Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области -
Усть-Луковская средняя общеобразовательная школа
Принята на педагогическом совете
Протокол №1 от 30.08.2023
Согласована Утверждена приказом
Заместитель директора по УВР директора школы
______________(О.Н.Егорова) __________________ (Д.В.Егоров)
30 августа 2023 года № 49 от 30 августа 2023 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Естественнонаучная грамотность»
для обучающихся 5 класса
Разработана
Оксаной Леонидовной Шалимовой,
учителем географии, биологии, химии
с. Усть-Луковка 2023
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЕСТЕТСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях, для решения поставленных перед учеником практических задач.
Обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и её интеграции в единое целое.
Школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания.
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях используются деловые и дидактические игры, разрабатываются и реализуются мини-проекты, организовываются турниры и конкурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЕСТЕТСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Метапредметные и предметные
|
Грамотность |
|||
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
5 класс |
находит и из- |
находит и извле- |
находит и извлекает инфор- |
находит и из- |
Уровень |
влекает инфор- |
кает математиче- |
мацию о естественно- |
влекает финан- |
узнавания |
мацию из раз- |
скую информацию |
научных явлениях в различ- |
совую информа- |
и понима- |
личных текстов |
в различном кон- |
ном контексте |
цию в различном |
ния |
|
тексте |
|
контексте |
Личностные результаты
|
Грамотность |
|||
Читательская |
Математическая |
Естественно- научная |
Финансовая |
|
5 класс |
оценивает содер- жание прочитан- ного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; фор- мулирует соб- ственную пози- цию по отноше- нию к прочитан- ному |
объясняет граждан- скую позицию в конкретных ситуа- циях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и об- щечеловеческая- ких ценностей |
объясняет граждан- скую позицию в конкретных ситуа- циях общественной жизни на основе естественно- научных знаний с позиции норм мо- рали и общечелове- ческих ценностей |
оценивает фи- нансовые дей- ствия в конкрет- ных ситуациях с позиции норм морали и обще- человеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, регулятивная, экспериментальная, исследовательская
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, УЧЕБНОГО КУРСА (В Т.Ч. ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНОГО МОДУЛЯ И ВОЗМОЖНОСТИИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ (МУЛЬТИМЕДИЙИНЫЕ ПРОГРАММЫ, ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ И ЗАДАЧНИКИ, ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИТОТЕКИ, ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ, ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ, КОЛЛЕКЦИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ), ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ЭЛЕКТРОННОМ (ЦИФРОВОМ) ВИДЕ И РЕАЛИЗУЮЩИМИДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
№ занятия |
Тема |
Планируемый образовательный результат |
Форма проведения занятия |
Содержание |
Раздел 1: «Введение в раздел «Живые системы» |
||||
1-2 |
Решение задачи на тему «Поведение собак» |
Находит и извлекает информацию из различных текстов |
Работа с текстом |
Знание науки «Этология». Анализировать данные о поведении собак, использовать научные доказательства для получения выводов. Объяснять поведение собак, основываясь на интуиции и первоначальные представления об эволюции. Оценивать возможности метода наблюдения основываясь на здравый смысл. |
3-4 |
Решение задачи на тему «Чем питаются растения» |
Находит и извлекает информацию из различных текстов |
Практическая работа |
Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, опираясь на современные данные. Научно объяснять явления поступления питательных веществ в растения |
5-6 |
Решение задачи на тему «Почему птицы разные» |
Находит и извлекает информацию из различных текстов |
Теоретическая работа |
Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, сопоставляя клювы и лапки птиц. Научно объяснять явления, используя знания о животных. Анализировать данные, использовать научные доказательства для получения вывода, рассмотрев иллюстрации к задаче, и проявляя воображение. Понимать особенности естественно- научного исследования следствием эксперимента, применяя методы из курса биологии. |
7-8 |
Решение задачи на тему «Мир аквариума» |
Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Теоретическая работа |
Научно объяснять явления существования живых организмов искусственного водоёма. Понимать особенности естественно- научного исследования, применяя наблюдения под микроскопом, и знания о животной клетке. Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода |
Раздел 2: «Введение в раздел «Физические системы» |
||||
9-10 |
Решение задачи на тему «Антиграв и хватка осьминога» |
Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Практическая работа |
Анализировать данные эксперимента (рисунка) и использовать научные доказательства для получения вывода, основываясь на собственном опыте. Научно объяснять явления давление воздуха, силы тяжести, принцип действия механизма игрушки. Анализировать данные опыта и использовать научные доказательства для получения вывода, используя текст задания и иллюстрации к ней. |
11-12 |
Решение задачи на тему «Как растения пьют воду» |
Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения |
Практическая работа |
Внимательно рассмотрев изображения и описания опыта к задаче, сделать выводы. Объяснить явления движения воды, проанализировать описанный эксперимент и принять правильное решение. Научно объяснять явление движения воды, предложив сою гипотезу. |
Раздел 3: «Введение в раздел «Земля и космические системы» |
||||
13-14 |
Решение задачи на тему «Спутники» |
Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Теоретическая работа |
Научно объяснять явления гравитационного притяжения, вращения спутника вокруг планет. Анализ последовательности действий и сделать выводы. Понимание особенности естественно научного исследования, предложив свою гипотезу о подледном океане и существовании в нем форм жизни. |
15-16 |
Решение задачи на тему «Магниты» |
Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения |
Практическая работа |
|
Промежуточная аттестация в форме самостоятельной работы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.