1. Заинтересовать курсом учащихся, расширить знания.
2. Познакомить учащихся с условиями жизни космонавтов в летательных космических аппаратах в условии невесомости
– (климат, влажность, температура, давление);
– с устройством скафандров;
– развить самостоятельность, творческую активность, поиск знаний при работе с литературой о космосе, привлекая компьютер;
– развить познавательный интерес учащихся к космонавтике, расширить их кругозор.
Учитель – Артамонова И.Ф.
Курс по выбору (9 кл.)
«Космонавтика вчера, сегодня, завтра»
Открытый урок по теме
«Жизнь в герметической кабине»
(или разговор об условиях жизни человека
в космических летательных аппаратах в безвоздушном пространстве)
На занятии присутствуют школьники 7 класса.
Цель:
1. Заинтересовать курсом учащихся, расширить знания.
2. Познакомить учащихся с условиями жизни космонавтов в летательных
космических аппаратах в условии невесомости
– (климат, влажность, температура, давление);
– с устройством скафандров;
– развить самостоятельность, творческую активность, поиск знаний при работе
с литературой о космосе, привлекая компьютер;
– развить познавательный интерес учащихся к космонавтике, расширить их
кругозор.
«Нелегко приходится космонавтам в космосе.
Космос – это космос.
Среда чуждая всему живому…»
П.И.Климук
I. Вступительное слово учителя.
Проблема: Как вы думаете:
– Почему на всех пилотируемых космических летательных аппаратах
устанавливаются герметические кабины?
Герметический – это значит непроницаемый для газов и жидкостей и главное –
это создать и поддерживать в таких кабинах заданную воздушную среду.
– Что входит в понятие «воздушная среда»? (это давление, газовый состав,
температура, влажность).
Сегодня я приглашаю вас, ребята, поучаствовать в разговоре. Все темы
рефератов, над которыми вы работаете, связаны с данной темой.
Идет выступление учеников.
Темы рефератов:
Орбитальные космические корабли
Орбитальные космические станции
Космос – народному хозяйству
Космос – арена сотрудничества (о межпланетных пилотируемых полетах).
1. Кислорода) хранение в баллонах в газообразном состоянии под давлением (р
50 МПа)
б) на борту находятся химические вещества, содержащие его в связанном виде
(в окислах и солях щелочных металлов – перекиси водорода) идет очистка
атмосферы;
≈
в) вентиляторы, патроны с древесным углем, уничтожение запаха;
регенераторы (дополнение – газоанализаторы).
Система терморегулирования: трубопроводы, радиаторы (как на корабле –
темный цвет, так и внутри – светлый), вентиляторы, газосборник.
Отопление идет от солнечных батарей, которые при подъеме корабля
находятся в сложенном состоянии, а после выхода на орбиту они развертываются.
Проблема – космическая пыль и микрометеорные тела, царапающие
поверхности панели (понижая КПД)
Перспектива:
а) топливные элементы химической энергии превращаются в электр. КПД
таких Эл. 83%;
б) создание радиоизотопных генераторов.
Итак, подведем краткий итог: в замкнутом объеме герметической кабины
заключена частичка земной атмосферы: такое же как на Земле атмосферное давление
и состав воздуха. Поддерживая это условие, космонавт может жить и работать в
течение длительного времени. Надежна и многократно испытана космическая
техника.
Но полеты в космос связаны с определенным риском.
Если произойдет разгерметизация кабины? Может такое быть? (встреча с
метеорным телом, пожар и другие причины). Что может произойти с космонавтом?
Погибнет (да), но может, и нет, если что? Он будет одет в скафандр.
Скафандр – это та же герметичная кабина, но сжатая до минимально
возможных размеров. Спасет от пожара. Обеспечивает плавучесть.
При разгерметизации кабины скафандр включается в работу немедленно и
автоматически.
Устройство:
Съемный шлем
Верхняя одежда
Силовая оболочка
Герметичная оболочка
Теплозащитный костюм
Вентилирующая система, съемные ботинки, отдельно для скафандра в
открытом космосе.
а) от перегрева – комбинезон из нескольких слоев пленки, покрытый тонким
слоем алюминия. Блестящее алюминиевое покрытие отражает более 90%падающего
на него излучения. Чтобы слои не соприкасались, они сделаны рифлеными.
б) на теле размещены датчики телеметрического контроля – дыхание, частота
пульса, работа сердца. Очистка воздуха в специальном патроне (как в противогазе),
2наличие холодильника в виде бачка. Дополнительная гарантия – на бедре космонавта
размещен баллон с кислородом (достаточно потянуть ручку пускового устройства).
Краткие выводы:
Сегодня шла речь только об условиях жизни в герметической кабине
космического летательного аппарата, которая является транспортным средством,
доставляющим на орбиту людей. Но ведь (у нас) в космосе находятся орбитальная
космическая станция, где космонавты живут, ведут различную исследовательскую
работу, т.е. она, если хотите, даже может быть базой, где будут заправляться
топливом различные летательные аппараты, с нее может производиться запуск
межпланетных кораблей или она может быть причалом кораблей, возвращающихся
из дальних странствий.
А как обеспечить жизнь на космической станции?
Об этом речь пойдет на следующем нашем занятии.
II. О проекте создания бюллетеня (или тематического стенда, посвященного
55летию первого полета человека в космос, который будет отмечаться 12 апреля
2016 года в День Космонавтики)
1. Давайте подумаем о названии газеты (стенда, бюллетеня).
2. Какой материал включим в этот стенд?
биография Ю.А. Гагарина;
о первом отряде космонавтов;
интересные факты, воспоминания Ю.А.Гагарина;
викторину;
советуем прочитать;
фотографии космического корабля « Восток», портрет Ю.А.Гагарина.
3. Сбор информации, написание заголовков статей, компьютерная обработка
материалов, разработка вопросов викторины.
4. Знакомство с литературой (о космосе и космонавтах).
Выводы занятия.
Анализ (самоанализ) урока.
Данный элективный курс «вырос» из кружка. Главное – это воспитание
патриотизма. Воспитание гордости за достижения отечественной науки. Корабль
«Союз» – один из самых надежных кораблей в мире.
Учащимся была предложена анкета:
Узнали ли вы для себя чтото новое?
Что особенно запомнилось?
Хотели бы вы углубленно заниматься изучением вопросов космонавтики?
3