Статья: Технология развития критического мышления на уроках математики в старших классах.
Оценка 5

Статья: Технология развития критического мышления на уроках математики в старших классах.

Оценка 5
docx
25.06.2024
Статья: Технология развития критического мышления на уроках математики в старших классах.
Статья_Технология развития критического мышления в начальной школе_.docx

Технология развития критического мышления в начальной школе

Алла Александровна Абрамова

Учитель начальных классов ГБОУ «Морской лицей»

Приморского района Санкт-Петербурга

В условиях современной школы и реализации ФГОС особое место отводится планируемым результатам. Лишь имея четкие цели, можно понять куда надо двигаться. Поэтому учитель должен стараться учить своих учеников ставить свои собственные цели, достигать планируемых результатов, «копить» победы, не поражения. Современный ученик должен уметь ориентироваться в нестандартных условиях. Этому способствует применение технологии развития критического мышления. которые помогают связать обучение с жизнью.

Роль учителя заключается в следующем:

1.      Направлять усилия обучающихся в нужное русло.

2.      Сталкивать различные суждения.

3.      Создавать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

4.      Дать обучающимся самостоятельно делать выводы.

5.      Подготовить новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

В технологии развития критического мышления выделяют три стадии:

·         Стадия вызова.

·         Стадия осмысления новой информации.

·         Стадия рефлексии.

Главная цель учителя не столько передача знаний, сколько развивать умение добывать их самостоятельно.

Предлагаю рассмотреть некоторые приемы технологии развития критического мышления.

Прием «Верные-неверные» утверждения.

Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданный на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.

Прием «Кластеры».

Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, находить главное в большом объеме учебного материала, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Кластер – это графический прием в систематизации материала.

Рисуем модель солнечной системы: звезда (Солнце), планеты и их спутники.

В центре звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У планет – свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В начале урока обучающиеся фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом.

Прием «Дерево предсказаний».

Помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Приём может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.

Рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева – это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева – это варианты предположений, которые ведутся по двум направлениям и начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева – обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Прием направлен на формирование задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Учитель видит изучен ли материал, доступен ли для понимания обучающегося, способен ли обучающийся устно изложить изученное.

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ.

«Толстые» вопросы проблемного характера, требующие развернутого ответа.

Именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблемы. Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности обучающегося по тому, как и какие вопросы они задают. Умение задавать продуманные вопросы – это навык, которому следует уделять большое внимание в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве.

Прием «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума».

Систематика вопросов создана психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Использование приема позволяет осуществить дифференцированный и личностно-ориентированный подход.

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков-шесть вопросов по уровням познавательной деятельности.

1.      Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах.

2.      Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3.      Практические вопросы. Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

4.      Интерпретационные(объясняющие) вопросы. Они направлены на установление причинно-следственных связей. Например, «Почему листья на деревьях желтеют?».

5.      Творческие вопросы. В вопросах есть элементы условности, предположения, прогноза, фантазии.

6.      Оценочные вопросы. Вопросы, направленны на выяснение тех или иных событий, явлений, фактов.

Прием «Инсерт».

«Инсерт» — это системная разметка для эффективного чтения и размышления. Используется для формирования умения систематизировать и анализировать информацию.

Прием используется в три этапа:

1.В процессе чтения обучающиеся маркируют текст значками.

2. Затем заполняют таблицу. Количество граф соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесенные в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

3.Чтение таблицы несколькими обучающимися(выборочно).

Маркировочная таблица

" V "

" + "

" - "

" ? "

" ! "

 

Прием «Бортовой журнал».

Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

Этапы:

1.      Встретив в тексте ключевые моменты, обучающиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, обучающиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

2.       Обучающиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, в некоторых случаях обращаются за консультациями к учителю.

3.      Учитель обсуждает «бортовые журналы» со всем классом, проясняет непонятные моменты, отвечает на вопросы.

4.      В заключение оценивают свое участие в работе.

Обычно объединяют два приема «Бортовой журнал» и «Фишбоун.

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет).

Использование технологии «Фишбоун» развивает умение обучающихся работать в группах, анализировать текст. Основная цель метода – стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей.

Схема включает в себя четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Все записи должны быть краткими, точными и лаконичными, представлять собой ключевые слова или фразы и отображать лишь суть понятий.

Овладев технологией «Фишбоун», учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Этап урока с применением приема «Фишбоун» приобретает исследовательский характер.

Прием «Синквейн».

Синквейн как прием обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать обучающихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал, усовершенствовать умение работать самостоятельно с дополнительными источниками информации.

Этот прием представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным правилам.

1.      Первая строка – это тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

2.      Вторая строка – состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные, допускается использование причастий.

3.      Третья строка – состоит из трех слов. Посредством глаголов или деепричастий описываются действия, относящиеся к теме синквейна.

4.      Четвертая строка – целая фраза, при помощи которой обучающийся высказывает свое отношение к теме. Это может быть как предложение, составленное самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, обязательно в контексте раскрываемой темы.

5.       Пятая строка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме.Чаще всего это просто синоним темы.

Прием «Шесть шляп мышления»

Этот прием используется на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке.

Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа – эмоции. Предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая шляпа – перечень фактов, которые запомнили на уроке.

Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая шляпа – позитивное мышление. Предполагает ответы на вопросы: «Что было хорошего и почему?»

Зеленая шляпа – творчество. Предполагает ответы на вопросы: «Где и как можно применить изученный материал?»

Синяя шляпа – обобщение. Предполагает общий, философский вывод.

Обучающихся можно объединить в группы по цвету шляп.

Главная задача учителя – подготовить к будущей взрослой жизни не мечтателя, а исполнителя своих задуманных идей. Ему надо помочь найти себя и свое место в этом быстро меняющемся мире. От того, на сколько педагоги уверенно владеют приемами критического мышления, зависит успех наших обучающихся.

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
  4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.
  5. Интернет-ресурсы.

 

Скачано с www.znanio.ru

Технология развития критического мышления в начальной школе

Технология развития критического мышления в начальной школе

Обучающимся предлагается список утверждений, созданный на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать

Обучающимся предлагается список утверждений, созданный на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать

Прием направлен на формирование задавать корректные вопросы и грамотно отвечать

Прием направлен на формирование задавать корректные вопросы и грамотно отвечать

Прием «Инсерт». «Инсерт» — это системная разметка для эффективного чтения и размышления

Прием «Инсерт». «Инсерт» — это системная разметка для эффективного чтения и размышления

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)

Этот прием используется на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке

Этот прием используется на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2024