Краткосрочный план урока

  • docx
  • 13.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КСП.docx

 

 

Краткосрочный план урока

 

Раздел долгосрочного плана 9.2В Неорганический анализ

 

 

                      Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления города Атырау

Предмет: Химия

ФИО учителя:  Ким Е.Г.

Дата:10.12.21

 

Класс: 9 f

Количество учащихся:

Тема урока

Повторение

Цели обучения

9.4.1.13 составлять план эксперимента по определению состава незнакомого вещества и осуществлять его на практике;

Цели урока

составлять план эксперимента по определению состава незнакомого вещества и осуществлять его на практике;

Критерии оценивания

составляет план эксперимента по определению состава незнакомого вещества и осуществлять его на практике;

Языковые цели

цветное пламя, металлы, растворы металлов, проволока, соединение, литий, натрий, калий, рубидий, кальций, стронций, барий, медь, раствор, темный/светлый синий,

испытывать, предел, выделять, образовать, погружать

Учащиеся могут:

описывать этапы по выполнению эксперимента  по окрашиванию пламени,  правильно произносить термины по данной теме.

Раствор Х окрасил пламя (цвет)

Раствор Х выделил пламя (цвет)

Какого цвета получился раствор? В какой цвет окрасился раствор?

Стронций  окрасил пламя (цвет)

Калий     “          “       “          “        “

Натрий         “          “        “         “         “

Сначала погрузите проволоку в раствор, затем…

Привитие ценностей

Честность взаимооценивание, сотрудничество толерантность, трехъязычие, здоровье, уважение, ответственность и обучение на протяжении всей жизни - выполнение эксперимента. 

Глобальное гражданство

 

 

-в  заданиях (презентация), разделение обязанностей внутри группы, в заданиях на дом.

Предваритель

ные знания

Простые химические реакции (7.2В)

Растворы и растворимость (7.3C)

Ряд активности металлов (8.2А )

Вода (8.4В)

Ход урока

Запланированные этапы урока

0-1 мин

 

 

2-4мин

 

 

 

 

 

 

5-15 мин

 

 

 

16-18 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19-30 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35-38 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запланированная деятельность на уроке 1.Приветствие учителем класса, проверка готовности учащихся к уроку;

2.Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

Мозговой штурм:

Задача 1. Элементы А и В принадлежат к 1 группе, а элемент С к 7 группе. Соединение элементов А и С растворимо в воде и окрашивает пламя в фиолетовый цвет, а соединение В и С имеет белую окраску и нерастворимо ни в воде ни в кислотах, Что представляют собой элементы?

Индивидуальная работа.Задания по PIZA

 

 

 

Вспомнить основные правила составления  теоретической и практической матрицы

Составление плана эксперимента позволяет определять ионы в определенной последовательности. Изначально составляется теоретическая таблица. Количество ячеек в таблице соответствует количеству исследуемых веществ. Например, если исследуются 5 веществ, количество ячеек в горизонтальных и вертикальных строках будет равно пяти. В горизонтальных строках записываются формулы веществ, в вертикальных формулы реактивов. Если в условиях задачи отмечается, что неизвестные вещества должны быть определены без дополнительных реактивов, то в вертикальных и горизонтальных строках пишутся формулы исследуемых веществ. В пересекающиеся ячейки записывают формулы образующихся в результате взаимодействия веществ, указывая условными знаками ↓ – образование осадка, ↑ – образование газа. В случае отсутствия признака реакций ставится знак (–).

Групповая работа

Учащиеся по группам на

Цели обучения:

- составлять план эксперимента по определению катионов и анионов и осуществлять его на практике;

- составлять план эксперимента по определению состава незнакомого вещества и осуществлять его на практике.

В конце урока предоставить ответы для самопроверки учащихся

Ресурсы

 

 

 

 

 

презентация

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение2

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

39-40 мин

 

 

Домашнее задание параграф 5.4. презентация

Рефлексия

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

 

Дифференциация

Вес могут применить основные теоретические знания качественных реакций катионов и анионов

Большинство составляют теоретическую матрицу? Записывают уравнения химических реакций и определяют вещества

Некоторые

Могут проанализировать результаты и обобщить результаты работы

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышления об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

Приложение 1

 

 

 

Задание 1/3  .  Батискаф

Учёные проводив исследование, выяснили что объём лёгких человека в среднем составляет 4-6 литров , и при дыхании человек употребляет приблизительно 1 моль газа в час в сутки. Вычислите, сколько необходимо пероксида натрия для обеспечения кислородом в течение двух суток  для семьи из 4-х человек.  Приведите вычисления, подтверждающие ваш ответ.

Ответ

 

 

 

 

 

 


 Задание 2/3  Обсудите решение данного задания в паре .Выберите оптимальный вариант выполнения задания и предложите способ увеличения кислорода 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 3\3

 Используйте своё

воображение, предложите модель батискафа с усовершенствованиями для увеличения   количества  кислорода, которые были бы инновационными  для погружения на глубину для семьи из 4-х человек .

Опишите кратко каждое из ваших усовершенствований в ячейках, расположенных ниже

 Усовершенствование 1

 


Усовершенствование 2

                                              

Усовершенствование 3

 

 

 

 

   Критерии оценивания:

Задание 1

 Приемлимость  идеи- максимальный бал-2

Задание 2

 Доработка идеи  – максимальный балл -2    

 Задание 3

Выдвижение креативной идеи – максимальный балл -2

 

Ожидаемые ответы   детей:

Задание 1/3:

Ответ 1 Приводит расчет Полностью принимаемый ответ -2 балла

  Х моль                                            192 моль                     

2Na2O2 ( т )+ 2CO2(г)=2Na2CO3(т)+O2(г)

2 моль                                                1 моль

 За сутки 24 моль кислорода, за двое суток  48 моль., на 4 человека .количество  увеличивается в 4 раза -192 моль кислорода.Составляем пропорцию :

 Х Моль Na2O2 -192 моль кислорода

2 моль Na2O2 – 1 моль кислорода               х=384 моль

Вычислим массу пероксида натрия: m = n*M  =384 моль*78 г/моль = 29952 г

 Ответ: 29952 г

 

 Ответ 2 Учащийся может предложить другой вариант решения данной задачи частично принимаемый ответ -1 балл

Непринимаемый ответ, если отсутствует решение задачи -0 баллов

Задание 2/3

 Ответ 1 Предложить расчеты получения кислорода из перманганат натрия, хлорат калия и др.  веществ. Полностью принимаемые ответы -2 балла

Ответ 2 Можно заменить пероксид натрия на перманганат натрия, хлорат калия и др.  вещества, из которых можно получить кислород частично принимаемый ответ -1 балл

Ответ 3 Принимается любой другой способ получения кислорода  в пользу  ученика

Непринимаемый ответ, если  не раскрывает ответ задания  -0 баллов

 

  Задание 3/3

  Ответ 1 Усовершенствование 1-   присоединить дополнительный баллон с пероксидом натрия Полностью принимаемые ответы -2 балла

Ответ 2 Усовершенствование2- установка своеобразных ингаляторов ,вырабатывающих кислород частично принимаемый ответ -1 балл

Ответ 3   Усовершенствование 3-  применение  установок на батискафе , когда за счет тока , кислород будет производится из воды

Непринимаемый ответ, если  не раскрывает ответ задания  -0 баллов

 

 

Приложение 2

Правила составления теоретической и практической матриц неизвестного неорганического вещества

Составление плана эксперимента позволяет определять ионы в определенной последовательности. Изначально составляется теоретическая таблица. Количество ячеек в таблице соответствует количеству исследуемых веществ. Например, если исследуются 5 веществ, количество ячеек в горизонтальных и вертикальных строках будет равно пяти. В горизонтальных строках записываются формулы веществ, в вертикальных – формулы реактивов. Если в условиях задачи отмечается, что неизвестные вещества должны быть определены без дополнительных реактивов, то в вертикальных и горизонтальных строках пишутся формулы исследуемых веществ. В пересекающиеся ячейки записывают формулы образующихся в результате взаимодействия веществ, указывая условными знаками ↓ – образование осадка, ↑ – образование газа. В случае отсутствия признака реакций ставится знак (–).

I Составление матрицы с известными  реагентами

Примеры составления практической и теоретической матрицы

Вам дано четыре водных растворов Na2SO4, CuCl2, K2СО3, ВаSiO3.

1.1.Определите в какой из пробирок находиться вещества Х, У, Z, F, на основании признаков продуктов реакции.

Для этого составляется теоретическая таблица с предложенными веществами. Определяют продукты каждого неизвестного вещества с реагентами, в конце таблицы указывают число осадков и газов, которое необходимо  вещество при определении веществ по практической матрице и записи уравнений химических реакций.

 

Таблица 1. Теоретическая матрица.

Реагенты и признаки

Неизвестные вещества

Число осадков и газов

Na2SO4

CuCl2

K2СО3

ВаSiO3

BaCl2

Белый осадок

(BaSO4)

-

Белый осадок

(Ba СО3)

2

HCl

-

-

 CO2

Определение силикат иона SiO32- ;

Белый студенистый осадок (Н2SiO3)

1

NaOH

-

Голубой осадок u(OH)2)

-

-

1

Цвет пламени

Желтый (Na+)

Зеленый (Cu2+)

Фиолетовый  (К+)

Желто-зеленый (Ва2+)

 

 

Таблица 2. Практическая матрица.

 

1.      Неизвестные  вещества определяются путем сравнения с теоретической матрицей по количеству образованных осадков,выделенных газов, а по  цвету пламени можно определить катионы металлов, по групповым реагентам определить анион, входящий в  соединение.

Реагенты и признаки

Неизвестные вещества

Число осадков и газов

Х

У

Z

F

BaCl2

Белый осадок

-

Белый осадок

-

2

HCl

-

-

Газ

Белый студенистый осадок

1

NaOH

-

Голубой осадок

-

-

1

Цвет пламени

желтый

зеленый

Фиолетовый

Желто-зеленый

 

 

Сравнивая теоретическую и практическую матрицы приходим к выводу, что вещества:

Х –Na2SO4Y – CuCl2; Z – K2СО3, F ВаSiO3

II  Составление матрицы с неизвестными веществами без применения других  реагентов

2.1 Составление теоретической матрицы

ВаСl2

AgNO3

Na2CO3

KOH

НCl

Al(NO3)3

Выводы

ВаСl2

Х

-

-

-

AgNO3

Х

-

-

Na2CO3

Х

-

-

 

KOH

-

-

-

Х

-

НCl

-

-

Х

-

 

Al(NO3)3

-

-

-

-

Х

1

Выводы

 

 

1

 

В конце таблицы указывают число осадков и газов, которое необходимо  вещество при определении веществ по практической матрице и записи уравнений химических реакций.

 

 

 

 

 

 

2.2 Практическая матрица

А

В

С

D

F

H

Выводы

А

Х

-

-

-

B

Х

-

-

C

Х

-

-

 

D

-

-

-

Х

-

F

-

-

Х

-

 

H

-

-

-

-

Х

1

Выводы

 

 

1

Неизвестные  вещества определяются путем сравнения с теоретической матрицей по количеству образованных осадков, выделенных газов.

Необходимо обратить внимание на количество осадков и образующихся газов для определения неизвестного вещества.

Согласно данной таблицы веществами являются А - ВаСl2, В - AgNO3, С - Na2CO3, D KOH, FНCl, H- Al(NO3)3

 

 

 

 

Приложение 3

Самопроверка учащимися

1 группа

Сначала во все пробирки наливается раствор соляной кислоты. В пробирке с карбонатом калия выделяется газ 2Н+ (водн.) + CO32- (водн.) = СО2(г) + Н2О(водн.)

В пробирке с нитратом серебра образуется осадок белого цвета. Ag+ (водн.)+ Cl- (р-р.) = AgCl(тв) реакция между сульфатом натрия и хлоридом аммония не протекает. Для определения этих двух веществ используется растворимая в воде соль бария.

 В пробирке с сульфатом натрия образуется белый осадок, реакция с хлоридом аммония не протекает.

 

2 группа

Сначала во все пробирки наливается раствор соляной кислоты. В пробирке с карбонатом калия выделяется газ 2Н+ (водн.) + CO32- (водн.) = СО2(г) + Н2О(водн)

 

3 группа

Во время эксперимента заполняется практическая таблица. Необходимо сравнить две таблицы и сделать вывод. Согласно экспериментальной таблице вещество, образующее два осадка, - это Ba(NO3 )2 , вещество, образующее два осадка и два газа, - Na2CO3 , вещество, образующее при взаимодействии с одним и тем же веществом как осадок, так и газ, - AlCl3 , вещество, образующее только один осадок, - K2SO4 , вещество, образующее только одно вещество, – HCl.

 

4 группа

Сравнение с практической таблицей. Согласно практической таблице в случае образования трех осадков белого цвета в пробирке находится AgNO3 , в случае образования двух осадков, одного газа - Na2CO3 , в случае образования одного газа - HNO3 . Для определения данных веществ можно использовать реактивы AgNO3 или Na2CO3 . При взаимодействии нитрата серебра с хлоридом натрия образуется белый осадок, а при взаимодействии BaCl2 с карбонатом натрия образуется осадок. В выводах указываются номер пробирки и соответствующее ему название вещества.

5. При взаимодействии с соляной кислотой раствор нитрата серебра образует осадок белого цвета, при добавлении в раствор карбоната натрия выделяется газ. Нитрат калия не взаимодействует с раствором соляной кислоты.

 

 

Качественные реакции на анионы.

Анион

Воздействие или реактив

Признак реакции.

Уравнение реакции

SO42-

Ba2+

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах:

Ba2+ + SO42- = BaSO4↓

NO3−

1) Добавить H2SO4 (конц.) и Cu, нагреть

 

2) Смесь H2SO4 + FeSO4

1) Образование раствора синего цвета, содержащего ионы Cu2+, выделение газа бурого цвета (NO2)

2) Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) [Fe(H2O)5NO]2+. Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)

PO43-

Ag+

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде:

3Ag+ + PO43- = Ag3PO4↓

CrO42-

Ba2+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCl:

Ba2+ + CrO42- = BaCrO4↓

S2-

Pb2+

Выпадение черного осадка:

Pb2+ + S2- = PbS↓

CO32-

1) Ca2+


 


 

2) H+

1) Выпадение белого осадка, растворимого в кислотах:

Ca2+ + CO32- = CaCO3↓

2) Выделение бесцветного газа («вскипание»), вызывающее помутнение известковой воды:

CO32- + 2H+ = CO2↑ + H2O

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

CO2

   Известковая вода Ca(OH)2

Выпадение белого осадка и его растворение при дальнейшем пропускании CO2:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2

SO32-

H+

Выделение газа SO2 с характерным резким запахом (SO2):

2H+ + SO32- = H2O + SO2↑

F−

Ca2+

Выпадение белого осадка:

Ca2+ + 2F− = CaF2↓

Cl−

Ag+

Выпадение белого творожистого осадка, не растворимого в HNO3, но растворимого в NH3·H2O(конц.):

Ag+ + Cl− = AgCl↓

AgCl + 2(NH3·H2O) = [Ag(NH3)+ + Cl− + 2H2O

Br−

Ag+

Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HNO3:

Ag+ + Br− = AgBr↓

(осадок темнеет на свету)

I−

Ag+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO3 и NH3·H2O(конц.):

Ag+ + I− = AgI↓

(осадок темнеет на свету)

OH−

(щелочная среда)

Индикаторы:

— лакмус

—  фенолфталеин

 

— синее окрашивание

— малиновое окрашивание

 


 

Скачано с www.znanio.ru