Коррекционные упражнения на развитие внимания для младших школьников с дисграфией
Оценка 4.7

Коррекционные упражнения на развитие внимания для младших школьников с дисграфией

Оценка 4.7
doc
10.02.2022
Коррекционные упражнения на развитие внимания для младших школьников с дисграфией
Коррекционные упражнения на развитие внимания для младших школьников с дисграфией.doc

Коррекционные упражнения на развитие внимания для младших школьников с дисграфией

     В начальных классах у некоторых детей можно на­блюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуски и замена букв, искажение на­писания слов. Обычно это возникает при органичес­ких речевых расстройствах. Своевременное выявле­ние этих нарушений и проведение коррекционного обучения облегчат в дальнейшем учебно-познаватель­ную деятельность учащихся. Учитель, заинтересованный в результате своей работы, не всегда имеет возможность подобрать нужные упражнения для детей с дисграфией. На поиск тренировочных упражнений уходит огромное количество времени и средств, так как сбор нужного материала предполагает приобретение большого количества книг по логопедии.

     Представляемый материал, помогает ребенку откорректировать ошибки на уровне написания буквы и слога и проконтролировать свою работу, научиться соотносить звук и букву, различать буквы, сходные по написанию. Работая с заданиями самостоятельно, ребенок сможет оценить собственную речь, научиться контролировать письмо, проверить себя, зная, что неудачи не повлияют на мнение о нем как личности и, таким образом, не будут его травмировать.

     Упражнения разделены на несколько групп. В первую включены упражнения для исправления ошибок, связанных с неправильным восприятием произнесенных звуков, их узнаванием.

     Вторая группа упражнений позволяет научиться разли­чать сходные по произноше­нию гласные, указывающие на мягкость согласных зву­ков. Упражнения третьей группы способствуют отра­ботке обозначения при напи­сании мягкости согласных зву­ков мягким знаком. Ребенок, путающий буквы, отдельные элементы которых похожи по написанию, сможет откорректи­ровать это нарушение, выпол­няя упражнения четвертой группы. Упражнения пятой группы позволяют научиться различать буквы, обозначаю­щие звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство.

 

1. Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков

Обозначение гласных звуков буквами

Упражнение 1

Вставь гласную букву в на­чале слова:

О А Ы У И Э

_кунь, _зел, _глы, _хо, _зредка, _стный, _гол, _дрес, _жил, _мя, _вгуст, _треник, _слик, _жин, _хнул, _тпуск, _мный, _стров, _тлас, _ист, _лей, _тка, _кна, _ней, _гры, _рден, „тот, __дик.

Упражнение 2

Вставь гласную букву в сло­вах, в которых гласный звук является безударным:

_птека, _зюм, _дут, _шли, _льбом, _таж, _зоры, _кзамен, _чеба, __рбуз, _кула, _борка, _читель, __лмаз, _кран, _пель-син, _страда, _пал, _сфальт, _жасный, _зложение.

Упражнение 3

Прочитай слово. Замени в нем гласную букву так, что­бы получилось новое слово:

 дом —              вал —

 бак —               мел —

 сок —               бом —

 пил —              шок —

Обозначение согласных звуков при написании слов

Упражнение 1

Добавь в конце слова бук­вы х, т, к, с каждым словом составь и запиши предложе­ние:

ко__          ки_

пу_            мо_

ра_            жу_

лу_             ме_

ма_            со_

Упражнение 2

Замени в начале слова со­гласную букву так, чтобы по­лучилось новое слово, а где возможно — несколько новых слов:

точка —           день —

балка —           педаль —

лук —             макет —

ком  ——

Упражнение 3

Верни букву на место:

З или С

_а_ыпанный _негом ле_ __казочно кра_ив.

Ли_а и _оня спешат на _а_неженную поляну.

 

Т или Д

Ле_о с_ояло жаркое. В _оме _ухота.

От жары все спря_ались в _ень _ерева.

 

2. Обозначение   мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Упражнение 1

1. Существуют парные со­гласные буквы.

Произнеси и подумай, по­чему они считаются парными:

а-я, о-е, э-е, ы-и.

2. В те слова, где необходи­мо, вставь парную той гласной, которая уже есть в слове. Если невозможно подставить требу­емую букву, зачеркни слово:

сан_, рук_, знам__, клкш_л, слив_, космос, костер, ут_г, память, по_т, бокс_р, Вал_, вил_, ор_х, Ан_, весл_, мух_, пол__т, скамь_, ма_к, птиц_, пож_р, ба_н, сал_т, лап_, лип_, мес__ц, к_ты, ов_с.

Упражнение 2

Прочитай и запиши слова, вставляя буквы ы или и:

сл_в_, пл_т_, ж_р__, р_б_, с_льн_й, л_п_, в_лк_, м_л_й, хр__п_, пт_д_, н_тк_, г__р_, х__л_й, м__ш_, ш__н_, к_т_, л_ж_, в__шя_, с_т_й.

Упражнение 3

Вставь в текст буквы ы или и:

У Гр_ш__ под кр_ льцом ж_л_ еж_.

Он_ лов_л_ м_шей.

Сестра Мар_на нал_ла м_ску молока.

Бж_ ел_ и фыркали. Щенок Туз__к хотел л_знуть еж_ху и уколол яз_к.

Глуп_й маленький щенок!

 

3. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Упражнение 1

Прочитай слова, запиши их в единственном числе.

Подчеркни в каждом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, и отметь, какая буква служит для обо­значения мягкости согласных звуков:

кони —               гуси —

степи —             ели —

лоси —              лебеди —

голуби —         снегири —

двери —            медведи —

Запиши слова парами, из­меняя их по образцу:

надень — наденьте

встань — готовь — сядь — ударь — брось — одень — жарь — верь —

 

4. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Упражнение 1

Вставь нужную букву б или д:

_елил, _ал, про_ел, _удка.

Упражнение 2

От данных слов образуй новые с помощью приставки до-:

брел —

брал —

белил —

бил —

 брил —

Ударные звуки [о] - [а]

Упражнение 1

Вставь пропущенные бук­вы а или о:

Г_лки ст_ями летят — бу­дет д_ждь.

Больш_й урожай рябины -к сильным мороз_м зим_й.

Сух_я и хол_дная зим_ --к сух_му и ж_ ркому лету.

Если в р_дуге преобладает синий цвет — к нен_стью.

 

5. Дифференциация звуков, сходных по артикуляции и звучанию

Гласные буквы е - ю (о - у)

Упражнение 1.

Вставь буквы ю, е. Как понимаешь значение этих слов? Запиши их:

Ю

Кл_в

Пл_с

Вс_

Е

Кл_в

Пл_с

Вс_

Упражнение 2

Измени слова по образцу:

Я даю — он дает, мы даем — дают.

я лью — мы льем —

 я пью — мы пьем –

 я жую — мы жуем —

я пою — мы поем —

я шью — мы шьем —

Упражнение 3

Запиши предложения, вставь -подходящие по смыслу слова, которые написаны в скобках:

Подай __ полотенце и __ «ческу (мое, мою),

Погладь __ платье и __ кофту (твою, мое).

Звонкие и глухие  парные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки

Буквы в-ф

Упражнение 1  

Закончи предложения, вставь подходящее слово:

фаза — ваза

На столе стоит __.

 Новолуние — это __ Луны.

 влаги — флаги

На домах развивались _.

На полях достаточно __.

Упражнение 2

Распредели слова на две части: с буквой в к ф:

ворона, фиалка, фабрика, ву­аль, вата, фраза, халва, власть, флот, форма, выбор, фургон, внучка, фонтан, фартук, фла­кон, вагон, сова, софа, кофе, сейф, телефон, правда, весна, портфель, туфельки, коврик.

Упражнение 3

Вставь пропущенные бук­вы в или ф:

_ар_ара __арит _асоль.

У _еры _икус.

У _едора новая _уражка.

_илшш _идел _илина.

_екла работает на _ерме.

_асилий работает на _аб-рике.

_ещи _несли в грузовой ли_т.

Мама надела но_ый __артук.

_окусник показывает детям __окусы.

_едя и _ова — школьные то_арищи.

Буквы п- б

 Упражнение 1

Вставь пропущенный слог па. или ба:

Тру_, ры_, тро_, Лю_, _ран_, _латка, _лец, _зар, __рус, ло__та, при вил, за__ва, __гаж, _нан, _рта, _лата, _рк, _шня, по_ла, ры_л-ка, за_х.

Упражнение 2

Дополни предложения под­ходящим по смыслу словом: плещут — блещут

В синем небе звезды ___. В синем море волны ____.

бочка — почка На дереве раскрылась ___. ______ по морю плывет.

запор — забор Повалился старый _

На воротах крепкий ____.

пропел — пробел

Во дворе _______ петух. Надо устранить _______ в занятиях.

Оглушение звонких согласных

               Оглушение звонких согласных

                          в середине слова.

Упражнение1.

К слову, записанному так, как оно произносится, припиши слово так, как оно пишется.

(ношки)-

(локти)-

(гласки)

(брофки)-

(нокти)-

(зупки)-

 

 Упражнение2.

Прочитай поговорки. Проверь написание пропущенных букв, вставь пропущенные согласные буквы:.

Ры_ка мелка, да уха сла__-ка.

На мы__ку и ко_ка зверь.

В чужой ло_ке всегда боль­ше ры_ки.

Молод с игру_ками, стар — с поду_ками.

Ле_ка ноша на чужом пле­че.

С него взя_ки гла_ки.

Хороша ка _ка, да мала ча_-ка.

Ко_ке игру_шки, да мы_-ке слежки.

Голосиста пта _ка, да гряз­на руба _ка.

            Оглушение звонких согласных в конце слова

Упражнение 1

Подчеркни согласную, ко­торую надо написать в конце слова. Напиши проверочное слово:

су(п, б) — моро(с, з) — кра(п, б) —         арбу(с, з) — зу(п, б) —           гру(с, з) — са(т, д) —            шка(ф, в) — заво(т, д) —        шар(ф, в) — наро(т, д) —       жира(ф, в) — малы(ш, ж) —   утю(к, г) — ланды(ш, ж) — фла(к, г) — но(ш, ж) —         фарту(к, г) —

Упражнение 2

Запиши слова в два стол­бика: в первый — со звонкой

согласной, во второй — с I хой согласной:

кни_ка, була_ка, ча^ ко__ка, редкий,сле_ки, стр ка, покры_ка, кру_ка, сер ка, колядка, лоша_ка, про клу_ки, сапо_ки, теле_ ] но_, гла _, страу_, голо_, д> ла_, сапо_, кру __, бол_, вр; стол_, мос__, тор_, маль бага_, похо_.

 

 

Список использованной литературы:

Корпев АЛ. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.

Лалаева Р.Н. Нарушение  письменной речи // Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. М., 2000.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.


Коррекционные упражнения на развитие внимания для младших школьников с дисграфией

Коррекционные упражнения на развитие внимания для младших школьников с дисграфией

Упражнение 3 Верни букву на место:

Упражнение 3 Верни букву на место:

Упражнение 1 Вставь пропущенные бук­вы а или о:

Упражнение 1 Вставь пропущенные бук­вы а или о:

Буквы п- б Упражнение 1

Буквы п- б Упражнение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022