Коррекция личности ребёнка с ОВР через совместную деятельность.doc
Коррекция личности ребёнка с ОВР
через совместную деятельность со взрослыми
« Воспитание лишь тогда становится реальной
силой,
когда оно основано на вере в ребенка.
Без веры в ребенка, без доверия к нему
всякая педагогическая премудрость,
все методы и приемы обучения и воспитания
рушатся, как карточный домик».
В.А. Сухомлинский
Концепция модернизации российского образования определила новую
систему взглядов и понятий образования, ориентированную на развитие
личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций,
овладение которыми является необходимым условием социализации
выпускников начальной школы. В проекте Федеральных государственных
стандартов общего образования второго поколения процесс образования
понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков,
составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных,
семейных и других ценностей.
В Сиверской специальной (коррекционной) школеинтернате я работаю
уже 23 года. 1 сентября 2012 года я приняла свой очередной первый класс.
Уже на празднике «День знаний» ребята привлекли моё внимание. Красивые,
нарядные, с букетами цветов. Внешне очень милые, забавные,
непосредственные все такие разные: одни ершистые, задиристые, другие
малоподвижные, угрюмые, без огонька в глазах. Они наблюдали за
происходящим, не выражая никаких эмоций и, как мне показалось, даже не
понимая того, что происходило вокруг. Какие они? Как сложатся их
взаимоотношения и вся дальнейшая судьба? Нарушения общения в
совокупности порождают проблемы связанные с успешностью социальной
адаптации. Затруднения в установлении контактов с людьми как в сфере
делового, так и личного общения, становятся причиной неуверенности,
беспокойства, неудовлетворенности ребёнка собой и окружающим миром.
Такое состояние усугубляет существующие и может стать причиной новых
1 конфликтов, что осложняет деятельность человека, его отношения с
окружающими людьми.
Результаты обследования детей психологом показали, что уровень
тревожности в классе крайне высок. Дети беспокойны, раздражительны,
эмоционально неустойчивы.
Психологический климат класса характеризовался подавленностью,
негативным настроением, конфликтностью в отношениях.
(см приложение 1)
Данное обследование позволило сделать вывод о том, что 40% детей
испытывают высокий уровень тревожности, 35% средний и только 25%
детей имеют низкий уровень тревожности. Печально говорить о
поступлении в школу в первый класс, озлобленных, жестоких,
агрессивных, замкнутых детей. Кроме того, необходимо отметить, что при
наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий я
увидела, что трудности имеют почти все дети. Это сопровождается
чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость они
компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя
агрессивно, сердятся, зло смотрят на окружающих и т.д.
Как считают многие исследователи, например, Прихожан A.M. (1995),
за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного
возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной,
изменились формы ее проявления. Таким образом, актуальность
исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется
необходимостью углубленного исследования проблемы.
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что
тревожность это многозначный психологический термин, который
описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент
времени, так и устойчивое свойство любого человека.
2 Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к
школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:
нетерпимость детей друг к другу,
неумение трудиться на общее благо,
эгоизм, дефицит общения,
негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность
ребенка,
низкий уровень воспитанности.
(см. приложение 2)
Диаграмма показывает, что уровень воспитанности ниже среднего имеют
49,9% обучающихся класса.
Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьников в
большой мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых
являются специальное обучение и правильная организация всей жизни
детей. Присущие этим ученикам импульсивные проявления обиды, злости,
радости и т. п. постепенно сглаживаются под воздействием воспитания
Каждое мгновение, каждую минуту учитель видит своего ученика и
знает, чем наполнена его душа. Что его волнует. Учителя волнует судьба
каждого его ученика, но одному учителю не вершить судьбу своих
учеников. Только в педагогическом союзе классного руководителя,
учителей и родителей можно достичь многого в воспитании учащихся. И
поэтому, работая классным руководителем много лет, меня волнует
мысль о том, какие родители у моих воспитанников, как они воспитали и
воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками?
3 Начала с диагностической работы с семьями учащихся (изучила состав
семьи каждого ребёнка, материальнобытовые условия, воспитательные
возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные
мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть
результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и
неудач в учебном труде своих детей. Встречи на дому, в школе, приглашения
на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и
индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогают
мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка
класса и добиться положительных результатов в коррекции личности детей с
ОВР. Главным же считаю согласование, координацию и интеграцию усилий
школы и семьи в создании условий для коррекции и развития духовно
богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Я
высоко ценю доверие родителей, их желание общаться со мной, делиться
проблемами своего ребёнка, посещать школу, участвовать в мероприятиях и
буду продолжать делать всё для становления доброжелательных отношений
Таким образом, в ходе наблюдений, диагностики, выявилась довольно
большая группа детей с высоким уровнем тревожности и страхов, низким
уровнем воспитанности, а также с высокой степенью агрессии, и именно на
этих дети в первую очередь и направлена наша коррекционно развивающая
программа. Почему наша? Потому что в её разработке принимали участие
педагоги, психолог и родители.
Программа называется «Вместе весело шагать»
Цель программы. Коррекция личности ребёнка с ОВЗ через совместную
деятельность.
Задачи :
1. Создание условий для совместной деятельности детей.
2. Организация совместной деятельности детей и взрослых.
3. Организация совместной деятельности детей и родителей.
Прогнозируемые результаты.
1.Снятие страха общения с незнакомыми ( малознакомыми ) людьми.
2. Проявление дружеских взаимоотношений с одноклассниками.
3. Более уважительное отношение между членами семьи.
4 4.Формирование у ребёнка самостоятельности, ответственности,
потребности в совместной деятельности.
В школе созданы условия для коррекции личности ребёнка с ОВР через
совместную деятельность:
хорошо оборудованный учебный кабинет, имеющий учебную зону,
двигательную, игровую;
служба психологопедагогического сопровождения ребёнка;
условия для занятий физкультурой и спортом;
школьный музей;
зимний сад;
библиотека;
домовая церковь и музей.
Формы и методы работы для решения второй задачи по коррекции
личности ребёнка с ОВР через совместную деятельность:
беседы, экскурсии, конкурсы, праздники, спортивные соревнования,
оздоровительные мероприятия, трудовые дела, игры, выезды, встречи с
гостями школы.
Эффективными и удачными формами работы в этом направлении считаю
следующие:
Посещение школьной и поселковой библиотек.
Тренинги в кабинете психологической разгрузки, которые помогают
ребятам расслабиться, успокоиться, научиться управлять своими
эмоциями.
Занятия ЛФК
позволяют корректировать имеющиеся дефекты здоровья у детей,
укрепят мышцы, исправят осанку
повышают адаптацию организма к неблагоприятным условиям
жизни.
формируют и закрепляют принципы здорового образа жизни
– укрепляют здоровье, содействуют правильному физическому
развитию и закаливанию организма;
– повышают физическую и умственную работоспособности.
Школьная часовня является для детей тем местом, где они могут
успокоиться, побыть в тишине. Они действительно здесь другие:
умиротворённые, тихие, беззаботные. Наблюдая за ними, я
с
уверенностью могу сказать, что пребывание в часовне положительно
влияет на улучшение психологического здоровья ребёнка.
Выезды в г СанктПетербург.
5 Мои первоклашки хотя проучились в школе несколько месяцев могут
поделиться тем, сколько интересного они видели при посещении С
Петербургского театра кукол, Музея кукол, Цирка на Фонтанке.
Поездка в Дивный город, где ребята смогли «примерить» к себе работу
пекаря, полицейского, почтальона, банкира, пожарного, продавца и ещё
много других вызвала шквал положительных эмоций, безусловно,
улучшила психическое здоровье моих ребятишек и повлияла на
формирование положительных привычек и правильного бытового
поведения, необходимого для их успешной социальной адаптации.
Выезд в Туттарипарк. Что может быть полезнее для здоровья ребёнка,
чем свежий воздух, яркое зимнее солнце, чистый искрящийся снег, и
бодрое, весёлое настроение. За день пребывания в парке мы запаслись
здоровьем на долгое время.
А что может быть интереснее и веселее, чем время, проведённое с
друзьями.
«У нашей школы много друзей» так могут сказать мои ребятишки,
потому что традиционными стали у нас встречи с интересными,
знаменитыми людьми:
Это и ветераны В.О. войны, актриса Анастасия Мельникова, священник.
Эти встречи не только знакомят ребят с интересными людьми, но и
учат общению, делают духовно богаче.
Экскурсии в церковь Петра и Павла. На улице Красной, где находится
наша школа, есть церковь. Это уникальное место в нашем посёлке. Мы
посетили церковь на Пасху, Рождество Христово, и на Крещение.
Моими главными помощниками в организации жизнедеятельности класса
являются родители. Их участие в больших и малых делах придаёт детям
уверенности, вдохновляет их, поднимает настроение, помогает подружиться.
Мне повезло с родителями моих учеников. Многие их них наши бывшие
ученики. Доброжелательность и уважение сохранились в них с тех давних пор.
И поэтому мы вместе с ними успешно решаем многие воспитательные задачи.
И успех есть.
Во взаимоотношениях между учителем и родителями
использую различные формы, но основной остаётся родительское собрание.
Главным его предназначением считаю согласование, координацию и
интеграцию усилий школы и семьи в создании условий для коррекции и
развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой
личности ребёнка. Я высоко ценю доверие родителей, их желание общаться со
мной, делиться проблемами своего ребёнка, посещать школу, участвовать в
6 мероприятиях и буду продолжать делать всё для становления
доброжелательных отношений.
Эффективными и удачными формами работы для организации
совместной деятельности детей и родителей считаю
выходного дня, спортивные соревнования, совместные трудовые дела,
внеклассные мероприятия.
: экскурсии, походы
Организация и проведение праздника труда «Школа – наш дом» .
Родители трудились вместе с детьми. Каждый семейный подряд
получал свой объект для работы (мыли цветы, рыхлили, пересаживали,
поливали). Результат этого совместного труда: теперь у каждого
ребёнка в классе есть цветок, за которым он ухаживает вместе с мамой.
А ещё в нашем классе появились новые комнатные растения – подарок
от родителей. И это ещё не всё. Мы все вместе, родители, дети, учитель,
создали в учебном кабинете благоприятные условия для укрепления
здоровья наших детей.
Создание «уголка отдыха». В создании «уголка отдыха» для детей
посильное участие приняли родители (приобретение комнатных
растений, аквариума и всего его содержимого, мягких игрушек,
подушечек, настольных игр). Теперь «уголок отдыха» является
излюбленным местом моих ребят. Ведь здесь можно и на рыбок
посмотреть, чтобы успокоиться, и полежать на диване, и поваляться на
коврике, и поиграть с любимыми игрушками, и просто посидеть на
своей любимой подушке.
Проведение спортивного праздника «Папа, мама и я – спортивная
семья» никого не оставило равнодушным. Глядя на весёлые, счастливые
лица детей и родителей я просто радовалась. Ведь ничто так не
сближает, как общее дело. Невозможно было определить, кому больше
радости и удовольствия доставляли игры. Когда в какихто делах, пусть
даже самых маленьких, рядом с ребёнком его близкие и родные люди,
то от этого он несказанно счастливее.
Не менее важными для коррекции личности ребёнка с ОВР считаю
внеклассные мероприятия, в которых мои первоклашки принимали участие:
День Матери.
Новогодний праздник.
7 День Защитника Отечества. Игра «Зарница»
Международный женский день «Мамочке пою я песню»
В результате проводимых мероприятий на конец учебного года у детей
существенно снизился уровень тревожности. В классе преобладает бодрое и
жизнерадостное настроение, доброжелательность во взаимоотношениях,
взаимные симпатии. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместных
делах ( см. приложения 4, 5).
В результате проведенной воспитательной работы произошли изменения в
личностном развитии детей. Прежде всего, это развитие коммуникативных
навыков у детей с нарушениями интеллекта. В ходе коррекционной работы
было преодолено негативное отношение друг другу в школе и дома. Дети
стали более дружелюбно относиться друг другу, родителям, педагогам.
Стабилизировался психоэмоциональный фон в группе, появилась атмосфера
сплоченности. Научились дети выражать на лице адекватную эмоциональную
8 реакцию без слов, т.е. мимикой. Внимание детей стало более устойчивым,
улучшилась работоспособность детей, дети научились выражать адекватно
свои эмоции, повысился уровень социальнобытовой адаптации. У детей
появляется осмысливание своих действий и поступков, формируются
положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимые для
их успешной социальной адаптации.
Сейчас наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с
уверенностью сказать, что мир детства в нашем классе получается
насыщенным, интересным, плодотворным. Главное, что каждый ребёнок
принимает участие во всех проводимых делах, нет отстранённых детей и всё
им не в тягость, а очень интересно. Моя школьная семья растёт. Растёт и
ответственность за каждого ребёнка. А потому стараюсь не забывать слова
Жана Жака Руссо: «Жить вот ремесло,
которому я хочу учить
воспитанника. Выходя их моих рук, он будет соглашаюсь с этим не судьёй,
не солдатом, не священником: он будет – прежде всего, человеком». Я
желаю счастья своим воспитанникам, замечательным маленьким людям,
носящим обобщённое имя ДЕТИ. Их почему то именуют нашим будущим.
Дети – это наше настоящее. Будущее у них своё собственное. А моя задача
дать им необходимый минимум информации о том, что такое хорошо, что
такое плохо с нашей сегодняшней точки зрения. А уж они, когда вырастут,
сами разберутся, что в их завтрашнем мире будет пригодно к употреблению, а
что – нет.
9
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Коррекция личности ребенка с умственной отсталостью через совместную деятельность со взрослыми (1,2, классы, воспитательная работа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.