КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ Лесные профессии
Оценка 4.9

КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ Лесные профессии

Оценка 4.9
docx
19.07.2021
КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ Лесные профессии
программа лес профессии.docx

Управление образования Администрации г. Березники

 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»

 

 

Согласовано                                                       «Утверждаю»

экспертным советом                                           Директор  Е.И.Лузина

«___» «________________» 20     г.                    «___» «_____________» 20    г.

                                                                            приказ № ____________

 

 

 

 

КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Лесные профессии

 

 

Адресат программы: 12 - 14 лет

Срок реализации программы: 8 часов

 

 

 

Разработала:

педагог доп. образования

высшей категории

Мусихина Елена Павловна                 

 

 

 

 

 

г. Березники, 2021 г.

 

1.     Паспорт программы, модуля:

Наименование профессиональной компетенции (блока компетенций)

Техник - таксатор, лесник, лесничий и лесной пожарный

Уровень сложности:

начинающий/try-skill/продвинутый

начинающий

Формат обучения:

очная/онлайн

очная

Сроки реализации

8 часов

Возрастная категория:

6-7/8-9/10-11 класс

6 – 7 класс

Доступность для участников с ОВЗ: да/нет

(В случае варианта «Да» указать:

·          допустимую нозологическую группу/группы;

·          перечислить необходимые специальные условия, которые необходимо соблюсти для проведения мероприятия;

·          возможность/невозможность проведения пробы в смешанных группах «участники без ОВЗ + участники с ОВЗ» или «участники нозологической группы Х + участники нозологической группы Y».)

Да.

·         Программа доступна для учащихся с нарушением слухового аппарата. Слабослышащие дети, а также дети с речевыми проблемами.

 

Автор(ы)  программы: ФИО, должность, квалификация

Мусихина Елена Павловна, педагог доп. образования, высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Направленность программы

Краткосрочная программа по профориентации «Лесные профессии» имеет социально – педагогическую направленность.

Актуальность

Лес является ценным ресурсом, который медленно восстанавливается, поэтому всегда есть потребность в специалистах, способных защищать его от неблагоприятных воздействий, способствовать быстрому развитию деревьев. Во многих вузах страны ведется набор на бюджетные места по специальности «Лесное дело». В ходе обучения студенты учатся разрабатывать программы рационального использования лесных угодий, восстановления пострадавших и вырубленных массивов. Специалисты умеют правильно ухаживать за деревьями, обеспечивать для них комплексную защиту. Работая в этом направлении, выпускники вузов проводят инвентаризацию, участвуют в благоустройстве лесопарковых зон в городах и т. д. Поэтому специальность Лесное и лесопарковое хозяйство очень актуальна и нужна в наши дни. Кроме этого такие специальности требуются в службах озеленения городов, в экологических службах, в фирмах и в компаниях по лесозаготовке, помимо чисто заготовительных древесину специальностей.

Новизна программы в том, что она предназначена для ознакомления учащихся с основами лесного и лесопаркового хозяйства, а также воспитания культуры труда. Практическая часть имеет элементы профессиональных проб. Профессиональная проба – это профессиональные испытание, которое моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности. В процессе реализации программы создаётся база для прохождения профессиональной пробы по данной компетенции продвинутого уровня.

Программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования Российской Федерации, Пермского края и МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий».

Программа направлена на развитие у обучающихся универсальных учебных действий, формирование исследовательского типа мышления и профессионально ориентирована на отрасль лесного и лесопаркового хозяйства. Реализация программы предусматривает:

·        Интеллектуальное развитие детей и подростков, их вовлечение в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность;

·        Формирование инновационного, изобретательского стиля мышления, т.е. научить мыслить нестандартно и видеть мир с точки зрения создателя и преобразователя;

·        Помочь определиться с выбором перспективной востребованной специальности.

Цель программы: познакомить учащихся с разными профессиями, связанными с уходом за лесом, посредством организации практико – ориентированной деятельности.

Задачи:

обучающие:

1.                 Познакомить обучающихся с многообразием лесных профессий, их содержанием, характером и условиями труда по конкретным профессиям.

2.                 Познакомить учащихся с местом данной профессии в современной экономике.

3.                 Познакомить учащихся с основами лесоведения, лесовосстановления и охраны леса.

развивающие:

1.                 Формировать навыки решения практических задач.

2.                 Обеспечить пробный опыт реализации «себя в профессии».

3.                 Развивать умения и навыки планировать свою деятельность и работать на результат.

4.                 Развивать коммуникативные умения и навыки самоорганизации.

воспитательные:

1.                 Привлечь внимание школьников и их родителей к актуальным проблемам охраны леса.

2.                 Воспитывать у учащихся социально активную позицию в вопросах выбора профессии.

3.                 Воспитывать культуру общения детей и их коммуникабельность.

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты освоения образовательной программы:

В рамках когнитивного компонента будет сформировано:

·        осознанное отношение учеником целостности окружающего мира;

·        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·        самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободы.

В рамках ценностно-эмоционального компонента будет сформировано:

·        доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

·        основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В рамках деятельностного компонента будет сформировано:

·        умение проведения простых профессиональных работ;

·        умение поиска решения практической задачи;

·        представление о целостности природы;

·        нормы здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы

В результате освоения программы обучающиеся научатся регулятивным универсальным учебным действиям:

·              принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·              самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·              решению проблем творческого и поискового характера;

·              планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·              контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок;

·              понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·              основам познавательной и личностной рефлексии.

В результате освоения программы обучающиеся научатся коммуникативным универсальным учебным действиям:

·              сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

·              интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

·              владеть монологической и диалогической формами речи; выражать и отстаивать свою точку зрения, принимать другую;

·              слушать собеседника и вести диалог;

·              признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·              основам разрешения конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

·              распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате освоения программы обучающиеся научатся познавательным универсальным учебным действиям:

·              осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

·              строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·              основам смыслового чтения, выделяя существенную информацию из текстов разных видов;

·              осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·              строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты освоения курса

Будут знать:

- основы ведения лесоведения и лесоводства;

- основы охраны лесов от пожаров;

- основные методы лесной таксации;

- отличительные особенности разных профессий в лесной отрасли;

- основные термины, применяемые в данных профессиях.

- профессии лесной отрасли;

 - содержание, характер и условия труда в лесной отрасли;

 - требования к личностным и профессиональным качествам специалистов; - теоретические сведения, связанные с той или иной профессией;

 - технологию выполнения профессиональной пробы;

 - правила обеспечения безопасности труда; - инструменты, оборудование, правила их использования.

Будут уметь:

- проводить таксационные работы глазомерно – измерительным методом;

- проводить разработку плана тушения условного очага пожара;

- пользоваться необходимыми инструментами, оборудованием;

- выполнять простейшие операции, измерения, проводить расчеты;

 - выполнять правила техники безопасности, требования гигиены и санитарии;

 - оценивать результаты выполнения профессиональных заданий;

- соотносить индивидуальные особенности с требования профессии.

Особенности организации образовательного процесса

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она имеет профориентационную направленность. Программа содержит оптимальный объем знаний и навыков, необходимых для знакомства учащихся с отдельными профессиями лесной отрасли. Таким образом, программа способствует профориентации и учащимся, проявившим высокую заинтересованность к данной профессии, даёт необходимую базу для поступления в учебные заведения лесной и лесопарковой направленности.

Данная программа практико-ориентированная, все изученное учащиеся могут применять в дальнейшей жизни, что способствует социальной адаптации подростков. Программа дает возможность учащимся любого возраста попробовать свои силы в решение реальных рабочих ситуациях по предложенным профессиям.

Лесному делу можно обучиться:

  • в высшем учебном заведении;
  • в среднем специальном учебном заведении;
  • на особых курсах по лесному делу.

Профессии лесное дело можно обучиться в Пермском государственном аграрно - технологическом университете имени академика Д.Н. Прянишникова, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждение "Кудымкарский лесотехнический техникум".

На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с основами ведения лесного хозяйства, терминологией и профессиями в области лесоведения, лесоводства, таксации и охраны леса. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические занятия по программе связаны с отработкой навыков проведения таксационных работ (измерения высоты, диаметра дерева), решение реальных задач при тушении условных очагов пожара и профилактики лесных пожаров и ухода за лесом. Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает так же внедрение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность.

Выявление способностей учащихся во многом определяется путем наблюдений поведенческой и творческой активности на занятиях.

Образовательная деятельность в рамках программы основывается на следующих педагогических принципах:

1.     Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого к сложному).

2.     Принцип научности. Учет возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста).

3.     Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения).

4.     Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с учащимися необходимых теоретических умений и навыков).

5.     Принцип результативности (в программе указано, что узнает и чему должен научиться каждый учащийся).

6.     Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).

В ходе реализации программы педагогом осуществляется личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 13 - 14 лет, и разработана с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей и потребностей учащихся. Подростковый возрастсамый активный, творческий возраст. Его представители сохраняют детскую непосредственность, но в то же время претендуют на самостоятельность собственных суждений и право голоса. Им свойственно обостренное чувство справедливости. Авторитет старшего по возрасту не всегда легко удержать. Привлекают такие ценности, как компетентность и преданность делу, честность и искренность, доверия и уважение к личности воспитанника. В этом возрасте появляется желание детей расширить кругозор, попробовать себя в различных видах деятельности, заполнить свободное после школьных занятий время и поиск интересного дела.

Состав группы – от 10 до 12 учащихся.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 8 часов.

Формы и режим занятий

Формы обучения: очная или дистанционная форма (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2, Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).

Формы организации занятия:

- коллективная форма: на теоретической части фронтальная работа одновременно со всей группой в едином темпе и с общими задачами;

- групповая форма: на практикумах работа в группах;

- индивидуальная форма: выполнение индивидуальных заданий, решение проблем.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия – 2 часа.

Учебно-тематический план

Наименование  разделов и тем

Всего часов

В т.ч.

Форма  аттестации/  контроля

Теоретических

Практических

1.

Вводное

1

0,5

0,5

Тестирование по ТБ и профориентации.

2.

Техник – таксатор.

2

0,5

1,5

 

3.

Лесной пожарный.

2

0,5

1,5

 

4.

Лесник и лесничий разные профессии.

2

0,5

1,5

 

5.

Итоговое занятие.

1

 

1

Решение контрольных рабочих ситуаций

 

Итого

8

2

6

 

 

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Знакомство с особенностями профессий, связанных с лесом и лесопаркового хозяйства. Краткий обзор истории развития профессии и её роль в современной экономике. Особенности работы по лесным профессиям, требования к кандидатам и знакомство с учебными заведениями в которых можно приобрести данные специальности. Инструктаж по технике безопасности и правила дорожного движения.

2. Тема 1. Техник - таксатор.

Теоретическая часть. Знакомство с историей развития профессии и местом в современной экономике. Особенности профессии. Основы проведения таксационных работ.

Практическая часть. Определение диаметра и высоты деревьев на пробной площади, используя глазомерно-измерительный метод.

3. Тема 2. Лесной пожарной.

Теоретическая часть. Знакомство с историей развития профессии и местом в современной экономике. Особенности профессии. Требования к лесным пожарным.

Практическая часть. Решение условной задачи по карточкам – заданиям, тушение условного очага лесного пожара.

4. Тема 3. Лесник и лесничий разные профессии.

Теоретическая часть. Лесничий, лесник: история профессий. Общая характеристика профессий. Компетенции. Важные качества. Обучение специалистов.

Практическая часть. Практикум по лесоводству.

5. Итоговое занятие.

Выполнение конкретных практических ситуаций по выбранным заданиям.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое сопровождение

Отдельный кабинет с мебелью, соответствующий требованиям СанПиН к учебным аудиториям; магнитно-маркерная доска (при возможности – интерактивная доска); ТСО: компьютер (ноутбук), мультимедиапроектор, принтер, ксерокс.

Информационно-методическое сопровождение

         В содержание программы имеется перечень учебных и дидактических средств, методической литературы для педагогов, учебных фильмов и электронных презентаций.

Кадровые ресурсы

         Наличие педагогов, имеющих опыт, желание и возможности для успешной реализации программы.

2.2 Формы аттестации

Результатом обучения является результативность прохождения серии профессиональных проб, в ходе которых выявляется предрасположенность школьника к определенной профессии лесной отрасли.

2.4. Методические материалы

особенности организации образовательного процесса – очно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия;

методы обучения: (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, мотивация и др.);

формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

формы организации учебного занятия: беседа, профпробы, практическое занятие.

педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, коммуникативная технология обучения, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, и др.;

дидактические материалы и оборудование – раздаточные материалы, инструкционные и технологические карты, коллекции семян и шишек, высотомер, мерная вилка, полномер, ранцевый огнетушитель и т.п.

2.6. Источники информации

1.                 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

2.                 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

3.                 Атрохин В. Г., Кузнецов Г. В. Лесоводство. – М.: Агропромиздат, 1989 г.

4.                 Бобров Р. В. Беседы о лесе. – М.: Молодая гвардия, 1979 г.

5.                 Зорина Т. Г. Школьникам о лесе. – М.: Лесная промышленность, 1971 г.

6.                 Основы лесного хозяйства, таксации леса и охрана природы/Л. Б. Калинина, В. С. Моисеев, И. В. Логвинов. – М.: Агропромиздат, 1985 г.

7.                 Спутник лесника/Ю. А. Беляев, Г. М. Зайцев, О. И. Рожков. – М.: Агропромиздат, 1990 г.

8.                 Тихонов А. С., Прутской А. В. Воспроизводство леса в европейском регионе. – Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2009 г.

9.                 Профессия лесник: где учиться, зарплата, важные качества - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://abcdwork.ru/professii/professiya-lesnik-gde-uchitsya-zarplata-vazhnye-kachestva.html

10.            Как стать лесником: особенности обучения - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/lesnik.html.

11.            Профессия лесничий – описание, обязанности зарплата - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauka.club/karera/professiya-lesnichiy.html.


 

12.              Скачано с www.znanio.ru

Управление образования Администрации г

Управление образования Администрации г

Паспорт программы, модуля:

Паспорт программы, модуля:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Формирование инновационного, изобретательского стиля мышления, т

Формирование инновационного, изобретательского стиля мышления, т

В рамках деятельностного компонента будет сформировано: · умение проведения простых профессиональных работ; · умение поиска решения практической задачи; · представление о целостности природы; · нормы…

В рамках деятельностного компонента будет сформировано: · умение проведения простых профессиональных работ; · умение поиска решения практической задачи; · представление о целостности природы; · нормы…

В результате освоения программы обучающиеся научатся познавательным универсальным учебным действиям: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; · строить…

В результате освоения программы обучающиеся научатся познавательным универсальным учебным действиям: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; · строить…

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она имеет профориентационную направленность

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она имеет профориентационную направленность

Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого к сложному)

Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого к сложному)

Режим занятий : 1 раз в неделю по 2 академических часа

Режим занятий : 1 раз в неделю по 2 академических часа

Теоретическая часть. Лесничий, лесник: история профессий

Теоретическая часть. Лесничий, лесник: история профессий

Источники информации 1.

Источники информации 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2021