Коррекция речевых нарушений

  • docx
  • 13.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для педагогов
Иконка файла материала Коррекция речевых нарушений.docx

Коррекция речевых нарушений

Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:
■ нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
■ недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
■ недоразвитие речевого дыхания.

СИСТЕМА ФОНЕМ

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Та­кой звук - смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной рабо­ты различных частей речевого аппарата. В их образовании при­нимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связ­ками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря централь­ному управлению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регули­руются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; ра­бота гортани и голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полет­ность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппа­рат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя возду­ха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или но­са наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голо­совые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нё­бо, а задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет рото­вая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис.).

Самыми активными, подвижными органами артикуляционно­го аппарата являются язык и губы, которые производят наибо­лее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией характерных различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание их необходимо для правильной организации работы по формированию звукопроизношения. Разберем артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает возможность воспитателю при работе по звукопроизношению фиксировать внимание детей на опреде­ленных движениях отдельных органов артикуляционного аппа­рата.

 

Артикуляционные признаки звуков речи

По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные.

Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а также от работы гортани.

При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо при­поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воз­дух попадает только в ротовую полость.

По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие соглас­ные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, p,j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки со­мкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не об­разуется.

Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т. е. какой подвижный орган — язык или губы — образуют преграду для выходящей струи воздуха) и по способу образования (т. е. в форме чего — смычки, щели и т. п. — обра­зуется преграда). Это необходимо знать, чтобы правильно подбирать материал для занятий по звукопроизношению и для про­ведения артикуляционной гимнастики.

По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

Губно-губные (п, б, м) преграда образуется нижней и верх­ней губой.

Губно-зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные (с, з,  ц, т, д, щ л, р,  ш, ж, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные (j— йот); преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

По способу образования, т. е. по характеру пре­грады, согласные звуки делятся на следующие подгруппы.

Щелевые (фрикативные); органы артикуляционного аппара­та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет вы­дыхаемая струя воздуха:

          ф, в—нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, зпередняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный край челюсти от шеек зубов и пере­ходящими в слизистую оболочку нёба;

     ш, ж, щподнятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву­чание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется перед­ней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

хзадняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

j — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные (органы артикуляционного аппарата обра­зуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя­щей изо рта воздушной струей):

          п, б — смычку образуют губы;

т, д — передняя часть спинки языка образует смычку с верх­ними зубами или альвеолами;

к,  гзадняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного ап­парата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной арти­куляции к другой совершается незаметно):

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвео­лами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или' альвеолами, переходя­щую незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).

Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте):

         м — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами, или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхни­ми зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

Дрожащие (вибранты):

ркончик языка поднят вверх и: ритмично колеблется (ви­брирует) в проходящей воздушной струе.

При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию — подъем средней части я з ы к а  к небу. Если к основной артику­ляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л  и ль: пыл — пыль; лук —люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые— ш, ж, ц; только мягкие — ч, щ.

Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначают­ся одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

Гласные звуки, а, ы, о, у) делятся по трем артику­ляционным характеристикам на следующие группы.

При участии передней части языка образуются звуки ы, э (гласные переднего ряда), средней части языка — а, и (гласные среднего ряда), задней части языка — о, у (гласные заднего ряда).

Степень подъема передней, средней или задней части языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные-неогубленные — а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные — о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).

Для опознавания и различения звуков речи опираются не только на артикуляционные, но и на акустические различительные признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, которая является основой для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения. Поэтому воспитатель должен быть знаком с основ­ными акустическими свойствами звуков родного языка.

Акустические признаки звуков речи

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

С о н о р н ы е (з в у ч н ы е) — их качество определяется ха­рактером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: соглас­ные м, н, л, р, J.

Шумные—их качество определяется характером данного шума — акустического эффекта от трения и взрыва у сближен­ных или сомкнутых органов речи:

звонкие шумные длительные в, з, ж;

звонкие шумные мгновенные б, д, г;

глухие шумные длительные ф, с, ш} х;

глухие шумные мгновенные п, т, к.

По производимому звуками акустическому впечатлению вы­деляют подгруппы звуков:

свистящие с, з, ц

шипящие ш, ж, ч, щ

           твердые п, в, ш, ж, ц  и др.;

              мягкие п', в', ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у ребенка необходимо развивать:

способность различать и воспроизводить все звуки речи, со­относя их с фонетической системой данного языка,  т. е. фоне­матический слух;

подвижность и дифференцированность движений органов ар­тикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произ­ношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом, т. е. вырабатывать хорошую дикцию;

умение производить короткий вдох и продолжительный рото­вой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность, т. е. развивать рече­вое дыхание.

Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ре­бенка других, более сложных по артикуляции звуков. Рассмотрим это на примере переднеязычных щелевых звуков с, з, ш, ж. Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирова­на длительная, направленная воздушная струя, идущая посереди­не языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верх­ними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Однако у детей трех лет артику­ляция звуков ф и в часто бывает неточной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Формируя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посередине языка, и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сначала изолиро­ванно, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную, длительную воздушную струю, необхо­димую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.

С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых пе­реднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более простых переднеязычных звуках т, д, н, и, э. При звуках т, д, н язык под­нимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при   артикуляции   с,   з.   Дети   трех-четырех   лет   часто   произносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние зубы). А при произ­несении звуков и, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов. Добиваясь подъема языка за верхние зубы при звуках т, д, н и правильного положения языка за нижними зубами при звуках и, э, а также ясного произноше­ния изолированных звуков т, д, н, и, э, мы подготавливаем орга­ны артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков с, з, ш, ж. Уточ­няя же их произношение в словах и фразах, мы не только фор­мируем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка.

Таким образом, добиваясь четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, у детей создают базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. По­этому и в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная работа над всеми звуками родного языка, начиная с самых простых в арти­куляционном отношении и кончая самыми сложными, т. е. долж­но идти постепенное усвоение детьми фонематической системы языка.

Хотя к трем-четырем годам у ребенка артикуляционная база почти всех звуков сформирована, тем не менее, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только завершает формирование правильного звуко­произношения, но и воспитывает умение выделять отдельные зву­ки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возмож­ность познать языковую действительность.

Таким образом, проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (начиная со второй младшей группы и кончая старшей группой), а также по дифференциации часто смешиваемых звуков (в подготовительной к школе груп­пе), мы одновременно осуществляем большую работу по подго­товке детей к обучению грамоте, направляем их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитываем активность фонематического восприятия. Кроме того, эти заня­тия вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения дви­жения и положения органов артикуляционного аппарата), по­могая детям овладеть правильной артикуляцией звуков.

Итак, в основу работы по усвоению детьми фонетической сис­темы языка берется в определенной последовательности отра­ботка гласных и согласных звуков и развитие умения дифферен­цировать звуки по их основным артикуляционным и акустиче­ским признакам.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:

          обследование речи детей;

          развитие движений органов артикуляционного аппарата (ар­тикуляционная гимнастика);

занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);

          предупреждение и устранение нарушений речи у детей.

ОТРАБОТКА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В период от года до двух лет у ребенка идет про­цесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, уме­ние воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

Период от двух до трех лет характеризуется актив­ным процессом накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Вместе с расширением запаса слов происхо­дит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспи­танию произносительной стороны речи — дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных ка­честв голоса, вызывание звуков.

Со второй младшей группы, когда у ребенка име­ется уже достаточный активный словарь и он может ориентиро­ваться в звуковом составе слова, начинают работу, направлен­ную на овладение фонетической системой языка, которая осуще­ствляется последовательно с учетом возрастных возможностей детей,

Развитие звукопроизношения у детей имеет общие законо­мерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуаль­ными отличиями.

Формирование звука проходит несколько этапов, последова­тельно сменяющих друг друга:

подготовительный — различение этого звука по акустическим признакам и развитие дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного про­изнесения данного звука;

появление звука — выработка правильной артикуляции и точного звучания данного звука;

постепенное овладение звуком — введение звука в речь, сна­чала употребление в слове, потом во фразе.

Навыки правильного, четкого произношения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.

Во второй младшей группе отрабатываются наи­более простые по артикуляции звуки (а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в). На этом материале у детей развивают умение правильно, дли­тельно произносить звук (кроме взрывных, которые всегда произ­носятся кратко), четко произносить и выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком.

К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. Поэтому в средней группе после звуков т, д, н, к, г, ж, ы отрабатываются более сложные по артикуляции звуки.

В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: ш, ж, ч,  щ, л, ль, р, рь и звук j.

Усвоение ребенком' произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу: овладе­нию фонематической системой языка, усвоению основных раз­личительных признаков, которые характеризуют звуки речи (твердость — мягкость, звонкость— глухость и т. д.). Эта работа проводится в  подготовительной  к  школе группе.

А. Н. Гвоздев указывал, что «формирование фонем, завер­шающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различия слов в соответствии с имеющейся в языке традицией».

Детей шести-семи лет, обучают дифференциации звуков. Для этого берут те группы звуков, которые дети наиболее часто сме­шивают в своей речи. Это свистящие и шипящие (с—ш, з—жц — ч, сь щ), звонкие и глухие (в—ф, з — с, ж — ш, б—п, д— т, г —к), сонорные (л — р), твердые и мягкие согласные (г — гь и др.).

Работа по дифференциации любой пары звуков проводится поэтапно. На каждом этапе достигаются следующие цели:

1. Умение различать на слух изолированные звуки при их со­поставлении и правильно произносить их.

2.   Умение различать и правильно произносить дифференци­руемые звуки в словах.

3.   Умение различать и правильно употреблять дифференци­руемые звуки во фразовой речи.

Работа по уточнению произношения звуков и их дифферен­циации является одной из сторон воспитания звуковой культу­ры речи детей. Она сочетает развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормаль­ного темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Одновременно с решением задач по формированию правиль­ного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, идет работа по совершенствованию всех разделов произноси­тельной стороны речи.

Развитию речевого дыхания способствует дли­тельное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука), произношение на одном выдохе отдель­ных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фра­зовой речи).

Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звон­ких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи с по­мощью специально подобранных игр.

Работа по развитию подвижности и диффе­ренциро в а н н о с т и движений органов артикуля­ционного аппарата, способствующая развитию внятно­сти и отчетливости произношения, ведется во время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения зву­ка, во время уточнения произношения изолированного звука, в словах, во фразовой речи.

Умение изменять интонацию и темп речи раз­вивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).

Развитие фонематического слуха осуществляется

 во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук вы­деляемся голосом при его уточнении в словах; когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразовой речи.

Таким образом, в процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.

Первая младшая группа.

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременно­го развития произносительной стороны речи.

2.    Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основ­ные качества голоса.

3.   Вызывать правильное произношение звуков.

      Вторая младшая группа.

 1. Готовить артикуляци­онный аппарат для правильного произношения всех звуков род­ного языка, тренируя его основные движения во время артикуля­ционной гимнастики и в процессе работы над простыми по про­изношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, е.

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыха­ние, силу и высоту голоса.

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа.

1. Готовить артикуляционный аппа­рат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гим­настики и в работе над звуками: г, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение сви­стящих звуков: с, с',з, з',  ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа.

 1. Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляцион­ной гимнастики и в работе над звуками: j, ш, ж, ч, щ, л, л,  р, рь.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточ­нять произношение йотированных гласных я, е, ё, о, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.

3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4. Продолжать работу над четким произношением слов с вы­делением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа.

1. Продол­жать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение диф­ференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

 

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

В соответствии с этапами формирования звука можно выде­лить 4 основных вида работы, которые последовательно прово­дятся один за другим:

уточнение движений органов артикуляцион­ного аппарата;

уточнение произнесения изолированного звука  или  вызывание звука  по подражанию;

воспитание правильного, четкого произ­ношения звука в словах;

воспитание правильного, четкого произ­ношения звука во фразовой   речи.

При отработке любого звука не стоит на одном занятии сов­мещать все четыре вида работы, так как это не даст положитель­ного результата, особенно у тех детей, которые произносят звук неточно. Процесс усвоения правильного произношения звука — это выработка определенного навыка, а создание навыка требу­ет последовательной систематической работы. Поэтому каждый вид работы следует проводить отдельно, с интервалами в 3—6 дней. Тогда дети получат возможность хорошо усвоить отрабо­танный материал.

В отдельных случаях (обычно при отработке наиболее часто нарушаемых у детей звуков с, з, ш, ж, ч, щ, л, р) проводится пятый вид работы — итоговое занятие. Его цель — обоб­щить весь отработанный материал по данному звуку.

Воспитатель, проводя все 5 видов работы, на каждом из них обращает внимание детей на различные движения и положения органов артикуляционного аппарата. Поэтому формирование на­выков правильного произношения в каждой группе, кроме пер­вой младшей, начинается с занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппа­рата.