Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву
Оценка 5

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
Междисциплинарный 5
8 кл—11 кл
15.03.2018
Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву
Цель урока: познакомить с творчеством,личностью Д.С.Лихачёва. Урок насыщенный. Работа ведётся по заповедям Д.Лихачёва, что значит "честь и "совесть" по Лихачёву. Что такое служение? Чему должен служить человек -служение Добру. Дети приходят к мысли о том, что надо увеличивать добро в окружающем нас.На уроке учащиеся узнают о Д.Лихачёве и узнают о нём, какую же он играет роль в нашей духовной жизни .
Урок совести.docx
Многим   современным   школьникам   ничего   не   известно   о   Д.С.Лихачеве   – выдающемся человеке, который внес огромный вклад в духовное развитие русской культуры.   Его   публицистические   статьи   о   нравственности   помогают   развить   у ребят такой тип мышления, который проявляется в умении использовать этические понятия, не искажая их смысла и содержания, жестко соотносить их со  своим поведением, с жизненными явлениями. Одной   из   приоритетных   задач   воспитательной   системы   МОУ «Большепаратская   СОШ   »   является   ориентация   личности   ребенка   в   истинно человеческих ценностях, общественно и личностно значимых. Организуемая с этой целью   ценностно­ориентировочная   деятельность   позволяет   выработать   научные, этические   и   эстетические   критерии   оценки   жизненных   явлений,   сформировать жизненную позицию, извечные проблемы: что есть истина? Что есть добро и зло? Что есть прекрасное и безобразное? Данные   задачи   находят   свое   отражение   в   системе   этических   бесед, проводимых   классными   руководителями.   В   школе   на   протяжении   многих   лет успешно реализуются воспитательные программы «Живые родники» «Семья», « Отечество».   Данные   программы   разработаны   для   педагогов   дополнительного образования,   классных   руководителей.   Урок   на   тему   «Уроки   совести   по   Д.С. Лихачеву»   является   продолжением   нашей   работы   над   решением   проблем нравственного воспитания. Анализируя высказывания Д.С. Лихачева о совести и чести, ребята расширяют представления   об   этих   понятиях,   учатся   размышлять   о   прочитанном   тексте   и сопоставлять его с тем, что они наблюдают в жизни. Такая работа заставляет ребят задуматься над своими поступками, самостоятельно   мыслить, говорить и писать ярко, от души, опираясь на свой личный, пусть небольшой опыт. Тема: Уроки совести по Д.С.Лихачёву Тревоги совести... Они подсказывают,  учат, они помогают не нарушать этических  норм, сохранять достоинство ­  достоинство нравственно живущего  человека. Д.С.Лихачёв. Цели:    1. Познакомить учащихся с личностью Д.С.Лихачева. Дать  представление о том, какое место занимает этот человек в нашей духовной  жизни. 2. Рассмотреть позицию Д.С.Лихачева к понятиям «честь» и  «совесть» (по статье «Тревоги совести») и выразить свою точку зрения. На доске: портрет Д. С. Лихачёва; выписки из толкового словаря С. И. Ожегова: Совесть ­ чувство нравственной ответственности за своё  поведение перед окружающими людьми, обществом. (Понятие  «совесть» закрыто до определенного этапа урока). Честь ­ достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Ход урока.  1.Актуализация материала. ­ Всем известны выражения: «поступить по совести», «бессовестный человек»,  «а совесть у тебя есть?» А что такое совесть? Подумайте и письменно дайте  определение этому слову.(2 ­ 3 минуты) ­ Чтение определений учащихся и сравнение их со словарной статьей, данной в  словаре С.И.Ожегова. (Открывается запись на доске). 2.Переход к теме урока.  Слово учителя. ­ Сегодня урок называется: «Уроки совести по Д. С. Лихачёву». Кто же такой  Д. С. Лихачёв? Это выдающийся человек, академик, исследователь  древнерусской литературы, учёный с мировым именем. 2007 год объявлен  годом Д. С. Лихачёва. Об этом удивительном человеке расскажут ребята.         3.Выступления учащихся (3 человека) см. приложение 2 4.Работа со статьей Д. С. Лихачёва «Тревоги совести». («Литературная газета» от 1  сентября 1987года) •      Индивидуальная работа по карточкам, на которых записаны выдержки из статьи   на   тему   «совесть   и   честь»,   (см.   приложение   №2).   Учащиеся знакомятся с лексическим значением слова «честь», записанным на доске. Задания к карточкам. 1. Письменное рассуждение: согласны ли вы с высказыванием Д.С.Лихачева, как вы  его понимаете? 2. Устная работа: приведите примеры из жизни, иллюстрирующие данное высказывание. 5. Обсуждение работ учащихся в виде дискуссии.       6. Работа по заповедям Дмитрия Сергеевича Лихачева.     Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху   антирелигиозной   пропаганды   открывал   для   современников   и   потомков духовное   наследие   предшествующих   эпох   Российской   истории   и   показывал   через древнерусскую литературу — как наши предки старались и умели жить по совести. Дмитрий Сергеевич Лихачев много писал для детей и молодежи. Заповеди Дмитрия Сергеевича Лихачева.   Желая передать подрастающему поколению основы духовно­ нравственного   воспитания,   он обращался   к ним   в письмах   о добром,   составлял на основе Евангелия Христова нравственные заповеди. Вот некоторые из них.  Люби людей — и ближних, и дальних.   Твори добро, не видя в том заслуги.   Люби мир в себе, а не себя в мире.   Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.   Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;  Чтение — путь к житейской мудрости, не гнушайся им!   Будь верующим — вера обогащает душу и укрепляет дух.   Будь совестлив: вся мораль в совести.   Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее. В книге «Письма о добром и прекрасном» даёт советы  молодому поколению,  вступающему в жизнь, Лихачев высказывает удивительную для современности мысль:  «В жизни надо иметь служение — служение какому­то делу. Пусть это дело будет  маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен... А в чем самая большая цель  жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас» (Письма 46­е, 3­е). Вместе с  приведенными выше словами о «главной жизненной задаче» это высказывание  Лихачева складывается в подлинно духовный идеал: жизнь как служение, служение  Добру 6. Подведение итогов урока. • Что нового вы узнали на уроке? • Согласны ли вы с эпиграфом урока? • Какие выводы вы для себя сделали из того, о чём мы с вами сегодня говорили? 7. Домашнее задание:  Написать сочинение­рассуждение «Сохранять достоинство ­ достоинство нравственно живущего человека». Д.С.Лихачёв. Ученик 1: известный ученый. Лихачев — академик, исследователь древнерусской литературы, всемирно Судьба Лихачева, а с ней и характер его складывались своеобразно и поучительно, и надо заглянуть в начало начал, чтобы понять это явление. Отец ­ инженер­электрик,   начальник   одной   из   первых   петербургских электростанций. Электриками стали все его братья, родные и двоюродные. Он был   единственный,   кто   нарушил   семейную   традицию,   поступил   в Университет на факультет общественных наук. Помогла ему определиться с выбором   сопротивляемость,   способность   не   поддаваться,   отстаивать   свои взгляды. Откуда это? Разумеется, характер, врожденное качество таланта, но плюс еще школьное воспитание. Истоком многих своих качеств он считает школу. В той школе, где он учился, поощрялось иметь свое мировоззрение, свою   точку   зрения.   Школа   воспитывала   не   послушность,   а   формировала независимость мысли. Самоуважение, ибо мнение и взгляды ученика уважались, поэтому   и   критика   воспринималась   своеобразно:   «Я   как­то  нарисовал   на доске карикатуру на школьных учителей. Случайно они увидели, посмеялись со всеми нами и попросили меня то же самое  нарисовать на бумаге, чтобы повесить в учительской». Ученик 2 Состояние   духа,   способность   отстаивать   свои   взгляды,   порожденные школой,   помогли   сохранить   себя   в   тяжких   испытаниях,   которые   вскоре ожидали Д.С. Лихачева. Он окончил университет сразу по двум отделениям ­ романскому   и   славяно­русскому.   Случилось   так,   что   был  арестован   за участие   в   студенческом   самообразовательном   кружке.   Лихачев  сделал   там доклад о некоторых преимуществах старой орфографии. Четыре с половиной года провел он в основном в Соловках. Особенность его характера состояла в том, что любые его беды и лишения он умел обращать себе на пользу. Так было и там. Ему удалось немало понять в истории Русского Севера, собрать материал для первых научных статей. Ученик 3 Отбыв срок, Дмитрий Сергеевич Лихачев начинает трудовую жизнь с работы   редактора,   затем   корректора.   Должности   эти   технические, политехнические   не   воспринимались   как   несчастье,   лишь   бы   они   давали возможность заниматься своей наукой, текстами. Годы корректорской работы в издательстве   Академии   наук   ныне   кажутся   Д.С.   Лихачеву   отнюдь   не потерянными,  он   даже  им   благодарен:   эта  работа  позволяла   много   читать. Благоговение перед жизнью, ощущение ее полноты не покидали его в любых условиях, среди его способностей есть духовная способность не  придавать значения жизненным невзгодам всякого рода. Он не отчаивался,  когда его увольняли,   и   он   оставался   безработным.   Его   поддерживало,   прежде  всего, согласие со своей совестью, а защищаться от обид помогала самая отрадная из всех работ ­ текстологическая работа. Она погружала в осязаемое бытие древней Руси. Это была молчаливая работа, но она заостряла слух, зрение, позволяла различать сокровенные движения авторской души. Текстология для него становится самостоятельной наукой, изучающей всю   историю   текста   и   его   дальнейшие   превращения.   Вот   откуда   то проникновение в красоту, в гениальную стилистику « Слова о полку Игореве»; в историческую наполненность его стиха, да и многих других  древнерусских повестей,   которыми   занимался   Д.С.Лихачев.   Он   открывает  роскошь   языка древних   писателей,   сложную   их   образную   систему,   юмор,  ритмику, зрительную четкость.... ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Нет малой кражи, нет малого воровства ­ есть просто воровство и просто кража. Не бывает  малого обмана и большого обмана — есть просто обман, ложь. Д.С. Лихачёв Умение отстаивать свою точку зрения — это же очень важно. Только тогда мы сможем быть  уверены, что человек не попадает под дурное влияние, будет жить по совести. Д.С. Лихачёв Честь ­ это достоинство нравственно живущего человека. В чём выражается внутренняя  честь? В том, что человек держит слово, ведёт себя порядочно, не нарушает этических норм,  соблюдает достоинство, не пресмыкается перед начальством, не подлаживается к чужому  мнению, не сводит личные счёты... Д.С. Лихачёв Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который  отступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. Ему начинает казаться, что всё кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а  разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное. Д.С. Лихачёв А ведь в жизни могут быть и тяжёлые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора — быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных глазах. Он уверен, что лучше  быть обесчещенным вперед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь  жертвовать собой, такая жертва — героический поступок. Но нужно на него идти. Д.С. Лихачёв Я могу указать на различие между совестью и честью. Совесть подсказывает. Честь  действует. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере человек  очищается. Совесть «грызёт». Д.С. Лихачёв Честь истинная ­ всегда в соответствии с совестью. Честь ложная ­ мираж в пустыне, в  пустыне человеческой души..., ведущей к гибели подлинных ценностей. Д.С. Лихачёв Да, говорят: « Береги честь смолоду». Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки. Д.С. Лихачёв В правде нет страха. Правда и страх — не совместимы. Мы должны бояться только  своих порочных мыслей, мыслей, неуважительных по отношению к любому человеку, к  нашей Родине. Д.С. Лихачёв Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого,  против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. Д.С. Лихачёв Честь, порядочность, совесть ­ это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы  дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек ­ не человек. Д. С. Лихачёв Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего ­ не  совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Д.С. Лихачёв Честь должна быть в гармонии с совестью. Если человек совершает добрые поступки,  как это часто бывает, не за свой счёт, а за счёт государства, то это уже не доброта, не  бескорыстие, а делячество и хитрость. Д.С. Лихачёв Разучились говорить правду ­ ..., а полуправда есть худший вид лжи: в полуправде ложь подделывается под правду, прикрывается щитом частичной правды. Д.С. Лихачёв Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. Но как же украшает мужество признать свою  вину ­ украшает и человека, и общество. Д.С. Лихачёв Когда­нибудь случайно, мимолётно вспомнится вам незначительный эпизод, когда вы  поступились с совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном поступке, ­ и вы почувствуете  укор совести. И вы поймёте, что если кто и пострадает от вашего пустякового, ничтожного  поступка, то пострадали, прежде всего, вы сами ­ ваша совесть и ваше достоинство. Д.С. Лихачёв Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне  редко). Д.С. Лихачёв

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву

Конспект урока "Урок совести по Д.С.Лихачёву
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018