Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Оценка 5

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Оценка 5
Образовательные программы
docx
география +2
7 кл
29.08.2019
Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе общеобразовательной школы "Краса и гордость родного края" направлена на изучение истории, географии и природы Кемеровской области-Кузбасса. В рамках занятий по программе учащиеся знакомятся с основами краеведческой деятельности, получают базовые представления о своей малой родине. Предназначена для учителей истории и педагогов дополнительного образования.
Краса и гордость родного края_Программа групповых занятий по краеведению.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3 г. Юрги» Рабочая программа групповых занятий по краеведению для 7 класса «Краса и гордость родного края» Автор­составитель Загурский Вячеслав Владимирович учитель истории и обществознания МБОУ «ООШ № 3 г. Юрги» Автор­составитель   Загурский   Вячеслав   Владимирович,   учитель   истории   и обществознания МБОУ «ООШ № 3 г. Юрги». Юрга 2016 Программа групповых занятий по краеведению  «Краса и гордость родного края»  разработана   для   занятий   с  учащимися   7­х   классов.  Актуальность 2 программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм,  чувство   гордости   за   своих   земляков,   способствует   развитию духовной   памяти,   чувства   родства,   уважения   к   живущим   рядом.   Особое внимание   уделяется   знакомству   детей   с   родным   краем:   с   историко­ культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Содержание 1.Пояснительная записка .................................................................................4 2.Содержание программы «Краса и гордость родного края»...........................10 3. Календарно­тематический план ...................................................................11 4. Материально­техническое и учебно­методическое обеспечение................12  5. Список литературы...........................................................................................12 3 1. Пояснительная записка Программа  групповых   занятий   по   краеведению  «Краса   и   гордость родного   края»  составлена   на   основе   примерных   программ   внеурочной деятельности   под   ред.   В.А.   Горского,   А.А.Тимофеева   и   др.,   Москва Просвещение»   2011.   (Программы   подготовлены   в   рамках   проекта «Разработка,   апробация   и   внедрение   Федеральных   государственных стандартов   общего   образования   второго   поколения»,   реализуемого Российской  академией образования  по заказу  Министерства  образования  и науки РФ и Федерального агентства по образованию). Программа  групповых   занятий   по   краеведению  «Краса   и   гордость родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим   страны.   Основу   содержания   программы   составляет   история Кемеровской   области,   города   Юрги,   героическая   деятельность   наших земляков, прославивших родной край ратными и трудовыми подвигами. Программа   направлена   на   воспитание   чувства   гордости   за   своих земляков,   способствует   развитию:   духовной   памяти,   чувства   родства, уважения к живущим рядом. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый   детям,   усиливает   конкретность   и   наглядность   восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Данный   курс   также   помогает   учащимся   во   внеурочное   время совершенствовать   информационно­коммуникативные   компетентности.   Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою   связь   с  прошлым   и   настоящим   малой   родины,  он   помогает   овладеть начальными   навыками   исследовательской   и   проектной   работы   с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность каждого ребенка путем активизации  его познавательных  способностей и реализации его интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Цели программы:  •   сформировать   познавательную   потребность   в   освоении   исторического материала;  • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;  4 •   формировать   умения   и   навыки   общения,   подготовки   мероприятий, оформления исследовательских работ;  • воспитывать патриотизм.  Образовательные задачи:  • ознакомление с историей малой родины, самостоятельный сбор материала о  ратных и трудовых подвигах земляков;  • овладение начальными навыками исследовательской работы;  • совершенствование навыков работы на ПК.  Воспитательные задачи: •   развитие   гражданских   качеств,   патриотического   отношения   к   России   и своему краю;  •   воспитание   учащихся   на   примере   жизни   и   деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;  •   воспитание   гордости   и   уважения   к   живущим   рядом   ветеранам   войны   и труда.  Развивающие задачи: •   развитие   познавательного   интереса,   интеллектуальных   и   творческих способностей; • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению. Основные принципы реализации программы: научность,   доступность,   добровольность,   субъектность,   деятельностный   и личностный   подходы,   преемственность,   результативность,   партнерство, творчество и успех. Сроки и порядок реализации программы: Направленность данной внеурочной образовательной программы: научно­ познавательная. Классы: 7­е. Наполняемость группы – 12 человек. Программа   рассчитана   на   один   год   обучения   из   расчёта   0,5   часа   в неделю. Всего 17 часов. Программа   предусматривает   проведение   внеклассных   занятий,   работы детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете истории и обществознания, в школьном музее, библиотеке, на экскурсии по городу. Продолжительность каждого занятия – 0,5 часа. Проектная   деятельность   учащихся   в   рамках   занятий   включает реализацию   индивидуальных   проектов   (подготовку   экскурсий   по   городу, написание   исследовательских   работ   краеведческой   тематики   и   т.д.), предусматривает   самостоятельный   поиск   необходимой   информации   в энциклопедиях,   справочниках,   книгах,   на   электронных   носителях,   в Интернете,  СМИ,  путем  опроса  и интервьюирования  родителей,  знакомых, других учащихся. 5 Обучающиеся по программе «Краса и гордость родного края» готовятся к участию в городских соревнованиях, олимпиадах, конкурсах краеведческой и патриотической направленности. Форма и режим занятий:  групповая   работа   в   виде   занятий­уроков,   занятий­игр,   практических упражнений;  экскурсии по городу, в музеи;  беседы, викторины. Теоретические   и   практические   занятия   способствуют   развитию   устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:  вести устный диалог на заданную тему;   участвовать   в   обсуждении   исследуемого   объекта   или   собранного материала;   участвовать в работе конференций, чтений;  участвовать в олимпиадах и конкурсах краеведческой и патриотической направленности на школьном и муниципальном уровне.  При   прохождении   тем   важным   является   целостность,   открытость   и адаптивность материала.  В   процессе   прохождения   курса   формируются   умения   и   навыки самостоятельной исследовательской деятельности: ­ умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; ­ навыки овладения методикой сбора и оформления материала; ­ навыки овладения научными терминами в области исследования; ­ навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; ­ умение оформлять доклад, исследовательскую работу. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: • с уроками географии: работа с различными картами Кемеровской области, города   Юрги,   Юргинского   района;   создание   общего   пространственного представления   о   родном   крае;   создание   представления   о   рельефе   родного края,   месторождениях   полезных   ископаемых,   административных   единицах Кузбасса. •   с   уроками   русского   языка:   запись   отдельных   выражений,   предложений, абзацев   из   научных,   публицистических,   художественных   текстов   по изучаемому материалу; запись бесед с людьми, располагающими информацией по изучаемому материалу. •   с   уроками   изобразительного   искусства:   оформление   творческих   работ, участие в выставках рисунков; • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ в сети Интернет; • с уроками биологии: изучение растительности и животного мира родного края, его природных особенностей. Личностные и метапредметные результаты  Результаты Формируемые умения Средства 6 Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные  Учиться выполнять различные  7  Формирование у детей мотивации  к обучению, помощь в их  самоорганизации и саморазвитии.  Развитие познавательных навыков  учащихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном пространстве, развитие  критического и творческого  мышления.  Метапредметные результаты • Учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем; • Планировать свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации,  в том числе во внутреннем плане • Осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по  результату;  Умения учиться, навыки решения  творческих задач и навыки поиска,  анализа и интерпретации  информации.  Добывать необходимые знания и с  их помощью проделывать  конкретную работу. • Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы; ­ Выделять существенную  информацию из текстов разных  видов;  Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков; формирования Организация на занятии индивидуальной и парно­групповой  работы • В сотрудничестве с  учителем ставить новые учебные задачи; • Преобразовывать  практическую задачу в  познавательную; • Проявлять  познавательную  инициативу в учебном  сотрудничестве  Осуществлять  расширенный поиск  информации с  использованием  ресурсов библиотек и  Интернета  Учитывать разные роли в группе (лидера, исполнителя,  критика).  Умение координировать свои  усилия с усилиями других.  • Формулировать собственное  мнение и позицию; • Договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности, в том числе в  ситуации столкновения интересов;  Задавать вопросы;  Допускать возможность  существования у людей различных  точек зрения, в том числе не  совпадающих с собственной,  ориентироваться на позицию  партнера в общении и  взаимодействии;  Учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций мнения и интересы и  обосновывать  собственную позицию;  Понимать  относительность  мнений и подходов к  решению проблемы;  Аргументировать  свою позицию и  координировать ее с  позициями партнеров в  сотрудничестве при  выработке общего  решения в совместной  деятельности;  Продуктивно  разрешать конфликты  на основе учета  интересов и позиций  всех его участников;  С учетом целей  коммуникации  достаточно точно, по­ следовательно и полно  передавать партнеру  необходимую ин­ формацию. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы: – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; –   уметь   работать   в   группе,   прислушиваться   к   мнению   членов   группы, отстаивать собственную точку зрения. Предполагаемые результаты обучения: • изучение истории, географии, природы Кузбасса; • сбор материала об известных людях Кузбасса; • совершенствование начальных навыков работы с ПК и в сети Интернет;  8 • усвоение начальных знаний и навыков по исследовательской работе. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки: Сформированные действия Моделировать (представлять способ  Целеполагать (ставить и удерживать  Планировать (составлять план своей  Рефлексировать (видеть проблему;   анализировать сделанное, видеть  трудности, ошибки);  цели);  деятельности);  действия в виде модели­схемы, выделяя  все существенное и главное);  способа (способов) решения задачи;  (взаимодействовать при решении задачи,  отстаивать свою позицию, принимать или  аргументировано отклонять точки зрения  других). Проявлять инициативу при поиске  Вступать в коммуникацию  Учащиеся должны научиться  видеть проблемы;  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям;  классифицировать;  наблюдать;  делать умозаключения и выводы;  структурировать материал; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ докладов; ■ свои идеи.   объяснять,   доказывать   и   защищать   готовить   тексты   собственных 9 3. Содержание рабочей программы групповых занятий по краеведению «Краса и гордость родного края» (17 часов) Введение в предмет (1 час). Что такое краеведение. Зачем мы изучаем родной край. Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий  год. Понятие об организации занятий, формах и методах исследовательской работы. Правила ТБ во время проведения экскурсий, ТБ при работе с ПК, ПДД при передвижении группой по   городу.   Программа   текстовый   редактор  Word.   Программа  PowerPoint. Работа   в   сети   Интернет.  Беседа   «Что   мне   интересно   в   истории,   природе, географии родного края?». Раздел I. Кемеровская область на карте и в истории (9 часов) Природа   Кузбасса:   климат,   растительность,   животный   мир.   География Кузбасса.   Карты   Кемеровской   области   и   работа   с  ними.   Промышленность Кузбасса.   Символика   Кемеровской   области   и   города   Юрги.   Территория Кузбасса   в   истории   страны:   краткая   летопись   Кемеровской   области. Известные люди родного края: воины и ученые, труженики и творцы. Юрга: общий   исторический   обзор.   Гражданская   война   на   территории   Юрги   и Юргинского района. Путь от станционного поселка к промышленному городу. Юргинцы в хрониках XX века. Достопримечательности Кемеровской области. Музеи   Кемеровской   области.   Достопримечательности   Юрги   и   Юргинского района. Музеи Юрги. 10 Обсуждение и выбор тем исследования по разделу, актуализация проблемы исследования. Раздел II. Кузбасс и Юрга от Великой Отечественной до наших дней (6 часов). Родной край в период Великой Отечественной войны. Перестройка жизни на военный   лад.   Героизм   кузбассовцев   на   фронтах   войны.   Земляки   –   Герои Советского Союза и полные кавалеры Ордена Славы. Вклад кузбассовцев – тружеников   тыла   в   победу   над   врагом.   Юрга   и   юргинцы   в   годы   Великой Отечественной войны. Трудовые   и   ратные   подвиги   земляков   в   послевоенные   годы.   Кемеровская область   –   мощный   промышленный   регион   РСФСР   и   РФ.   Кузбассовцы   – гордость России. Юрга в экономической системе Кемеровской области и РФ. Вклад юргинцев в развитие страны. Юргинский машиностроительный и другие промышленные   предприятия   города.   Кузбассовцы   в   локальных   военных конфликтах. Почетные граждане Юрги. Обсуждение и выбор тем исследования по разделу, актуализация проблемы исследования. Что мы узнали о родном крае: подведение итогов обучения. Представление результатов самостоятельных исследований учащихся. Итоговое занятие (1 ч.) 4. Календарно­тематический план рабочей программы групповых занятий по краеведению «Краса и гордость родного края» (17 час.) № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Кол­во часов Дата провед еня за­ нятия Примечание 1 Введение в предмет  Раздел I. Кемеровская область на карте и в истории (9 часов) Природа Кузбасса Карты Кемеровской области.  Промышленность Кузбасса Символика Кемеровской области и  города Юрги Территория Кузбасса в истории страны.  Известные люди родного края Юрга: общий исторический обзор.  Юргинцы в хрониках XX века 1 1 1 1 1 2 занятия 2 занятия 2 занятия 2 занятия 2 занятия 2 занятия 11 7 8 9­ 10 11 Достопримечательности и музеи  Кемеровской области Достопримечательности Юрги Музеи Юрги 1 1 2 Раздел II. Кузбасс и Юрга от Великой Отечественной  до наших дней (6 часов) Родной край в период Великой  Отечественной войны 1 12 Юрга и юргинцы в Великой  13 Отечественной Трудовые и ратные подвиги земляков в  послевоенные годы 14 Юргинский машиностроительный и  другие промышленные предприятия  города Презентации исследовательских работ  учащихся 15­ 16 17 Итоговое занятие 1 1 1 2 1 2 занятия 2 занятия 4 занятия 2 занятия 2 занятия 2 занятия 2 занятия 4 занятия 2 занятия 5. Материально­техническое и учебно­методическое обеспечение  Компьютер  Проектор  Экран  Карты РФ, Кемеровской области, города Юрги и Юргинского района 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного Список литературы общего образования. 2. Методические  материалы  по   организации  внеурочной  деятельности  в образовательных   учреждениях,   реализующих   общеобразовательные программы начального общего образования 3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование   (Стандарты   второго   поколения)   под   редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. 12 4. Всекузбасская книга памяти. 5. Вырщиков   А.Н.,   Настольная   книга   по   патриотическому   воспитанию школьников. ­ М.: Глобус, 2007. – 78 с. 6. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. ­ М.: Глобус, 2007. – 140 с. 7. Даринский А.В., Краеведение. ­ М.: Просвещение, 1987. – 245 с. 8. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. ­ М.: Айрис­ пресс, 2005. – 95 с. 9. И.   Кондратьева,   Города   России.   Энциклопедия   —   М.:   Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с. 10.Коцюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей/Д. В. Кацюба. ­ М.: Просвещение, 1975. – 192с. 11.Коцюба Д. В. История Кузбасса: краеведческое пособие для учащихся  7­10­х кл. ­ Кемерово: 1975. ­ 127 с. 12.Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с. 13.Соловьев Л. И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей / Соловьев, Л.И. – Кемерово: 2008. – 405 с. 14.Шуранов Н.П. История Кузбасса, Кемерово: СКИФ, 2006. – 325 с. 13

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе

Краса и гордость родного края. Программа групповых занятий по краеведению в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2019