Краткосрочный план урока физики на тему "Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Плоские и сферические зеркала. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение"

  • docx
  • 04.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тихоненко С.А. Краткосрочный план урока.docx

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного планирования:

11.1 Геометрическая оптика

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Дата: 21.05.2021

Ф.И.О. преподавателя: Тихоненко Светлана Анатольевна

Класс: 11

Присутствовали:

Отсутствовали:

Тема урока:

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Плоские и сферические зеркала.

Закон преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Цели обучения, достигаемые на этом уроке:

11.6.2.1 – объяснять закон отражения света с помощью принципа Гюйгенса.

11.6.2.2 – строить ход лучей в сферических зеркалах и применять формулы сферического зеркала при решении задач.

11.6.2.3 – объяснять закон преломления света с помощью принципа Гюйгенса.

11.6.2.4 – объяснять преимущества оптоволоконной технологии при передаче световых сигналов.

Цель урока:

Все:

- формулируют и объясняют: принцип Гюйгенса, закон отражения света, закон преломления света, понятия плоского и сферического зеркала, полного внутреннего отражения света;

- приводят примеры указанных явлений из повседневной жизни.

Большинство к концу урока:

- применяют законы отражения и преломления света при решении задач;

- выполняют построение хода лучей в плоских и сферических зеркалах.

Некоторые:  

- объясняют преимущества оптоволоконной технологии при передаче световых сигналов.

Критерии оценивания:

- владеют знаниями терминологии по данной теме;

- определяют по чертежу лучи падающий, отраженный, преломленный;

- объясняют с помощью принципа Гюйгенса законы отражения и преломления света;

- строят ход лучей  при отражении и преломлении света;

- выполняют построения в плоских и сферических зеркалах;

- применяют формулы законов отражения и преломления света при решении задач.

Языковые задачи:

Лексика и терминология, специфичная для предмета: свет, луч, волна, принцип Гюйгенса, угол падения, угол отражения, угол преломления, падающий луч, отраженный луч, преломленный луч, полное внутреннее отражение, плоское зеркало, сферическое зеркало.

Воспитание ценностей:

Общенациональные идеи «Мәңгіліқ Ел»:

№2. Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.

№4. Экономический рост на основе индустриализации и инновации.

Межпредметная связь:

Математика, черчение.

Предыдущие знания:

Механические волны

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированные на урок:

Ресурсы:

Начало урока

7-10 мин

1.      Организационный момент.

2.      Психологический настрой «Пожелание».

 

3.      Деление на группы «Физические приборы, величины, размерность».

 

4.      Получение путевых листов с видами оценивания на каждом этапе урока.

 

5.      Актуализация знаний

G: Предлагается провести эксперимент в зависимости от предложенного оборудования и объяснить наблюдаемые физические явления, опираясь на имеющиеся знания. Демонстрация экспериментов (по 2 на каждую группу).

 

 

ФО: похвала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выход на тему урока и постановка целей урока.

G: Метод «Мозговой штурм» - обучающимся задается вопрос: Как вы думаете, что объединяет данные эксперименты? Какова тема нашего урока? Каковы цели урока?

ФО: похвала

Музыкальное сопровождение, свеча

Карточки с изображением приборов и тд.

Раздаточный материал. Таблица.

 

Набор 1: зеркало, свеча.

Набор 2: стакан с водой, ложка, карандаш.

Набор 3: Зеркало, фонарик.

Набор 4: стакан с водой, бумага с нарисованными стрелками.

Набор 5: монета, блюдце с водой.

Набор 6: монета, стакан с водой.

Презентация.

Слайды 1.2.3

Середина урока

75 мин

Изучение новой темы.

Сообщение студента: опережающее задание студенту подготовить краткое сообщение «Принцип Гюйгенса».

ФО: похвала

Учитель в форме интерактивной лекции проводит объяснение нового материала.

I.                   Обучающиеся составляют ОК.

https://xn--b1agatbqgjneo2i.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/04/%D1%8411%D1%8215.jpg

 

Физминутка «Гимнастика для глаз».

 

Просмотр видеофрагмента: «Полное внутреннее отражение света».

 

 

G: Ромашка Блума. «Тонкий» и «толстый» вопрос соседней команде по сегодняшнему уроку, по видеофрагменту.

 

ФО: похвала

 

 

 

 

 

I:Метод Инсерт «Плоские и сферические зеркала».

G: Кластер «Плоские и сферические зеркала».

Защита кластера.

 

 

Закрепление знаний.

I: Выполнение теста по вариантам (2 варианта/ по 5 вопросов).

Тест к уроку. Вариант 1.

1. Угол падения луча на зеркало 600 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300; Б) 600; В) 900; Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 300, и 450. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150; Б) 300; В) 450; Г) 750.

3. Углом падения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;

Г) …угол, между падающим лучом света и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 300. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300; Б) 900; В) 600; Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

 

1 2 3 4

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.

 

Вариант 2.

1. Угол падения луча на зеркало 300 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300; Б) 600; В) 900; Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 400, и 550. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150; Б) 300; В) 450; Г) 750.

3. Углом отражения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;

Г) …угол между падающим и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 600. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300; Б) 400; В) 800; Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

 

1 2 3 4

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.

 

W: Взаимопроверка (используется ключ).

ФО: похвала

 

G: Метод Метод Джигсо Решение разноуровневых задач (дифференциация).

Задача 1. Солнечный свет падает на поверхность воды в сосуде. Каковы углы падения и преломления, если угол отражения 30.

Задача 2. Луч света переходит из воды в стекло. Угол падения равен 600. Найти угол преломления.

Задача 3. Луч света падает на стеклянную пластинку с плоскопараллельными гранями под углом 45 . Толщина пластины 3см, показатель преломления стекла 1,5. Насколько сместится луч в результате прохождения через пластинку?

ФО: похвала

 

W. Синквейн – тема – выбор группы

 

ФО: похвала

 

 

Презентация.

Слайды 4, 5.

 

Презентация.

Слайды 6-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация 2.

https://yandex.kz/video/preview/?filmId=14134218919173873928&from=tabbar&text=полное+внутреннее+отражение

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

Ватман, маркеры, стикеры

 

Раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация.

Слайд 14.

 

Раздаточный материал

Презентация. Слайды 15-18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация. Слайд 19, 20.

 

Конец урока

5 мин

Домашнее задание: § 38, 39; стр 204 упр. 17 №2, 8, 10. Упр.18 № 2, 5, 6. (Задачи разного уровня сложности).

Диаграмма Венна «Законы отражения и преломления света»

Подготовить сообщение на тему: «Применение оптоволоконной технологии при передаче световых сигналов».

Обратная связь и рефлексия

I: «Две звезды и желание». Учащимся предлагается назвать два момента, которые у них получились хорошо в процессе урока. И предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

учебник

Физика 1-часть ЕМ, Тұяқбаев С.Т., Мектеп, 2020

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности.

Дифференциация на уроке началась с постановки целей урока.

Учащимся предложены дифференцированные задания на каждом этапе урока.

Домашнее задание дифференцируется по степени сложности подобранных задач.

ФО: похвала, самооценивание, взаимооценивание по образцу, оценивание учителя по критериям.

1.      Психологический настрой на урок.

2.      Физминутка.

3.      Деление на группы.

4.      Техника безопасности в кабинете физики.

Приложение

Физика 11 класс

Раздел:

Тема:

Геометрическая оптика.

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Плоские и сферические зеркала.

Закон преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Цели обучения:

11.6.2.1 – объяснять закон отражения света с помощью принципа Гюйгенса.

11.6.2.2 – строить ход лучей в сферических зеркалах и применять формулы сферического зеркала при решении задач.

11.6.2.3 – объяснять закон преломления света с помощью принципа Гюйгенса.

11.6.2.4 – объяснять преимущества оптоволоконной технологии при передаче световых сигналов.

Уровни навыков мышления

Знание, понимание, применение, навыки высокого порядка

Критерии оценивания

- владеют знаниями терминологии по данной теме;

- определяют по чертежу лучи падающий, отраженный, преломленный;

- объясняют с помощью принципа Гюйгенса законы отражения и преломления света;

- строят ход лучей  при отражении и преломлении света;

- выполняют построения в плоских и сферических зеркалах;

- применяют формулы законов отражения и преломления света при решении задач.

Задания

Выполнение теста по вариантам (2 варианта/ по 5 вопросов).

Тест к уроку. Вариант 1.

1. Угол падения луча на зеркало 600 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300; Б) 600; В) 900; Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 300, и 450. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150; Б) 300; В) 450; Г) 750.

3. Углом падения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;

Г) …угол, между падающим лучом света и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 300. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300; Б) 900; В) 600; Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

 

1 2 3 4

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.

 

Вариант 2.

1. Угол падения луча на зеркало 300 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300; Б) 600; В) 900; Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 400, и 550. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150; Б) 300; В) 450; Г) 750.

3. Углом отражения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;

Г) …угол между падающим и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 600. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300; Б) 400; В) 800; Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

 

1 2 3 4

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.

 

Критерии

Дескрипторы

Понимание понятий угол падения, угол отражения.

Применение законов отражения света при решении задач

1.      Определяют угол падения, угол отражения.

2.      Производят расчеты на нахождение угла падения, угла отражения.

3.      Выполняют расчеты в задачах, где задаётся комбинация падающих/отраженных лучей.

4.      Умеют выполнять построения падающего, отраженного лучей.

Задача 1. Солнечный свет падает на поверхность воды в сосуде. Каковы углы падения и преломления, если угол отражения 30.

Задача 2. Луч света переходит из воды в стекло. Угол падения равен 600. Найти угол преломления.

Задача 3. Луч света падает на стеклянную пластинку с плоскопараллельными гранями под углом 45 . Толщина пластины 3см, показатель преломления стекла 1,5. Насколько сместится луч в результате прохождения через пластинку?

Критерии

Дескрипторы

Понимание понятий угол падения, угол преломления.

Применение законов преломления света при решении задач

1.      Определяют угол падения, угол преломления.

2.      Производят расчеты на нахождение угла падения, угла преломления.

3.      Выполняют расчеты в задачах, где применяются более сложные математические преобразования на основе физических знаний.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru