Приложим к основаниям А и В однородного стержня растягивающие или сжимающие силы F. Стержень будет деформирован. Мысленно проведем произвольное сечение АС, перпендикулярное к оси стержня. Для равновесия стержня АС необходимо, чтобы на его нижнее основание С действовала сила F1=F. Это есть сила, с которой нижняя часть стержня ВС тянет верхнюю или давит на нее. Такая сила возникает потому, что нижняя часть стержня деформирована и действует на нижнюю с силой, равной F1 и противоположно направленной.
Такие силы действуют в любом поперечном сечении растянутого или сжатого стержня. Таким образом, деформация стержня связана с возникновением упругих сил, с которыми каждая часть стержня действует на другую, с которой она граничит. Силу, отнесенную к единице площади поперечного сечения стержня, называют напряжением.
Краткое теоретическое обоснование методики измерений
Приложим к основаниям А и В однородного стержня растягивающие или
сжимающие силы F. Стержень будет деформирован. Мысленно проведем
произвольное сечение АС, перпендикулярное к оси стержня. Для равновесия
стержня АС необходимо, чтобы на его нижнее основание С действовала сила
F1=F. Это есть сила, с которой нижняя часть стержня ВС тянет верхнюю или
давит на нее. Такая сила возникает потому, что нижняя часть стержня
деформирована и действует на нижнюю с силой, равной F1 и противоположно
направленной.
Такие силы действуют в любом поперечном сечении растянутого или
сжатого стержня. Таким образом, деформация стержня связана с
возникновением упругих сил, с которыми каждая часть стержня действует на
другую, с которой она граничит. Силу, отнесенную к единице площади
поперечного сечения стержня, называют напряжением.
T
F
S
,
(1)
где S – площадь поперечного сечения стержня. Если же стержень сжат, то
напряжение называется давлением и численно определяется по формуле
(2)
P
F
S
.
Давление можно рассматривать как отрицательное натяжение и
наоборот, то есть
P
.T
Пусть
длина недеформированного стержня. После приложения силы
F его длина получает приращение
и делается равной
0
Отношение
.
относительным удлинением стержня.
называется
Относительное
удлинение, взятое с противоположным знаком, называется относительным
сжатием. Опыт показывает, что для не слишком больших упругих
деформаций натяжение Т или давление Р пропорциональны удлинению (или
относительному сжатию). Это утверждение выражает закон Гука для
деформации растяжения или сжатия и записывается как: и
E
0
EP
0
Здесь E – постоянная, зависящая только от материала стержня и его
физического состояния. Она называется модулем Юнга и выражается
формулой
TE
0
F
S
.0
(3)
Из формулы (3) видно, что модуль Юнга равен такому натяжению, при
котором длина стержня удваивается, то есть
при
.
0
E
F
S
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.