Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Оценка 5
Образовательные программы
docx
география +2
7 кл
29.08.2019
Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе общеобразовательной школы "Краса и гордость родного края" направлена на изучение истории, географии и природы Кемеровской области-Кузбасса. В рамках занятий по программе учащиеся знакомятся с основами краеведческой деятельности, получают базовые представления о своей малой родине. Предназначена для учителей истории и педагогов дополнительного образования.
Краса и гордость родного края_Программа групповых занятий по краеведению.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3 г. Юрги»
Рабочая программа групповых занятий
по краеведению для 7 класса
«Краса и гордость родного края»
Авторсоставитель
Загурский Вячеслав Владимирович
учитель истории и обществознания
МБОУ «ООШ № 3 г. Юрги» Авторсоставитель Загурский Вячеслав Владимирович, учитель истории и
обществознания МБОУ «ООШ № 3 г. Юрги».
Юрга 2016
Программа групповых занятий по краеведению «Краса и гордость родного
края» разработана для занятий с учащимися 7х классов. Актуальность
2 программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как
патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию
духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое
внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко
культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Содержание
1.Пояснительная записка .................................................................................4
2.Содержание программы «Краса и гордость родного края»...........................10
3. Календарнотематический план ...................................................................11
4. Материальнотехническое и учебнометодическое обеспечение................12
5. Список литературы...........................................................................................12
3 1. Пояснительная записка
Программа групповых занятий по краеведению «Краса и гордость
родного края» составлена на основе примерных программ внеурочной
деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва
Просвещение» 2011. (Программы подготовлены в рамках проекта
«Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных
стандартов общего образования второго поколения», реализуемого
Российской академией образования по заказу Министерства образования и
науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Программа групповых занятий по краеведению «Краса и гордость
родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном
крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и
настоящим страны. Основу содержания программы составляет история
Кемеровской области, города Юрги, героическая деятельность наших
земляков, прославивших родной край ратными и трудовыми подвигами.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих
земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства,
уважения к живущим рядом. Краеведческий материал, как более близкий и
знакомый детям, усиливает конкретность и наглядность восприятия
учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс также помогает учащимся во внеурочное время
совершенствовать информационнокоммуникативные компетентности. Курс
не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить
свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть
начальными навыками исследовательской и проектной работы с
использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность каждого
ребенка путем активизации его познавательных способностей и реализации
его интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического
материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
4 • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий,
оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, самостоятельный сбор материала о
ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• совершенствование навыков работы на ПК.
Воспитательные задачи:
• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и
своему краю;
• воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков,
понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
• воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и
труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его
людях, интереса учащихся к краеведению.
Основные принципы реализации программы:
научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и
личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство,
творчество и успех.
Сроки и порядок реализации программы:
Направленность данной внеурочной образовательной программы: научно
познавательная. Классы: 7е. Наполняемость группы – 12 человек.
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 0,5 часа в
неделю. Всего 17 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы
детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в
неделю в учебном кабинете истории и обществознания, в школьном музее,
библиотеке, на экскурсии по городу. Продолжительность каждого занятия –
0,5 часа.
Проектная деятельность учащихся в рамках занятий включает
реализацию индивидуальных проектов (подготовку экскурсий по городу,
написание исследовательских работ краеведческой тематики и т.д.),
предусматривает самостоятельный поиск необходимой информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в
Интернете, СМИ, путем опроса и интервьюирования родителей, знакомых,
других учащихся.
5 Обучающиеся по программе «Краса и гордость родного края» готовятся
к участию в городских соревнованиях, олимпиадах, конкурсах краеведческой
и патриотической направленности.
Форма и режим занятий:
групповая работа в виде занятийуроков, занятийигр, практических
упражнений;
экскурсии по городу, в музеи;
беседы, викторины.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
участвовать в работе конференций, чтений;
участвовать в олимпиадах и конкурсах краеведческой и патриотической
направленности на школьном и муниципальном уровне.
При прохождении тем важным является целостность, открытость и
адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности:
умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
навыки овладения методикой сбора и оформления материала;
навыки овладения научными терминами в области исследования;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы;
умение оформлять доклад, исследовательскую работу.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками географии: работа с различными картами Кемеровской области,
города Юрги, Юргинского района; создание общего пространственного
представления о родном крае; создание представления о рельефе родного
края, месторождениях полезных ископаемых, административных единицах
Кузбасса.
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений,
абзацев из научных, публицистических, художественных текстов по
изучаемому материалу; запись бесед с людьми, располагающими информацией
по изучаемому материалу.
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ,
участие в выставках рисунков;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ в сети Интернет;
• с уроками биологии: изучение растительности и животного мира родного
края, его природных особенностей.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты
Формируемые умения
Средства
6 Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные Учиться выполнять различные
7
Формирование у детей мотивации
к обучению, помощь в их
самоорганизации и саморазвитии.
Развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие
критического и творческого
мышления.
Метапредметные результаты
• Учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• Планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане
• Осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;
Умения учиться, навыки решения
творческих задач и навыки поиска,
анализа и интерпретации
информации.
Добывать необходимые знания и с
их помощью проделывать
конкретную работу.
• Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы;
Выделять существенную
информацию из текстов разных
видов;
Осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;
формирования
Организация на занятии
индивидуальной и
парногрупповой
работы
• В сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи;
• Преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
•
Проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
Осуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета
Учитывать разные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Умение координировать свои
усилия с усилиями других.
• Формулировать собственное
мнение и позицию;
• Договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы;
Допускать возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с собственной,
ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии;
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций
мнения и интересы и
обосновывать
собственную позицию;
Понимать
относительность
мнений и подходов к
решению проблемы;
Аргументировать
свою позицию и
координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности;
Продуктивно
разрешать конфликты
на основе учета
интересов и позиций
всех его участников;
С учетом целей
коммуникации
достаточно точно, по
следовательно и полно
передавать партнеру
необходимую ин
формацию.
Требования к уровню знаний, умений и навыков
по окончании реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования,
давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения.
Предполагаемые результаты обучения:
• изучение истории, географии, природы Кузбасса;
• сбор материала об известных людях Кузбасса;
• совершенствование начальных навыков работы с ПК и в сети Интернет;
8 • усвоение начальных знаний и навыков по исследовательской работе.
Предполагаемые результаты реализации программы
и критерии их оценки:
Сформированные действия
Моделировать (представлять способ
Целеполагать (ставить и удерживать
Планировать (составлять план своей
Рефлексировать (видеть проблему;
анализировать сделанное, видеть
трудности, ошибки);
цели);
деятельности);
действия в виде моделисхемы, выделяя
все существенное и главное);
способа (способов) решения задачи;
(взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения
других).
Проявлять инициативу при поиске
Вступать в коммуникацию
Учащиеся должны научиться
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
■
■
■
■
■
■
■
■
■
докладов;
■
свои идеи.
объяснять, доказывать и защищать
готовить тексты собственных
9 3. Содержание рабочей программы групповых занятий по краеведению
«Краса и гордость родного края» (17 часов)
Введение в предмет (1 час).
Что такое краеведение. Зачем мы изучаем родной край. Содержание и задачи
работы внеурочного занятия на предстоящий год. Понятие об организации
занятий, формах и методах исследовательской работы. Правила ТБ во время
проведения экскурсий, ТБ при работе с ПК, ПДД при передвижении группой
по городу. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint.
Работа в сети Интернет. Беседа «Что мне интересно в истории, природе,
географии родного края?».
Раздел I. Кемеровская область на карте и в истории (9 часов)
Природа Кузбасса: климат, растительность, животный мир. География
Кузбасса. Карты Кемеровской области и работа с ними. Промышленность
Кузбасса. Символика Кемеровской области и города Юрги. Территория
Кузбасса в истории страны: краткая летопись Кемеровской области.
Известные люди родного края: воины и ученые, труженики и творцы. Юрга:
общий исторический обзор. Гражданская война на территории Юрги и
Юргинского района. Путь от станционного поселка к промышленному городу.
Юргинцы в хрониках XX века. Достопримечательности Кемеровской области.
Музеи Кемеровской области. Достопримечательности Юрги и Юргинского
района. Музеи Юрги.
10 Обсуждение и выбор тем исследования по разделу, актуализация проблемы
исследования.
Раздел II. Кузбасс и Юрга от Великой Отечественной до наших дней
(6 часов).
Родной край в период Великой Отечественной войны. Перестройка жизни на
военный лад. Героизм кузбассовцев на фронтах войны. Земляки – Герои
Советского Союза и полные кавалеры Ордена Славы. Вклад кузбассовцев –
тружеников тыла в победу над врагом. Юрга и юргинцы в годы Великой
Отечественной войны.
Трудовые и ратные подвиги земляков в послевоенные годы. Кемеровская
область – мощный промышленный регион РСФСР и РФ. Кузбассовцы –
гордость России. Юрга в экономической системе Кемеровской области и РФ.
Вклад юргинцев в развитие страны. Юргинский машиностроительный и другие
промышленные предприятия города. Кузбассовцы в локальных военных
конфликтах. Почетные граждане Юрги.
Обсуждение и выбор тем исследования по разделу, актуализация проблемы
исследования.
Что мы узнали о родном крае: подведение итогов обучения. Представление
результатов самостоятельных исследований учащихся.
Итоговое занятие (1 ч.)
4. Календарнотематический план рабочей программы групповых
занятий по краеведению «Краса и гордость родного края» (17 час.)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Тема
Колво
часов
Дата
провед
еня за
нятия
Примечание
1
Введение в предмет
Раздел I. Кемеровская область на карте и в истории
(9 часов)
Природа Кузбасса
Карты Кемеровской области.
Промышленность Кузбасса
Символика Кемеровской области и
города Юрги
Территория Кузбасса в истории страны.
Известные люди родного края
Юрга: общий исторический обзор.
Юргинцы в хрониках XX века
1
1
1
1
1
2 занятия
2 занятия
2 занятия
2 занятия
2 занятия
2 занятия
11 7
8
9
10
11
Достопримечательности и музеи
Кемеровской области
Достопримечательности Юрги
Музеи Юрги
1
1
2
Раздел II. Кузбасс и Юрга от Великой Отечественной
до наших дней (6 часов)
Родной край в период Великой
Отечественной войны
1
12 Юрга и юргинцы в Великой
13
Отечественной
Трудовые и ратные подвиги земляков в
послевоенные годы
14 Юргинский машиностроительный и
другие промышленные предприятия
города
Презентации исследовательских работ
учащихся
15
16
17 Итоговое занятие
1
1
1
2
1
2 занятия
2 занятия
4 занятия
2 занятия
2 занятия
2 занятия
2 занятия
4 занятия
2 занятия
5. Материальнотехническое и учебнометодическое обеспечение
Компьютер
Проектор
Экран
Карты РФ, Кемеровской области, города Юрги и Юргинского района
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
Список литературы
общего образования.
2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы начального общего образования
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование (Стандарты второго поколения) под редакцией
В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
12 4. Всекузбасская книга памяти.
5. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников. М.: Глобус, 2007. – 78 с.
6. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения.
М.: Глобус, 2007. – 140 с.
7. Даринский А.В., Краеведение. М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
8. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников.
М.: Айрис пресс, 2005. – 95 с.
9. И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая
Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.
10.Коцюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие
для учителей/Д. В. Кацюба. М.: Просвещение, 1975. – 192с.
11.Коцюба Д. В. История Кузбасса: краеведческое пособие для учащихся
710х кл. Кемерово: 1975. 127 с.
12.Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. –
Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
13.Соловьев Л. И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и
их родителей / Соловьев, Л.И. – Кемерово: 2008. – 405 с.
14.Шуранов Н.П. История Кузбасса, Кемерово: СКИФ, 2006. – 325 с.
13
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.