Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………..3
2. План проведения мероприятия…………………………..……………7
3. Предварительная работа……………………………………………….8
4. Показ презентации……………………………………………………..8
5. Проведение квест — игры…………………………………………….8
6. Список литературы…………………………………………………….14
7. Приложение…………………………………………………………….15
Пояснительная записка
Актуальность. Актуальность проведения внеклассных мероприятий в рамках Гагаринского урока обусловлена необходимостью развития у обучающихся интереса к звездному небу, просторам космоса, его освоению. Данная методразработка ориентирована на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе. Побудить обучающихся самим делать открытия, заниматься научными исследованиями.
Данное мероприятие разработано в виде квест — игры для обучающихся младшего школьного возраста, с учетом возрастных особенностей. С участием в роли ведущих педагогов и старших воспитанников.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Образовательная технология — квест игра. Что же такое квест? Понятие «квест» происходит от английского слова «quest», то есть поиск. Квест - это игра -приключение, состоящая из нескольких заданий (уровней), объединенных одной сюжетной линией. Каждый пройденный уровень дает ключ (подсказку) к следующему заданию или общей цели. Цель игры - получить задания, отыскать в них подсказки, ответить на вопросы, разгадать загадки, ребусы, решить задачи, пройти все препятствия и заслужить приз. Такие игры способствуют сплочению коллектива, учат договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Развивают у обучающихся и интеллект, и их физические способности, воображение и творчество. В игре необходимо проявлять и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, развитие аналитических способностей и нестандартного мышления, коммуникативных качеств.
В преддверии 60-тилетия полета в космос Ю. А. Гагарина, в рамках мероприятий внеурочной деятельности предлагается провести квест, посвященный этой теме.
Цель: Формирование познавательного интереса к космонавтике у обучающихся посредством проведения квест - игры.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Обучающие:
· закрепление ранее полученных знаний о космонавтике;
· получение новых знаний, представлений у обучающихся о космосе (солнечной системе, созвездиях), его освоении, космонавтах;
· расширение кругозора путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
Развивающие:
· развивать нравственно-патриотические качества;
· развивать интеллект, эрудицию, логическое мышление;
· развивать воображение, фантазию, творческую активность;
· развивать умение работать в команде;
· развитие исследовательских действий в процессе игры;
· развивать умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
Воспитательные:
· формировать и расширять познавательный интерес у обучающихся к окружающему миру, солнечной системе, космонавтике;
· формирование чувства гордости за свою Родину;
· воспитывать интерес к поисковой деятельности;
· способствовать закреплению дружеских отношений внутри коллектива.
Планируемые результаты:
Познавательные учебные действия:
· получат новые знания о космосе, познакомятся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами,
· расширят кругозор о достижениях в области космонавтики, солнечной системе, созвездиях.
Регулятивные:
разовьют:
· нравственно-патриотические качества;
· интеллект, эрудицию, логическое мышление;
· воображение, фантазию, творческую активность;
· умение работать в команде;
· исследовательских действий в процессе игры;
· умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
Коммуникативные:
научатся: обобщать, делать выводы, находить закономерности.
Личностные:
· формирование познавательного интереса у обучающихся к окружающему миру, солнечной системе, космонавтике;
· формирование чувства гордости за свою Родину;
· формирование интереса поисковой деятельности;
· создастся атмосфера дружеских отношений внутри коллектива.
Оборудование и материалы:
· маршрутный лист - «карта солнечной системы» (Приложение 1)
· записки — координаты планет с заданиями (Приложение 2)
· карточки с изображением и названием планет - станция Земля. (Приложение 3)
· картонная коробка, гирлянда, схемы созвездий - станция Меркурий. (Приложение4)
· пищевой краситель, сода, лимонная кислота, вода, стакан - станция Венера. (Приложение 5)
· карточки с тенями космических тел - станция Марс. (Приложение 6)
· обручи и шарики из фольги - станция Сатурн.
· перчатки большого размера и мелкие предметы - станция Уран. (Приложение 7)
· лист бумаги и фломастеры — станция Нептун.
· стеклянные баночки, вата, глицерин, блестки, краситель — станция Плутон. (Приложение 8)
· мячики, кубики, мелкие игрушки, 2 ведерка
· аудиозапись космической музыки (песня «Трава у дома», музыка В. Мигули, слова А. Поперечного)
Особенности подготовительного периода.
Группа детей делиться на две команды, команда придумывает название корабля, выбирает командира. Команде выдается маршрутный лист - «карта солнечной системы» (Приложение 1), на нем они должны подписать названия всех планет, которые они «облетят» и приклеить смайл за выполненное задание. Цель игры - найти планету, которая нуждается в помощи (у нее грустный смайл) и помочь ей.
Игра проводиться на разных площадках КИЦа. Участники не знают в какой последовательности они должны проходить все «станции» (кабинеты). На станции - Земля команда получает координаты планеты, на которую они должны полететь. По прибытии на «планету» - станцию дети должны по подсказкам сказать название планеты, на которую они «приземлились». Команда выполняет задания ведущего на станции. За правильно выполненное задание, команда получает смайл и координаты следующей станции - «планеты». Координаты станций - «планет» должны быть записаны на отдельных листочках. (Приложение 2)
На последней станции, ведущий выясняет какой планете нужна помощь? Почему? Как мы сможем ей помочь? Дети высказывают свое мнение. После решения проблемы, проходит награждение выигравшей команды. В сем участникам игры вручается звезда (шоколад).
Все задания участники должны выполнять строго по правилам и в определенной последовательности. Обязательно нужно объяснить, как искать и выполнять задания на конкретном примере. На организационные вопросы потратится 5 минут, зато дети будут правильно ориентированы.
План проведения мероприятия
1. Предварительная работа.
2. Проведение квест — игры.
3. Подведение итогов. Награждение.
1. Предварительная работа
Ведущая. Космос... Что такое космос? Прошло немало веков с тех пор, как человек первый раз стал изучать небо целенаправленно, открывать планеты и звёзды. В космическом масштабе времени — это всего лишь миг. Вселенная — неисчерпаемый источник тайн и чудес. Веками человек смотрит в небо, в необъятный космос и размышляет о вечности и о красоте, несущей неведомые опасности. В 2021 году Россия отмечает 60-летнюю годовщину первого полета человека в космос.12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам.
Сегодня стартуют с Земли космические корабли, происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические исследовательские аппараты и спутники. Сегодня в преддверии 60-тилетия полета в космос Ю.А. Гагарина, мы с вами проводим квест - игру «Космическое путешествие к звездам».
Вам предстоит космическое путешествие. Исход нашей игры будет зависеть от вашей предварительной подготовки, организованности, внимания, быстроты реакции и смекалки.
2. Квест — игра
Станция «Земля»
- Ребята, мы получили радиограмму «SOS”, что на какой-то из планет нашей Солнечной системы случилось несчастье. Мы должны найти эту планету и обязательно помочь ей. Сейчас, вы выберете себе командира корабля и название вашей ракеты.
- Я раздам вам маршрут, по которому вы должны облететь все планеты нашей Солнечной системы. Вы должны будете по нескольким признакам угадать на какую планету приземлилась ваша ракета. На каждой станции «планете» вы должны выполнить задание и получить фото - смайл этой планеты. Так мы узнаем, что на планете все хорошо и она не нуждается в нашей помощи. Но главное космическое задание у вас будет найти ту планету, которой нужна помощь и спасти ее.
- Но, для того, чтобы получить координаты планеты, на которую вы должны отправиться, вы должны выполнить задание.
Задание: «Солнечная система». Найти спрятанные 8 карточек с изображением планет Солнечной системы и разложить их по мере удаления от Солнца.
- Вот вам координаты планеты куда вы должны лететь дальше. (Приложение 3)
Когда дети справятся с заданием каждой команде дается пакет с заданием, на котором указаны координаты планеты и карта - маршрут, на которую дети должны приклеить планеты смайлы. На каждой станции выдаются координаты следующей планеты.
- Вот вам координаты планеты куда вы должны лететь дальше.
Мы сейчас все космонавты,
Как Гагарин и Титов
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов.
Наш экипаж к полету готов. Внимание, займите свои места. Проверим все ли системы космического корабля работают.
- Пристегнули ремни.
- Проверяем топливо.
- Открываем и закрываем люки.
- Все готовы?
- Поехали!
Итак, наше космическое путешествие начинается с планеты Земля.
Звучит космическая музыка.
Станция «Меркурий»
Признаки планеты:
Планета, ближайшая к солнцу.
Она очень маленькая и делает оборот вокруг Солнца быстрее всех.
Здесь очень жарко днем и нереально холодно с наступлением ночи. Температура днем от +427 градусов, ночью до -183 градусов.
А если бы здесь была жизнь, то ее жители могли наблюдать рассвет и закат Солнца до 4 раз в сутки.
Задание: «Звездный атлас» Очень давно наблюдатели неба - астрономы объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. В картонной коробке проделаны отверстия. Команде дается рисунок созвездия и гирлянда. Задача расставить лампочки гирлянды в отверстия коробки по рисунку, чтобы получилось созвездие, зажечь гирлянду и назвать созвездие. (Приложение 4)
По результату нахождения созвездия команде выдаётся «Смайл планеты» и она следует далее по маршруту.
Станция «Венера»
Признаки:
Самая яркая планета в Солнечной системе.
На планете крайне высокая облачность. На 95% она состоит из углекислого газа. Планета представляет собой раскаленную каменную пустыню.
Все планеты вращаются в одну сторону, а она двигается ровно в противоположном направлении.
Задание: опыт «Извержение вулкана» Венера укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно. Прежде чем мы приступим к проведению опыта, давайте вспомним правила техники безопасности. Дети называют правила и приступают к проведению опыта совместного с педагогом. (Приложение 5)
По завершению конкурса команде выдается «Смайл планеты» и координаты следующей планеты.
Станция «Марс»
Признаки:
Говорят, что планета красная. Это потому что ее поверхность красного оттенка.
На планете огромные горы, самые большие среди всех планет. И огромные глубокие каньоны, которых также нет больше ни на одной другой планете.
Исследуется искусственными спутниками и марсоходами.
Задание: «Планета теней». Картинки с тенями космических аппаратов (тени раскрашены красным цветом) разложены на полу. Участникам выдаются картинки, к которым надо подобрать соответствующую тень. (Приложение 6)
По завершению конкурса команде выдается «Смайл планеты» и координаты следующей планеты.
Станция «Юпитер»
Признаки:
Наибольшая планета из всех гигантов.
Планета - рекордсмен по спутникам.
Планета сплошь состоит из газа, твердая поверхность отсутствует.
Сила тяготения в сотни раз больше, чем сила тяготения на других планетах. Она, как магнит для находящихся рядом космических объектов, и благодаря ему миллионы комет не долетают до планеты Земля.
«Планета необычных животных». Если бы на планете были условия для жизни, интересно какие животные бы на них обитали.
На листе бумаги надо нарисовать необычное животное. Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия животных. Ведущий говорит какую часть тела надо нарисовать. Участник рисует часть тело животного, которое написано на его карточке.
По завершению конкурса команде выдается «Смайл планеты» и координаты следующей планеты.
Станция «Сатурн»
Признаки:
Интересная особенность планеты – его кольца. Кольца эти представляют собой облака, состоящие из движущихся в одном направлении камней, льда и пыли.
Эта планета также состоит из газа - водорода и гелия.
Она имеет 62 спутника.
Год длиться 29 земных лет.
Задание: «Соревнование на меткость». Требуется запустить космические разведывательные зонды (шарики, скатанные из фольги) и изучать кольца Сатурна. Кольца изображает гимнастический обруч. Задача детей попасть в кольцо (обруч).
По результату прохождения конкурса команде выдаётся «Смайл планеты» и она следует далее по маршруту.
Станция «Уран»
Признаки:
Планета имеет своеобразные кольца, которые видны в какие-то определенные моменты.
Относится к планетам-гигантам.
Самая холодная из всех планет. Температура на ней около -220 градусов.
Планета движется, лежа как бы на боку.
Задание: «Выход в космос». Физкульт минутка «Скафандр». (Приложение 7) Участники команды «выходят в открытый космос», по очереди одевают большие перчатки и перемещают мелкие предметы.
По завершению конкурса команде выдается «Смайл планеты» и координаты следующей планеты.
Станция «Нептун»
Признаки:
Очень красивая планета голубого цвета.
На ней дуют самые сильные ветра. Скорость ветра может превышать 2000 километров в час!
Планета покрыта льдом.
Задание: Творческое задание: «Звездное пространство». (Приложение 8)
Все команды после прохождения всех станций прибывают в исходную точку – станция «планета Земля».
Ведущий выясняет у какой планеты грустный смайл, почему, и как мы можем ей помочь. (Юпитер. Сила тяготения в сотни раз больше, чем сила тяготения на других планетах. Она, как магнит для находящихся рядом космических объектов, Юпитер действует как «космический пылесос». Он поглощает и притягивает к себе не только кометы и астероиды, но и весь космический мусор.) Участники озвучивают свои предложения, как решить проблему.
Задание «Соберем космический мусор». На полу разные предметы: мячики, кубики, бумажки. Команды должны собрать мусор в свои ведерки. Так как на планете большая сила тяготения, передвигаться надо прыжками на двух ногах.
4. Ведущий. Итак, вы облетели все наши станции -планеты Солнечной системы. Помогли планете Юпитер освободиться от космического мусора. Я надеюсь, что наши команды в полной мере проявили свои знания, а также узнали что-то новое и полезное для себя. Сегодня мы долетели до всех звезд виртуально, но я желаю вам каждому покорить свою звезду.
Звучит космическая музыка. Ведущий награждает команды и раздает всем участникам звезды-шоколадки.
Приложение 1
Маршрутный лист - «карта солнечной системы»
Приложение 2
Записки — координаты планет с заданиями
1 станция — планета Кабинет №8 |
Чтобы узнать в каком кабинете находиться эта станция надо из количества всех планет вычесть одну. |
2 станция — планета ЛАБОРАТОРИЯ |
Чтобы узнать в каком кабинете находиться эта станция надо поменять местами слоги в слове ТОБОЛАРАРИЯ |
3 станция — планета Кабинет №12 |
Чтобы узнать в каком кабинете находиться эта станция надо решить задачу. Номер кабинета состоит из 2 чисел сумма которых ровна 3. |
4 станция — планета Кабинет №6 |
Чтобы узнать в каком кабинете находиться эта станция надо подняться на верх и через 5 шагов повернуть налево. |
5 станция — планета Фойе возле гардероба |
Чтобы узнать в каком кабинете находиться эта станция надо разгадать загадку Здесь одежду оставляем, Куртки, шапочки снимаем. Получаем номерок — Это…. |
6 станция — планета Кабинет «Живой уголок»№4 |
Чтобы узнать в каком кабинете находиться эта станция надо вспомнить сколько планет гигантов в Солнечной системе. |
7 станция — планета Кабинет №6 |
Чтобы узнать в каком кабинете находиться эта станция надо разгадать загадку Здесь живут зверюшки Попугаи, кролики И морские хрюшки. Спят, едят, водичку пьют. Тут зверек и там зверек — Это... |
8 станция — планета Кабинет Творчества №7 |
Чтобы узнать в каком кабинете находиться эта станция надо Здесь девчонки и мальчишки Делают поделки. Трудятся старательно, Слушают внимательно. |
Приложение 3
Карточки с изображением и названием планет
Приложение 4
Схемы созвездий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Опыт: «Извержение вулкана»
Для проведения опыта понадобиться: пищевой краситель, сода, лимонная кислота, вода, стакан — имитирующий кратер вулкана.
Проведение опыта: Наполняем стакан - кратер содой, затем сверху полить подкрашенной водой с лимонной кислотой. Происходит бурная реакция имитирующая извержение вулкана.
Приложение 6
Карточки с тенями космических аппаратов
Приложение 7
Физминутка «Скафандр»
В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло и кислород.
Одеваем космический костюм космонавта — скафандр.
- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).
- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох — выдох).
Приложение 8
Творческое задание: «Звездное пространство».
Положить в баночку кусочек ваты. Смешать воду с глицерином и блестками, добавить краситель и залить космическую жидкость в банку. Закрыть крышкой и взболтать. Получиться завораживающее зрелище — космос в банке.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.