Муниципальное казенное учреждение Отдел образования
администрации города Армянска Республики Крым
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского и юношеского творчества»
города Армянска Республики Крым
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Директор
МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска
протокол от «___»___20___г. № ____ _____________ Э.В.Петренко
приказ «___»_____20____г. № ___
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
по изобразительному и декоративно-прикладному направлению
«ТВОРЧЕСКОЕ ЛЕТО»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественная
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 4 недели (16 часов)
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 7-13 лет
Разработчик программы:
Семенова Татьяна Владимировна –
педагог дополнительного образования
г. Армянск - 2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень. Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации. В программе используются в основном игровые методы и приемы подачи материала. Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды изобразительной деятельности: лепка, аппликация, живопись и графика, а так же использование нетрадиционных техник рисования: набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала. Необыкновенное рисование дает возможность выполнить работу быстро каждому. Разнообразное применение техник - это создание небольших открыток и создание коллективных работ. Краткосрочная программа « Творческое лето», в основу которой положена программа : Фатеевой О. Ю. Каменск-Шахтинский
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа:
Федеральный уровень
1. Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Региональный уровень
7. Конституция Республики Крым. Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года
8. Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года.
Локальные акты
9. Положение о требованиях к дополнительным общеразвивающим программам, утвержденным приказом «ЦДЮТ» города Армянска от 12.01.2015г. №07
Направленность программы.
Программа «Творческое лето» является программойхудожественной направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что востребована со стороны родителей обучающихся. В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей.
Важно научить детей передавать свои ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.
Новизна, отличительные особенности программы Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень. Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации. В программе используются в основном игровые методы и приемы подачи материала. Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды изобразительной деятельности: лепка, аппликация, живопись и графика, а так же использование нетрадиционных техник рисования: набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала. Необыкновенное рисование дает возможность выполнить работу быстро каждому. Разнообразное применение техник - это создание небольших открыток и создание коллективных работ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через освоение основ рисования. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
На занятиях декоративного рисования обучающиеся получают определенные эстетические знания о стилизации изображения, условном цвете, выразительности линий. Применение нетрадиционного рисования способствует развитию фантазии, обучающие приобретают свободу в работе художественными материалами.
Цель данной программы: развитие художественно-творческих способностей младших школьников в летний период посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы
Обучающие
· научить пользоваться различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
· научить детей грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передачей сюжета;
· познакомить с основами цветоведения и стилизации предметов.
Развивающие
· развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
· развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
· улучшение моторики и точности глазомера;
· развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе.
Воспитательные:
· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
· репродуктивный (воспроизводящий);
· иллюстративный (демонстрация наглядного материала);
· проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 7–13 лет.
В основе обучения групповые занятия. Набор детей в объединение осуществляется независимо от их способностей и умений.
Наполняемость в группах на основании норм СанПиН 2.4.4.3172-14 (Мастерские
прикладного искусства и композиции 4,5 кв.м на 1 ребенка, 39,8 / 4,5 = 9 чел.)
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации работы на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов и мероприятий.
Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале занятий и закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Занятия могут проводиться в форме бесед, конкурсов, выставок, игр-путешествий и т. д.
Режим занятий
Количество рабочих недель |
Количество в неделю |
Количество за месяц |
||
занятий |
Число и продолжительность занятий в день |
занятий |
часов |
|
4 |
2 |
2 по 45 мин. |
8 |
16 |
Интенсификация учебно-тематического плана возможна в объеме не более 10% от общего количества часов в случае:
изменения режима работы учреждения;
по причине больничного листа;
командировки;
перераспределения часов в связи с уменьшением количества детей в группе (50% и более), закрытие группы из-за недобора и т.п.
Интенсификация учебно-тематического плана осуществляется путем уплотнения учебного материала за счет часов практических занятий, самостоятельного изучения тем.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу обучения дети будут знать:
· основные и дополнительные цвета;
· цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
· понятие симметрии;
· свойства красок и графических материалов;
· правила построения композиции;
· основные жанры изобразительного искусства;
· правила построения орнамента;
· правила построения предметов простой формы;
Уметь:
· смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
· правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
· передавать настроение в работе;
· грамотно оценивать свою работу, находить в ней достоинства и недостатки;
· работать самостоятельно и в коллективе;
· уметь организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.
Проявлять:
· трудолюбие;
· самостоятельность;
· уверенность в своих силах.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основ изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве методов и приемов активного и увлекательного обучения, при которых усвоения знаний, умений и правил изобразительного искусства происходит эффективнее и развиваются творческие начала. Предлагаемые задания должны выполняться в рамках одного задания. Допускается варьировать задания местами в зависимости от ситуации. Можно предлагать другие аналогичные темы, органично входящие в русло программы.
Формы и виды контроля
Формой контроля на занятиях в объединении является организация просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.Обсуждение работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения. В конце освоения программы проводится итоговая выставка.
Учебно-теметический план
1 год обучения(занятия по 2 часа 2 раза в неделю)
№ п/п |
Название темы, раздела |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Основы цветоведения
|
2
|
1 |
1
|
3 |
Основы графики
|
2
|
1
|
1
|
4 |
Необыкновенное рисование
|
4
|
1 |
3 |
5 |
Основы декоративно - прикладного искусства
|
2 |
1 |
1 |
6 |
Лепка
|
4 |
1 |
3 |
7 |
Выставка работ
|
1 |
1 |
|
|
Итого |
16 |
7 |
9 |
Содержание
Тема 1. Основы цветоведения.
Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме
Теория. Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.
Практическое задание. Выполнение композиций в теплой и холодной гамме с изображением причудливых очертаний декоративных цветов и трав.
Тема 2. Основы графики.
Теория. Наблюдение живой природы. Выразительные средства графики: линии, пятна, точки. Понимание формы предмета.
Графические материалы: восковые мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры.
Практические задания.
Рисование животных по представлению. Рисование деревьев и растений с натуры и по представлению.
Тема 3. Необыкновенное рисование.
Теория. Свойства красок. Возможность получения разнообразных спецэффектов. Экспериментирование в работе с акварелью и гуашью. Печать с использованием трафаретов.
Практические задания. Поздравительная открытка. Создание коллективной работы в технике печати, монотипия.
4. Основы декоративно - прикладного искусства.
Теория. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Бумажная пластика.
Практические задания. Поделки из бумаги.
Украшение силуэтов птиц и животных.
5. Лепка.
Теория. Объемное изображение. Пластилин.
Практические задания. Коллективная работа на тему любимых сказок и мультфильмов.
6. Выставка работ.
Методическое сопровождение
В процессе обучения идёт целенаправленное приобщение учащихся к художественной культуре и приумножение опыта творческой деятельности. На доступном языке раскрываются понятия жанров искусства и терминов, происходит знакомство с произведениями искусства. После каждого теоретического раскрытия темы предлагается выполнение практических заданий.
Непременное условие при проведении занятий - создание атмосферы доверия и заинтересованного общения между детьми и педагогом. Занятия строятся на эмоционально-образном восприятии искусства и окружающего мира детьми. Учебный материал преподносится через сказочно-игровую форму. Создание атмосферы заинтересованности, помогает ребёнку включиться в работу и работать самостоятельно и творчески. Зрительный ряд занятий формируется на основе показа подлинных произведений народного искусства, качественных репродукций произведений художников, показа детских работ, с демонстрацией дидактических таблиц, опорных карточек и показом приемов работы педагогом.
Условия реализации программы.
Непременными условиями реализации программы являются:
-хорошо освещенный кабинет,
-организация рабочего места ребенка: стол, стул, мольберт или наклонная доска;
-стенды для демонстрации наглядных пособий и детских рисунков; доска, столик для натурных постановок;
-технические средства: видеоаппаратура, аудиоаппаратура;
-натурный материал: предметы быта, драпировки для постановок; муляжи фруктов и овощей.
Изобразительно-иллюстративный материал:
-репродукции с картин художников, художественные фотографии, слайды, детские работы, подлинные произведения народного творчества, дидактические таблицы.
Художественные материалы:
-акварельные, гуашевые краски, восковые мелки, пастель, простые и цветные карандаши, кисти беличьи № 5,7,9, щетинные кисти № 8,9, черная тушь, фломастеры, бумага различного формата и цвета; пластилин, клей, ножницы.
Использованная литература.
1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы Программы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение 2005.
2. Ракитина Е.М., Михайленко В.И. Цветущее чудо. Первые уроки дизайна.- М. АСТ «Астрель» 2006г.
3. Коротеев Е.И. Искусство и ты. Учебник по изобразительному искусству. 2кл.- М. Просвещение, 2001.
4. Дорожкин Ю. Городецкая роспись -М.: Мозаика – синтез, 2002
5. Неменская Л.А Каждый народ – художник. Учебник для 4 кл. 2-е изд- М. Просвещение, 2002
6. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского – М. Просвещение, 2005
7. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное – Ярославль Академия развития . Академия Холдинг, 2001
8. Лыкова И.А. Волшебное кружево - М.: Издательский дом «Карапуз», 2008 Лыкова И.А. Каждый художник желает - М.: Издательский дом «Карапуз», 2000
9. Неменская А..А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, и строишь - М.: Просвещение, 2008
10. «Искусство -детям» Необыкновенное рисование» - М. «Мозаика –Синтез», 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.