Космонавтика вчера, сегодня, завтра

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Заинтересовать курсом учащихся, расширить знания. 2. Познакомить учащихся с условиями жизни космонавтов в летательных космических аппаратах в условии невесомости – (климат, влажность, температура, давление); – с устройством скафандров; – развить самостоятельность, творческую активность, поиск знаний при работе с литературой о космосе, привлекая компьютер; – развить познавательный интерес учащихся к космонавтике, расширить их кругозор.
Иконка файла материала конспект.docx
Учитель – Артамонова И.Ф. Курс по выбору (9 кл.) «Космонавтика вчера, сегодня, завтра» Открытый урок по теме «Жизнь в герметической кабине» (или разговор об условиях жизни человека в космических летательных аппаратах в безвоздушном пространстве) На занятии присутствуют школьники 7 класса. Цель: 1. Заинтересовать курсом учащихся, расширить знания. 2.   Познакомить   учащихся   с   условиями   жизни   космонавтов   в   летательных космических аппаратах в условии невесомости     – (климат, влажность, температура, давление); – с устройством скафандров; – развить самостоятельность, творческую активность, поиск знаний при работе с литературой о космосе, привлекая компьютер; –   развить   познавательный   интерес   учащихся   к   космонавтике,   расширить   их кругозор. «Нелегко приходится космонавтам в космосе. Космос – это космос. Среда чуждая всему живому…»                                                                                                        П.И.Климук  I. Вступительное слово учителя. Проблема: Как вы думаете: –   Почему   на   всех   пилотируемых   космических   летательных   аппаратах устанавливаются герметические кабины?  Герметический – это значит непроницаемый для газов и жидкостей и главное – это создать и поддерживать в таких кабинах заданную воздушную среду. – Что входит в понятие «воздушная среда»? (это давление, газовый состав, температура, влажность). Сегодня   я   приглашаю   вас,   ребята,   поучаствовать   в   разговоре.   Все   темы рефератов, над которыми вы работаете, связаны с данной темой. Идет выступление учеников.         Темы рефератов: Орбитальные космические корабли Орбитальные космические станции Космос – народному хозяйству Космос – арена сотрудничества (о межпланетных пилотируемых полетах). 1. Кислорода) хранение в баллонах в  газообразном состоянии под давлением (р   50 МПа) б) на борту находятся химические вещества, содержащие его в  связанном виде (в   окислах   и   солях   щелочных   металлов   –   перекиси   водорода)   идет   очистка атмосферы; ≈ в)   вентиляторы,   патроны   с   древесным   углем,   уничтожение   запаха; регенераторы (дополнение – газоанализаторы). Система   терморегулирования:   трубопроводы,   радиаторы   (как   на   корабле   – темный цвет, так и  внутри – светлый), вентиляторы, газосборник. Отопление   идет   от   солнечных   батарей,   которые   при   подъеме   корабля находятся в сложенном состоянии, а после выхода на орбиту они развертываются. Проблема   –   космическая   пыль   и   микрометеорные   тела,   царапающие поверхности панели (понижая КПД) Перспектива: а)   топливные   элементы   химической   энергии   превращаются   в   электр.   КПД таких Эл. 83%; б) создание радиоизотопных генераторов. Итак,   подведем   краткий   итог:   в   замкнутом   объеме   герметической   кабины заключена частичка земной атмосферы: такое же как на Земле атмосферное давление и состав воздуха. Поддерживая это условие, космонавт может жить и работать в течение   длительного   времени.   Надежна   и   многократно   испытана   космическая техника. Но полеты в космос связаны с определенным  риском. Если   произойдет   разгерметизация   кабины?   Может   такое   быть?   (встреча   с метеорным телом, пожар и другие причины). Что может произойти с космонавтом? Погибнет (да), но может, и нет, если что? Он будет одет в скафандр. Скафандр   –   это   та   же   герметичная   кабина,   но   сжатая   до   минимально возможных размеров. Спасет от пожара. Обеспечивает плавучесть. При   разгерметизации   кабины   скафандр   включается   в   работу   немедленно   и автоматически. Устройство:  ­ Съемный шлем ­ Верхняя одежда ­ Силовая оболочка ­ Герметичная оболочка ­ Теплозащитный костюм ­   Вентилирующая   система,   съемные   ботинки,   отдельно   для   скафандра   в открытом космосе. а) от перегрева – комбинезон из нескольких слоев пленки, покрытый тонким слоем алюминия. Блестящее алюминиевое покрытие отражает более 90%падающего на него излучения. Чтобы слои не соприкасались, они сделаны  рифлеными. б) на теле размещены датчики телеметрического контроля – дыхание, частота пульса, работа сердца. Очистка воздуха в специальном патроне (как в противогазе), 2наличие холодильника в виде бачка. Дополнительная гарантия – на бедре космонавта размещен баллон с кислородом (достаточно потянуть ручку пускового устройства). Краткие выводы: Сегодня   шла   речь   только   об   условиях   жизни   в   герметической   кабине космического   летательного   аппарата,   которая   является   транспортным   средством, доставляющим на орбиту людей. Но ведь (у нас) в космосе находятся орбитальная космическая станция, где космонавты живут, ведут различную исследовательскую работу,   т.е.   она,   если   хотите,   даже   может   быть  базой,   где   будут   заправляться топливом   различные   летательные   аппараты,   с   нее   может   производиться   запуск межпланетных кораблей или она может быть причалом кораблей, возвращающихся из дальних странствий. А как обеспечить жизнь на космической станции? Об этом речь пойдет  на следующем нашем занятии. II. О   проекте создания бюллетеня (или тематического стенда, посвященного 55­летию первого полета человека в космос, который будет отмечаться 12 апреля 2016 года в День Космонавтики) 1. Давайте подумаем о названии газеты (стенда, бюллетеня). 2. Какой материал включим в этот стенд? ­ биография Ю.А. Гагарина; ­ о первом отряде космонавтов; ­ интересные факты, воспоминания Ю.А.Гагарина; ­ викторину; ­ советуем прочитать; ­ фотографии космического корабля « Восток», портрет Ю.А.Гагарина. 3. Сбор информации, написание заголовков статей, компьютерная обработка материалов, разработка вопросов викторины. 4. Знакомство с литературой (о космосе и космонавтах). Выводы занятия.  Анализ (самоанализ) урока. Данный   элективный   курс   «вырос»   из   кружка.   Главное   –   это   воспитание патриотизма.   Воспитание   гордости   за   достижения   отечественной   науки.   Корабль «Союз» – один из самых надежных кораблей в мире. Учащимся была предложена анкета: Узнали ли вы для себя что­то новое? Что особенно запомнилось? Хотели бы вы углубленно заниматься изучением вопросов космонавтики?  3