Кружок «Экономическая мозаика»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная краткосрочная программа «Экономическая мозаика» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
· Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от 29.12.2012 г.;
· Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;
· Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», зарегистрированным в Минюсте России 39.11.2018 г. № 52831;
· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660);
· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 01.03.2021 г. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
· Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
· Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
· Уставом МОУ лицея «МОК № 2» и другими локальными актами.
Данная программа является модифицированной, составленной по методическим пособиям и рабочим тетрадям «Начала экономики» авт. И.Ермакова и Т.Протасевич, из-ва «ВИТА ПРЕСС» с грифом Минобразования РФ, 2013.
Направленность программы по содержанию является социально-педагогической, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени организации двухлетней.
Экономическое воспитание младших школьников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость. Создание программы «Экономическая мозаика» является конструктивным вариантом программы по социально-экономическому образованию учащихся.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в начальной школе видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики на первых ступенях образовательной системы. Изучение данного курса актуально еще и тем, что знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. Чем раньше ребенок начнет изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем более успешно он может построить свое будущее.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит, прежде всего, в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для ребенка обстановки. Он должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений. Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляемом через опыт бытия. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному материалу, осознание его жизненной важности.
Главная цель программы – формирование образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества.
Исходя из этого, программой предусмотрено постепенное решение задач:
ü выявление возможностей, желаний детей, что они хотят знать, уметь, иметь, что для этого нужно сделать;
ü расширение знаний ребенка о Российской Федерации, об отраслях народного хозяйства;
ü усвоение начальных экономических понятий через игру, занимательные задачи, кроссворды;
ü знакомство с историей экономических учений;
ü формирование определенных установок грамотного поведения учащихся в различных рыночных ситуациях, общественно активной личности;
ü развитие мотивации к возможности осуществления простейшей предпринимательской деятельности.
Основу программы составляет непрерывность постоянного движения от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаний других наук, культурой делового общения и поведения. Процесс обучения по программе «Экономическая мозаика» интегративен с другими предметами и начинается с параллельного овладения элементами обычной грамотности в таких областях знаний, как:
математика (развитие представлений о множествах, построение простых графиков);
обучение грамоте (обогащение словарного запаса, развитие речи);
естествознание (ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды);
история (развитие экономики вместе с развитием общества);
изобразительное искусство (рисование объектов экономической деятельности);
трудовое обучение (ознакомление с правилами экономики и азами начальной экономической грамотности в процессе изготовления изделий).
Отличительной особенностью программы является построение занятий на сюжетно-ситуативной основе. Данный вид учебных занятий строится на основе интерактивного обучения; анализа реальных экономических ситуаций, возможных в жизнедеятельности младших школьников; учета исторических предпосылок формирования экономического понятия; диалогического взаимодействия и деятельностного характера в усвоении материала; многостороннего анализа экономического явления при отсутствии больших временных затрат.
Именно интегрированный характер программы способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к непрерывному процессу обучения. Приоритет закрепляется за такими факторами, которые эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».
Программой предусмотрено разъяснение значений основных экономических понятий и терминов, а также ознакомление с различными экономическими системами и теориями, также особое внимание уделяется часам, посвященным деловой этике, культуре экономического общения. Вместе с тем содержание программы предусматривает создание целостной системы представлений о личной, семейной, государственной экономике, многообразии форм организации труда, ознакомлении основ социально-экономической защиты молодежи в условиях рыночных отношений.
Практическая значимость. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Дети начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Формы и режим занятий:
Учебный процесс краткосрочной программы рассчитан на 1 год обучения, по 1 часу в неделю, всего 36 часов. Форма обучения очная. Программа адресуется школьникам 3-х классов. Количество обучающихся в группах – до 15 человек.
Технологии, формы, методы работы с детьми.
В рамках развивающего обучения программа реализует личностно-ориентированные технологии обучения, базирующиеся на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. К ним относятся такие технологии, как: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение. Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляют единую дидактическую систему, в которой ребенок — центральная фигура; деятельность познания является главной; совместные размышления, дискуссии, исследования - основные пути развития личности.
Структура образовательного цикла программы состоит из следующих направлений деятельности:
1. Теоретическая подготовка, дидактической основой которой являются интерактивные методы обучения: беседа, дискуссия, развивающие игры и ролевые игры. Обучающимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Беря во внимание, что игра стимулирует активность детей, формирует способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, а также поддерживает интерес к предмету, процесс обучения строится на основе сказки, фантазии и игры. В ходе изучения курса используются разные виды игр: обучающие, ролевые игры, контролирующие и деловые. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир, что естественно для дошкольника и актуально для младшего школьника. Занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов.
Включение обучающихся в процесс решения проблемных ситуаций, вызывает у них значительный интерес к содержанию курса. Кроме того это способствует формированию активной жизненной позиции, самоутверждению, самосовершенствованию.
2. Практическая подготовка - это реализация через игру полученных знаний, приобретение необходимых умений, навыков. С учетом психологических особенностей младших школьников, их наглядно-образного мышления в методику обучения введены занятия, основанные на изобразительной и творческой деятельности.
Методическое обеспечение программы направлено на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности педагога, совершенствование профессионального мастерства, выработку новых педагогических решений, эффективно с позиции системно-деятельностного и интегративного теоретико-методологических подходов. Оно осуществляется по нескольким направлениям: разработка дидактического и воспитательного компонентов учебного занятия, анализ результатов обучения с использованием методов наблюдения, беседы, опроса обучающихся, корректировка существующего учебного курса с учетом особенностей воспитанников и их способностей.
Основными формами организации образовательного процесса в рамках занятия являются индивидуальные, групповые и фронтальные. Также используются сопутствующие им формы: экскурсии (в т. ч. заочные), деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы, творческие работы.
В методическом арсенале программы используются методы обучения: эвристические (эвристическая беседа), репродуктивные (упражнения, задания по образцу), конструктивные, игровые, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные (объяснение, беседа, рассказ педагога), метод полярных ролей; методы воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, педагогическое требование, упражнение, воспитывающая ситуация, обращение к личному опыту), методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, одобрение, похвала).
Для формирования универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: личностных (подведение итогов занятия, творческие задания), познавательных («найди отличие», поиск лишнего, упорядочивание, «цепочки», составление схем-опор), регулятивных («преднамеренные ошибки», заучивание материала наизусть на занятии, взаимоконтроль, контрольный опрос на определенную проблему), коммуникативных (составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, «отгадай о ком говорим», диалоговое слушание, «подготовь рассказ…..», «опиши устно…»).
Занятия проводятся с использованием электронных презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов. Все это дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.
Значительное внимание в программе обращено на энергозатратность и здоровьесбережение в рамках организации образовательной деятельности. Одним из требований программы является использование на занятиях физкультминуток и релаксационных упражнений, тематически связанных с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.
В течение всего периода обучения уделяется особое внимание развитию у детей творческих способностей, воображения, логики, внимания.
Система знаний и умений на каждом этапе обучения складывается на основе учета возможностей и возрастных особенностей детей. Это является гарантом планомерности развертывания учебного процесса.
Каждое занятие начинается с повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях. Степень усвояемости темы контролируется в ходе деловых игр, соревнований команд, в выполнении творческих заданий. Уровень достижений обучающихся отслеживается в течение года и фиксируется педагогом по итогам прохождения каждой темы. Информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.
Содержание начального обучения основам экономики предусматривает:
- ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;
- формирование у детей умения делать выбор и принимать обоснованное решение;
- развитие позитивного отношения к образованию;
- понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов;
- ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
ТЕМА ЗАНЯТИЙ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Формы аттестации/контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Вводное занятие. Диагностика родителей. Формирование групп. |
|
2 |
2 |
|
2. |
Знакомство с наукой экономикой. Рассказы детей о своей семье. |
1 |
1 |
2 |
Ролевая игра «Моя семья» |
3. |
Экономические интересы и ограниченность. Наши потребности. |
|
2 |
2 |
Собеседование, зачетная работа |
4. |
Источники удовлетворения потребностей. |
1 |
1 |
2 |
Тестовые задания |
5. |
История развития торговли. Что такое товар. Услуги. |
1 |
2 |
3 |
Конкурс историй о купцах |
6. |
Происхождение денег. Нужны ли деньги. Валюта. |
2 |
2 |
4 |
проекты |
7. |
Наши доходы и расходы. |
1 |
1 |
2 |
Заполнение таблиц |
8. |
Что такое банк. |
1 |
1 |
3 |
Тестовые задания |
9. |
Знакомство с современными профессиями в мире бизнеса и экономики. |
|
2 |
2 |
экскурсии |
10. |
Реклама. |
1 |
2 |
3 |
проекты |
11. |
Как можно торговать. |
|
2 |
2 |
собеседование |
12. |
Что такое собственность. Виды собственности. |
1 |
1 |
2 |
Тестовые задания |
13. |
Налоги. Зачем они нам нужны. |
1 |
1 |
2 |
Математическая мозаика |
14. |
Экология. Знакомство с феей Экологией. |
1 |
1 |
2 |
|
15. |
Знакомство с отраслями народного хозяйства РФ. |
1 |
1 |
2 |
Работа над презентациями |
16. |
Подведение итогов года. |
|
1 |
1 |
Участие в конкурсах |
|
Всего часов |
12 |
24 |
36 |
|
Содержание учебного плана обучения:
Вводное занятие. Диагностика родителей. Формирование групп. Анкетирование родителей с целью выявления сознательного отношения к проблеме социально-экономического образования младших школьников.
1. Знакомство с наукой экономикой. Рассказы детей о своей семье. 2 часа
Теория. Экономика – хозяйство. Знакомство с Аристотелем. Экономика бывает личная, семейная, и т.д. … мировая. Главные вопросы экономики. Понятия и категории: экономика, экономия, бережливость, наука, хозяйство. Практика. Сюжетно-ролевая игра «Я - глава семьи». Изготовление аппликации «Моя семья».
2. Экономические интересы и ограниченность. Наши потребности. 2 часа.
Теория. Понятия и категории: потребность, нужда, выбор, физиологические потребности, безопасность, здоровье, образование, знания, общение, уважение, интерес, самовыражение, хобби. Чтение сказок (на выбор): «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Катаев «Цветик-семицветик», «Три поросенка». Практика. Дидактическое задание «ХОЧУ» и «НАДО». Загадки про потребности. Беседа о стихийных бедствиях и службе спасения. Рассказ о системе образования в России. Обыгрывание ситуаций по общению и культуре поведения ребенка. Использование пословиц и поговорок об уважении, дружбе. Зачетная работа по картинкам на тему «Потребности».
3. Источники удовлетворения потребностей. 2 часа.
Теория. Понятия и категории: ресурсы, природные ресурсы, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, профессии.
Практика. Предложить родителям побеседовать с детьми о рациональном использовании ресурсов. Решение задач с экономическим содержанием. Игра «Сигнальщики». Сценки - изображение людей различных профессий. Дидактическая игра «Город мастеров».
4. История развития торговли. Что такое товар. Услуги. 3 часа.
Теория. Понятия и категории: товар, производство, торговля, бартер, производитель, потребитель, услуги коммунальные, бытовые, транспортные, образовательные, медицинские, связи и т.д.. Рассказ о Кристофоре Колумбе и Афанасии Никитине. Использование глобуса.
Практика. Игра-лото «Производство и производители». Профессии людей, оказывающие услуги. Экскурсия в Дом Быта. Работа с дидактическим материалом. Игра «Что из чего получают». Игра на внимание «Товар – услуга».
5. Происхождение денег. Нужны ли деньги. Валюта. 4 часа
Теория. Понятия и категории: деньги, цена, средство обмена, средство накопления, валюта. Рассказ с показом наглядных пособий о происхождении денег. Рассказать о функциях денег. Иностранные деньги. Беседа о необычных видах денег у разных народов.
Практика. Решение задач, кроссвордов. Практическая работа – исследование купюр. Творческое задание «Закончи рисунок» (о древних деньгах). Экоигра «Покупки гнома Эконома».
6. Наши доходы и расходы. 2 часа
Теория. Понятия и категории: зарплата, пенсия, пособие, доходы от подсобного хозяйства, потребительские расходы.
Практика. Предложить родителям побеседовать с детьми о доходах и расходах в их семье. Решение задач. Рассказ-сочинение «Если бы я был миллионером».
7. Что такое банк. 3 часа.
Теория. Понятия и категории: банк, вкладчик, заем, сейф, банкир. Рассказ о работе банка по книге А.Максимова Л.Усова «Чудеса в кошельке». Беседа об истории появления банков.
Практика. Сюжетно-ролевая игра «Банк». Экскурсия в банк (отдел, где принимают и выдают деньги).
8. Знакомство с современными профессиями в мире бизнеса и экономики. Теория. Понятия и категории: бизнес, экономист, менеджер, банкир, бухгалтер. Короткий рассказ о каждой из перечисленных профессий.
Практика. Работа с обучающими карточками для детей «Город мастеров». Игра «Угадай профессию». Работа с дидактическим материалом «У кого какие потребности». Экоигра «Менеджер»
9. Реклама. 3 часа.
Теория. Понятия и категории: что рекламируют, кому адресуется реклама, с какой целью производится, где должна размещаться.
Практика. Создание реклам на отдельные виды товаров в стихах. Конкурс на лучшее рекламное агентство. Рисование рекламных плакатов с использованием заготовок. Веселая звуковая реклама (переделывание известных песен). Игра-задание «Придумай, что может рекламировать этот сказочный герой»
10. Как можно торговать. 2 часа
Теория. Понятия и категории: ярмарка, аукцион, распродажа, супермаркет. Практика. Экскурсия в супермаркет. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Сюжетно-ролевая игра «Аукцион». Работа с обучающими карточками для детей «Сделай покупку». Творческое задание «Магазин».
11. Что такое собственность. 2 часа.
Теория. Виды собственности. Понятия и категории: собственность, личная собственность, семейная собственность, собственность трудового коллектива, государственная собственность.
Практика. Работа по карточкам с тестовым материалом. Дидактическая игра с мячом «Назови правильно» (на закрепление понятий).
12. Налоги. Зачем они нам нужны. 2 часа.
Теория. Понятия и категории: налог, подоходный налог, акциз. Рассказ о налогах по книге А.Максимова и Л.Усова «Чудеса в кошельке». Для чего нужны налоги.
Практика. Решение кроссвордов. Беседа о курьезных случаях налогах в разных странах. Работа с дидактическим материалам по налогам. Экскурсия в налоговую инспекцию.
13. Экология. Знакомство с феей Экологией. 2 часа
Теория. Понятия и категории: экология, безотходное производство. Игровой момент: к детям приходит фея Экология и рассказывает о себе. Беседа о влиянии загрязнения окружающей среды на экономику. Взаимосвязь экономики и экологии. Необходимость решения экологических проблем. Практика. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы».
14. Знакомство с отраслями народного хозяйства России. 2 часа
Теория. Понятия и категории: промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, связь, строительство, культура. Практика. Изготовление плаката-дерева с веточками – отраслями. Использование на занятии карты России. Игра «Какая это отрасль». Решение кроссвордов по теме. Творческое задание – загрузка вагонов товарами разных отраслей народного хозяйства (вагоны уже нарисованы).
Подведение итогов года. Игры по экономике «Поле чудес», «Зигзаг удачи».
Планируемые результаты
Ожидаемые личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ожидаемые метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Ожидаемые предметные результаты:
По окончанию курса «Экономическая мозаика» учащиеся должны иметь представления о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, экономика, хозяйство, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность, домашнее хозяйство, школьное хозяйство, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, бюджет семьи, благосостояние.
Учащиеся должны уметь приводить примеры: необходимости труда для удовлетворения потребностей; товаров первой необходимости; услуг, которыми пользуется семья; личной, семейной, общественной и государственной собственности; личного участия в ведении домашнего хозяйства.
Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги (из предложенного перечня); личной, семейной, общественной, государственной собственности (из предложенного перечня); личного и школьного имущества.
Учащиеся должны продемонстрировать умения:
· решать простейшие экономические задачи;
· делиться своими идеями и мнениями;
· задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы;
· контролировать выполнение коллективного задания и направлять работу в нужное русло;
· подбадривать своих товарищей и вовлекать в общую работу;
· обращаться за помощью и разъяснением к товарищам или взрослым;
· выражать свое мнение о ходе совместной работы;
· экономного и бережного отношения к школьному имуществу.
Оценочные материалы, формы аттестации
Формами подведения итогов по темам программы и году обучения являются: выставки работ детей, творческие работы, уроки-практикумы, проверочные задания, интегрированные занятия, конкурсы, экономические игры, обобщающие беседы. Оценкой знаний обучающихся является похвала, призы, победа в деловых играх.
В результате обучения по программе "Экономическая мозаика" у младших школьников происходит накопление знаний об экономике, ее значении в жизни каждого человека. Это, в свою очередь способствует более продуктивному усвоению знаний в других образовательных областях (математика, развитие речи, окружающий мир и др.) и формированию общеучебных умений и ключевых компетенций в соответствии с уровнями программы.
Пакет диагностических методик: тесты по разделам, самостоятельные и практические работы.
Личностно-ориентированное обучение предполагает индивидуализацию системы контроля. Результаты и достижения ребенка сравниваются только с его собственными, а не с результатами других детей.
Материалы педагогической диагностики включают методики, в которых отслеживаются: речь, речевые навыки, перспективные навыки, крупная и мелкая моторика, когнитивные и эмоциональные навыки, результативность освоения программы.
Аттестация (полугодовая, годовая) проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования, при решении задач, в ходе деловых и ролевых игр, входе групповой и индивидуальной работе над проектами.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки учащихся);
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих и умственных способностей.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методический комплекс включает в себя:
- дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Экономическая мозаика»;
- календарный ученый график (приложение 1);
- календарно-тематическое планирование (приложение 2, хранится у педагога);
- поурочные планы;
- дидактические материалы, в том числе видеоматериалы, презентации;
- банк электронных ресурсов;
- оценочные материалы;
- методические рекомендации;
- научную и художественную литературу по программе;
- материально-техническое оснащение.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
На практических занятиях:
- словесные (объяснение, беседа, диалог, консультация, дискуссия, конференция);
- письменные работы (составление конспекта, тезисов, доклада, реферата, аннотации, рецензии и т.д.);
- графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; составление структурно-логических схем);
- наблюдения;
- метод проблемного обучения;
- проектные методы (разработка проектов, построение гипотез, моделирование ситуаций и т.д.);
- исследовательские (лабораторные и экспериментальные занятия);
- метод игры.
В программу обучения включены практические занятия с каталогами, справочной литературой в библиотеках, архивах, музее, работа с различными видами документов.
Программой предложены следующие виды занятий: лекция-беседа, сюжетно-ролевая игра, решение задач, кроссвордов, работа с дидактическим материалом, использование наглядных пособий, игра в настольные экономические игры, выполнение творческих заданий, составление собственных задач, чтение художественной литературы с экономическим содержанием, инсценировка сказок с экономическим содержанием, экскурсии, игры «Поле чудес», «Как стать миллионером», «О, счастливчик!», различные КВН и экономбои.
В программу обучения включены практические занятия с каталогами, справочной литературой в библиотеках, архивах, музее, работа с различными видами документов.
На кружковых занятиях будет использоваться раздаточный дидактический материал:
- тесты;
- карточки с задачами;
- карточки с проблемными вопросами;
- карточки с упражнениями;
- структурно-логические схемы и др.
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска
Интернет-ресурсы.
Литература
1. Детский экономический словарь. Просвещение. 2003.
2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. Вита-Пресс, 2000.
3. Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. М. : Вита-Пресс, 2003.
4. Протасевич Т. А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов. М. : Вита-Пресс, 2002.
5. Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебное пособие для школьников. М. : Вита-Пресс, 2001.
6. Меньшикова О.И. Экономика детям. Большим и маленьким. Вып.1-4. Просвещение, 1996.
7. Попова Т.А., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. Просвещение, 1998.
8. Экономика для младших школьников. Вита-Пресс, 2002.
9. И.В. Ермакова, Т.А.Протасевич Начала экономики. Рабочая тетрадь. Вита-Пресс, 2001.
10. Б.А.Райзберг. Занимательная экономика для младших школьников.
11. Задачи с экономическим содержанием для начальной школы.
12. Муравин Г.К., Муравина О.В. Игры по финансовой грамотности в начальной школе. – М: Корпорация Российский учебник, 2019
13. Евгения Блискавка Дети и деньги. – М: издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014
14. Георгий Гловели, Елена Гоппе Финансовая грамотность, 3класс. – М: «Вако», 2018
15. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. 2014.
16. Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/
17. Финансовая грамотность для детей. Уроки финансовой грамотности для младших школьников. https://www.rastut-goda.ru/junior-student/5738-uroki-o-dengah-dlja-mladshih-shkolnikov.html
18. Финансовая грамотность. С чего начать. https://profin.top/literacy/lichnye-finansy/base.html
Приложение 1
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода |
01.09.2020-25.05.2021 |
Количество учебных недель |
36 |
Продолжительность каникул |
нет |
Место проведения занятия |
Кабинет № 6 |
Режим занятий
|
Один раз с неделю по 1 часу |
Количество детей в группе |
15 |
Форма занятий
|
групповая |
Сроки контрольных процедур
|
Середина, конец учебного года |
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) |
Участие в мероприятиях МОУ лицея «МОК № 2» (по плану) |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
кружок «Экономическая мозаика» 2021-2022 группа № ___1___
№ |
Название темы занятия |
К-во часов |
Дата по расписанию |
Примечание (корректировка) |
Форма аттестации/контроля |
|
план |
факт |
|||||
1. |
Формирование групп. Знакомство с детьми. |
1 |
|
|
|
|
2. |
Правила поведения на кружке. Правила ТБ и ПДД. Тесты на коммуникабельность. |
1 |
|
|
|
|
3. |
Экономика – это все, что нас окружает. |
1 |
|
|
|
Опрос, составление экономического словаря Практическая работа «На необитаемом острове»
|
4. |
Основные потребности человека. Безграничность потребностей |
1 |
|
|
|
|
5. |
Ограниченность экономических ресурсов. Проблема выбора. |
1 |
|
|
|
|
6. |
Что такое натуральное хозяйство. |
1 |
|
|
|
Опрос, дидактическая игра |
7. |
Экономические ресурсы |
1 |
|
|
|
Сообщения |
8. |
Рациональное использование ресурсов. Производство. |
1 |
|
|
|
Составление схемы производства |
9. |
Что такое товар. |
1 |
|
|
|
Опрос, тестирование |
10. |
Какие бывают услуги |
1 |
|
|
|
|
11. |
Коммунальные услуги. Решение задач |
1 |
|
|
|
Решение задач |
12. |
Бумажные деньги и монеты. История денег. |
1 |
|
|
|
Тестовые задания |
13. |
Роль денег в экономике. инфляция. |
1 |
|
|
|
Дидактическая игра |
14. |
Валюта. Защита денег от подделок. |
1 |
|
|
|
Исследование валюты |
15. |
Исследование купюр и монет |
1 |
|
|
|
Практическое занятие |
16. |
Доходы семьи |
1 |
|
|
|
|
17. |
Расходы семьи |
1 |
|
|
|
Составление бюджета семьи |
18. |
История возникновения банков. Как банки зарабатывают деньги. |
1 |
|
|
|
опрос |
19. |
Экскурсия в банк. Банковские услуги. |
1 |
|
|
|
|
20. |
Банковский кредит и банковский процент. Расчетный счет. |
1 |
|
|
|
Решение задач Деловая игра «Сберегательная книжка» |
21. |
Современные профессии в мире бизнеса |
1 |
|
|
|
Ролевые игры |
22. |
Экскурсии на места работы родителей |
1 |
|
|
|
|
23. |
Формы и виды рекламы. |
1 |
|
|
|
Опрос |
24. |
Рекламный агент. Сюжетно-ролевые игры на тему «Реклама» |
1 |
|
|
|
Творческие проекты |
25. |
Экскурсия в рекламное агентство. |
1 |
|
|
|
|
26. |
Какие бывают магазины. Экскурсия в магазин. |
1 |
|
|
|
|
27. |
Виды торговли. Товарные скидки. |
1 |
|
|
|
Конкурс предложений по товарным скидкам Деловая игра «Я иду на ярмарку» |
28. |
Виды собственности |
1 |
|
|
|
Опрос |
29. |
В виде чего можно получить доход? |
1 |
|
|
|
Кроссворды на тему «Собственность» |
30. |
Для чего платят налоги. Налоги, которые платит твоя семья. |
1 |
|
|
|
Решение тематических заданий |
31. |
Налоговая полиция. налоговая декларация. Экскурсия в налоговую службу |
1 |
|
|
|
|
32. |
Экология. Производство и экология. Экология и мы. |
1 |
|
|
|
Конкурс рисунков «Я хочу, чтобы город был чистым» |
33. |
Проблемы экологии в Крыму |
1 |
|
|
|
|
34. |
Отрасли народного хозяйства России |
1 |
|
|
|
Опрос, дидактические игры |
35. |
Что производят в Крыму |
1 |
|
|
|
|
36. |
Подведение итогов года. Игры по экономике |
1 |
|
|
|
Поле чудес, Зигзаг удачи. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.