Коррекция речевых нарушений
Если рассмотреть наиболее часто встречаемые
дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный,
боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить
ряд общих причин в их возникновении:
■ нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык;
укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
■ недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно
развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро
утомляются при однообразных движениях и т.д.);
■ недоразвитие речевого дыхания.
СИСТЕМА ФОНЕМ
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук - смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.
Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.
В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, а задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис.).
Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.
Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией характерных различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание их необходимо для правильной организации работы по формированию звукопроизношения. Разберем артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает возможность воспитателю при работе по звукопроизношению фиксировать внимание детей на определенных движениях отдельных органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционные признаки звуков речи
По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные.
Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а также от работы гортани.
При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.
По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.
По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, p,j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.
При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не образуется.
Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т. е. какой подвижный орган — язык или губы — образуют преграду для выходящей струи воздуха) и по способу образования (т. е. в форме чего — смычки, щели и т. п. — образуется преграда). Это необходимо знать, чтобы правильно подбирать материал для занятий по звукопроизношению и для проведения артикуляционной гимнастики.
По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:
Губно-губные (п, б, м) преграда образуется нижней и верхней губой.
Губно-зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.
Переднеязычные (с, з, ц, т, д, щ л, р, ш, ж, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.
Среднеязычные (j— йот); преграда образуется средней частью спинки языка.
Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.
По способу образования, т. е. по характеру преграды, согласные звуки делятся на следующие подгруппы.
Щелевые (фрикативные); органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:
ф, в—нижняя губа образует щель с верхними зубами;
с, з - передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;
ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);
х — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
j — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.
Смычно-взрывные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей):
п, б — смычку образуют губы;
т, д — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
к, г — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.
Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно):
ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;
ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или' альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).
Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте):
м — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;
н — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами, или альвеолами, воздушная струя идет через нос;
л — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.
Дрожащие (вибранты):
р — кончик языка поднят вверх и: ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.
При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию — подъем средней части я з ы к а к небу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л и ль: пыл — пыль; лук —люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые— ш, ж, ц; только мягкие — ч, щ.
Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).
Гласные звуки (э, а, ы, о, у) делятся по трем артикуляционным характеристикам на следующие группы.
При участии передней части языка образуются звуки ы, э (гласные переднего ряда), средней части языка — а, и (гласные среднего ряда), задней части языка — о, у (гласные заднего ряда).
Степень подъема передней, средней или задней части языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).
В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные-неогубленные — а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).
Для опознавания и различения звуков речи опираются не только на артикуляционные, но и на акустические различительные признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, которая является основой для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения. Поэтому воспитатель должен быть знаком с основными акустическими свойствами звуков родного языка.
Акустические признаки звуков речи
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
С о н о р н ы е (з в у ч н ы е) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, н, л, р, J.
Шумные—их качество определяется характером данного шума — акустического эффекта от трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи:
звонкие шумные длительные в, з, ж;
звонкие шумные мгновенные б, д, г;
глухие шумные длительные ф, с, ш} х;
глухие шумные мгновенные п, т, к.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют подгруппы звуков:
свистящие с, з, ц
шипящие ш, ж, ч, щ
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п', в', ч, щ и др.
Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у ребенка необходимо развивать:
способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка, т. е. фонематический слух;
подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом, т. е. вырабатывать хорошую дикцию;
умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность, т. е. развивать речевое дыхание.
Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков. Рассмотрим это на примере переднеязычных щелевых звуков с, з, ш, ж. Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная, направленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Однако у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Формируя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посередине языка, и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сначала изолированно, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную, длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.
С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых переднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более простых переднеязычных звуках т, д, н, и, э. При звуках т, д, н язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з. Дети трех-четырех лет часто произносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние зубы). А при произнесении звуков и, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов. Добиваясь подъема языка за верхние зубы при звуках т, д, н и правильного положения языка за нижними зубами при звуках и, э, а также ясного произношения изолированных звуков т, д, н, и, э, мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков с, з, ш, ж. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формируем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка.
Таким образом, добиваясь четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, у детей создают базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Поэтому и в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная работа над всеми звуками родного языка, начиная с самых простых в артикуляционном отношении и кончая самыми сложными, т. е. должно идти постепенное усвоение детьми фонематической системы языка.
Хотя к трем-четырем годам у ребенка артикуляционная база почти всех звуков сформирована, тем не менее, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только завершает формирование правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять отдельные звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познать языковую действительность.
Таким образом, проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (начиная со второй младшей группы и кончая старшей группой), а также по дифференциации часто смешиваемых звуков (в подготовительной к школе группе), мы одновременно осуществляем большую работу по подготовке детей к обучению грамоте, направляем их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитываем активность фонематического восприятия. Кроме того, эти занятия вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), помогая детям овладеть правильной артикуляцией звуков.
Итак, в основу работы по усвоению детьми фонетической системы языка берется в определенной последовательности отработка гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:
обследование речи детей;
развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
ОТРАБОТКА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
Период от двух до трех лет характеризуется активным процессом накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспитанию произносительной стороны речи — дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание звуков.
Со второй младшей группы, когда у ребенка имеется уже достаточный активный словарь и он может ориентироваться в звуковом составе слова, начинают работу, направленную на овладение фонетической системой языка, которая осуществляется последовательно с учетом возрастных возможностей детей,
Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями.
Формирование звука проходит несколько этапов, последовательно сменяющих друг друга:
подготовительный — различение этого звука по акустическим признакам и развитие дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения данного звука;
появление звука — выработка правильной артикуляции и точного звучания данного звука;
постепенное овладение звуком — введение звука в речь, сначала употребление в слове, потом во фразе.
Навыки правильного, четкого произношения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.
Во второй младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки (а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в). На этом материале у детей развивают умение правильно, длительно произносить звук (кроме взрывных, которые всегда произносятся кратко), четко произносить и выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком.
К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. Поэтому в средней группе после звуков т, д, н, к, г, ж, ы отрабатываются более сложные по артикуляции звуки.
В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь и звук j.
Усвоение ребенком' произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу: овладению фонематической системой языка, усвоению основных различительных признаков, которые характеризуют звуки речи (твердость — мягкость, звонкость— глухость и т. д.). Эта работа проводится в подготовительной к школе группе.
А. Н. Гвоздев указывал, что «формирование фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различия слов в соответствии с имеющейся в языке традицией».
Детей шести-семи лет, обучают дифференциации звуков. Для этого берут те группы звуков, которые дети наиболее часто смешивают в своей речи. Это свистящие и шипящие (с—ш, з—ж, ц — ч, сь — щ), звонкие и глухие (в—ф, з — с, ж — ш, б—п, д— т, г —к), сонорные (л — р), твердые и мягкие согласные (г — гь и др.).
Работа по дифференциации любой пары звуков проводится поэтапно. На каждом этапе достигаются следующие цели:
1. Умение различать на слух изолированные звуки при их сопоставлении и правильно произносить их.
2. Умение различать и правильно произносить дифференцируемые звуки в словах.
3. Умение различать и правильно употреблять дифференцируемые звуки во фразовой речи.
Работа по уточнению произношения звуков и их дифференциации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи детей. Она сочетает развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, идет работа по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.
Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука), произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фразовой речи).
Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи с помощью специально подобранных игр.
Работа по развитию подвижности и дифференциро в а н н о с т и движений органов артикуляционного аппарата, способствующая развитию внятности и отчетливости произношения, ведется во время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звука, во время уточнения произношения изолированного звука, в словах, во фразовой речи.
Умение изменять интонацию и темп речи развивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).
Развитие фонематического слуха осуществляется
во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук выделяемся голосом при его уточнении в словах; когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразовой речи.
Таким образом, в процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.
Первая младшая группа.
1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.
2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.
3. Вызывать правильное произношение звуков.
Вторая младшая группа.
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, е.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа.
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: г, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с',з, з', ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Старшая группа.
1. Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: j, ш, ж, ч, щ, л, л, р, рь.
2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, о, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.
3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа.
1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
2. Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
В соответствии с этапами формирования звука можно выделить 4 основных вида работы, которые последовательно проводятся один за другим:
уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
уточнение произнесения изолированного звука или вызывание звука по подражанию;
воспитание правильного, четкого произношения звука в словах;
воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.
При отработке любого звука не стоит на одном занятии совмещать все четыре вида работы, так как это не даст положительного результата, особенно у тех детей, которые произносят звук неточно. Процесс усвоения правильного произношения звука — это выработка определенного навыка, а создание навыка требует последовательной систематической работы. Поэтому каждый вид работы следует проводить отдельно, с интервалами в 3—6 дней. Тогда дети получат возможность хорошо усвоить отработанный материал.
В отдельных случаях (обычно при отработке наиболее часто нарушаемых у детей звуков с, з, ш, ж, ч, щ, л, р) проводится пятый вид работы — итоговое занятие. Его цель — обобщить весь отработанный материал по данному звуку.
Воспитатель, проводя все 5 видов работы, на каждом из них обращает внимание детей на различные движения и положения органов артикуляционного аппарата. Поэтому формирование навыков правильного произношения в каждой группе, кроме первой младшей, начинается с занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппарата.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.