КОС по Основам философии
Оценка 5

КОС по Основам философии

Оценка 5
Документация
doc
обществознание
Взрослым
26.02.2018
КОС по Основам философии
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике» (базовый уровень) программы учебной дисциплины «Основы философии». В комплекте представлены материалы для текущего и итогового контроля в разнообразных формах: тесты, задания, кейсы.
КОС ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 09.02.05.doc
Государственное бюджетное профессиональное                            образовательное учреждение «САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ   ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»                              ППССЗ 09.02.05­УМК­ОГСЭ 01­2017 «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБПОУ  «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ____________________ Д.А.Мартынов «_______»____________2017 г. Комплект  контрольно­оценочных средств  по учебной дисциплине  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» основной профессиональной образовательной программы  по специальности СПО  09.02.05 Прикладная информатика в экономике (базовый уровень) Холмск, 2017  2 Комплект   контрольно­оценочных   средств   разработан   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего профессионального   образования   по   специальности   СПО  09.02.05 «Прикладная   информатика   в   экономике»  (базовый   уровень)   программы учебной дисциплины «Основы философии». Разработчик: Сафина   В.Г,   преподаватель   ГБПОУ   «Сахалинский   техникум   отраслевых технологий и сервиса». Одобрено на заседании цикловой методической комиссии гуманитарных  дисциплин: Протокол № ____ от «____» _________ 20____г. Председатель ЦМК _________ /Л. И. Давыденко/ Одобрено Методическим советом техникума Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г. 3 СОДЕРЖАНИЕ.......................................................................................................4 СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт комплекта контрольно­оценочных средств.........................................5 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке................7 3. Оценка освоения учебной дисциплины..............................................................9 5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины..............................19 4 1. Паспорт комплекта контрольно­оценочных средств В   результате   освоения   учебной   дисциплины   «Основы   философии» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 09.02.05   «Прикладная   информатика   в   экономике»  (базовый   уровень) следующими умениями, знаниями и общими компетенциями: У 1. З 1. З 2. З 3. З 4. З 5. З 6. З 7. ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. Ориентироваться   в   наиболее   общих   философских   проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Основные категории и понятия философии. Роль философии в жизни человека и общества. Основы философского учения о бытии. Сущность процесса познания. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. О   социальных   и   этических   проблемах,   связанных   с   развитием   и использованием достижений науки, техники и технологий. Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой для   эффективного   выполнения   профессиональных   задач, профессионального и личностного развития. Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с коллегами, руководством, потребителями. Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и личностного   развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять   воинскую   обязанность,   в   том   числе   с   применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Формой аттестации по учебной дисциплине является зачет. 5 6 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке  2.1.   В   результате   аттестации   по   учебной   дисциплине   осуществляется комплексная   проверка   следующих   умений   и   знаний,   а   также   динамика формирования общих компетенций: Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции (желательно сгруппировать и проверять комплексно, Показатели оценки результата Следует сформулировать показатели сгруппировать умения и общие Раскрывается содержание компетенции) работы   познания, Уметь: У   1.  Ориентироваться   в   наиболее общих   философских   проблемах бытия,   ценностей, свободы и смысла жизни как основе культуры формирования гражданина будущего специалиста. ОК  Знать: З1. Основные категории и понятия  философии. и       Ориентируется   в   наиболее общих философских проблемах бытия,   познания,   ценностей, свободы   и   смысла   жизни   как основе формирования культуры гражданина   и   будущего специалиста. Знает  основные   категории   и понятия философии.  Роль   философии   в   жизни З2. человека и общества. Имеет   представление   о   роли философии в жизни человека и общества. З3.  Основы философского учения о бытии. Знает   основы   философского учения о бытии. З4. Сущность процесса познания. Знает   сущность   процесса познания. З5. Основы научной, философской и религиозной картин мира.    Об   условиях   формирования З6. личности, и ответственности   за   сохранение жизни,   окружающей среды.   культуры, свободе   З7.  О   социальных   и   этических проблемах, связанных с развитием и использованием   достижений   науки, техники и технологий.       основы   Знает научной, философской   и   религиозной картин мира Имеет   представление   об формирования условиях личности, свободе и ответственности   за   сохранение жизни,   культуры,   окружающей среды. Знает о социальных и этических проблемах, с развитием   и   использованием достижений   науки,   техники   и связанных       Таблица 1.1 Форма контроля и оценивания Заполняется в соответствии с разделом 4 УД Устный опрос Устный опрос Тестирование Самостоятельна я работа  Устный опрос Тестирование Самостоятельна я работа Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Самостоятельна я работа  Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Самостоятельна я работа Практическое задание  Устный опрос Тестирование Самостоятельна я работа 7 технологий. 8 3. Оценка освоения учебной дисциплины 3.1. Формы и методы оценивания Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине   «Основы   философии»,   направленные   на   формирование   общих компетенций.    Результаты  (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата ОК 1. Понимать сущность и  социальную значимость своей  будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление  инициативы в аудиторной и  самостоятельной работе. ОК 2. Организовывать  собственную деятельность,  определять методы и способы  выполнения профессиональных  задач, оценивать их  эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы,  оценивать риски и принимать  решения в нестандартных  ситуациях. ОК. 4.Осуществлять поиск,  анализ и оценку информации,  необходимой для постановки и  решения профессиональных  задач, профессионального и  личностного развития. Систематическое планирование  собственной учебной деятельности и  действие в соответствии с планом. Структурирование объема работы и  выделение приоритетов. Грамотное определение методов и  способов выполнения учебных задач. Осуществление самоконтроля в  процессе выполнения работы и ее  результатов. Анализ результативности  использованных методов и способов  выполнения учебных задач. Адекватная реакция на внешнюю  оценку выполненной работы. Признание наличия проблемы и  адекватная реакция на нее. Выстраивание вариантов  альтернативных действий в случае  возникновения нестандартных  ситуаций. Грамотная оценка ресурсов,  необходимых для выполнения  заданий. Расчет возможных рисков и  определение методов и способов их  снижения при выполнении  профессиональных задач. Нахождение и использование  разнообразных источников  информации.  Грамотное определение типа и формы необходимой информации.  Получение нужной информации и  сохранение ее в удобном для работы  формате.  Определение степени достоверности и Формы и методы контроля и оценки  Экспертное  наблюдение и оценка  деятельности  обучающегося в  процессе освоения  учебной дисциплины Экспертное  наблюдение и оценка  деятельности  обучающегося в  процессе освоения  учебной дисциплины и  выполнения  самостоятельной  внеаудиторной работы Экспертное  наблюдение и оценка  деятельности  обучающегося в  процессе освоения  учебной дисциплины Интерпретация  результатов  наблюдений за  деятельностью  обучающихся в  процессе деловых игр. Оценка деятельности  обучающегося в  процессе  самостоятельной  работы. Экспертная  оценка выполненной  домашней работы. 9 ОК 5. Использовать  информационно­ коммуникационные технологии  для совершенствования  профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и  команде, обеспечивать ее  сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством,  потребителями. ОК 7. Ставить цели,  мотивировать деятельность  подчиненных, организовывать и  контролировать их работу с  принятием на себя  ответственности за результат  выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно  определять задачи  профессионального и  личностного развития,  заниматься самообразованием,  осознанно планировать  повышение квалификации. актуальности информации. Извлечение ключевых фрагментов и  основного содержание из всего  массива информации.  Упрощение подачи информации для  ясности понимания и представления. Грамотное применение  специализированного программного  обеспечения для сбора, хранения и  обработки информации, подготовки  самостоятельных работ. Положительная оценка вклада членов  команды в общекомандную работу. Передача информации, идей и опыта  членам команды. Использование знания сильных  сторон, интересов и качеств, которые  необходимо развивать у членов  команды, для определения  персональных задач в общекомандной  работе.  Формирование   понимания   членами команды   личной   и   коллективной ответственности. Регулярное представление обратной  связь членам команды.  Демонстрация навыков эффективного общения. Грамотная постановка целей. Точное установление критериев  успеха и оценки деятельности.  Гибкая адаптация целей к  изменяющимся условиям.  Обеспечение выполнения  поставленных задач. Демонстрация способности  контролировать и корректировать  работу коллектива. Демонстрация самостоятельности в  принятии ответственных решений. Демонстрация ответственности за  принятие решений на себя, если  необходимо продвинуть дело вперед. Способность к организации и  планированию самостоятельных  занятий и домашней работы при  изучении учебной дисциплины. Эффективный поиск возможностей  развития профессиональных навыков. Разработка, регулярный анализ и  совершенствование плана  Экспертное  наблюдение и оценка  деятельности  обучающегося в  процессе освоения  учебной дисциплины и  выполнения  самостоятельной  внеаудиторной работы Интерпретация  результатов  наблюдений за  деятельностью  обучающихся в  процессе деловых и  имитационных игр,  групповой работы. Экспертное  наблюдение и оценка  деятельности  обучающегося в  процессе освоения  учебной дисциплины и  групповой работой Экспертное  наблюдение и оценка  деятельности  обучающегося в  процессе  самостоятельной  работы. Экспертная  оценка выполненной  10 ОК 9. Быть готовым к смене  технологий в профессиональной  деятельности. личностного развития и повышения  квалификации. Проявление готовности к освоению  новых технологий в  профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую  обязанность, в том числе с  применением полученных  профессиональных знаний (для  юношей). Осознанный выбор учетно­военной  специальности, родственной  получаемой профессии (для юношей). Решение ситуационных задач,  требующих применения  профессиональных знаний. Полнота понимания и четкость  представления о возможности  использования профессиональных  знаний во время исполнения воинской обязанности. домашней работы. Экспертное  наблюдение и оценка  деятельности  обучающегося в  процессе  самостоятельной  работы. Экспертная  оценка выполненной  домашней работы. Интерпретация  результатов  наблюдений за  деятельностью  обучающихся в  процессе решения  ситуационных задач. 3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины 3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З1­З6 и умений У1 1) Задания в тестовой форме  Текст задания для промежуточной аттестации Вариант 1 1. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия: «бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи;  инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия» а)Плотин б)Гегель в)Платон г)Маркс 2. Что является источником философского знания, согласно Сократу? постоянная духовная неудовлетворенность знание о неизбежности смерти процесс познания мира жизнь человека в обществе 11 3. Каким историко­философским традициям соответствует следующая  трактовка бытия: «единое под разными именами; ни сущее, ни не­сущее; существовавшее до  мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и  явления» брахманизм элеаты атомисты даосизм 4. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение: весь земной мир и человек в нем – это момент неуклонного движения к Богу человек есть совокупность всех общественных отношений человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел человек есть мыслящая вещь 5. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали: К. Маркс и Ф. Энгельс К. Сен­Симон и Г. Спенсер Ф. Ницше и А. Камю Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров 6. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана  с направлением: реализма рационализма сенсуализма скептицизма 7. Греческое слово «филео» означает любовь: братскую стремление страсть половую 8. Что появилось у человека раньше – мышление или язык: они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен одновременно мышление язык 9. В философии «агностицизм» понимается как : сомнение в возможности познания рассмотрение процесса познания 12 полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания рассмотрение объектов познания 10. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества  не являются: онтология антропология метафизика философия истории социальная философия 2 вариант 1. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха, ­ ради постижения мира в идеях по естественной склонности души для решения стратегических жизненных задач во имя реализации своей общественной сущности 2. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это  религия и этика: любви государства Абсолюта права 3. Из суждения­посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего  знание, «Я – человек», сделайте умозаключение: все люди похожи на меня животные тоже мыслят я отношусь ко всем людям я мыслю 4. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие: взаимодействия бога и природы мирового исторического процесса сознания производительных сил 5. Общество является предметом исследования такой философской науки,  как: гносеология политология 13 культурология социальная философия 6. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой: необходимость произвол волю знание 7. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: огонь вода земля дерево 8. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство,  истинность» Аврелий Августин Дж. Беркли Фома Аквинский Ж. П. Сартр 9. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее  сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на  наиболее полное и глубокое знание истины. Это ­ мышление разум ум рассудок 10. В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к: медицине математике астрономии астрологии II/ Соотнесите раздел философии и его характеристику: 1 Онтология 2 Философская антропология 3 Аксиология А Учение о ценностях Б Теория познания В Учение о человеке Г Учение о законах развития общества Д Учение о бытии 14 2) Анализ кейс­стади  Задание. Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на вопросы. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие ­ это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения   женщинами,   не   наслаждения   всякими   яствами,   которые доставляет   роскошный   стол,   рождают   приятную   жизнь,   но   трезвое рассуждение,   исследующее   причины   всякого   выбора   и   избегания   и изгоняющее   лживые   мнения,   которые   производят   в   душе   величайшее смятение». В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)? 3) Устный опрос 1. Понятие материи как субстанции. Ее основные характеристики. 4) Самостоятельная работа  Составить таблицу «Методы научного познания» 15 4.   Контрольно­оценочные   материалы   для   аттестации   по   учебной дисциплине Предметом   оценки   являются   умения   и   знания.   Контроль   и   оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: тестирование, устный опрос. Оценка освоения дисциплины предусматривает использование зачета.    I. ПАСПОРТ Назначение: КОМ   предназначен   для   контроля   и   оценки   результатов   освоения   учебной дисциплины   «Основы   философии»   по   специальности   СПО  200105 «Авиационные приборы и комплексы» (базовый уровень) Уметь: У   1.  Ориентироваться   в   наиболее   общих   философских   проблемах   бытия, познания,   ценностей,   свободы   и   смысла   жизни   как   основе   формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Знать: З1. Основные категории и понятия философии. З2. Роль философии в жизни человека и общества. З3. Основы философского учения о бытии. З4. Сущность процесса познания. З5. Основы научной, философской и религиозной картин мира. З6.  Об   условиях   формирования   личности,   свободе   и   ответственности   за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.  О   социальных   и   этических   проблемах,   связанных   с   развитием   и З7. использованием достижений науки, техники и технологий. II. ЗАДАНИЕ. 1. Античная философия 2.  Ф.   Энгельс   так   сформулировал   основной   вопрос   философии:   «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…» А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос:  16 вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос  философии». М. Хайдеггер считал, во­первых, что «всякий философский вопрос  должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во­вторых,  всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий  тоже вовлекался в него». Вопросы:  а) Чем, по­вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к  необходимости постановки основного вопроса философии? б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса  философии? в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается  мировоззренческая позиция философа? г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса? Инструкция для обучающихся Внимательно прочитайте задание. Время выполнения задания – 40 минут. Литература для обучающихся: Указывается, только в том случае, если ею разрешается пользоваться на экзамене III. ПАКЕТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА III а. УСЛОВИЯ Указать деление на подгруппы, количество  Количество вариантов задания – 18. Время выполнения задания – 40 мин.   Оборудование: ручка, лист бумаги, карточка с вопросом. Эталоны ответов  Зачетная ведомость (или оценочный лист). IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 17 1) оценка   «отлично»   выставляется   студенту,   если   ответ   аргументирован, обоснован и дана самостоятельная оценка изученного материала; 2) оценка   «хорошо»   ставится   студенту,   если   ответ   аргументирован, последователен, но допущены некоторые неточности; 3) оценка   «удовлетворительно»   ставится   студенту,   если   ответ   является неполным и имеет существенные логические несоответствия; 4) оценка «неудовлетворительно» если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.  18 5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины ТЕСТ № 1. Введение в философию Вариант 1 1.   Выберите   правильный   ответ.  Форма   мировоззрения,   основанная   на   эмоционально­ образном и фантастическом отношении к миру А) Мифология. Б) Религия. В) Философия. Г) Обыденное мировоззрение. 2. Выберите правильный ответ. В переводе с греческого «философия» означает А) Стремление к совершенству. Б) Наука мудрости. В) Любовь к мудрости. Г) Учение о законах развития. 3. Соотнесите раздел философии и его характеристику: 1 Онтология 2 Философская антропология 3 Аксиология А Учение о ценностях Б Теория познания В Учение о человеке Г Учение о законах развития общества Д Учение о бытии 4. Соотнесите функцию философии и ее характеристику: Гуманистическая 1 2 Критическая 3 Мировоззренческая А Систематизирует и обобщает данные всех наук Б Предугадывает тенденции развития научного знания и  социальных изменений В Знакомит человека с высшими достижениями мировой  Г интеллектуальной культуры Рассматривает мир через призму человека и его целей,  обосновывает его самоценность, его права и свободы Д Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения Е Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности Ж Служит теоретическим основанием мировоззрения З Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость  духовных ценностей  5. Продолжите и объясните. Для религиозного мировоззрения характерны следующие  особенности… 19 ТЕСТ № 1. Введение в философию Вариант 2 1. Выберите правильный ответ. Форма мировоззрения, основанная на вере в  сверхъестественное А) Мифология. Б) Религия. В) Философия. Г) Обыденное мировоззрение. 2. Соотнесите тип мировоззрения и его основные черты 1 Мифологическое  2 Религиозное 3 Философское Вера в сверхъестественное А Слитность Б Логичность В Эмоциональность Г Д Догматизм Е Обобщенность Ж Очеловечивание природы З Моральная направленность И Системность 3. Соотнесите функцию философии и ее характеристику: 1 Аксиологическая 2 Методологическа я 3 Общекультурная А Систематизирует и обобщает данные всех наук Б Предугадывает тенденции развития научного знания и  социальных изменений В Знакомит человека с высшими достижениями мировой  Г интеллектуальной культуры Рассматривает мир через призму человека и его целей,  обосновывает его самоценность, его права и свободы Д Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения Е Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и  практического освоения действительности Ж Служит теоретическим основанием мировоззрения З Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость  духовных ценностей  4. Соотнесите раздел философии и его характеристику: 1 Аксиология 2 Гносеология 3 Социальная философия А Учение о ценностях Б Теория познания В Учение о человеке Г Учение о законах развития общества Д Учение о бытии 5. Дайте определение. Мировоззрение – это… 20 ТЕСТ № 1. Введение в философию 3 вариант 1. Выберите правильный ответ. Системно­теоретическое мировоззрение, для которого  характерны логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения А) Мифология. Б) Религия. В) Философия. Г) Обыденное мировоззрение. 2. Выберите правильный ответ. Впервые назвал себя философом… А) Платон. Б) Аристотель. В) Фалес. Г) Пифагор. 3. Соотнесите раздел философии и его характеристику: Гносеология  1 2 Философская антропология 3 Аксиология А Учение о ценностях Б Теория познания В Учение о человеке Г Учение о законах развития общества Д Учение о бытии 4. Соотнесите функцию философии и ее характеристику: 1 Интегрирующая 2 Прогностическая Б Предугадывает тенденции развития научного знания и  А Систематизирует и обобщает данные всех наук социальных изменений 3 Аксиологическая В Знакомит человека с высшими достижениями мировой  Г интеллектуальной культуры Рассматривает мир через призму человека и его целей,  обосновывает его самоценность, его права и свободы Д Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения Е Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и  практического освоения действительности Ж Служит теоретическим основанием мировоззрения З Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость  духовных ценностей  5. Продолжите и объясните. Для мифологического мировоззрения характерны следующие особенности… 21 Тест № 1. Введение в философию Ключи 2 вариант 1 – Б 2 – 1­А, В, Ж, 2­Г, Д, З, 3­Б,  Е, И 3 – 1­З, 2­Е, 3­В 4 – 1­А, 2­Б, 3­Г 5 – мировоззрение – это  совокупность взглядов на  мир и место в нем человека 3 вариант 1 – В  2 – Г  3 – 1­Б, 2­В, 3­А 4 – 1­А, 2­Б, 3­З 5 – слитность,  очеловечивание природы,  эмоциональность 1 вариант 1 – А 2 – В 3 – 1­Д, 2­В, 3­А 4 – 1­Г, 2­Д, 3­Ж 5 – догматизм, вера в  сверхъестественное,  иерархия, моральная  система 22 ТЕСТ № 2. Философия Древнего Китая и Индии Вариант 1 1. Соотнесите название школы индийской философии и ее характеристику: 1 Йога 2 Локаята А Чтобы избежать страдание, нужно принимать действительность такой,  какая она есть Б Предлагает тщательно изучать текст «Вед», так как в них уже есть  ответы на все вопросы 3 Джайнизм В Душа стремиться к благу, а тело – к греху Г Включает в себя систему физических и духовных упражнений, целью  которых является избавление от страданий Д Отрицает законы кармы, сансары и существование жизни после смерти Е Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении  нирваны 2. Соотнесите философскую категорию и ее определение: 1 Ли 2 Жень 3 Инь­ян 4 Дао А Путь, судьба Б Ритуал, порядок, вежливость В Противоположные начала Г Человечность 3. Соотнесите разновидность и конкретную школу: 1 Ортодоксальные школы 2 Неортодоксальные школы А Вайшешика Б Буддизм В Джайнизм Г Йога 4. Продолжите. Основной книгой конфуцианства является… 5. Назовите основные положения даосизма и его основателя. 23 ТЕСТ № 2. Философия Древнего Китая и Индии 1. Соотнесите разновидность и конкретную школу: Вариант 2 1 Ортодоксальные школы 2 Неортодоксальные школы А Веданта Б Локаята В Джайнизм Г Йога 2. Соотнесите название школы индийской философии и ее характеристику: 1 Веданта А Чтобы избежать страдание, нужно принимать действительность  такой, какая она есть 2 Буддизм Б Предлагает тщательно изучать текст «Вед», так как в них уже есть  3 Вайшешика В Душа стремиться к благу, а тело – к греху ответы на все вопросы Г Включает в себя систему физических и духовных упражнений, целью  которых является избавление от страданий Д Отрицает законы кармы, сансары и существование жизни после  смерти Е Видит освобождение души от страданий в просветлении и  достижении нирваны 3. Соотнесите философскую категорию и ее определение: 1 Сансара 2 Карма 3 Ахимса А Закон воздаяния Б Непричинение вреда живому В Учение о переселении души из тела в  тело 4. Продолжите. Основной книгой даосизма является… 5. Назовите основные положения конфуцианства и его основателя. 24 Тест № 2. Философия Древнего Китая и Индии Ключи 1 вариант 2 вариант 1 – 1­Г, 2­Д, 3­В 2 – 1­Б, 2­Г, 3­В, 4­А 3 – 1­А, Г, 2­Б, В 4 – Лунь­юй 5 – Лао Цзы, основные положения даосизма 1 – 1­А, Г, 2­Б, В 2 – 1­Б, 2­Е, 3­А 3 – 1­В, 2­А, 3­Б 4 – Дао дэ дзин 5 – Кун Фу­цзы, основные идеи конфуцианства 25 ТЕСТ № 3. Античная философия Вариант 1 1. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира: 1 Анаксимен 2 Демокрит 3 Гераклит А Апейрон Б Вода В Атом Г Огонь Д воздух 2. Соотнесите философскую школу и ее представителя: 1 Милетская школа 2 Элейская школа 3 Школа атомистов А Фалес Б Левкипп В Анаксимандр Г Демокрит Д Парменид Е Анаксимен Ж Зенон 3. Соотнесите философское направление и идею, которая к нему относилась: 1 Стоики 2 Киники 3 Киренаики 4 Скептики А Аскетизм Б Сомнение, критика В Чувственность, удовольствие,  наслаждение Г Спокойствие, невозмутимость,  бесстрашие  4. Продолжите.  Слова «человек есть мера всех вещей…» принадлежат… 5. Назовите основные идеи философии Сократа. 26 ТЕСТ № 3. Античная философия Вариант 2 1. Соотнесите период развития античной философии и проблему, которая была главной  для философов данного периода: 1 Досократический период 2 Классический период 3 Постклассический период А Человек и политика Б Будущее человечества В Самопознание Г Проблема природы и первоосновы мира 2. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира: Гераклит  1 2 Анаксимандр  3 Фалес  4 Левкипп  А Воздух  Б Вода В Атом Г Огонь Д Апейрон  3. Соотнесите философское направление и его представителя: 1 Киренаики 2 Эпикурейцы 3 Неоплатоники  А Аристипп Б Плотин В Эпикур Г Пиррон  4. Продолжите. Слова «все течет, все развивается» принадлежат… 5. Назовите основные идеи философии Платона. 27 ТЕСТ № 3. Античная философия Вариант 3 1. Соотнесите философскую категорию и ее определение: 1 Физис 2 Архее 3 Космос 4 Порядок  А Слово, учение Б Порядок В Первоначало, первопричина Г Природа, натура 2. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира: 1 Пифагор  2 Демокрит 3 Фалес  А Число  Б Вода В Атом Г Огонь Д воздух 3. Соотнесите философское направление и его представителя: 1 Киники 2 Стоики 3 Скептики А Зенон из Кития Б Антисфен  В Аристипп  Г Пиррон  4. Продолжите.  Слова «познай самого себя» принадлежат… 5. Назовите основные идеи философии Аристотеля. Тест № 3. Античная философия Ключи 1 вариант 1 – 1­Д, 2­В, 3­Г 2 – 1­А, В, Е, 2­Д, Ж, 3­Б, Г 3 – 1­Г, 2­А, 3­В, 4­Б 4 – Протагор 5 – идеи Сократа 2 вариант 1 – 1­Г, 2­А, 3­В 2 – 1­Г, 2­Д, 3­Б, 4­В 3 – 1­А, 2­В, 3­Б 4 – Гераклит 5 – идеи Платона 3 вариант 1 – 1­Г, 2­В, 3­Б, 4­А 2 – 1­А, 2­В, 3­Б 3 – 1­Б, 2­А, 3­Г 4 – Сократ 5 – идеи Аристотеля 28 ТЕСТ № 4. Философия Средневековья Вариант 1 1. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику: 1 Догматизм 2 Иерархизм 3 Креационизм А Вера и откровение как путь познания Б Бог как истинное бытие В Человек как творение бога Г Власть как божественное установление 2. Выберите правильный ответ. Эпоха Средневековья охватывает период А) IV­X  вв. Б) V­XV вв. В) III­IX вв. Г) VI­XVI вв. 3. Выберите правильные ответы. Фома Аквинский  развивал идеи: А) духовного развития личности Б) проблемы соотношения веры и разума В) доказательства существования бога Г) проблемы теодицеи 4. Назовите работы Аврелия Августина. 5. Дайте характеристику периоду схоластика. 29 ТЕСТ № 4. Философия Средневековья Вариант 2 1. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику: 1 Теоцентризм 2 Догматизм 3 Психологизм А Приоритет духовных ценностей Б Бог как истинное бытие В Человек как творение бога Г Вера  откровение как путь познания 2. Назовите период развития философии Средних веков, который опирался на идеи  Платона. 3. Выберите правильные ответы. Аврелий Августин развивал идеи: А) духовного развития личности Б) проблемы соотношения веры и разума В) доказательства существования бога Г) проблемы теодицеи 4. Назовите работы Фомы Аквинского. 5.  Дайте определение. Теодицея – это… Тест № 4. Философия Средневековья Ключи 1 вариант 1 – 1­А, 2­Г, 3­В 2 – Б 3 – Б, В 4 – «Исповедь», «О граде божьем» 5 – длится с XI в. до конца средневековой эпохи   и   характеризуется   значительным формализмом  и догматизмом,  опираясь  в большей   степени   на   логические   и философские идеи Аристотеля.  2 вариант 1 – 1­Б, 2­Г, 3­А 2 – патристика 3 – А, Г 4 – «Сумма теологии», «Сумма против  язычников» 5 – оправдание Бога за зло 30 ТЕСТ № 5. Философия Возрождения и Нового времени Вариант 1 1. Выберите правильные ответы. К особенностям философии Возрождения относятся: А) теоцентризм Б) гуманизм В) креационизм Г) антропоцентризм Д) магия 2. Соотнесите направление философии Возрождения и представителей: 1 Натурфилософия 2 Политическая философия А М. Монтень Б Т. Мор В Н. Кузанский Г Э. Роттердамский Д Г. Галилей Е Н. Макиавелли 3. Выберите правильный ответ. Эпоха Возрождения начинается с… А) XIV века Б) XV века В) XVI века Г) XVII века 4. Продолжите. Слова «точно известно, что ничего точно не известно» принадлежат… 5. Дайте определение и назовите основателя эмпиризма. 31 ТЕСТ № 5. Философия Возрождения и Нового времени Вариант 2 1. Выберите правильные ответы. К особенностям философии Возрождения относятся: А) эстетизм Б) психологизм В) креационизм Г) антропоморфность Д) свободомыслие 2. Соотнесите философа и направление философии Возрождения: 1 Натурфилософия 2 Скептицизм  А М. Монтень Б Т. Мор В Н. Кузанский Г Э. Роттердамский Д Г. Галилей 3. Выберите правильный ответ. Эпоха Нового времени начинается с… А) XV века Б) XVI века В) XVII века Г) XVIII века 4. Продолжите. Слова «знание ­ сила» принадлежат… 5. Дайте определение и назовите основателя рационализма.                          Тест № 5. Философия Возрождения и Нового времени Ключи 1 вариант 1 – Б, Г 2 – 1­В, Д, 2­Б, Е 3 – А 4 – М. Монтень 5 – Эмпиризм – это опора на опыт.  Основатель – Ф. Бэкон 2 вариант 1 – А, Д 2 – 1­В, Д, 2­А, Г 3 – А 4 – Ф. Бэкон 5 – Рационализм – это опора на разум.  Основатель – Рене Декарт 32 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества 1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ): а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека; б) собрание теорий, концепций философов; в) наука, исследующая язык; г) учение о познаваемости мира; д) учение об устройстве мира. 2. Термин «философия» означает: а) рассуждение;                                                б) компетентное мнение;                                в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости;  д) логику. 3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ): а) устройство мира;          б) красота мира;                в) счастье человека; г) всеобщее в системе «мир­человек»;  д) поиск идеального общества. 4. Философии присущи функции: а) мировоззренческая и познавательная;           б) методологическая и прогностическая;  в) аксиологическая и ориентационная; г) все эти функции вместе взятые. 5. Философия объясняет мир с помощью: а) мифологических образов;          б) откровения;                                 в) интуитивного прозрения; г) рациональной аргументации;  д) математики. 6. Философия — это: а) мировоззрение;              б) мирочувствование;        в) мироощущение; г) мировосприятие. 7. Ответы на философские вопросы ищут в: а) религиозных верованиях;                      б) мифологических представлениях;       в) научных исследованиях; г) доводах и умозаключениях разума;  д) божественном откровении. 8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ): а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному; б) каковы критерии истины? 33 в) как возник мир? г) что есть добро и зло? д) что есть Бог? 9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты): а) кто виноват (Герцен)? б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)? в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)? г) как быть счастливым (Сократ)? д) что делать (Чернышевский)? 10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты): а) каковы точные размеры вселенной?                 б) в чем сущность человека?                                 в) из каких элементов состоит живая клетка? г) в чем смысл жизни?  д) какова родословная славян? 11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ): а) разумное миропонимание; б) откровение; в) истинное мироощущение; г) специфическое мировосприятие. 12. Необходимым признаком философского мировоззрения является: а) конкретность;               б) наглядность;                 в) системность; г) абстрактность; д) экспериментальность. 13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований  человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и  другим людям, — это: а) мировосприятие;                  б) мирочувствование;              в) мировоззрение; г) мироощущение;  д) мировидение. 14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:  а) философия;    б) мифология;    в) наука;  г) религия. 15. В своих истоках философия и наука опирались на: а) мифологию;               б) технологию;              в) религию; г) магию; 34 д) искусство. 16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):  а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное; б) специфическое образное синкретическое мировоззрение; в) фантастический рассказ, предание; г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем,  построенное на «оборотнической» логике; д) сказка, выдумка, заведомый обман. 17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг  от друга: а) в научной;                     б) в религиозной;             в) в мифологической; г) в философской;  д) в обыденной. 18. Соотношение философии и науки заключается в том, что: а) философия является частью науки; б) наука является частью философии; в) философия и наука частично включаются друг в друга; г) философия и наука исключают друг друга; д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом. 19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты): а) онтология;  б) фразеология;  в) политология;                 г) аксиология; д) социология;  е) антропология;  ж) гносеология. 20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные  принципы бытия: а) этика;  б) аксиология;  в) эсхатология;            г) онтология;  д) антропология.  21. Философское учение о всеобщих законах познания — это: а) гносеология;  б) онтология;  в) эстетика; г) этика; д) антропология. 22. Центральной проблемой онтологии является: а) смысл жизни человека;  б) познаваем ли окружающий нас мир;  35 в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального; г) изучение законов мышления; д) смерть и бессмертие человека. 23. Аксиология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о красоте;  в) о принципах познания; г) о духовной культуре общества;  д) о сущности человеческой истории. 24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты): а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц; б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего; в) материя – это объективная реальность; г) атрибутом материи является движение; д) пространство и время формы живого восприятия. 36 2. Античная философия 1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается». а) Анаксимен;         б) Эмпедокл;           в) Фалес; г) Платон; д) Аристотель. 2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского: а) диалектический материализм; б) механистический материализм; в) антропологический материализм; г) стихийный материализм. 3.   Представителей   милетской   школы   называют   стихийными   материалистами, потому что они: а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;       б) открыто утверждали примат материи над духом;                            в) отрицали наличие материального; г) сформулировали атомистическую концепцию;  д) отрицали возможность познания мира. 4. Об учении этого философа позднейший автор писал: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек,  но всегда   он  был,  есть  и  будет  вечно  живым   огнем,  мерами   загорающимся  и мерами потухающим». а) Платон;                   б) Аристотель;           в) Демокрит; г) Парменид; д) Гераклит. 5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита;                 б) метафизической концепции Парменида;        в) релятивизма софистов; г) логики Аристотеля; д) критической позиции скептиков. 6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел: а) Парменид;              б) Фалес;                    в) Демокрит; г) Гераклит; д) Анаксимен. 7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор;      б) Платон;        в) Сократ; 37 г) Аристотель; д) Демокрит. 8. Число в пифагорейской школе – это: а) абстракция;                                                         б) первоначало мира, тождественное вещи;       в) создание разума; г) творение Бога; д) психическая иллюзия. 9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим: а) небытие;                  б) первоначало;          в) бытие; г) божество; д) материю. 10. Основоположником античного атомизма является: а) Сократ;                           б) Демокрит­Левкипп;     в) Платон; г) Аристотель; д) Гераклит. 11. Онтология Демокрита строится на принципе: а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;       б) первоэлементом мира является апейрон;                                    в) любая вещь мира есть соединение материи и формы; г) первоэлементом мира является число; д) познание мира невозможно. 12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»: а) Протагор;                     б) Сократ;                        в) Ксенофан; г) Эпикур; д) Демокрит. 13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно;                 б) знания увеличивают скорбь;         в) знать что­то вовсе и не нужно; г) попытаюсь узнать; д) другие не знают и этого. 14. Майевтика— это: а) ироничное подтрунивание;                 б) форма назидания;                                 в) легкая беседа «ни о чем»; г) эксперимент; д) общение с собеседником с целью обретения им истины. 38 15. Идея, согласно Платону: а) материальна и умопостигаема;                  б) нематериальна, но умопостигаема;          в) материальна, но неумопостигаема; г) нематериальна и неумопостигаема; д) конструкция сознания. 16. Истинное познание по Платону есть: а) логически четкое, рациональное познание; б) мистический опыт; в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире; г) знание, основанное на эксперименте; д) истинное познание невозможно. 17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что­нибудь одно, самому найти и все осталь­ ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать». а) Аристотель;                           б) Демокрит;       в) Платон; г) Протагор; д) Пифагор. 18. "Государство" Платона было: а) демократическим государством равных возможностей; б) религиозным государством; в) государством кастового типа, с четким сословным разделением; г) абсолютной монархией; д) деспотией восточного типа. 19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия: а) бедных, состоятельных, богатых;             б) крестьян, ремесленников, мещан;            в) дворян, священников, крестьян; г) философов, воинов, ремесленников; д) крестьян, рабочих, интеллигенцию. 20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть: а) сложное единство мельчайших частиц – атомов; б) чувственный образ идеи; в) единство материи и формы; г) создано из воды; д) конструкция сознания. 21. Этот античный философ писал: «...Государство ­ продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а   не   вследствие   случайных   обстоятельств,   вне   государства,   тот  или   сверхчеловек,   или существо, недоразвитое в нравственном отношении...» а) Аристотель;          б) Платон;                39 в) Плотин; г) Демокрит; д) Сенека. 22. В своей этической концепции стоики выдвинули: а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы; б) анархические принципы социальной жизни; в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь; г) идеал героя, противостоящего всему миру; д) идеал «страдающего бога». 23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала: Первопричина бытия                Философ 1. вода;                                       а) Демокрит; 2. апейрон;                                б) Анаксимандр; 3. огонь;                                     в) Пифагор; 4. число;                                     г) Фалес; 5. атомы;                                   д) Гераклит. 24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории: Философ                            Основные категории 1. Платон;                                   а) логос; 2. Гераклит;                                б) идея; 3. Аристотель;                            г) форма; 4. Демокрит;                               д) атом; 5. Эмпедокл;                               е) любовь;                                                      ж) ненависть. 25. Установите соответствие философа той или иной школе: 1. Парменид;                      а) атомисты; 2. Демокрит;                       б) Элейская школа; 3. Анаксимандр;                 в) Милетская школа; 4. Плотин;                           г) неоплатонизм; 5. Пиррон;                           д) скептики. 26. Установите соответствие философа философскому направлению: 1. материализм;                а) Парменид;  2. идеализм;                      б) Демокрит;                                             в) Аристотель;                                            г) Эпикур;                                            д) Платон. 27. Установите соответствие учителя ученику: Учитель                                   Ученик: 1. Платон;                           а) Анаксимандр; 2. Сократ;                            б) Аристотель; 3. Аристотель;                    в) Александр Македонский; 4. Фалес;                             г) Платон. 28. Установите последовательность философских учений античности: а) «мир идей»; 40 б) «все из воды»; в) «в основании всего лежит число»; г) «воздержание от суждения». 29. Установите последовательность философских школ античности: а) пифагорейцы; б) Милетская школа; в) Ликей; г) Академия; д) неоплатоники. 41 3. Средневековая философия 1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты): а) сотворение мира из ничего;                                               б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц;            в) богов много, но верховным является Зевс; г) концепция реинкарнации (переселения душ); д) человек создан по образу и подобию божьему. 2. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит: а) нет Бога кроме Аллаха; б) Бог есть Единое; в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях; г) Бог есть Все и все есть Бог; д) Бог есть безличная духовная реальность. 3. Основной догмат христианства: а) дуализм;                  б) триединство;          в) деизм; г) пантеизм; д) скептицизм. 4. Религиозно­христианское понимание человека утверждает, что: а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Богом; б) человек — худшее из творений, созданных Богом; в) человек — случайность, ничего не стоящая; г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом; д) человек – «думающая машина». 5. В центре размышлений философов средних веков стоит: а) природа;              б) личность;           в) Бог; г) идеальный мир; д) процесс познания. 6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье: а) философия;                        б) теология;                           в) наука; г) логика; д) математика. 7. В основе средневековой гносеологии лежит идея: а) творения;                        б) предопределения;         в) откровения; г) грехопадения; д) спасения. 8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название: 42 а) тенденция;        б) теократия;        в) теогония; г) теодицея; д) теизм. 9. Средневековая философская мысль: а) отвергала полностью античную философию; б) продолжала традиции античных философов; в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с  собственными запросами; г) использовала мотивы античной мифологии; д) не знала античной философии. 10. Христианско­религиозное понимание истории означает: а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня; б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу; в) история есть прогресс науки и техники; г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него; д) история есть развертывание классовой борьбы. 11. Апологеты во II в. н. э.: а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;                     б) защищали, оправдывали христианское вероучение;           в) впервые раскрыли стремление души к первоединству; г) рассматривали противоположность духа и материи; д) являлись сторонниками атомизма. 12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой: а) дух;          б) душа;       в) разум; г) тело; д) воля. 13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает: а) человека;                            б) Бога;                                   в) природу; г) логику; д) математику. 14. Основой духовной жизни в концепции Августина является: а) разум;  б) воля;  в) переживание; г) вера; д) страсть. 15. Высший критерий истины в концепции Августина: а) опыт;                  б) разум;                43 в) откровение; г) эксперимент; д) нет такого критерия. 16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том,  чтобы: а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу; в) найти рациональные доказательства веры; г) сформулировать теорию познания; д) обосновать научный метод. 17. В схоластике провозглашалось различие между: а) верой и разумом;  б) чувством и мыслью;  в) сознательным и бессознательным; г) разумом и интуицией. 18. Предметом спора об универсалиях было: а) триединство Бога;  б) методы спасения;  в) реальное существование общих понятий; г) место Бога в мире; д) первооснова бытия. 19. В споре об универсалиях реалисты: а) приписывали существование общему; б) не допускали реального существования универсалий; в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя; г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания; д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия. 20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем  самым: а) укрепил христианскую теологию; б) подготовил почву для отделения теологии от философии; в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви; г) затормозил формирование науки Нового времени; д) дал толчок развитию мистики. 21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что: а) религия и философия несовместимы;  б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; в) религия не вне­ и не антиразумна, она сверхразумна; г) философия должна быть упразднена; д) религия должна быть упразднена. 22. Фома Аквинский придерживался концепции: а) о несовместимости веры и знания;          б) о превосходстве знания над верой;          в) о гармонии веры и знания; 44 г) о превосходстве веры над знанием. 23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно­философское направление, им  созданное, называется: а) атомизмом;                б) томизмом;                 в) августинизмом; г) папизмом; д) протестантизмом. 24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский: а) безоговорочно защищал идею личного Бога;                                          б) признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым;           в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе;  г) полагал, что Бог — это и есть природа; д) считал, что Бог – это перводвигатель. 25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что: а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна; б) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом; в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не  уничтожается вместе с телом; г) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима. 26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога: а) Августин Блаженный;  б) Фома Аквинский;  в) Ансельм Кентерберийский; г) Альберт Великий; д) Тертуллиан. 27. Установите соответствие философа философскому направлению: 1. реализм;                        а) Уильям Оккам;  2. номинализм;                 б) Ансельм Кентерберийский;                                             в) Иоанн Росцелин;                                            г)  Фома Аквинский. 28. Установите последовательность философов Средневековья: а) Фома Аквинский; б) Бл. Августин; в) Филон Александрийский; г) Тертуллиан. 29. Установите последовательность возникновения философских трудов: а) «О граде Божьем» Бл. Августин; б) «Сумма теологии» Фома Аквинский; в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит; г) «О началах» Ориген. 30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу: 1. «О граде Божьем»;                           а) Дионисий Ареопагит;  45 2. «Сумма теологии»;                          б) Бл. Августин;  3. «О божественных именах»;            в) Ориген; 4. «О началах»;                                     г) Фома Аквинский. 46 4. Философия Возрождения и Нового времени 1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название: а) «О причине, начале и едином»;  б) «О достоинстве и приращении наук»; в) «Об ученом незнании»; г) «О бесконечности Вселенной и мирах»; д) «О величии души». 2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции: а) абсолютной истины; б) относительной истины; в) недостижимой истины; г) конвенциональной истины; д) двойственной истины. 3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником  европейского: а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма; в) эмпиризма и материализма; г) рационализма; д) панматематизма. 4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это: а) анализ;  б) синтез;  в) дедукция; г) индукция; д) диалектика. 5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к  призракам (идолам): а) рода; б) пещеры; в) рынка; г) театра. 6. Исходный принцип философствования Декарта: а) сомнение;  б) диалектика; в) интуиция; г) озарение; д) логика. 7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал: а) «верую, потому что нелепо»;                  б) «во всем должно сомневаться»;             в) «любовь движет солнца и светила»; г) «знание — сила»; д) «познай самого себя». 47 8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная: а) находятся в тесной взаимосвязи; б) существуют независимо друг от друга; в) являются противоположностями и постоянно борются между собой; г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное  существование другой; д) являются иллюзией психики. 9. Декарт признавал существование: а) одной субстанции — материи; б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством; в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением; г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение; д) только фактов чувственного восприятия. 10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является: а) делимость;  б) протяженность (распространенность); в) вечность; г) изменчивость; д) энергия. 11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт  считал: а) созерцательный анализ;  б) эмпирическую индукцию;  в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез; д) диалектический метод. 12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории  философии называют: а) картезианством; б) сенсуализмом; в) реализмом; г) деизмом; д) прагматизмом. 13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения: а) логический; б) эмпирический; в) геометрический; г) семантический; д) диалектический. 14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:  а) внешняя причина; б) множество конечных вещей; в) мышление и протяжение; г) воздействие и связь; д) энергия и информация. 48 15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал  мысль: а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог); б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным  богом; в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом); г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину; д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры. 16. Философия природы Дж. Бруно— это: а) деизм;  б) креационизм; в) пантеизм; г) дуализм; д) материализм. 17. В виде Левиафана рассматривал государство: а) Спиноза; б) Гоббс; в) Декарт; г) Бэкон; д) Николай Кузанский. 18. Согласно Локку, основой всякого познания является: а) ощущение; б) идея; в) мысль; г) слово; д) интуиция. 19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и  исполнительную): а) Спиноза; б) Локк; в) Декарт; г) Бэкон; д) Николай Кузанский. 20. Философии Просвещения в целом присуще: а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс; б) исключительная религиозность; в) теоцентризм; г) исключительный интерес к проблемам познания.  21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной: а) Спиноза; б) Локк; в) Ламетри; г) Бэкон; д) Николай Кузанский. 49 22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились: а) человек и бог; б) бог и дьявол;  в) бог и пророк;  г) мошенник и глупец. 23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был: а) Спиноза; б) Дидро; в) Ламетри; г) Бэкон; д) Николай Кузанский. 24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности: а) естественные; б) искусственные; в) материальные; г) духовные; д) социальные.  25. Установите соответствие философа философскому направлению: 1. эмпиризм;                     а) Бэкон;  2. рационализм;               б) Декарт;                                             в) Локк;                                            г) Гоббс;                                            д) Спиноза. 26. Установите последовательность возникновения философских трудов: а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский; б) «Об общественном договоре» Руссо; в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно; г) «Этика» Спиноза;  д) «Новая Атлантида» Бэкон. 27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу: 1. «Об ученом незнании»;                           а) Бэкон;  2. «Об общественном договоре»;               б) Декарт;  3. «Рассуждение о методе»;                        в) Николай Кузанский; 4. «Левиафан»;                                              г) Гоббс; 5. «Новая Атлантида»;                                 д) Руссо. 50 5. Немецкая классическая философия 1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды: а) докритический и критический;                   б) материалистический и диалектический;    в) логический и онтологический; г) рациональный и иррациональный; д) метафизический и диалектический. 2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан: а) Гегелем;                            б) Декартом;                         в) Кантом; г) Ницше; д) Бэконом. 3. Трансцендентное по Канту – это:  а) познанное опытным путем;                                          б) познанное эмпирически и рационально;                    в) познанное с помощью теоретического разума; г) познанное с помощью практического разума;  д) абсолютно непознаваемое. 4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это: а) Бог; б) реальное существование потенциального мира; в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться  объектом нашего познания; г) то же, что феноменальное субъективное бытие; д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей». 5. Помимо явлений Кант выделяет: а) мир вещей в себе;  б) мир сознания в себе; в) мир чувств в себе; г) мир идей в себе; д) бога в себе. 6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего  субъекта есть: а) вещь в себе; б) феномен; в) ноумен; г) иллюзия; д) интуитивное схватывание. 7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту: а) пространство и время; б) пространство и мышление; в) бытие и время; г) ощущение и представление; д) бытие и сознание. 51 8. По теории Канта, время и пространство: а) являются вечными реальными атрибутами субстанции; б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту; в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира; г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей; д) первичны по отношению к материи. 9. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является  «целью в себе», поскольку: а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой  необходимости; б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации  поведения; в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей; г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе; д) человек создан по образу и подобию божьему. 10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы  максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»: а) привычной формой твоего поведения; б) принципом инстинкта самосохранения; в) общим законом; г) примером для подражания других; д) юридическим законом. 11. По мнению Канта, категорический императив – это: а) выведенный им закон соотношения масс планет; б) критикуемый им христианский догмат; в) занимаемая им гражданская позиция; г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний; д) непреложное нравственное требование, моральный закон. 12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он: а) соответствует действующему закону; б) доставляет личное удовлетворение; в) подчинен абстрактному чувству долга; г) подчинен воле бога; д) связан с гуманными или дружескими чувствами. 13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал  эстетически приятное, с точки зрения: а) потребности; б) творческой способности; в) практики; г) незаинтересованности; д) удовольствия. 14. Философия Гегеля — это: а) реализм;  52

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии

КОС по Основам философии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018