КПТ По формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи III четверть, 4 класс

  • doc
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП 3 ЧЕТВЕРТЬ 4 КЛАСС.doc

Календарно-тематическое планирование

По формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

III четверть, 4 класс

Сроки

Содержание материала

Методические приемы

Наглядность

Произношение

1неделя

Речевой материал обиходно-разговорного характера

В Новый год у тебя дома была искусственная ёлка или настоящая?

Где вы купили ёлку?

Какие игрушки повесили вы на ёлку?

Кого из своих товарищей (подруг) ты пригласил себе на елку?

На вашей ёлке горела электрическая гирлянда?

Ты весело встретил(-а) Новый год?

Отгадай загадку:

 «Под Новый год пришёл он в дом таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез!»

Словарь:

Электрическая гирлянда, искусственная елка, пригласил к себе (на елку).

Тема: Новогодние каникулы.

Расскажи, как ты праздновал Новый год?

Какие передачи о нашем городе ты смотрел по телевизору?

По телевизору я смотрел такие передачи о нашем городе, как …

Какие ситуации могут быть опасны для здоровья?

На каком расстоянии от учителя ты хорошо слышишь?

Я хорошо слышу на расстоянии … метров от учителя.

В чём разница между вкусным и полезным?

Как называется рассказ, который ты читал. Рассказ интересный?

Я читал интересный рассказ. Он называется …    

В какой спортивной секции ты занимаешься?

Я занимаюсь в секции …

Сон лучшее лекарство.

Когда ты утром просыпаешься, ты сразу встаёшь с постели или нет?

Когда я просыпаюсь, я сразу встаю с постели.

Реши уравнение: «Первый множитель …, второй множитель неизвестен. Произведение - … . Чему равен второй множитель?»

Текст «Ёлка в кремле»

Каждый год в январе в Большом Кремлевском дворце нашей столицы начинается веселый праздник ёлки (В январе в Кремлевском дворце начинается праздник елки). Огромная, вся в огнях, стоит новогодняя красавица среди зала. А вокруг - радостные лица ребят. Ребята пришли на ёлку в масках и карнавальных костюмах. Весело играет музыка. Все ребята, поют песни про Новый год и ёлку. На праздник к ребятам приехали артисты, и началось большое новогоднее представление. На ёлке побывали (были) школьники из Москвы и много гостей из других городов и стран. На елку в Кремль приехали ребята, которые хорошо учатся. С Новым годом, большие и маленькие друзья!

Задания к тексту:

Где была самая большая елка в стране?

Опиши Кремлевскую елку.

Как веселились ребята?

Восприятие предложений, ответы на вопросы по содержанию

Различение слов на слух с опорой на картинку.

Опознавание речевого материала

Восприятие в целом текста

Работа над вопросительной интонацией.

Умение вести диалог

Таблички с предложениями и вопросами

Работа над речевым дыханием, голосом, согласными звуками.

Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний, фраз. Изменение высоты и силы голоса в связи с побудительной интонацией. Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах и словах. 

2 Неделя

Материал разговорно-обиходного характера, относящийся к учебной деятельности

Какие уроки тебе больше нравятся?

Какой твой любимый предмет?

Ты любишь считать устно?

Стихотворение нужно рассказывать выразительно.

Предложение нужно читать слитно, правильно делать паузы?

Ты любишь стихи?

Каких поэтов ты знаешь?

А.С. Пушкин - великий русский поэт.

Назови басни Крылова, которые вы читали.

Сегодня на уроке мы познакомились с басней Крылова «. . . «.

Сначала прочитай задание, потом выполняй упражнение.

Читать слитно, пауза( -ы), интересное(-ые) сочинй (-ние, - я); поэт, поэты, поэтов; басня, баснописец; любимый предмет.

Назови праздники, которые бывают зимой.

День Конституции России, Новый год, Рождество, день Святого Валентина, день Защитника Отечества.

Тема: «Зима»

Какие загадки о зиме ты знаешь?

3агадай мне загадку о зиме.

Чем питаются воробьи, галки зимой?

Какие птички любят сало?

Снежинки похожи на шестиконечные звездочки.

Нарисуй снежинку с острыми (мохнатыми) лучами.

Когда зимой бывают оттепели, снег хорошо лепится?

Красиво, когда на деревьях лежит иней.

Зимой в ясную погоду блестят на солнце снежинки.

Кто нарисовал на окнах красивые узоры?

Иней, узоры, хорошо (плохо) лепится, снег лепится; острые лучи, острыми мохнатыми лучами, похожи на звездочку, Шестиконечная звездочка, блестит на солнце.

Текст  «Моё любимое время года - зима»

Больше всего я люблю зиму.  Погода зимой морозная, холодная.  Воздух чистый и свежий.  Солнце светит ярко,  но греет мало.  Реки и озёра покрываются толстым льдом.  Часто идёт белый, пушистый, блестящий снег.  Деревья и кусты надевают на себя снежные шапки.  В это время года дети катаются на санках, на коньках.  Лепят из снега снеговиков, играют в снежки.  А ещё я люблю зиму за то, что зимой праздник Новый год.

Вопросы и задания к тексту.

Какая погода зимой?

Чем покрыты реки и озёра зимой?

Что делают дети зимой на улице?

Скажи по - другому. Деревья и кусты надевают на себя снежные шапки.

Какое время года ты любишь? Почему?

Послушай и отгадай загадку. Стоит сторож. В руке метла, на голове ведро.

Словарь

Морозная, холодная, чистый, свежий, покрываются, пушистый, блестящий, снежные шапки, любимое время года, люблю … за то, что …

Диалог

- Какое время года тебе нравится?

- Мне нравится зима.

- Почему?

- Потому что зимой на улице красиво, можно кататься на санках, на лыжах. А ещё я люблю зиму за то, что зимой Новый год.

- Мне тоже нравится зима и праздник Новый год.

Восприятие слов и предложений, ответы на вопросы по содержанию. Дополнение предложений.

Предметные картинки, таблички с предложениями и вопросами

Работа над согласными звуками, темпом речи.

Дифференцированное произношение звуков  в слогах, словах. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (сопряжено и отраженно)

3 неделя

Материал разговорно-обиходного характера, относящийся к учебной деятельности

Покажи овраг.

Покажи дно оврага.

Нарисуй гору.

Назови части горы.

В горах текут быстрые реки.

Покажи правый берег реки.

Куда впадают реки?

В реках водится много рыбы.

По рекам перевозят грузы.

На реках строят электростанции.

Какие части речи ты знаешь?

Я знаю части речи: существительное, прилагательное, глагол.

 

Тема : Комнатные растения.

Какие комнатные растения есть у вас дома?

Кто ухаживает за ними?

Сколько раз в неделю нужно поливать цветы?

Какой цветок нельзя поливать часто?

Ты приносил в класс какой - нибудь цветок?

Как он называется?

Один раз в неделю комнатные растения нужно мыть.

Весной или осенью цветы нужно пересаживать.

Где можно купить комнатные растения?

Тебе нравиться, как цветёт фиалка?

Какого цвета у неё цветы?

Ученики ходили на выставку комнатных растений.

Словарь

Пересаживать цветы, надо пересаживать, фиалка, фиалка цветёт, можно купить, нужно поливать,поливать часто (редко)

Кто работает в школе?

Что ты делал(а) во время каникул.

Текст«Находка»

Толя нашел под партой треугольник. Он положил треугольник в портфель и пошел домой. Прошло несколько дней. Толя забыл в школе новую ручку. Ему было жаль ручки. Это был папин подарок. Толя везде искал ручку, но ее нигде не было. В коридоре к Толе подошел мальчик и сказал: «Это твоя ручка? Возьми-

Я ее нашел». Мальчик отдал Толе ручку. «Я потерял треугольник и не нашел его»,- сказал, мальчик. Толя достал из портфеля треугольник и отдал его мальчику. Толе было стыдно.

Задания к тексту: Что нашел Толя? Почему Толе было стыдно? Как поступил мальчик? А как поступаешь ты, когда находишь

Чужие веши?

Папин подарок, жалко, жалел; нигде, где; потерял, терял,

Было стыдно, нигде не было.

Ответы на вопросы, восприятие предложений

 

 

 

 

 

 

Восприятие в целом текста

Таблички с примерами и задачами, фразами и вопросами

Работа над согласными звуками, интонацией

Дифференцированное произношение звуков  в слогах, словах. Воспроизве-дение повествовательной и вопросительной интонации.

4 неделя

Материал разговорно-обиходного характера, относящийся к учебной деятельности

Грузовая машина подъехала к магазину.

В библиотеке читатели выбирают (берут) книги.

Телятница поит молоком беспомощных телят.

Много в лесу душистой земляники.

Лесорубы пилят в тайге деревья.

Садовник посадил белую сирень.

Мальчика отвели в больницу.

Лесник пришел на лесное озеро.

Мама купила мне спортивный костюм.

Стрелок метко стреляет.

 В столовую привезли новые столы

Что обозначает глагол?

Глагол обозначает действия предмета.

Тема: «Мой дом. Мои друзья.»     Фразы

Какой номер твоего дома?

Какой номер твоей квартиры?

У вас в квартире есть горячая вода?

С кем из ребят вашего класса ты дружишь?

Когда тебе исполнится 14 лет?

Текст « День рождения»

Мою подругу зовут Таня.  У Тани вчера был день рождения.  Ребята поздравили Таню и подарили цветы, конфеты, книги, игрушки.  Таня угощала ребят чаем, конфетами, тортом, фруктами.  Ребятам было весело.

Диалог « День рождения»

- Алло, Полина привет.

- Привет Инна.

У меня завтра день рождения. Приходи.

- Обязательно приду. А кто ещё будет?

- Будут ребята из нашего класса.

Текст  «На горке»

Во дворе дома стоит снежная горка. Дети катаются с горки на  санках. На вершине горы два мальчика сидят на санках вместе. Сейчас они помчатся с горы вниз. После мальчиков с горки покатилась Маша. Вот Маша лежит в снегу. Она упала в снег, потому что санки перевернулись. Маша не плачет, а хохочет. Она не ушиблась, ей не больно. Коля увидел, что Маша упала. Он оставил свои санки и поспешил на помощь. Коля помог Маше подняться. И ребята вместе пошли кататься с горки.

Вопросы и задания к тексту.

Что стоит во дворе дома?

Почему Маша лежит в снегу?

Кто помог Маше?

Хохочет, скажи по –другому.

 

Словарь

Двор – во дворе, снежная горка, гора – горка, вершина – на вершине, на вершине горы, помчатся, мчаться, покатилась, лежит в снегу, перевернулись, хохочет, не ушиблась, оставил, поспешил на помощь, подняться?

Диалог

- Алло! Привет, Данил!

- Алло! Привет,Иван!

- Чем ты занимаешься?

- Сижу, общаюсь с друзьями по интернету.

- Сегодня хорошая погода. Данил, пошли гулять?

Иван, я не хочу. Что делать на улице?

- У нас во дворе построили большую горку. Приходи, будем кататься на санках.

- Здорово! Сейчас я оденусь и через десять минут приеду.

 

Восприятие предложений. Подбор подписей к рисункам, дополнение предложений

Предметные картинки, таблички с предложениями и вопросами

Работа над согласными звуками, правилами орфоэпии.

Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение слов со звонкими согласными перед глухими и в конце слова.

5 неделя

Материал разговорно-обиходного характера, относящийся к учебной деятельности

Больница - больные - больно - болеть - заболел больной; читать - читатель - читательница; лес - лесник - лесной; школа - школьник - школьный; теленок - телятник - телятница - телятина; стрела - стрелок - стрелял - стрелять - стреляет; цвет - цветок - цветник - цветет; стол - столик -столовая; сад - садовый - садовник - посадил; груз - грузчик грузить - грузовая; пила - пилить - напильнику земля - землянка - земляника - земляной.

Назови времена глаголов.

Настоящее, будущее, прошедшее время

. Тема: «День Российской Армии»

Границу нашей Родины охраняют отважные пограничники.

Днем и ночью, зимой и летом, весной и осенью, в любую погоду стоят на посту пограничники.

Зачем на границе делают полосу вспаханной земли?

Что показывает пограничный столб?

Твой папа служил в армии?

Стоят на посту, в любую погоду, полоса вспаханной земля, пограничный столб, герои Гражданской войны.

Восприятие предложений. Подбор подписей к рисункам, дополнение предложений

Различение и опознавание  учебного материала на слух. Выполнение заданий.

Восприятие в целом текста, пересказ

Предметные картинки, таблички с предложениями

Работа над согласными звуками, словесным ударением

Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах.  Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2 – 3 – 4  сложных словах.

6 неделя

Математический материал:

Во сколько раз .... Больше, чем ....?

Во сколько раз меньше, чем ....?

Павлику 4 года, а его старшему брату 12 лет.

Во сколько раз брат старше Павлика?

Во сколько раз 50 больше, чем ... ?

Во сколько раз .... Меньше, чем .... ?

На сколько единиц ..... Больше, чем .... ?

Начерти два отрезка: длина первого 6 см, он в два раза длиннее второго.

Что ты будешь делать? Сколько ёлочек ты нарисуешь?

Красных кругов 18, в 6 раз больше, чем синих.

Возьми синие круги.

Реши задачу: Коля поймал 15 рыбок, в три раза меньше, чем Вася. Сколько рыбок поймал Вася?

Как найти площадь квадрата?

Чтобы найти

Тема: «Разговор о профессиях родителей»

Поспорили однажды ребята, какая профессия самая интересная и самая важная. Они пригласили в школу своих родителей. Дети задавали родителям вопросы, а они отвечали на них. Вот на какие вопросы задали папе Оли:

Один папа: где он работает, кем он работает, что он делает, какие дома строит.

Какая профессия у папы Оли?

А вот что спросили ребята у Вериной мамы: где и кем она работает, для кого ода шьет одежду, какие у нее получаются платья. Скажи, кем работает Верина мама и где она работает.

У Сашиной мамы ребята узнали вот о чем: где и кем она работает, что она делает, любят ли ее дети. Ответь, где работает Сашина мама? Какая у нее профессия?

Колина мама рассказала ребятам, где она работает, для кого она готовит обеды. Где и кем работает Колина мама?

Послушали ребята рассказы родителей и решили, что все профессии интересные и важные. Нужно только любить свою работу. Какие еще профессии ты знаешь? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Интересная (важная) профессия, пригласили родителей, послушали, слушали, нужно любить работу, поспорили, задавали вопросы, отвечали на вопросы.

Текст «Растет трудолюбивая смена»

Семен Григорьевич Миронов работал сторожем в деревне. Ему было уже много лет, но он работал. Он хотел быть полезным для людей. Зимой и летом дедушка зорко сторожил добро. Но вот случилась беда. Сломал дедушка ногу. Опечалился старик. Не может он больше работать. И жил он один. Некому за ним ухаживать. Тогда пришли на помощь из школы ребята. Они ухаживали за больным. Быстро убрали все овощи с огорода. Успокоился дедушка Семен и все повторял: «Растет у нас в деревне трудолюбивая смена».

Задания к _тексту:

Кем работал Семен Григорьевич Миронов?

Сколько ему было лет?

 Почему же он работал?

Что с ним случилось?

Как ему помогли?

 Как называл ребят дедушка Семен?

А ты помогаешь людям? Как?

Хотел быть полезным, зорко сторожил добро, случилась беда, некому ухаживать, пришли на помощь, трудолюбивая смена.

Восприятие предложений. Подбор подписей к рисункам, дополнение предложений

Сюжетные картинки, таблички с предложениями и вопросами

Работа над речевым дыханием, голосом, согласными звуками

Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний, фраз. Изменение высоты и силы голоса в связи с логическим ударением. Правильное и дифференцированное произношения звуков в слогах и словах. 

7 неделя

Математический материал:

С какого месяца начинается год? (-) Какие месяцы года уже прошли? (-) Какие месяцы года еще будут? Какой месяц наступил, если с начала года прошло три (семь) полных месяцев (-а)? Назови самую тяжелую вещь: пачка соли, мешок картофеля, ведро воды. Сколько весит буханка черного хлеба? Сколько весит пачка соли? Сколько весит пачка сливочного масла? Сколько нужно заплатить за пачку соли? В двух пакетах I л молока. Сколько молока в четырех пакетах?

Слова и словосочетания: пакет (в двух пакетах) молока, пачка соли (сливочного масла), буханка черного хлеба.

Какие рассказы и стихотворения о зиме вы читали на уроке чтения?

На уроке чтения мы читали рассказы …, стихотворения …

Текст «Олененок»

Однажды пограничники возвращались на заставу. Вдруг под деревом (под густыми ветками огромного дерева) что-то зашевелилось. Пограничники подошли к дереву и увидели маленького олененка. Он не испугался людей и смотрел на них с любопытством. Пограничники посмотрели кругом, но следов матери не нашли (но матери нигде не было). С ней, наверное, что-нибудь случилось. Пограничники взяли олененка с собой. На заставе они решили покормить его. Олененок ничего не ел. Тогда налили в бутылочку молока, надели соску, и малыш жадно начал сосать. Олененок быстро рос. Он охотно лакомился конфетами и печеньем, которые давали ему пограничники (он любил конфеты и печенье). Когда олененок подрос, он стал драться с домашними животными, и его отдали в питомник (зоопарк).

Задания к тексту:

Почему пограничники взяли олененка на заставу?

Что они придумали, чтобы накормить его?

Что было дальше с олененком?

Словарь: Возвращались; шевелиться - зашевелилась; любопытство;

Соска - соску - начал сосать - сосал; лакомиться; рос - подрос; питомник.

Различение слов на слух с опорой на таблички с примерами. Опознавание речевого материала на слух..

Предметные картинки, таблички с предложениями

Работа над согласными звуками, словесным, логическим ударением.

Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах.  Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2 – 3 – 4  сложных словах.

8 неделя

Тема: «8 Марта - Международный женский день»

 8 Марта Наташа написала поздравительную открытку своей маме. Дочка поздравила маму с Международным женским днем. Она пожелала маме хорошего здоровья.

Что обещала Наташе своей маме, как ты думаешь?

А что ты обещал (-а) своей маме в день 8 Марта?

 

Поздравительная (-ую) открытка(-у), своей маме, поздравляла, поздравлять, пожелала, обещала.

Таблички с примерами и задачами, фразами и вопросами

Работа над согласными звуками, словесным ударением, правилами орфоэпии (безударный «о» произносится в словах как «а»)

Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах.  Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2-3-4 сложных словах.

9 неделя

Тема:  «Собака – друг человека».

Текст «Собака – друг человека»

«Собака – друг человека» - гласит пословица. Это правда Собака помогает пастуху охранять овец от волков. В тайге лайка находит  охотнику соболя. На Севере собак запрягают в сани и едут по тундре. На войне собаки помогают раненым. У пожарных на службе  тоже есть собаки. Собака никогда не оставляет человека в беде. Поэтому собаку называют другом человека.

Вопросы и задания к тексту.

Как собака помогает пастуху?

Что она делает в тайге?

Как собака помогает людям на Севере?

Почему собаку называют  другом человека?

Объясни слово гласит.

Словарь

Гласит, правда, пастух, охранять, тайга, охотник, соболь, Север – на Севере, запрягают, сани, тундра, раненый, пожарный, выносят, из огня, не оставляет, в беде, друг человека

Текст «Настоящий друг»

Вова любил рыбачить зимой. Однажды в субботу он собрался на рыбалку. Вова взял с собой собаку по кличке Смелый. Зима в этом году была нехолодная. Поэтому лёд на реках и озерах был тонкий. Пришёл Вова на озеро, пробурил лунку. Вдруг лёд стал трескаться и ломаться. Вова упал в воду и начал тонуть. Он хватался за льдины, но не мог выбраться. Тут подбежал Смелый и стал тянуть Вову. Смелый спас  Вову. Собака Смелый – настоящий Вовин друг.

Вопросы и задания к тексту.

Куда пошёл Вова в субботу?

Какая кличка у Вовиной собаки?

Что сделал Вова, когда пришёл на озеро?

Почему лёд на озере стал трескаться и ломаться?

Как Смелый спас Вову?

Почему Смелый стал для Вовы настоящим другом?

Словарь

Рыбачить, на рыбалку, Смелый, собака Смелый, нехолодная, лёд тонкий, пробурил лунку, трескаться, ломаться, тонуть, хватался, льдины, не мог выбраться, подбежал, спас, настоящий друг, кличка – по кличке.

Диалог

- У тебя есть друзья?

- У меня много друзей: Антон, Петя, Лера и другие.

- А у меня только один настоящий друг – моя собака.

- Собака не может быть другом человека!

- Собака никогда не оставит человека в беде. Во время войны собаки помогали раненым, во  время пожара собаки вытаскивают детей.

- Меня тоже, один раз, спасла собака. Я на речке чуть не утонул, а собака меня вытащила.

- Значит, правильно говориться в пословице, что собака – друг человека.

 

 

10 неделя

Тема:  «Сказки учат нас добру»

Текст  «Сказка Чуковского»

Я очень люблю читать сказки. Добрые и поучительные, они становятся нашими друзьями. Сказочные герои учат нас  отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми. Мне нравятся сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит». Главными героями в сказках Чуковского выступают животные. А в сказке  « Айболит» главный герой добрый доктор. К доктору Айболиту приходят лечиться «и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица». Вдруг доктор Айболит отправляется в Африку. Путешествие в Африку очень трудное: то волна на пути, то горы. В Африке Айболит лечит зверей. И вот он их вылечил и все танцуют и смеются.

Вопросы и задания к тексту.

Чему учат нас сказки?

Кто главные герои в сказках Чуковского?

В какой сказке главный герой доктор?

Зачем доктор отправляется в Африку?

Послушай предложение. К доктору Айболиту приходят лечиться «и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица». Назови глаголы. Назови времена глаголов.

Словарь

Поучительные, становятся, ложь, честные, справедливыми, Корней Чуковский, главные герои, червячок, медведица, волчица, путешествие, Африка,  отправляется, смеются, вылечил, танцуют, кровожадный, беспощадный, разбойник.

Диалог

- Тебе нравятся сказки Корнея Чуковского?

- Да, давай прочитаем сказку «Айболит» по ролям?

- Давай, я буду автором.

- А я буду читать за животных.

- Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова, и  волчица, и жучок, и паучок, и медведица! Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит! И пришла к Айболиту лиса

- Ой, меня укусила оса!

- И  пришёл к Айболиту барбос.

- Меня курица клюнула в нос.

- Вдруг на зверей напал Бармалей!

- Ха-ха-ха! Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей! И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких зверей!

- Бармалей  из другой сказки!

- Ну и что. Зато, Айболит всех спасёт.