Методическая разработка открытого урока по теме:
«Социально-экономические реформы П.А. Столыпина»
по учебной дисциплине «История», 9 класс»
Аннотация
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде
всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. Предлагаемые образовательные приемы, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют развивать интерес к истории у школьников и достичь достаточно высоких результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности. Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, данный урок открытия нового знания построен с использованием технологии согласованного обучения (ТСО), представляющей собой совокупность алгоритмов совместной деятельности учителя и учеников. Технология согласованного обучения позволяет поддерживать интерес к уроку, дает возможность учащимся самостоятельно сформулировать проблему, выдвинуть гипотезы, представить полученные результаты и сделать выводы. Роль педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся.
Знание истории - один из важнейших источников формирования культуры. Урок «Социально-экономические реформы П.А. Столыпина» имеет большое теоретическое и практическое значение дальнейшего изучения внутренней политики Российской империи. Во время урока проводятся интегрированные групповые формы работы, демонстрируются различные виды деятельности, как учителя, так и учеников. Одной из задач является формирование интереса, как к учебному процессу, так и к достижению конечного результата, путем вовлечения обучающихся в разнообразную деятельность. В ходе урока осуществляется подведение итогов каждого из его этапов обучающимися, происходит обратная связь на каждом этапе урока: от учителя; на карточках, на слайдах презентации; в виде проверки заданий в парах; диагностирующего тестирования. Данный урок предусматривает работу в парах сменного состава и в мини-группах. Обучающимся предоставляется возможность самим поработать над исправлением своих ошибок.
Через систему заданий, направленных на развитие мышления школьников происходит обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной работы, обучение детей приемам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут быть использованы не только при изучении истории различных дисциплин, но и во внешкольной деятельности.
.
Бланк сценария урока
Учитель истории и обществознания
Кулинич Анна Сергеевна
Модуль «Кризис империи в начале XX века» |
|
Тема урока «Социально-экономические реформы П.А. Столыпина» » |
|
Цели ученика |
Цели учителя |
Формирование понимания роли экономических и политических процессов в государстве, как в прошлом, так и в настоящее время; Развитие умения по поиску, обработке и структурированию информации, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач;
Совершенствование навыков общения, создание условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечение в активную практическую деятельность,
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и роль личности в истории. Формирование нравственного сознания и поведения, уважение к личности. |
Цели учителя, обеспечивающие достижение предметных результатов: Продолжить формирование умений извлекать необходимую информацию из разных источников (исторических документов, схем, исторической карты, диаграмм). Развитие навыков оперировать понятиями: реформа, революция, чересполосица, отруб, хутор, переселенческая политика. Способствовать овладению умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений; Цели учителя, обеспечивающие достижение метапредметных результатов: Создавать на уроке проблемную ситуацию для мотивации самостоятельной деятельности учащихся. Формировать у обучающихся умение выдвигать гипотезы и формулировать вопросы. Формировать у учащихся навыки целеполагания и самооценки. Цели учителя, обеспечивающие достижение личностных результатов: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; принятия гуманистических, демократических традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. |
Опорные понятия |
Новые понятия |
Аграрный вопрос, реформа, революция, модернизация, чересполосица, партия, крестьянская община. |
Революция «сверху», отруб, хутор, социализация, муниципализация, национализация земли переселенческая политика; |
Домашнее задание Параграф 38. одно задание письменно на выбор: 1) Ответ на вопрос: В чём причины неудач аграрной политики П.А. Столыпина? 2) Выполнить задания Приложения № 3) Выполнить задания Приложения № |
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Дидактическое оснащение |
||||||||||
Формы и виды работы |
Формируемые УУД |
|||||||||||
Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний (2 минуты) |
Проверка выполнения опережающего задания Обсуждение проблемы путей и способов модернизации общества |
Формировать знание о путях изменений в обществе, определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и давать им оценку. |
Приложение № 1. П.1. |
|||||||||
Изучение нового материала Время:20 мин Этапы: 1 – актуализация базовых знаний, 2 –сообщение новых знаний, 3- получение новых знаний, а) самостоятельно, посредством изучения печатного носителя в) самостоятельно в виде чек-листа. |
Делают наброски для Оформления чек-листа, выполняют задания устно и письменно |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников Анализ содержания текстового материала. Умение высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. |
Приложение №1. П.2. Приложение №2. Приложение №3. Презентация «Аграрная реформа П.А. Столыпина». Учебник, параграф 38. Карта, с. 100. Приложение №4 |
|||||||||
Первичное осмысление и закрепление Время:10 минут Этапы: |
Работают в группах Создают продукт по выбранной проблеме |
Уметь формулировать понятия, использовать различные виды источников информации. Осознанное построение речевого высказывания в письменной и устной форме. Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Приложение №4 |
|||||||||
Контроль Время:6 минут
|
Представляют чек-лист с устными комментариями |
Обобщение полученных на уроке сведений Выделение существенной информации из сообщений выступающих. Взаимодействие с учителем Самоконтроль понимания вопросов. |
Документ-камера. Приложение № 4 |
|||||||||
Рефлексия Время: 2 минуты Этапы: 1 – выставление оценок за урок, 2 – домашнее задание, 3 – рефлексия. |
Записывают домашнее задание, определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
|
Взаимодействие с учителем. Регуляция учебной деятельности |
Приложение №5 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА»» 9 КЛАСС.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
Познакомиться с основными направлениями аграрной реформы П.А. Столыпина
Подвести учащихся к пониманию необходимости скорейшего решения
аграрного кризиса правительством, как об определенной трансформации революции
«снизу» в революцию «сверху».
Знать значение понятий: аграрный вопрос, реформа, революция, модернизация, чересполосица, партия, крестьянская община, отруб, хутор, переселенческая политика; уметь применять их для раскрытия сущности изучаемой темы.
-объяснить причины возникновения государства, признаки государства, отличие унитарного государства от федеративного, принципы гражданства РФ
Метапредметные:
умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; умение оценивать свою работу на уроке, качество и уровень усвоения знаний; анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности на уроке;
аргументировать свою точку зрения, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; самостоятельно определять цели своей деятельности на уроке; систематизировать полученные знания и преобразовывать материал в таблицу или схему; приводить аргументы в защиту своей точки зрения; делать выводы.
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Ресурсы:
основные презентация, печатные материалы, интеллект-карта
дополнительные карточки с инструкциями и дополнительными материалами, схемы
Форма урока: Урок “открытия” новых знаний
Деятельностная цель: формировать у учеников умения реализовывать новые способы действия в группах.
Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет новых элементов: аграрный вопрос, чересполосица, партия, отруб, хутор, переселенческая политика.
В процессе урока происходит открытие, к которому дети приходят самостоятельно, формирование новых понятий, расширение знания за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Основные технологии: информационно – коммуникационная технология; технология развития критического мышления
Оснащение урока:
технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, документ-камера.
наглядные пособия: учебник, мультимедийная презентация, карта «Россия в начале ХХ века»»,
раздаточный материал: карточки с заданиями, бланки с выдержками из документов, исторические карты, статистические материалы.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию. Проверяется готовность к уроку, наличие всех необходимых средств для работы - папки с документами, пустые бланки конспектов, атласов.
Проверка выполнения опережающего задания
Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых
политических сил (партий), сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.
Обсуждение проблемы путей и способов модернизации общества
Вопрос: Как правительство в лице Николая II отреагировало на данные проекты
Обучающиеся: Все проекты были отвергнуты государством
Учитель: Однако растущее недовольство крестьян, и их активное участие в революции требовали от правительства все более решительных действий. 3 июня 1906г, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил II Государственную Думу,
обвинив ее в революционности. Недовольство самодержавия вызывали, в том числе, и предложения депутатов по решению аграрного вопроса.
Изучение нового материала
Вопрос к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития России? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной?
Работа со схемой.
Учащиеся делают в тетради схему альтернатив развития
Выкажите своё отношение к выбору пути развития России.
Вывод учащихся: Действительно: первые два пути предполагали большие людские жертвы, чтобы их избежать, рациональнее было использовать третий путь, путь реформирования России.
Деятельность учителя
Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность дать представление о замысле и итогах проводимых П.А. Столыпиным преобразований
Обучающиеся осознают интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний, формулируют эвристические вопросы. Осознают цель предстоящей деятельности.
Учитель: Сформулируйте проблему, которую вам придется сегодня решить
Могли ли реформы Петра Аркадьевича предотвратить революцию или напротив, ускорили ее?
Вот здесь большую роль сыграл. Даже сейчас- более 100 лет спустя – растёт интерес к жизни и деятельности П.А. Столыпина на благо родины и своего народа.
Давайте познакомимся со Столыпиным. Слушая, попробуйте выделить главные черты характера Столыпина.
Сообщение учащегося. Приложение №3.
Учитель: 24 августа была опубликована правительственная программа реформ. (Слайд)
Главным инструментом проведения реформы стали кнут, штык и виселица(«столыпинские галстуки»)
-Указ о Введении военно-полевых судов по делам о терроре и вооруженном грабеже от 19 августа 1906 г., предусматривавших упрощенную форму судопроизводства.
-Дела рассматривались в течение двух дней при закрытых дверях, приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение 24 часов.
-Во многих районах страны вводилось «военное» или «особое» положение, усилились высылки без суда и следствия.
-Было казнено 3825 человек, а 26 тыс. человек отправлены на каторгу (для сравнения: эсеры в ходе террора убили 4126 человек; целью покушений было от силы два десятка чиновников, остальные были убиты случайно, в ходе этих покушений).
-Была предпринята попытка урезать автономию университетов.
-В 1906-1911 гг. было закрыто 500 профсоюзов, а в оставшихся резко сократилось число членов.
-Было запрещено 978 газет и журналов.
Учащиеся составляют схему «Цели реформ, выделяют первостепенную –аграрные преобразования, решение крестьянского вопроса.
Учитель: Аграрная реформа началась в 1906 году с подписания нескольких указов. Была начата продажа удельных и казенных земель малоземельным крестьянам по льготной цене, которой занимался государственный Крестьянский банк, Созданный еще при Александре III. Тогда же вышел указ, который уравнивал крестьян в гражданских правах с другими сословиями. Главная суть реформы была изложена в указе 9 ноября 1906 г.
Учитель: Задание: На основе высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
(Цель политическая: успокоение страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).
(Цель социальная: создать слой частных собственников в лице зажиточных крестьян).
(Цель экономическая: продолжение модернизации России).
Учитель: Теперь мы с вами непосредственно обратимся к основным мероприятиям
аграрной реформы. Основные положения аграрной реформы содержаться на стр. 99.
Учащиеся работают с материалом учебника, Приложением № 2 , самостоятельно, используя имеющиеся данные, формулируют основные понятия темы.
В процессе осуществляется перекрестная проверка полученных результатов, корректировка понятий.
Учитель: Рассмотрите карту в атласе «Российская империя в 1907 – 1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина», Приложение №4 и проанализируйте проведение переселенческой политики. Сделайте выводы об итогах политики переселения крестьян в ходе аграрной реформы.
Примерные вопросы и ответы на них.
Какие проблемы призвано было решить переселение крестьян?
Проблема малоземелья
Как осуществлялось переселение, и насколько оно было успешным?
В 1906–1914 гг., по официальным данным, в Азиатскую часть Российской империи переселились свыше 3,7 млн человек (домохозяев и членов их семей), вдвое больше, чем за предыдущие 20 лет. .Из них вернулись на родину около 27 %
Какие льготы предоставлялись переселенцам?
В 1907 г. власти объявили, что желающим переехать будут предоставлены в собственность участки площадью до 60 га, ссуды на обустройство до 400 рублей, транспорт для переезда — можно будет взять с собой скот и домашнюю утварь. Для перевозки людей построили специально оборудованные вагоны — их стали называть столыпинскими. Переселенцы на несколько лет освобождались от налогов. Первоначально в районах переселения крестьяне наделялись землёй на условиях бессрочного наследственного пользования в составе общины, что, по мнению правительства, в наибольшей степени отвечало задачам освоения малообжитых регионов страны.
Первичное осмысление и закрепление
Учитель: Изучите материалы Приложения №4 и сформулируйте на основе изученного материала последствия переселенческой политики для Дальнего Востока и Приморского края. Каждая из групп рассматривает один аспект последствий: внутриполитические, внешнеполитические, экономические, демографические, культурно-этнические.
Возможные ответы учащихся:
Укрепление позиций России на вновь присоединенных территориях
Рост потока населения, увеличение количества рабочей силы, а также развитие промышленности позволило в достаточно коротки сроки завершить строительство Транссиба. Обогащение населения за счет продаж зерна, муки, масла и мяса стало возможным благодаря железнодорожному пути. Наличие ж/д сообщения привлекло новых переселенцев.
В
ходе реформы в Сибири и на Дальнем Востоке возникло свыше 10 тыс. новых
сёл и деревень.
Коренные
народы Приморья не были рады новым соседям, нередко наблюдались стычки между
населением и приезжими. Со временем удэге, манси и иные народы поняли выгоду
сотрудничества с переселенцами, т.к. они научили их грамоте, позволили работать
на предприятиях, пользоваться благами цивилизации, в том числе медициной.
Если в начале переселения были грамотными около 18% жителей Приморья и Дальнего
Востока, то спустя несколько лет их число доходило до 80%. В городах
создавались школьные, средние и высшие учебные заведения.
Контрольно-оценочный
Самоконтроль, оценка степени достижения поставленной цели, обнаружение
детьми своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым
учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности, контроль
достижения учащимися планируемых предметных результатов по оцениванию степени
реализации агарной реформы П.А. Столыпина
Задание группам на карточках:
Представьте себя на месте российского крестьянина периода столыпинской реформы и ответьте на вопрос:
1. Почему вы вышли из общины?
Вывод, к которому приходят ученики: главная цель реформы П.А. Столыпина – решение аграрного вопроса не достигнута (решена частично). Проблема стала менее острой, но не разрешённой. А это значит, что аграрный вопрос будет волновать Россию до своего разрешения.
Контроль: Представляют чек-лист с устными комментариями
Вопросы |
Ответы |
1 Можно ли утверждать, что реформа была рассчитана на все категории крестьянского населения? 2 Что требовалось от крестьянина? 3 Какова основная причина того, что реформа не пошла в Центральной России? 4 Как вы считаете, еще почему процент выхода из общины по результатам статистики к 1910 году невысокий? 5 Исходя из всего названного, можно ли согласиться с высказыванием о том, что Столыпин не понимал реального положения |
1 да 2 умение и желание работать 3 нежелание работать самостоятельно, боязнь проявлять экономическую самостоятельность, незнание условий функционирования банковской системы + усилившаяся революционная агитация 4 реформа еще только начиналась. Такие преобразования нельзя провести быстро, требуется длительное время Доказательство: (цитата из речи Столыпина в Государственной думе; приводит автор- составитель портфолио) «Дайте государству 20 лет спокойствия внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России!» 5 нет |
Рефлексия
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Записывают домашнее задание.
Домашнее задание: Параграф 38. одно задание письменно на выбор:
1) Ответ на вопрос: В чём причины неудач аграрной политики П.А. Столыпина?
2) Выполнить задания Приложения № 5. Задание 1
3) Выполнить задания Приложения № 5. задание 2.
Ученики прощаются с учителем и, уходя из класса, заполняют таблицу, приклеивая к экрану стикеры.
Урок «Социально-экономические реформы П.А. Столыпина» |
||
Многое из материала урока было знакомо ранее |
В ходе урока узнал новое |
В ходе урока появились новые вопросы |
стикеры |
стикеры |
стикеры |
Основная и дополнительная литература по теме урока:
История России, 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарев ; под ред. А.В. Торкунова. – 5 –е изд., перераб. М : Просвещение, 2019. -143 с.
Барыкина И. Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2021. —192 с.
История России. 9 класс. Зачётные работы к учебнику под редакцией А. В. Торкунова. ФГОС. М : Просвещение, 2019. -157 с.
История России. 9 класс. Тесты к учебнику под редакцией А. В. Торкунова. Часть 2. ФГОС М. : Просвещение, 2021. —132
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://istoriku.ru/ — Отечественная история — факты, события, даты.
http: //www.eliseev.ru/istor/h020.htm — книги по истории России.
Приложения
Приложение № 1
Раздаточный материал.
П. 1.Опережающее задание.
№ |
Политические силы |
Предложения по решению аграрного вопроса |
1 |
РСДРП (б) большевики |
|
2 |
РСДРП (б) меньшевики |
|
3 |
ПСР (эсеры) |
|
4 |
ПКД (кадеты) |
|
Предполагаемое выполнение
№ |
Политические силы |
Предложения по решению аграрного вопроса |
1 |
РСДРП (б) большевики |
возвращение крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм. |
2 |
РСДРП (б) меньшевики |
муниципализация земли – «отчуждение» (безвозмездно или за выкуп) помещичьих, казённых, удельных и монастырских земель и передача их в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов) с возможностью аренды крестьянам |
3 |
ПСР (эсеры) |
“социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье. |
4 |
ПКД (кадеты) |
неприкосновенность помещичьих земель, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян. |
П. 2.
Задание: На основе высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
Документ 1
«…дикая полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую
собственность, не боявшаяся, действующая миром, никакой ответственности,
всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому
поводу». Документ 2:
«…не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как
бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России
не в них, а в царе. Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».
Документ 3
«…главное богатство и мощь государства не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».
Предполагаемое выполнение
ДОКУМЕНТ
|
ЦЕЛЬ |
СОДЕРЖАНИЕ |
Документ 1
|
политическая |
успокоение страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли). |
Документ 2
|
социальная |
создать слой частных собственников в лице зажиточных крестьян |
Документ 3
|
экономическая |
продолжение модернизации России |
Приложение № 2.
П.1.
Именной Высочайший указ, данный Сенату. О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования.
Выдержки из указа
«1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в коих в течение 24 лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование.»
П. 2.
Внимательно рассмотрите схему и сформулируйте определение понятий хутор и отруб.
Работа в парах – сравнивают определения, вносят корректировки.
Эталонный ответ:
Отруб – выделенный из общинной земли участок, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Хутор – выделенный из общинной земли участок, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы за ее пределы.
Приложение № 3
Рассказ учащегося. Домашняя подготовка
Историческая справка-биография П.А. Столыпина.
Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 году в подмосковном имении Середниково. Он был сыном героя обороны Севастополя в 1854-55 годах, генерал-адъютанта А.Д. Столыпина и княжны Горчаковой. Он закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, рано и, стал служить в статистическом управлении министерства земледелия.
1898г .Столыпины переезжают в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно.
Молодой помещик избирается уездным предводителем дворянства, начинается совсем иная жизнь.
1899 год – уездный, затем губернский предводитель ковенского дворянства
1902 год- губернатор Гродненской губернии, февраль
1903 – апрель1906 – губернатор саратовской губернии.
26 апреля 1906 года назначен министром внутренних дел, а через два месяца возглавил правительство. В отличие от многих членов правительства, он часто посещал заседания 1 Государственной Думы, выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула: «успокоение и реформы».
Приложение №3.
Карта 1.
Карта 2.
Дополнительные статистические данные:
В ходе проведения
столыпинской аграрной реформы крестьяне получили право выйти из прежней
сельской общины и закрепить свой индивидуальный надел в частную собственность. Возможность
продать свой участок земли позволила массе крестьян переселиться в новые
районы, богатые неосвоенными, свободными землями.
В период деятельности правительства Столыпина продолжала действовать норма о
бесплатном выделении на Дальнем Востоке по 15 гектаров земли на каждого
крестьянина мужского пола. При этом были увеличены в два раза, до 200 рублей,
ссуды переселенцам для устройства на новом месте. В период с 1905 по 1907 год
за этой финансовой помощью обратилось свыше 90% переселенцев, прибывших на
берега Амура и в Приморье.
В 1912 году для Приамурского края размер максимальной ссуды ещё раз
повысили — до 400 рублей на семью. Это была немалая сумма: лошадь в Сибири
стоила около 40 рублей, а корова — не более 30. Половину ссуды переселенцы
получали сразу, вторую часть — только после того, как чиновник на местах
убеждался в целевом расходовании первой половины. Такие ссуды выдавались сроком
на 33 года: 5 лет переселенцы пользовались деньгами без уплаты процентов, затем
платили ежегодно по 6% от общей суммы.
Весь комплекс государственных мер обеспечил резкий рост переселения на Дальний
Восток. Например, только в 1907 году в Амурскую область переселилось
11 782 крестьянина, а в Приморскую область в этом же году прибыло
61 722 человека. То есть за год переселилось почти столько же, сколько за
весь XIX век.
Приложение №5
Задание 1
Сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или ее провале.
+ |
Итоги |
_ |
|
1. За короткое время из общины выделилась 1/4 часть всех хозяев (2 млн. дворов). 2. Сельская буржуазия стала давать 50% рыночного хлеба. 3. Из Европейской России за Урал переселилось 3 млн. домохозяев. 4. 70 – 90 % вышедших из общины сохранили с ней связь. 5. 500 тыс. переселенцев вернулось обратно. 6. 4 млн. десятин общинной земли было вовлечено в оборот. 7. Стоимость сельскохозяйственных орудий на двор выросла с 59 до 83 рублей. 8. Крестьяне скупили через банки 10 млн. десятин помещичьей земли. 9. На крестьянский двор приходилось 2-3 десятины пашни при норме 7-8. 10. 52% хозяйств не имели плугов. 11. Начало создания фермерских хозяйств ( к 1915- 10% всех крестьянских хозяйств). 12. Рост производительности сельскохозяйственного труда, совершенствование агротехники 13. В 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. 14. Увеличение в 2 раза количества применяемых минеральных удобрений. 15. Рост экспорта хлеба до 35 %. 16. Община не была разрушена. 17. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). 18. К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. 19. Освоено 30 миллионов десятин целинных земель. 20. Развивались кооперативные формы хозяйствования. К 1917 году насчитывалось 63 тыс. различных кооперативов. 21. Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек. 22. Проблема малоземелья не была решена. 23. Увеличение в среднем на 10% посевных площадей 24. В местах переселения возникли конфликты с местным населением. 25. Приток разорившихся крестьян в город увеличил рынок рабочей силы, возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию. Это способствовало развитию промышленности и торговли. 26. Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось. 27. Ежегодные темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире (8,8 %). 28. В целом реформа способствовала развитию капитализма в России. 29. «Успокоения страны» добиться не удалось, крестьяне все еще требовали принудительного изъятия помещичьих земель. 30. Процесс создания социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян только начался и после смерти Столыпина замедлился. |
|
Запишите соответствующие фактам цифры в колонки таблицы
УСПЕХ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ |
ПРОВАЛ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ |
|
|
Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«5» - 11 правильных ответов
«4» - 9-10 правильных ответов
«3» - 6-8 правильных ответов
«2» - 5-1 правильных ответов
Задание 2.
Используя материалы учебника, параграфа 38 и знания, полученные на уроке, составьте таблицу «Аграрная реформа 1906-1910гг и ее результаты»
Форма таблицы.
Элемент реформы |
Положительные результаты реформы |
Отрицательные результаты реформы |
Причины неудач |
1. Разрушение общины |
|
|
|
2. Создание единоличных крестьянских хозяйств |
|
|
|
3. Переселение малоземельных крестьян в Сибирь и на Дальний Восток |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.