Коррекция речевых нарушений
Оценка 4.8

Коррекция речевых нарушений

Оценка 4.8
docx
13.04.2020
Коррекция речевых нарушений
Консультация для педагогов
Коррекция речевых нарушений.docx

Коррекция речевых нарушений

Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:
■ нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
■ недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
■ недоразвитие речевого дыхания.

СИСТЕМА ФОНЕМ

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Та­кой звук - смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной рабо­ты различных частей речевого аппарата. В их образовании при­нимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связ­ками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря централь­ному управлению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регули­руются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; ра­бота гортани и голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полет­ность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппа­рат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя возду­ха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или но­са наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голо­совые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нё­бо, а задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет рото­вая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис.).

Самыми активными, подвижными органами артикуляционно­го аппарата являются язык и губы, которые производят наибо­лее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией характерных различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание их необходимо для правильной организации работы по формированию звукопроизношения. Разберем артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает возможность воспитателю при работе по звукопроизношению фиксировать внимание детей на опреде­ленных движениях отдельных органов артикуляционного аппа­рата.

 

Артикуляционные признаки звуков речи

По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные.

Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а также от работы гортани.

При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо при­поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воз­дух попадает только в ротовую полость.

По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие соглас­ные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, p,j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки со­мкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не об­разуется.

Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т. е. какой подвижный орган — язык или губы — образуют преграду для выходящей струи воздуха) и по способу образования (т. е. в форме чего — смычки, щели и т. п. — обра­зуется преграда). Это необходимо знать, чтобы правильно подбирать материал для занятий по звукопроизношению и для про­ведения артикуляционной гимнастики.

По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

Губно-губные (п, б, м) преграда образуется нижней и верх­ней губой.

Губно-зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные (с, з,  ц, т, д, щ л, р,  ш, ж, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные (j— йот); преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

По способу образования, т. е. по характеру пре­грады, согласные звуки делятся на следующие подгруппы.

Щелевые (фрикативные); органы артикуляционного аппара­та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет вы­дыхаемая струя воздуха:

          ф, в—нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, зпередняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный край челюсти от шеек зубов и пере­ходящими в слизистую оболочку нёба;

     ш, ж, щподнятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву­чание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется перед­ней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

хзадняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

j — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные (органы артикуляционного аппарата обра­зуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя­щей изо рта воздушной струей):

          п, б — смычку образуют губы;

т, д — передняя часть спинки языка образует смычку с верх­ними зубами или альвеолами;

к,  гзадняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного ап­парата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной арти­куляции к другой совершается незаметно):

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвео­лами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или' альвеолами, переходя­щую незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).

Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте):

         м — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами, или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхни­ми зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

Дрожащие (вибранты):

ркончик языка поднят вверх и: ритмично колеблется (ви­брирует) в проходящей воздушной струе.

При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию — подъем средней части я з ы к а  к небу. Если к основной артику­ляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л  и ль: пыл — пыль; лук —люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые— ш, ж, ц; только мягкие — ч, щ.

Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначают­ся одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

Гласные звуки, а, ы, о, у) делятся по трем артику­ляционным характеристикам на следующие группы.

При участии передней части языка образуются звуки ы, э (гласные переднего ряда), средней части языка — а, и (гласные среднего ряда), задней части языка — о, у (гласные заднего ряда).

Степень подъема передней, средней или задней части языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные-неогубленные — а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).

Для опознавания и различения звуков речи опираются не только на артикуляционные, но и на акустические различительные признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, которая является основой для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения. Поэтому воспитатель должен быть знаком с основ­ными акустическими свойствами звуков родного языка.

Акустические признаки звуков речи

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

С о н о р н ы е (з в у ч н ы е) — их качество определяется ха­рактером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: соглас­ные м, н, л, р, J.

Шумные—их качество определяется характером данного шума — акустического эффекта от трения и взрыва у сближен­ных или сомкнутых органов речи:

звонкие шумные длительные в, з, ж;

звонкие шумные мгновенные б, д, г;

глухие шумные длительные ф, с, ш} х;

глухие шумные мгновенные п, т, к.

По производимому звуками акустическому впечатлению вы­деляют подгруппы звуков:

свистящие с, з, ц

шипящие ш, ж, ч, щ

           твердые п, в, ш, ж, ц  и др.;

              мягкие п', в', ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у ребенка необходимо развивать:

способность различать и воспроизводить все звуки речи, со­относя их с фонетической системой данного языка,  т. е. фоне­матический слух;

подвижность и дифференцированность движений органов ар­тикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произ­ношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом, т. е. вырабатывать хорошую дикцию;

умение производить короткий вдох и продолжительный рото­вой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность, т. е. развивать рече­вое дыхание.

Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ре­бенка других, более сложных по артикуляции звуков. Рассмотрим это на примере переднеязычных щелевых звуков с, з, ш, ж. Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирова­на длительная, направленная воздушная струя, идущая посереди­не языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верх­ними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Однако у детей трех лет артику­ляция звуков ф и в часто бывает неточной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Формируя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посередине языка, и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сначала изолиро­ванно, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную, длительную воздушную струю, необхо­димую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.

С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых пе­реднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более простых переднеязычных звуках т, д, н, и, э. При звуках т, д, н язык под­нимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при   артикуляции   с,   з.   Дети   трех-четырех   лет   часто   произносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние зубы). А при произ­несении звуков и, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов. Добиваясь подъема языка за верхние зубы при звуках т, д, н и правильного положения языка за нижними зубами при звуках и, э, а также ясного произноше­ния изолированных звуков т, д, н, и, э, мы подготавливаем орга­ны артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков с, з, ш, ж. Уточ­няя же их произношение в словах и фразах, мы не только фор­мируем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка.

Таким образом, добиваясь четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, у детей создают базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. По­этому и в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная работа над всеми звуками родного языка, начиная с самых простых в арти­куляционном отношении и кончая самыми сложными, т. е. долж­но идти постепенное усвоение детьми фонематической системы языка.

Хотя к трем-четырем годам у ребенка артикуляционная база почти всех звуков сформирована, тем не менее, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только завершает формирование правильного звуко­произношения, но и воспитывает умение выделять отдельные зву­ки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возмож­ность познать языковую действительность.

Таким образом, проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (начиная со второй младшей группы и кончая старшей группой), а также по дифференциации часто смешиваемых звуков (в подготовительной к школе груп­пе), мы одновременно осуществляем большую работу по подго­товке детей к обучению грамоте, направляем их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитываем активность фонематического восприятия. Кроме того, эти заня­тия вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения дви­жения и положения органов артикуляционного аппарата), по­могая детям овладеть правильной артикуляцией звуков.

Итак, в основу работы по усвоению детьми фонетической сис­темы языка берется в определенной последовательности отра­ботка гласных и согласных звуков и развитие умения дифферен­цировать звуки по их основным артикуляционным и акустиче­ским признакам.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:

          обследование речи детей;

          развитие движений органов артикуляционного аппарата (ар­тикуляционная гимнастика);

занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);

          предупреждение и устранение нарушений речи у детей.

ОТРАБОТКА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В период от года до двух лет у ребенка идет про­цесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, уме­ние воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

Период от двух до трех лет характеризуется актив­ным процессом накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Вместе с расширением запаса слов происхо­дит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспи­танию произносительной стороны речи — дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных ка­честв голоса, вызывание звуков.

Со второй младшей группы, когда у ребенка име­ется уже достаточный активный словарь и он может ориентиро­ваться в звуковом составе слова, начинают работу, направлен­ную на овладение фонетической системой языка, которая осуще­ствляется последовательно с учетом возрастных возможностей детей,

Развитие звукопроизношения у детей имеет общие законо­мерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуаль­ными отличиями.

Формирование звука проходит несколько этапов, последова­тельно сменяющих друг друга:

подготовительный — различение этого звука по акустическим признакам и развитие дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного про­изнесения данного звука;

появление звука — выработка правильной артикуляции и точного звучания данного звука;

постепенное овладение звуком — введение звука в речь, сна­чала употребление в слове, потом во фразе.

Навыки правильного, четкого произношения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.

Во второй младшей группе отрабатываются наи­более простые по артикуляции звуки (а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в). На этом материале у детей развивают умение правильно, дли­тельно произносить звук (кроме взрывных, которые всегда произ­носятся кратко), четко произносить и выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком.

К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. Поэтому в средней группе после звуков т, д, н, к, г, ж, ы отрабатываются более сложные по артикуляции звуки.

В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: ш, ж, ч,  щ, л, ль, р, рь и звук j.

Усвоение ребенком' произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу: овладе­нию фонематической системой языка, усвоению основных раз­личительных признаков, которые характеризуют звуки речи (твердость — мягкость, звонкость— глухость и т. д.). Эта работа проводится в  подготовительной  к  школе группе.

А. Н. Гвоздев указывал, что «формирование фонем, завер­шающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различия слов в соответствии с имеющейся в языке традицией».

Детей шести-семи лет, обучают дифференциации звуков. Для этого берут те группы звуков, которые дети наиболее часто сме­шивают в своей речи. Это свистящие и шипящие (с—ш, з—жц — ч, сь щ), звонкие и глухие (в—ф, з — с, ж — ш, б—п, д— т, г —к), сонорные (л — р), твердые и мягкие согласные (г — гь и др.).

Работа по дифференциации любой пары звуков проводится поэтапно. На каждом этапе достигаются следующие цели:

1. Умение различать на слух изолированные звуки при их со­поставлении и правильно произносить их.

2.   Умение различать и правильно произносить дифференци­руемые звуки в словах.

3.   Умение различать и правильно употреблять дифференци­руемые звуки во фразовой речи.

Работа по уточнению произношения звуков и их дифферен­циации является одной из сторон воспитания звуковой культу­ры речи детей. Она сочетает развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормаль­ного темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Одновременно с решением задач по формированию правиль­ного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, идет работа по совершенствованию всех разделов произноси­тельной стороны речи.

Развитию речевого дыхания способствует дли­тельное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука), произношение на одном выдохе отдель­ных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фра­зовой речи).

Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звон­ких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи с по­мощью специально подобранных игр.

Работа по развитию подвижности и диффе­ренциро в а н н о с т и движений органов артикуля­ционного аппарата, способствующая развитию внятно­сти и отчетливости произношения, ведется во время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения зву­ка, во время уточнения произношения изолированного звука, в словах, во фразовой речи.

Умение изменять интонацию и темп речи раз­вивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).

Развитие фонематического слуха осуществляется

 во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук вы­деляемся голосом при его уточнении в словах; когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразовой речи.

Таким образом, в процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.

Первая младшая группа.

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременно­го развития произносительной стороны речи.

2.    Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основ­ные качества голоса.

3.   Вызывать правильное произношение звуков.

      Вторая младшая группа.

 1. Готовить артикуляци­онный аппарат для правильного произношения всех звуков род­ного языка, тренируя его основные движения во время артикуля­ционной гимнастики и в процессе работы над простыми по про­изношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, е.

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыха­ние, силу и высоту голоса.

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа.

1. Готовить артикуляционный аппа­рат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гим­настики и в работе над звуками: г, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение сви­стящих звуков: с, с',з, з',  ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа.

 1. Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляцион­ной гимнастики и в работе над звуками: j, ш, ж, ч, щ, л, л,  р, рь.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточ­нять произношение йотированных гласных я, е, ё, о, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.

3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4. Продолжать работу над четким произношением слов с вы­делением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа.

1. Продол­жать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение диф­ференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

 

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

В соответствии с этапами формирования звука можно выде­лить 4 основных вида работы, которые последовательно прово­дятся один за другим:

уточнение движений органов артикуляцион­ного аппарата;

уточнение произнесения изолированного звука  или  вызывание звука  по подражанию;

воспитание правильного, четкого произ­ношения звука в словах;

воспитание правильного, четкого произ­ношения звука во фразовой   речи.

При отработке любого звука не стоит на одном занятии сов­мещать все четыре вида работы, так как это не даст положитель­ного результата, особенно у тех детей, которые произносят звук неточно. Процесс усвоения правильного произношения звука — это выработка определенного навыка, а создание навыка требу­ет последовательной систематической работы. Поэтому каждый вид работы следует проводить отдельно, с интервалами в 3—6 дней. Тогда дети получат возможность хорошо усвоить отрабо­танный материал.

В отдельных случаях (обычно при отработке наиболее часто нарушаемых у детей звуков с, з, ш, ж, ч, щ, л, р) проводится пятый вид работы — итоговое занятие. Его цель — обоб­щить весь отработанный материал по данному звуку.

Воспитатель, проводя все 5 видов работы, на каждом из них обращает внимание детей на различные движения и положения органов артикуляционного аппарата. Поэтому формирование на­выков правильного произношения в каждой группе, кроме пер­вой младшей, начинается с занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппа­рата.

 

 

 

 

 


 

Коррекция речевых нарушений Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный,…

Коррекция речевых нарушений Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный,…

Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя…

Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя…

Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т

Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т

Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте): м — смычку образуют губы, воздушная струя идет через…

Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте): м — смычку образуют губы, воздушная струя идет через…

Поэтому воспитатель должен быть знаком с основ­ными акустическими свойствами звуков родного языка

Поэтому воспитатель должен быть знаком с основ­ными акустическими свойствами звуков родного языка

При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верх­ними резцами, в которую выходит воздушная струя

При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верх­ними резцами, в которую выходит воздушная струя

Кроме того, эти заня­тия вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения дви­жения и положения органов артикуляционного аппарата), по­могая детям овладеть правильной артикуляцией звуков

Кроме того, эти заня­тия вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения дви­жения и положения органов артикуляционного аппарата), по­могая детям овладеть правильной артикуляцией звуков

Развитие звукопроизношения у детей имеет общие законо­мерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуаль­ными отличиями

Развитие звукопроизношения у детей имеет общие законо­мерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуаль­ными отличиями

Умение различать на слух изолированные звуки при их со­ поставлении и правильно произносить их

Умение различать на слух изолированные звуки при их со­ поставлении и правильно произносить их

Готовить артикуляци­ онный аппарат для правильного произношения всех звуков род­ ного языка, тренируя его основные движения во время артикуля­ ционной гимнастики и в процессе работы…

Готовить артикуляци­ онный аппарат для правильного произношения всех звуков род­ ного языка, тренируя его основные движения во время артикуля­ ционной гимнастики и в процессе работы…

При отработке любого звука не стоит на одном занятии сов­мещать все четыре вида работы, так как это не даст положитель­ ного результата, особенно у тех…

При отработке любого звука не стоит на одном занятии сов­мещать все четыре вида работы, так как это не даст положитель­ ного результата, особенно у тех…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020