Краеведение
Оценка 4.7

Краеведение

Оценка 4.7
docx
15.02.2022
Краеведение
ПЁТР I.docx

ПЁТР I

(1672 – 1725)

Царь (с 1682), император Всероссийский (с 1721). Сын царя Алексея Михайловича Романова от второго брака

(с Н.К. Нарышкиной).

 

Неоднократные приезды Петра I в Южное Приладожье связаны с событиями Северной войны, которую в начале XVIII столетия вела Россия со Швецией за выход к Балтийскому морю. Город Новая Ладога

была основана по устному указу Петра I на выбранном им самим месте, которое он определил как «полезное быть в коммерции». Именно Пётр I, посетив устье Волхова в сентябре 1702 г., приказал сначала построить здесь военную крепость, а затем, переселить сюда жителей древней Ладоги и «учредить пристань для товаров, идущих в Петербург водою и сухим путём».

  По воле  Петра I, были заложены судоверфи в устье рек Сясь (1702) и Волхов (1704), где построили первые фрегаты и линейные корабли для Балтийского военного флота. Из походного журнала Петра I известно, что он приезжал на Сясьскую судоверфь в мае 1703 года. Возможно, царь принял тогда участие и в постройке одного из фрегатов.

  С устройством Вышневолоцкой водной системы (1709 г.) поднялось значение реки Волхов. Пётр следил за его пропускной способностью, от которой зависело снабжение Петербурга строительными материалами и продовольствием. В конце 1724 года царь подписал указ о чистке Волховских порогов, повелев отпустить «на приготовление припасов к той работе и на наём работников до 3000 рублей». При Петре I началось строительство дороги через Шлиссельбург и Волхов на Архангельск. «Дорогу новую, - писал Пётр Меншикову в 1716 году, - которую делают к Волхову, чтобы на серёдке была высоко для стоку воды, а где жидкое место, тут брёвнами,  землёю, а не фашинами мостить».

  Петру I принадлежит идея строительства грандиозного канала вдоль южного побережья Ладожского озера. Он был нужен для того, чтобы исключить гибель сотен судов, идущих к Петербургу через бурные воды озера.

  Строительство канала от устья Волхова к истоку Невы началось в мае 1719 года. «Пётр I лично открыл работы канала. По совершении молебствия вблизи Новой Ладоги, он сам державною рукою  взял лопату, наполнил три раза землёю тачку и с того места, где назначен был канал, отвёз её в сторону. Его примеру последовали все сановники, при Государе находившиеся». В октябре того же года царь вновь приезжал в Новую Ладогу, чтобы «смотреть машины, чем землю таскают из канала».

  Посещая строительство, Пётр останавливался на ночлег или в Новой Ладоге, в доме купца Барсукова, или в селении Дубно, в доме Миниха.

  Пока строился Ладожский канал, царь приезжал в Старую Ладогу, где с апреля 1718 г. по март 1725 г. находилась в ссылке его бывшая жена Е.Ф. Лопухина. Предание говорит, что «император Пётр I до конца жизни своей сохранил в своём сердце некоторое чувство если не любви, то жалости к своей первой супруге. Во время пребывания в Успенском монастыре Евдокии Фёдоровны он нередко посещал монастырь и келью царицы, угощал её из своего дорожного погребца и заботился о том, чтобы доставить ей, в её заключении, возможные жизненные удобства».

  Сведения, касающиеся поездки Петра I в Старую Ладогу, имеются также в указе новгородского архиепископа Феодосия в «Никольский Ладогский монастырь» от 28 февраля 1722 года.

  В 1724 году здоровье императора России ухудшилось. 17 февраля, по пути на курорт в Марциальные воды, он « в полудни прибыл в Ладогу и тут был в доме Барсуковых, кушал; и пошёл в путь в четвёртом часу по полудни». Осенью того же года, несмотря на уговоры лейб-медика Блументроста, Пётр I приехал в Дубно, чтобы самому прокопать перемычку и спустить воду в котлован готового участка Ладожского канала. После того, как вода наполнила канал, царь сел в приготовленный для него ботик и проплыл несколько вёрст от Дубно к Новой Ладоги.

  Пётр I  предполагал продолжить канал и дальше на восток, для чего приказал генерал-майору Де-Бриньи с несколькими «инженерными офицерами» провести изыскания местности между Волховом и Сясью.

Смерть Петра помешала осуществлению замысла.

Литература:

1.     Камер-фурьерский журнал 1719 – 1726 гг. – СПб., 1855

2.     Воскобойников Н. Ладожский канал // «Русский Вестник», 1858, т. 14, стр. 374 – 377

3.     Походный журнал Петра I 1695 – 1710, 2-е изд. - СПб., 1910

4.     Походный журнал 1724 г, 2-е изд., СПб, 1913

5.     Горелов В.А. Речные каналы в России. К истории  русских каналов в XVIII веке. – Л. –М., 1953, стр. 132

6.     Морозова Н. Ладога Петра Великого. – СПб., 2010, стр.9 -16

 

ТАТИЩЕВ

 ИВАН ЮРЬЕВИЧ

(1652 - 1730)

Организатор отечественного кораблестроения Петровской эпохи.

 

  В 1701 – 1703 гг. на реках Волхове и Луге руководил постройкой 600 стругов и паузков для переброски войск фельдмаршала Б. П. Шереметева к шведским крепостям: осенью 1702 года  –  к Нотебургу, а в апреле 1703 года – Ниеншанцу.

  В январе 1702 года Петр I специальным указом приказал Ивану Татищеву «в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск…сделать военных шесть короблей по 18 пушек».

  24 января того же года И. Ю. Татищев основал в устье реки Сясь первую на Ладоге судоверфь и руководил ею до 1706 г.

  Два первых фрегата получили имена «Фан Сас -1» и «Фан Сас - 2». В ноябре 1702 г. на Сяськой верфи были заложены ещё два фрегата: «Михаил Архангел» и «Иван-город». Они были более крупными кораблями, чем «Фан Сасы», имели не две, а три мачты и более сильную артиллерию: по 28 пушек вместо 18.

  Весной 1704 г. фрегат «Михаил Архангел» из Сясьского устья был направлен в качестве образца для постройки военных кораблей в устье реки Волхов, где закладывалась ещё одна верфь.

  В июне  следующего года этот фрегат входил в состав русской эскадры, которая сражалась со шведским флотом у острова Котлин.

  В мае 1705г. в воды реки Сясь был спущен фрегат «Иван-город» такой же что и «Михаил Архангел». По мнению командующего русской эскадрой К. Крюйса оба фрегата входили в число лучших кораблей Балтийского флота.

 

Литература:

1.     Материалы для истории русского флота, ч. 1 – СПб., 1865 г., стр. 1 -13.

2.     Веселаго Ф. Очерк русской морской истории, ч. 1 – СПб., 1875г., стр. 151 -153.

3.     Астафьев В.В. Сясьские фрегаты // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 3 – Волхов, 2003, стр. 22 - 28

4.     Лурье В. М. Морской биографический словарь XVIII век. – СПб., 2005г., стр. 267.

МЕНШИКОВ

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ

(1673 - 1729)

Светлейший князь, государственный и военный деятель, адмирал, генералиссимус, первый губернатор Санкт – Петербурга и Петербургской губернии. В годы царствования Екатерины I  (1725 - 1727) фактически являлся правителем России.

 

  Его имя стало широко известно в годы Северной войны (1700 - 1721), которую Россия вела со Швецией за возвращение исконных земель. В 1703 году царь Петр I  назначил Меншикова генерал – губернатором Ижорской земли (Ингерманландии), куда входила и вся территория Южного Приладожья. Особое место в его деятельности в тот период занимало строительство военных кораблей для Балтийского флота, которое развернулось на реках Сясь, Свирь и Волхов.

  Многие историки российского флота отмечают, что, общее руководство строительством Сясьской и Олонецкой (Лодейнопольской) верфей осуществлял именно Меньшиков. В письме от 9 февраля 1703 года он писал Петру I  из Шлиссельбурга: «У нас всё благополучно, изготовляю суда. Заложу  шмак на Олонце, поеду на Сясь…»

 Выполняя царский наказ «следить за сооружением кораблей», губернатор края первоначально возглавил Олонецкую верфь на реке Свирь, руководил срочной отправкой на Сясь парусов, снастей и других принадлежностей. В круг забот Меньшикова входило обеспечение приладожских судостроителей корабельным лесом, пушками и рабочей силой. Первые фрегаты построенные на Свири и в устье реки Сясь, положили начало истории Балтийского флота.

  В 1719 году путь Меншикова дважды проходил через Южное Приладожье, когда он ездил лечиться на первый российский курорт Марциальные воды, расположенный в 50 километрах от Петрозаводска. Известно, что 13 июля он останавливался на ночлег в Новой Ладоге, осмотрел начавшееся строительство грандиозного Ладожского канала и покинул этот город под пушечный салют. Возвращаясь в августе с лечебных вод, Меншиков ночевал в деревне Паше, проезжал сёла Сясьские Рядки, Иссад, Старую Ладогу, где «в монастыре почивал».

В 1710 – 1726 гг. Меньшикову принадлежали земли бывшего Николо – Медведского монастыря – предтечи Новой Ладоги.

Литература:

1.     Уразов Е.С. Корабельный подмастерье Александр Меншиков // журнал «Судостроение», 1974, N1, стр. 63

2.     Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков.- М, 1984

3.     Повседневные записки делам князя А.Д Меншикова  1716-1720, 1726 -1727 гг. – М., 2004, стр.295,320,324

4.     Морозова Н.Ф. Ладога Петра Великого. – СПб.. 2010. стр. 9

5.     Астафьев В.В. Князь А.Д. Меншиков в Приладожье. // Астафьев В.В. Тропинки в прошлое. Историко – краеведческие статьи и очерки, вып. 5 – Волхов, 2010. Стр. 23 - 32


 

ПЁТР I (1672 – 1725) Царь (с 1682), император

ПЁТР I (1672 – 1725) Царь (с 1682), император

Государе находившиеся». В октябре того же года царь вновь приезжал в

Государе находившиеся». В октябре того же года царь вновь приезжал в

ТАТИЩЕВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ (1652 - 1730)

ТАТИЩЕВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ (1652 - 1730)

МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ (1673 - 1729)

МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ (1673 - 1729)

В 1710 – 1726 гг. Меньшикову принадлежали земли бывшего

В 1710 – 1726 гг. Меньшикову принадлежали земли бывшего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022