочитай слово. Замени в нем гласную букву так, чтобы получилось новое слово:
дом — вал —
бак — мел —
сок — бом —
пил — шок —
Обозначение согласных звуков при написании слов
Упражнение 1
Добавь в конце слова буквы х, т, к, с каждым словом составь и запиши предложение:
ко__ ки_
пу_ мо_
ра_ жу_
лу_ ме_
ма_ со_
Упражнение 2
Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово, а где возможно — несколько новых слов:
точка — день —
балка — педаль —
лук — макет —
ком ——
Упражнение 3
Верни букву на место:
З или С
_а_ыпанный _негом ле_ __казочно кра_ив.
Ли_а и _оня спешат на _а_неженную поляну.
Т или Д
Ле_о с_ояло жаркое. В _оме _ухота.
От жары все спря_ались в _ень _ерева.
2. Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Упражнение 1
1. Существуют парные согласные буквы.
Произнеси и подумай, почему они считаются парными:
а-я, о-е, э-е, ы-и.
2. В те слова, где необходимо, вставь парную той гласной, которая уже есть в слове. Если невозможно подставить требуемую букву, зачеркни слово:
сан_, рук_, знам__, клкш_л, слив_, космос, костер, ут_г, память, по_т, бокс_р, Вал_, вил_, ор_х, Ан_, весл_, мух_, пол__т, скамь_, ма_к, птиц_, пож_р, ба_н, сал_т, лап_, лип_, мес__ц, к_ты, ов_с.
Упражнение 2
Прочитай и запиши слова, вставляя буквы ы или и:
сл_в_, пл_т_, ж_р__, р_б_, с_льн_й, л_п_, в_лк_, м_л_й, хр__п_, пт_д_, н_тк_, г__р_, х__л_й, м__ш_, ш__н_, к_т_, л_ж_, в__шя_, с_т_й.
Упражнение 3
Вставь в текст буквы ы или и:
У Гр_ш__ под кр_ льцом ж_л_ еж_.
Он_ лов_л_ м_шей.
Сестра Мар_на нал_ла м_ску молока.
Бж_ ел_ и фыркали. Щенок Туз__к хотел л_знуть еж_ху и уколол яз_к.
Глуп_й маленький щенок!
3. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Упражнение 1
Прочитай слова, запиши их в единственном числе.
Подчеркни в каждом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, и отметь, какая буква служит для обозначения мягкости согласных звуков:
кони — гуси —
степи — ели —
лоси — лебеди —
голуби — снегири —
двери — медведи —
Запиши слова парами, изменяя их по образцу:
надень — наденьте
встань — готовь — сядь — ударь — брось — одень — жарь — верь —
4. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
Упражнение 1
Вставь нужную букву б или д:
_елил, _ал, про_ел, _удка.
Упражнение 2
От данных слов образуй новые с помощью приставки до-:
брел —
брал —
белил —
бил —
брил —
Ударные звуки [о] - [а]
Упражнение 1
Вставь пропущенные буквы а или о:
Г_лки ст_ями летят — будет д_ждь.
Больш_й урожай рябины -к сильным мороз_м зим_й.
Сух_я и хол_дная зим_ --к сух_му и ж_ ркому лету.
Если в р_дуге преобладает синий цвет — к нен_стью.
5. Дифференциация звуков, сходных по артикуляции и звучанию
Гласные буквы е - ю (о - у)
Упражнение 1.
Вставь буквы ю, е. Как понимаешь значение этих слов? Запиши их:
Ю
Кл_в
Пл_с
Вс_
Е
Кл_в
Пл_с
Вс_
Упражнение 2
Измени слова по образцу:
Я даю — он дает, мы даем — дают.
я лью — мы льем —
я пью — мы пьем –
я жую — мы жуем —
я пою — мы поем —
я шью — мы шьем —
Упражнение 3
Запиши предложения, вставь -подходящие по смыслу слова, которые написаны в скобках:
Подай __ полотенце и __ «ческу (мое, мою),
Погладь __ платье и __ кофту (твою, мое).
Звонкие и глухие парные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки
Буквы в-ф
Упражнение 1
Закончи предложения, вставь подходящее слово:
фаза — ваза
На столе стоит __.
Новолуние — это __ Луны.
влаги — флаги
На домах развивались _.
На полях достаточно __.
Упражнение 2
Распредели слова на две части: с буквой в к ф:
ворона, фиалка, фабрика, вуаль, вата, фраза, халва, власть, флот, форма, выбор, фургон, внучка, фонтан, фартук, флакон, вагон, сова, софа, кофе, сейф, телефон, правда, весна, портфель, туфельки, коврик.
Упражнение 3
Вставь пропущенные буквы в или ф:
_ар_ара __арит _асоль.
У _еры _икус.
У _едора новая _уражка.
_илшш _идел _илина.
_екла работает на _ерме.
_асилий работает на _аб-рике.
_ещи _несли в грузовой ли_т.
Мама надела но_ый __артук.
_окусник показывает детям __окусы.
_едя и _ова — школьные то_арищи.
Буквы п- б
Упражнение 1
Вставь пропущенный слог па. или ба:
Тру_, ры_, тро_, Лю_, _ран_, _латка, _лец, _зар, __рус, ло__та, при вил, за__ва, __гаж, _нан, _рта, _лата, _рк, _шня, по_ла, ры_л-ка, за_х.
Упражнение 2
Дополни предложения подходящим по смыслу словом: плещут — блещут
В синем небе звезды ___. В синем море волны ____.
бочка — почка На дереве раскрылась ___. ______ по морю плывет.
запор — забор Повалился старый _
На воротах крепкий ____.
пропел — пробел
Во дворе _______ петух. Надо устранить _______ в занятиях.
Оглушение звонких согласных
Оглушение звонких согласных
в середине слова.
Упражнение1.
К слову, записанному так, как оно произносится, припиши слово так, как оно пишется.
(ношки)-
(локти)-
(гласки)
(брофки)-
(нокти)-
(зупки)-
Упражнение2.
Прочитай поговорки. Проверь написание пропущенных букв, вставь пропущенные согласные буквы:.
Ры_ка мелка, да уха сла__-ка.
На мы__ку и ко_ка зверь.
В чужой ло_ке всегда больше ры_ки.
Молод — с игру_ками, стар — с поду_ками.
Ле_ка ноша на чужом плече.
С него взя_ки гла_ки.
Хороша ка _ка, да мала ча_-ка.
Ко_ке игру_шки, да мы_-ке слежки.
Голосиста пта _ка, да грязна руба _ка.
Оглушение звонких согласных в конце слова
Упражнение 1
Подчеркни согласную, которую надо написать в конце слова. Напиши проверочное слово:
су(п, б) — моро(с, з) — кра(п, б) — арбу(с, з) — зу(п, б) — гру(с, з) — са(т, д) — шка(ф, в) — заво(т, д) — шар(ф, в) — наро(т, д) — жира(ф, в) — малы(ш, ж) — утю(к, г) — ланды(ш, ж) — фла(к, г) — но(ш, ж) — фарту(к, г) —
Упражнение 2
Запиши слова в два столбика: в первый — со звонкой
согласной, во второй — с I хой согласной:
кни_ка, була_ка, ча^ ко__ка, редкий,сле_ки, стр ка, покры_ка, кру_ка, сер ка, колядка, лоша_ка, про клу_ки, сапо_ки, теле_ ] но_, гла _, страу_, голо_, д> ла_, сапо_, кру __, бол_, вр; стол_, мос__, тор_, маль бага_, похо_.
Список использованной литературы:
Корпев АЛ. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
Лалаева Р.Н. Нарушение письменной речи // Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. М., 2000.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.