Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
19.03.2018
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной" содержит собранный материал учащимися школы по теме Великой Отечественной войны. Тема детей и войны является одной из самых малоизученных в истории. На примере данного материала хотим показать как события Великой Отечественной войны повлияли на жизнь детей родного края. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Данный материал может быть использован на уроках истории.Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной" содержит собранный материал учащимися школы по теме Великой Отечественной войны.
Отечество Детство, опаленной войной.docx
Отечество 2017
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Орловского района
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся
«Отечество»
Номинация «Великая Отечественная»
Тема работы «Детство, опаленное войной»
Подготовил:
Нартаев Ринат Рустамович
учащийся детского объединения «Поиск»
МБУ ДО Орловского ДДТ
347512 п.Орловский ул.Пионерская 74
347525 х.Камышевка ул.Муравина 40
Руководитель:
Светличная М.А.
Руководитель туристскокраеведческого
объединения «Поиск» МБУ ДО Орловского ДДТ
347512 п.Орловский ул.Пионерская 74
8 (86375) 31962
п. Орловский
2017г Оглавление
Введение.
Глава 1. Военное лихолетье.
1.1. Война глазами детей.
1.2. Трудности, выпавшие на долю детей в годы войны.
Глава 2. Первые послевоенные годы.
2.1. Встреча Победы.
2.2. Помощь в восстановлении разрушенного хозяйства.
Глава 3. Дети войны сегодня.
Заключение
Список источников и литературы
Приложение Введение
«Время имеет огромную власть. Но оно слабее человеческой памяти,
нашей с вами памяти. Мы никогда не забудем солдат, сражавшихся на
фронтах. Женщин, заменивших мужчин на заводах. Детей, прошедших
через немыслимые для их возраста испытания. Все они – герои войны»
Дмитрий Медведев 9мая 2010 год
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы,
из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается
ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Великая
Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю
нашего народа. Ее тяжесть и кровопролитие оставили огромный отпечаток в
сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения.
По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней
граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные –
старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей
погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет.
Дети и война – понятия, на первый взгляд, несовместимые. Но, несмотря
ни на что, дети жили и работали наравне с взрослыми, своим посильным
трудом старались приблизить победу. У целого поколения, рожденного с 30
х по
40е гг, украли детство.
Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное
детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и
маленьких, хоть и слабых сил. Они хлебнули горя полной чашей, слишком
большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано
сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа,
смелость, способность к самопожертвованию.
На территории Камышевского сельского поселения на сегодняшний день
проживает 15 тружеников тыла, 4 вдовы погибших и умерших в мирное время
солдат ВОВ, 103 человека категории «дети войны», и, к сожалению, в живых
уже нет ни одного ветерана войны. 1
Уходит и поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на
осознании подвига отцов и дедов. Нынешнее поколение, вступающее в жизнь,
должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на мир.
Актуальность работы: очевидцев Великой Отечественной войны с каждым
днём становится меньше, и нам, имеющим возможность лично с ними
общаться, необходимо сделать все, чтобы сохранить воспоминания.
Причины, побудившие нас обратиться к данной теме следующие:
актуальность;
малоизученность.
Проблема исследования:
Тема детей и войны является одной из самых малоизученных в истории. И это
не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались
уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё
помогать по дому.
Цель исследования:
Выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь детей
родного края.
Исходя из цели данной работы, были определены следующие
задачи исследования:
1 Документы Камышевской сельской администрации. 1) Изучить и проанализировать архивные документы х.Камышевка по данной
теме.
2) Изучить образ жизни детей военного времени родного села.
3) Встретиться с детьми войны, проживающими ныне на территории хутора.
4) Изучить деятельность организации «Хуторяне», куда входят селяне,
детство которых совпало с военными годами.
Объект исследования: образ жизни детей нашего хутора в годы войны.
Предмет исследования:
воспоминаний.
Методы исследования:
беседа;
интервьюирование;
жизнь детей военной поры на основе их
работа с архивными документами и периодической печатью.
анализ документов.
Гипотеза: Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на
осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь,
должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на
жизнь и свободу. Глава 1. Военное лихолетье
1.1. Война глазами детей
Фронт первого года войны для жителей нашего хутора был не так
осязаем. Он напоминал, прежде всего, получением страшных похоронок, да
напряженным трудом. Но к концу 1941г враг уже был у ворот нашей
Ростовской области. Ему удалось захватить временно столицу Дона. С июля
1942г по январь 1943г жители нашего хутора оказались во власти
фашистского диктата. Какаялибо политическая жизнь сразу же замерла. В
связи с оккупацией территории с сентября 1942г до середины января 1943г
школа была закрыты. Всякий сбор людей запрещался. 2
Из воспоминаний Зайцевой Татьяны Ивановны: «Не могу сказать, что
немцы свирепствовали в селе, но ненавидели мы их страшно, ведь в каждой
семье уже в первые годы войны были и погибшие, и пропавшие без вести».
Мария Петровна Воробинская, вспоминая войну, говорит, что это было
самое тяжелое время, когда она потеряла отца, когда ей и ее семье пришлось
терпеть лишения, боль от потери близких.
Из воспоминаний Солодовниковой Любови Дмитриевны, мы узнали, что
после ухода немецких солдат с территории хутора, на улице Мира был
расположен госпиталь, где ее мама оказывала медицинскую помощь раненым.
А она, будучи ребенком, ей помогала. (Приложение 1)
2 Архивные документы Трофименко И.М. ветерана ВОВ. По словам очевидцев, немцы в хуторе не бесчинствовали. Немецкие и
румынские солдаты только просили хлеб, молоко, яйца. Находились немецкие
отряды в селе около полугода.
В годы войны практически не работала школа. Только в 1944 году
ребята стали снова ходить на занятия. Но помещение и мебель в школе не
ремонтировались. Ни учебников, ни чернил, ни тетрадей не хватало. Писали
между строчек газет. В холодное время, когда дрова заканчивались, дети
расходились по домам.3 (Приложение 2)
Война для поколения военных лет ассоциируется с утратой, болью и
голодом. Это самое страшное время для детей той поры. Мужеству и
стойкости дети учились у мам, старших братьев и сестер.
1.2. Трудности, выпавшие на долю детей в годы войны
С приходом фашистской армии к нашей территории жизнь не замерла
совсем. Попрежнему сеяли зерно, выращивали скот, трудились для фронта и
Победы. Для большинства детей военных лет детство закончилось в первые
дни войны.
Чуб Михаил Дмитриевич вспоминает, как они подростками наравне с
женщинами и стариками
помогали переправлять скот в отдаленные
калмыцкие земли, и как хотелось пойти на фронт, но не брали, потому что
был слишком мал.
Из воспоминаний Антоненко Алексея Пантелеевича: «Мне было 6 лет, когда
началась война. Я мало, что помню из своего детства. Помню только, что
жилось тяжело. Помогал матери пасти скот, возить навоз».
Кошарный Виктор Филиппович вспоминает, как они мальчишками на быках
и старых лошадёнках пробирались по бездорожью, по снежным заносам за
сеном для колхозного скота. Как замерзали руки и стыли ноги.
3 Воспоминания Парасоцкой Н.М. С горечью поведала нам о детских годах Гаврисенко Нина Пантелеевна:
«До войны успела закончить только 4 класса. А затем тяжелый труд на
ферме. Делали все: сеяли, пахали, убирали урожай, заготавливали сено».
Трудности для детей военного времени заключались не только в тяжелом
труде, но и в том, что часто не хватало продуктов питания.
Давыдыч Екатерина Митрофановна рассказала нам о том, что всегда
хотелось есть, а еды не хватало. Как она с другими детьми ходила по полю
собирала сухой «курай», из которого мама пекла лепешки. Они тогда
казались им такими вкусными! (Приложение 3)
Из воспоминаний Штыховой Галины Михайловны мы узнали, как
пришлось им, детям войны, пережить голод. Как страшно не иметь на столе
даже хлеба и питаться сусликами, есть макуху. Узнали, что день у детей
начинался с того, что нужно было сначала раздобыть еду, потом помочь маме
по хозяйству, присмотреть за младшенькими, и так до вечера. Времени на
отдых практически не было. Ходили в старых лохмотьях, обуви практически
не было.4
Голодное и холодное детство пришлось пережить Галине Михайловне и
всем ее ровесникам. Но они никогда не жаловались на свою жизнь, стойко
выносили лишения.
Младшее поколение детей войны часто оставалось без присмотра, изза
большой загруженности матерей.
Ковалева Клавдия Андреевна вспоминает: «Зимой, имея в семье одну пару
обуви на всех, на улице играли по очереди, или всей гурьбой босиком
бежали к соседским ребятам».5 (Приложение 3)
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод,
бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой непосильной
4 Воспоминания Штыховой Г.М.
5 Воспоминания Ковалевой К.А. тяжестью, а стали сильнее духом, мужественнее, выносливее! Вот, что знаем
мы о некоторых из них. Маленькие герои большой войны, они трудились
рядом со старшими отцами, братьями, рядом с коммунистами и
комсомольцами.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия,
невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие,
не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли
войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые
подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа!
Глава 2. Первые послевоенные годы
2.1. Встреча Победы
67 января 1943г 91а стрелковая дивизия 151й армии освободила наш
хутор от немецких захватчиков.
Жизнь в родном селе стала постепенно возрождаться. Матерям, женам и
подросткам некогда было оплакивать своих родных, они восстанавливали
разрушенное хозяйство. Вскоре появились в селе и наши солдаты.6
Вспоминает Антоненко Алексей Пантелеевич: «Трудно было описать,
сколько было радости и ликованья, особенно для нас, пацанов… Это была
зима, холод, сугробы снега, а мы босиком, полуголые выскакивали на улицу,
чтобы увидеть советских солдат. А они брали нас, целовали, закутывали в
полы шинелей и давали всё, что у них было – кусочки сахара, печенья, хлеба,
и, наверное, каждый из них думал о своих детях».
А Победу встречали жители хутора все вместе со слезами на глазах.
Вспоминает Орлов Александр Михайлович: «Когда в мае 1945 года пришла
долгожданная весть о Победе, по улице кричали: «Победа! Победа! Победа!».
6 Архивные документы Трофименко И.М. Мы очень сильно обрадовались, смеялись, прыгали и тоже кричали: «Победа!
Победа! Победа!».
Весть о Победе быстро облетела деревню: все радовались и плакали
одновременно. Ктото от счастья, что скоро мужья и отцы вернутся домой, а
ктото от горя, что своих родных они уже не увидят никогда.
Рассказывая о встрече Победы, Силкина Александра Ивановна
вспоминает: «Помню, что все плакали от счастья, обнимались, целовались. И
мы, дети, тоже плакали».
2.2. Помощь в восстановлении разрушенного хозяйства
В марте 1943г после изгнания немецких оккупантов из нашего хутора стала
возвращаться техника назад в родные края.
Исходя из следующих данных, можно сделать вывод о хозяйственных
потерях в годы войны.
на 1.01.1941г
на 1.01 1947г
2234
1075
14322
1384
КРС
свиней
овец
лошадей
Трудоспособное население резко сократилось, поэтому за руль машин,
тракторов, комбайнов садились женщины и подростки. И не смотря на
1677
98
11607
288
серьезный урон, который был нанесен по сельскому хозяйству в годы войны,
односельчанам удалось в короткий срок поднять хозяйство на должную
высоту. Жизнь в родном селе стала постепенно возрождаться. Бригады
механизаторов пополняли подростки, вчерашние дети. (Приложение 4)
Статистические данные производства с/х продукции в совхозе Новоселовский
за 5070гг:
Наименования
шерсть
молоко
мясо
1950г
401
225
109
1953г
566
461
242
1969г
2015
22
241
1975г
2347
44
614 Лучшие передовики были удостоены в дальнейшем Ордена Ленина за
самоотверженный труд. Это бригадир Волошин Иван Григорьевич. Овцеводы:
Николай Александрович Елецкий и Иван Максимович Богомазов.
Создавались целые семейные династии: Светличного Василия Архиповича,
Ишкина Михаила Николаевича, Пономарева Владимира Владимировича. Все
они удостоены ордена Трудового Красного знамени. И это они, закаленные
военным временем дети войны, смогли поднять и восстановить сельское
хозяйство в короткие сроки.7 (Приложение 5)
Глава 3. Дети войны сегодня
В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, но
памяти свойственно помнить трагические минуты жизни. Трагедию войны
никогда не забыть ныне живущим ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
Но как они живут сегодня, мы пытались пояснить в ходе встреч и бесед с
ними.
В селе в данный момент проживают 103 человека категории « детей
войны». Со всеми встреться не удалось, многие очень больны, но с
некоторыми мы провели очень полезные встречи.
В ходе бесед мы выяснили, что в помощи, если они и нуждаются, то ее
оказывают или собственные дети, или социальные работники. Иногда
приходят школьники, выполняют посильную работу: убирают во дворе,
копают огород. Единственное, чего хотелось бы им, так это чтобы повысили
пенсию, много денег уходит на приобретение лекарств. Ежегодно
администрация школы совместно с СДК, как дань уважения к ветеранам и
7 Архивные документы совхоза «Новоселовского». труженикам тыла, организовывает ко Дню Победы концерты. В юбилейные
Администрация сельского поселения вручает памятные
даты Победы
сувениры и юбилейные медали ветеранам. Практически все дети войны
являются членами клуба «Хуторяне». Руководитель объединения Ильченко
Н.Ф. не дает скучать ветеранам, зажигая их своей неиссякаемой энергией в
знаменательные даты их жизни. (Приложение 6)
Заключение
Мы, сегодняшние дети, знаем о героических подвигах наших солдат,
партизан, о тех, кто работал в тылу. Мы знаем о подвигах мужественных
женщин, вставших на защиту Отчизны. Но в ходе исследования мы убедились,
как же мало мы знаем о судьбе тех, чье детство опалила война.
Счастливое, веселое детство детей нарушили фашисты. И даже не
нарушили, а скорее уничтожили, убили, безжалостно, беспощадно истерзали
его. И пусть в нашем селе немцы не издевались над детьми, не калечили их, но
ненависть к фашистам осталась надолго. И в тылу было не легче
приходилось на износ работать, голодать, терять близких и родных.
Однако, как мы видим из рассказов детей войны: мужество и стойкость
маленьких защитников Родины не смогли сломить ни фашисты, ни лишения,
ни тяжелая работа. Работая над данным исследованием, общаясь с постаревшими детьми,
пережившими все те ужасы, мы поняли, как повезло нашему поколению, не
знающему, что такое война. Война это не только человеческие жертвы,
потери в бою, это, прежде всего, искалеченное детство. Во все времена, во
всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали
дети.
В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг несмотря на голод,
холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях,
отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети вместо родителей
тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для
современного молодого поколения.
Собранный материал по данной теме может быть использован в школьном
курсе истории родного края и исторического краеведения, а также в
социальной практике.
Работа над данной темой не является оконченной, мы планируем в
дальнейшем продолжить поиск недостающей информации о детях войны,
ушедших из жизни и уехавших из нашего села.
Список источников и литературы:
1. Архивные документы Камышевской сельской администрации.
2. Архивные документы Трофименко И.М. ( ветерана ВОВ).
3. Архивные документы совхоза «Новоселовский».
4. Воспоминания Давыдыч Е.М.
5. Воспоминания Антоненко А.П.
6. Воспоминания Гаврисенко Н.П.
7. Воспоминания Зайцевой Т.И.
8. Воспоминания Силкиной А.И.
9. Воспоминания Чуб М.Д.
10. Воспоминания Орлова А.М. 11. Воспоминания Штыховой И.В.
12.Воспоминания Воробинской М.П.
13.Воспоминания Кошарного В.Ф.
14.Воспоминания Солодовниковой Л.Д.
15.Воспоминания Ковалевой К.А.
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Краеведческая исследовательская работа "Детство, опаленное войной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.